МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Спецхранение музейных предметов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузей в современном мире
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_МООКПН-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 69
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 69 69 69 69
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент, Абрамова Ю.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Спецхранение музейных предметов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование компетенций студентов в сфере комплектования, атрибуции, хранения музейных предметов.
Задачи курса:
-осветить вопросы теории и практики хранения музейных предметов;
-освоение основных положений государственного регулирования и контроля в области хранения музейных предметов;
-выявление всех видов работ, связанных с учетом и хранением музейных предметов, подлежащих специальному хранению.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способность применять в профессиональной деятельности методы комплектования, хранения и презентации музейных предметов
ПК-1.1 Знать направления, источники и способы текущего и перспективного комплектования фондов музея
ПК-1.2 Знать положения основных документов по текущему и перспективному комплектованию
ПК-1.3 Уметь применять методы текущего и перспективного комплектования с учетом профиля и концепции развития музея
ПК-1.4 Уметь определять задачи комплектования в соответствии с профилем музея и его потребностями
ПК-1.5 Владеть навыками составления концепции текущего и перспективного комплектования музея
ПК-1.6 Владеть навыками ведения музейной документации, связанной с текущим и перспективным комплектованием музея
ПК-2Способность осуществлять атрибуцию и экспертизу различных категорий музейных предметов
ПК-2.1 Знать разновидности музейных предметов и их специфику
ПК-2.2 Знать методику атрибуции и экспертизы музейных предметов
ПК-2.3 Уметь оценить ценность музейного предмета, степень его сохранности и т.д.
ПК-2.4 Владеть практическими навыками работы с музейными предметами, объектами культурного и природного наследия
ПК-2.5 Владеть методикой атрибуции предметов музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия
ПК-3Способность выполнять все виды работ, связанных с учетом музейных коллекций
ПК-3.1 Знать российское законодательство в области учета, хранения и научного описания музейных фондов, объектов культурного наследия
ПК-3.2 Знать основы составления справочного аппарата, компьютерных баз данных музейных предметов и объектов культурного и природного наследия
ПК-3.3 Знать условия хранения, маркировки, страхования музейных предметов и музейных коллекций разных видов
ПК-3.4 Знать права и обязанности сотрудников, отвечающих за учет и хранение музейных предметов и музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия
ПК-3.5 Уметь создавать научные описания музейных предметов разных видов в объеме книги поступлений и научного инвентаря
ПК-3.6 Уметь создавать научные описания объектов культурного и природного наследия в объеме реестра памятников изучаемой территории и формированиягосударственного кадастра
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать:
-терминологическую базу в области хранения в музее;
-методы комплектования музейного собрания;
-основные элементы атрибуции музейных предметов, подлежащих специальному хранению.
3.2.Уметь:
3.2.1.-ориентироваться в требованиях, предъявляемых к хранению музейных предметов;
-применять принципы комплектования и учета, обеспечивающих физическую сохранность музейных предметов;
-выполнять работу по текущему комплектованию и хранению музейных предметов, подлежащих специальному хранению.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-теорией фондовой работы, комплектования и хранения музейных предметов, подлежащих специальных хранению;
-технологиями атрибуции и хранения музейных коллекций;
-принципами организации хранения музейных предметов в экспозиции, на выставках.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Хранение музейных предметов: цель и задачи
1.1. Задачи хранения музейных предметов и коллекций в современных музеях Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1
1.2. Задачи консервации и реставрации музейных предметов и система хранения музейных фондов Сам. работа 6 10 Л2.1, Л1.1
1.3. Режимы хранения музейных предметов, подлежащих специальному хранению: общая характеристика Практические 6 8 Л2.1, Л1.1
1.4. Режимы хранения музейных предметов, подлежащих специальному хранению: общая характеристика Сам. работа 6 10 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Хранение музейных предметов и коллекций в музеях России
2.1. Хранение музейных предметов по виду материала: дерево, металл, керамика Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Хранение музейных предметов по виду материала: дерево, металл, керамика Практические 6 6 Л2.1, Л1.1
2.3. Хранение музейных предметов из драгоценных металлов Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
2.4. Хранение музейных предметов из драгоценных металлов Практические 6 6 Л2.1, Л1.1
2.5. Хранение музейных предметов из драгоценных металлов Сам. работа 6 15 Л2.1, Л1.1
2.6. Хранение оружия в фондовом собрании музеев Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
2.7. Хранение оружия в фондовом собрании музеев Сам. работа 6 16 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Особенности спецхранения музейных предметов в экспозиции
3.1. Комплексная система хранения экспонатов. Требования к размещению музейных предметов Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1
3.2. Комплексная система хранения экспонатов. Требования к размещению музейных предметов Практические 6 8 Л2.1, Л1.1
3.3. Хранение музейных предметов из драгоценных металлов в экспозиции Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
3.4. Хранение музейных предметов из драгоценных металлов в экспозиции Сам. работа 6 10 Л2.1, Л1.1
3.5. Хранение оружия в музейных экспозициях Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
3.6. Хранение оружия в музейных экспозициях Практические 6 2 Л2.1, Л1.1
3.7. Хранение оружия в музейных экспозициях Сам. работа 6 8 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Экзамен по дисциплине

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Режимы хранения музейных предметов.
