Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия |
Профиль | Музей в современном мире |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 51_03_04_МООКПН-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 118 | 118 | 118 | 118 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич
1.1. | - ознакомить обучающихся с основами истории, теории и современной методологии музейной педагогики, на основе чего сформировать первичные навыки методической работы в данной сферы. Задачи дисциплины: -сформировать способность применять современные проектные методы музейной педагогики; -раскрыть основные методические приемы работы с различными категориями посетителей музеев, этапы подготовки и технику проведения музейно-педагогических мероприятий. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.2 |
ПК-5 | Готовность к проектированию по всем направлениям музейной деятельности |
ПК-5.1 | Знать основные понятия в области экспозиционно-выставочной деятельности |
ПК-5.2 | Знать историю и классификацию выставок и экспозиций |
ПК-5.3 | Знать этапы научного проектирования экспозиции |
ПК-5.4 | Знать методы построения экспозиции и экспозиционные приемы |
ПК-5.5 | Уметь применять на практике методы проектирования экспозиции |
ПК-5.6 | Владеть навыками проектирования выставки |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - историю формирования и современные тенденции развития музейной педагогики как отраслей научного знания; - содержание основных методических приемов, основные проектные методики работы с различными категориями посетителей музеев, этапы подготовки и технику проведения музейных мероприятий. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - выявлять и отбирать (в зависимости от специфики объектов показа) методы и подходы, необходимые для подготовки различных видов музейных программ4 - извлекать, анализировать, систематизировать информацию о музейных раритетах, коллекциях, собраниях, объектах культурного и природного наследия для отбора объектов с целью презентации. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками использования знаний о приемах и методах музейной педагогики для осуществления обслуживания различных категорий посетителей, как одного из направлений культурно-образовательной деятельности музеев; - способностью к оформлению результатов по разработке этапов музейно-педагогических занятий. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. История развития экскурсионно- туристической деятельности | ||||||
1.1. | Экскурсионно-туристическая деятельность: понятийный аппарат и разновидности современного | Лекции | 6 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.2. | Разновидности современного туризма | Сам. работа | 6 | 20 | Л1.1, Л2.1 | |
1.3. | Эволюция мирового туризма в XX в. | Сам. работа | 6 | 18 | Л1.1, Л2.1 | |
1.4. | История экскурсионно-туристической деятельности в России | Лекции | 6 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.5. | История экскурсионно-туристической деятельности в России | Практические | 6 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 2. Теория и практика современной экскурсионно-туристической деятельности | ||||||
2.1. | Экскурсоведение: теоретические основы и история развития | Сам. работа | 6 | 20 | Л1.1, Л2.1 | |
2.2. | Экскурсоведение: теоретические основы и история развития | Практические | 6 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
2.3. | Музейная экскурсия: этапы подготовки | Практические | 6 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
2.4. | Методы и техника проведения туристической экскурсии | Практические | 6 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
2.5. | