МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и техника произведений искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузей в современном мире
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_МООКПН-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 97
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 97 97 97 97
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тишкина Татьяна Владимировна, Гребенникова Татьяна Геннадьевна

Рецензент(ы):
канд. культурологии, доцент, Шорина Дарина Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
История и техника произведений искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.познакомить студентов с историей развития и основными разновидностями технологий производства произведений искусства

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способность осуществлять атрибуцию и экспертизу различных категорий музейных предметов
ПК-2.1 Знать разновидности музейных предметов и их специфику
ПК-2.2 Знать методику атрибуции и экспертизы музейных предметов
ПК-2.3 Уметь оценить ценность музейного предмета, степень его сохранности и т.д.
ПК-2.4 Владеть практическими навыками работы с музейными предметами, объектами культурного и природного наследия
ПК-2.5 Владеть методикой атрибуции предметов музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- разновидности музейных предметов и их специфику
3.2.Уметь:
3.2.1.- по характерным признакам определять технологии изготовления и декорирования произведений искусства
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- практическими навыками работы с музейными предметами

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История декоративно-прикладного искусства: художественные промыслы и ремесла.
1.1. Историография, цель, задачи, основные понятия и проблематика курса. Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Древнее ремесло: принципы изучения древних материалов и технологий. Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Древнее ремесло: принципы изучения древних материалов и технологий. Сам. работа 8 6 Л2.1, Л1.1
1.4. История русского народного искусства Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
1.5. История русского народного искусства. Сам. работа 8 6 Л2.1, Л1.1
1.6. Народное искусство России как неотъемлемая часть культуры русского народа. Сам. работа 8 8 Л2.1, Л1.1
1.7. Народное искусство России как неотъемлемая часть культуры русского народа. Практические 8 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Техника и технология изготовления изделий декоративно-прикладного искусства.
2.1. Технология изготовления изделий из камня. Лекции 8 4 Л2.1, Л1.1
2.2. История ювелирного дела.Драгоценные камни как материал для изготовления произведений искуства. Сам. работа 8 8 Л2.1, Л1.1
2.3. Драгоценные камни как материал для изготовления произведений искусства. Практические 8 4 Л2.1, Л1.1
2.4. История и технология изготовления предметов искусства из металла. Лекции 8 4 Л2.1, Л1.1
2.5. История и технология изготовления предметов искусства из металла. Сам. работа 8 8 Л2.1, Л1.1
2.6. История и технология изготовления предметов искусства из металла. Практические 8 4 Л2.1, Л1.1
2.7. Полихромный стиль в искусстве. Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
2.8. Полихромный стиль в искусстве. Сам. работа 8 8 Л2.1, Л1.1
2.9. Полихромный стиль в искусстве. Практические 8 2 Л2.1, Л1.1
2.10. Технология изготовления изделий из дерева. Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
2.11. Технология изготовления изделий из дерева. Сам. работа 8 8 Л2.1, Л1.1
2.12. Технология изготовления изделий из дерева. Практические 8 2 Л2.1, Л1.1
2.13. Технология изготовления изделий с кистевой росписью. Сам. работа 8 11 Л2.1, Л1.1
2.14. Технология изготовления изделий с кистевой росписью. Практические 8 4 Л2.1, Л1.1
2.15. История и технология изготовления керамических изделий. Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
2.16. История и технология изготовления керамических изделий. Сам. работа 8 8 Л2.1, Л1.1
2.17. История и технология изготовления керамических изделий. Практические 8 4 Л2.1, Л1.1
2.18. История и технология изготовления текстильных изделий. Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
2.19. История и технология изготовления текстильных изделий. Сам. работа 8 10 Л2.1, Л1.1
2.20. История и технология изготовления текстильных изделий. Практические 8 4 Л2.1, Л1.1
2.21. Технология изготовления изделий из кости и рога. Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
2.22. Технология изготовления изделий из кости и рога. Сам. работа 8 8 Л2.1, Л1.1
2.23. Технология изготовления изделий из кости и рога. Практические 8 2 Л2.1, Л1.1
2.24. Технология изготовления изделий из кожи. Сам. работа 8 8 Л2.1, Л1.1
2.25. Технология изготовления изделий из кожи. Практические 8 2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способность осуществлять атрибуцию и экспертизу различных категорий музейных предметов.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Появление хохломской росписи часто связывают с:
1. никонианами
2. староообрядцами
3. мордвой
Ответ: 2.

2. Основа под лаковую миниатюру выполняется из …
1. металла
2. стекла
3. папье-маше
Ответ: 3.

3. Кабошон – это …
1. камень без огранки, скругленный
2. ограненный камень
3. тип огранки
Ответ: 3.

4. Начиная с XVIII в. популярным камнем становится…
1. бриллиант
2. Аквамарин
3. изумруд
Ответ: 1.

5. Литье – это …
1. вытягивание металла в тонкую проволоку
2. заливка металла в специальные формы
3. деформирование металла в специальных формах
Ответ: 2.

6. Городецкая роспись возникла на базе старинного промысла, объединявшего жителей нижегородских деревень, расположенных на реке:
1. Узоле
2. Кержанце
3. Клязьме
Ответ: 1.

7. Материалом для производства изделий служит береста, заготовленная во время сокодвижения в:
1. мае – июне
2. апреле- мае
3. августе – сентябре
Ответ: 1.

8. Для изготовления художественных изделий из дерева применяемая древесина не должна быть влажностью выше:
1. 20-30%
2. 40-50%
3. 8-12%
Ответ: 3.

9. В селе Семине Ковернинского района Горьковской области находится фабрика:
1. «Жестовский художник»
2. «Хохломской художник»
3. «Гжельский художник»
Ответ: 2.

10. Изделия, получаемые из пластичной огнеупорной глины, каолина, полевого шпата, кварца:
1. Фаянсовые
2. Фарфоровые
3. Керамические
Ответ: 2.

11. Какая область занимает первое место по выпуску кружев в России:
1. Архангельская
2. Вологодская
3. Оренбургская
Ответ: 2.

12. Богородские мастера особенно любят изображать:
1. Медведя
2. Белку
3. Лису
Ответ: 1.

13. В 1900 г. матрешка демонстрировалась на выставке в:
1. Лондоне
2. Берлине
3. Париже
Ответ: 3.

14. Жестово знамменито своими:
1. Кружками
2. Тарелками
3. Подносами
Ответ: 3.

15. С каким искусством связаны палехские шкатулки:
1. портреты
2. иконопись
3. натюрмотры
Ответ: 2.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
- «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Развитие отечественного керамического производства началось в:
Ответ: 1740 г.
2. Производственное художественное объединение «Хохломская роспись» находится в Горьковской области в городе
Ответ: Семенове.
3. Для плетения сцепных кружев применяют:
Ответ: коклюшки.
4. На период XVII-XVIII вв. основным занятием целых деревень и районов в России становится:
Ответ: ремесленное дело.
5. Продукт, который остается после первичной обработки льна и других лубяных волокон, — это:
Ответ: солома
6. Разживка белилами создавала впечатление ____________________ изделий.
Ответ: объёмности.
7. В селе Семине Ковернинского района Горьковской области находится фабрика:
Ответ: «Хохломской художник».
8. Время расцвета русского фарфора:
Ответ: конец XVIII — начало XIX вв.
9. Для художественного оформления быта человека, т.е. среды его обитания, жилого и общественного интерьера, костюма служит ____________________ искусство.
Ответ: декоративно-прикладное.
10. Расписную посуду из древесины изготовляли народные мастера, проживающие по берегам двух рек
Ответ: Керженец и Узол.
11. В помещении, где находятся художественные кружевные изделия должна поддерживаться температура от:
Ответ: 10 до 18°С.
12. Вопрос 54. Первоначально производством изделий лаковой миниатюры занимались близ Москвы, в селе
Ответ: Данилове.
13. Последняя просушка хохломских изделий в печи при температуре 60-70°С, называется:
Ответ: «чережение».
14. Первую матрешку выточили мастера
15. Свои лаковые миниатюры пишут только тонкотертыми масляными красками ____________________ мастера.
Ответ: федоскинские.
16. Яркий и своеобразный вид русского народного творчества, начало которому положил кустарный промысел по изготовлению игрушек в селе, расположенном в 25 верстах от г. Загорска, была резьба по дереву
Ответ: Богородская.
17. Естественный цвет обожженной глины и пористый черепок имеет
Ответ: майолика.
18. В России изделия с лаковой живописью начали изготовлять в:
Ответ: конце XVIII в.
19. Для изготовления игрушки Каргопольские мастера используют:
Ответ: глину.
20. Орнамент, состоящий из крупных округлых форм, называется:
Ответ: «кудрина».

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» («зачтено») – ответ полный, развернутый. Вопрос полно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» («зачтено») – ответ полный, хотя краткий, студент владеет терминологией, ошибок нет. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, знает основную литературу, суждения правильны.
«Удовлетворительно» («зачтено») – ответ неполный. Недостатки в терминологии. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) / экзамена (выбрать нужное) по всему изученному курсу. Зачет / экзамен (выбрать нужное) проводится в устной форме по билетам.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Древнее ремесло: принципы изучения материалов и технологий.
2. Ювелирное искусство: понятие и история развития.
3. История ювелирного дела на Руси.
4. История русского ювелирного дела в XIX–XX вв.
5. Карл Фаберже: история фирмы и выдающиеся произведения.
6. Драгоценные камни: основные свойства и разновидности.
7. История применения драгоценных камней для изготовления предметов искусства. Методы обработки драгоценных камней.
8. Основные свойства металлов. Железо.
9. Свойства цветных металлов.
10. Технологии литья и штамповки в изготовлении художественного металла.
11. Технологии ковки и дифовки в изготовлении произведений искусства.
12. Чеканка как технология изготовления произведений искусства: понятие и основные разновидности.
13. Золочение и его разновидности.
14. Гравирование и насечка как способы художественной обработки металлов.
15. Чернение как технологический прием обработки металлический изделий/

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Скань (филигрань) и зернь как виды художественной обработки металлов.
2. Декор произведений искусства.
3. Резьба и роспись по дереву. Хохломская роспись.
4 Миниатюрная живопись. Палехский промысел.
5. Жостовская роспись. Городецкая роспись.
6. Урало-сибирская роспись. История промысла. Технология изготовления изделий, традиции орнаментального решения.
7. Гжель: особенности и история промысла.
8. Полихромный стиль: понятие и происхождение. Произведения искусства, выполненные в полихромном стиле.
9. Технология эмалирования и ее применение в произведениях искусства.
10. Технологии и особенности оформления произведений искусства из камня.
11. Художественная обработка кости.
12. Традиционные техники вышивки и кружевоплетения. Центры народного искусства.
13. Ткачество и художественная роспись ткани.
14. Художественная обработка кожи.
15. Художественная керамика.Технологии изготовления изделий, традиции росписи.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» («зачтено»): студентом дан полный, исчерпывающий ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знание в полном объеме учебной программы по предмету, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, приводи собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» («зачтено»): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные в ходе самостоятельного изучения материала, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с неточностью.
«Удовлетворительно» («зачтено»): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процесса изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных процессов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умение аргументировать свою точку зрения. Не решил практические задания, либо выполнил их со значительными ошибками.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 составитель Ш.Б. Майны Культура народов Сибири: учебно-методическое пособие ТувГУ, 2019 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Миненко Л.В. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы Западной Сибири: учебное пособие: Учебная литература для ВУЗов КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2006 г. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Виды огранки драгоценных камней bemileo.ru
Э2 Народные промыслы rospatent.gov.ru
Э3 Русские народные промыслы ruvera.ru
Э4 Клиентов А.Е. Народные промыслы bookree.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

Сервер «Народные промыслы»: https://rospatent.gov.ru/ru/sourses/regional-brands/folk-crafts
Поисковая система Google