2. Температурно-влажностный режим, световой и биологический режимы хранения музейных предметов.
3. Защита предметов от механических повреждений.
4. Комплексная система хранения музейных фондов.
5. Техническое оснащение музеев (фондохранилища) в г. Барнауле.

Основные факторы сохранения музейных предметов: общая характеристика
Цель и задачи хранения музейных предметов
Хранилища коллекций по виду материала: дерево, ткань, металл, керамика
Хранилища письменных и изобразительных памятников
Хранение кино-фото-фонодокументов в музеях
Хранение драгоценных металлов и камней, орденов и медалей в музеях
Хранение оружия в музеях
Открытое хранение: основные правила
Сейфы, шкафы, стеллажи, полки в музейном хранилище
Служебные помещения хранителей и научных сотрудников
Учетная музейная документация и хранение музейных предметов
Основные правила хранения предметов, подлежащих специальному хранению
Музейные фондохранилища: режимы и условия спецхрванения музейных предметов
Защита музейных в экстремальных ситуациях
Комплексная система хранения экспонатов. Требования к размещению музейных предметов.
Упаковка и транспортировка музейных предметов.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не запланированы
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Основные факторы сохранения музейных предметов: общая характеристика
Цель и задачи хранения музейных предметов
Хранилища коллекций по виду материала: дерево, ткань, металл, керамика
Хранилища письменных и изобразительных памятников
Хранение кино-фото-фонодокументов в музеях
Хранение драгоценных металлов и камней, орденов и медалей в музеях
Хранение оружия в музеях
Открытое хранение: основные правила
Сейфы, шкафы, стеллажи, полки в музейном хранилище
Служебные помещения хранителей и научных сотрудников
Учетная музейная документация и хранение музейных предметов
Основные правила хранения предметов, подлежащих специальному хранению
Музейные фондохранилища: режимы и условия спецхрванения музейных предметов
Защита музейных в экстремальных ситуациях
Комплексная система хранения экспонатов. Требования к размещению музейных предметов.
Упаковка и транспортировка музейных предметов.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. Г. Гребенникова Консервация, реставрация и использование объектов культурного и природного наследия: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. А. Тишкин, Т. Г. Гребенникова Основы музеологии: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Культура.РФ – гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России www.culture.ru
Э2 Государственный каталог Музейного фонда Российского Федерации goskatalog.ru
Э3 Спецхранение музейных предметов и коллекций portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Спецхранение музейных предметов» ориентирован на развитие и совершенствование у обучающихся профессиональных компетенций, овладение которыми необходимо для успешной самореализации в будущей профессиональной деятельности.
При изучении объемного по содержанию курса «Спецхранение музейных предметов» необходимо, ознакомившись с терминологией и периодизацией, осваивать материал, структурируя его по эпохам и культурам. Для этого необходимо пользоваться программой курса, в которой имеется деление по разделам и темам с соответствующим распределением литературы и электронных ресурсов. Необходимо уяснить содержание понятий, необходимых для изучения содержания курса (культура, материальная и духовная культура, период, традиция, наука, идеология, религия, мифология, культурные универсалии, музей, культурный ареал и др.).
В рамках каждого из четырех разделов курса осваиваются установленные компетенции. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект.
В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Лекционные занятия выстроены таким образом, чтобы студенты научились воспринимать и самостоятельно составлять историко-культурную характеристику регионов мира для определенной исторической эпохи, выявлять и анализировать сведения о достижениях и деятелях в истории мировой культуры. На практических занятиях и в рамках самостоятельной работы студенты овладевают навыками применения современных подходов к изучению истории мировой культуры и навыками представлять сведения о достижениях и деятелях мировой культуры в различных формах.
На практических занятиях студенты изучают и анализируют источники, смотрят видео фильмы, представляют сообщения, письменные работы, доклады-презентации, подготовленные в рамках заданий-кейсов. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в
лекциях, основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Могут быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. При подготовке к практическим занятиям и ответах на них необходимо знать историко-географические характеристики изучаемой культуры, хронологические рамки, выдающихся деятелей и достижения культуры в соответствии с планом занятия, особенности культурного развития региона в рассматриваемый период.
Большое внимание в курсе уделяется персоналиям, которые внесли значительный вклад в становление, эволюцию и сохранение мировой культуры (императоры и другие государственные деятели, ученые, писатели и поэты, художники и архитекторы, композиторы, актеры и др.).
При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки.
При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.При подготовке практических заданий следует использовать дополнительную литературу. При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.
После каждого раздела выполняется итоговое тестирование или практическое задание.