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. Студентам рекомендуется аккуратно вести конспекты лекций. В случае недопонимания какой-либо части лекционного материала следует задать вопрос преподавателю в установленном порядке.
Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. При подготовке к практическому занятию, студенту следует изучить содержание соответствующего раздела программы дисциплины, обратить внимание на представленный план занятия. При изучении указанной литературы, формировании ответов на вопросы практического занятия, следует выявить проблемы, являющиеся предметом обсуждения. Рекомендуется составлять краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторном занятии, при подготовке к зачету. Работа в ходе проведения практического занятия строится по принципу коллективного обсуждения поставленных вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи.
Критерии оценивания работы студента на практическом занятии. «Отлично» выставляется студенту, который дал полный, последовательный, развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, активно работал на занятии, аргументировано отвечал на дополнительные вопросы.
«Хорошо» выставляется студенту, который дал развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, участвовал в дискуссии, однако допустил неточности в ответе.
«Удовлетворительно» выставляется студенту, который дал ответ (на вопрос из плана практического занятия), отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия, с нарушением последовательности, допустил несколько ошибок в содержании. Продемонстрировал частичное изучение указанной литературы и источников.
«Неудовлетворительно» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопрос из плана занятия, или дал ответ, содержащий ряд серьезных неточностей, неглубокое раскрытие темы, незнание большей части литературы и источников. При получении оценки «неудовлетворительно», студенту рекомендуется вновь обратиться к изучению вопросов из плана занятия и продемонстрировать знания на индивидуальной консультации с преподавателем.
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу http://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=43515
ЭУМКД включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. В ЭУМКД представлены планы практических занятий, лекционные материалы с контрольными вопросами, практические задания, глоссарий, материалы (литература и интерактивные ссылки) для самостоятельного изучения.
Некоторые темы лекций осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответов на контрольные вопросы.
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно, индивидуально и направляются преподавателю. Оценка за каждое выполненное практическое задание выставляется по стобалльной шкале, засчитывается задание, оцененное в не менее чем 50 баллов. Ответы на практические задания должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускаются плагиат и списывание. В случае если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то они не оцениваются. Выполненное задание, получившее оценку менее чем 50 баллов, не засчитывается, как удовлетворительное и должно быть доработано автором.
Для подготовки доклада из приведенного перечня выберите тему. Ознакомьтесь с содержанием программы дисциплины. Используя указанную литературу, составьте доклад, подготовьтесь к публичному представлению доклада, выполните 8–10 слайдов. На последнем слайде укажите список использованной литературы и источников. Время выступления 8-10 минут.
К выполнению тестовых заданий следует приступать после завершения изучения всех тем дисциплины. В случаях отрицательных результатов после двух попыток прохождения тестовых заданий, необходимо обратиться к преподавателю за консультацией.
Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Каждый вопрос оценивается в один балл. Максимальное количество баллов за тест 30.
К устному экзамену допускаются студенты-бакалавры, выполнившие все задания в системе ЭУМКД (не менее 50 баллов за каждый), не имеющие задолженностей по вопросам практических/лекционных занятий и успешно выполнившие тестовые задания. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса и практическое задание, при выполнении которого студент демонстрирует знания жанров и стилей отечественной живописи. Предлагается в формате почтовых карточек 20 репродукций произведений отечественных живописцев XVIII–XX вв. После ознакомления с изображениями студент называет, в каком жанре выполнено каждое произведение (портрет, пейзаж, натюрморт, историческая живопись, бытовой жанр) и указывает соответствующий стиль (барокко, рококо, классицизм, реализм). Критерии оценивания практического задания: отлично – студент выполнил предложенное практическое задание без ошибок, при этом дополнительно атрибутировал авторство и названия некоторых живописных произведений; хорошо – студент выполнил задание с одной-тремя неточностями, которые смог исправить при дополнительных наводящих вопросах преподавателя; удовлетворительно – студентом допущено до пяти ошибок при выполнении практического задания, которые он не смог исправить при дополнительных наводящих вопросах преподавателя; неудовлетворительно – студент практическое задание не выполнил. Оценка за выполнение практического задания учитывается при выставлении студенту итоговой экзаменационной оценки. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут.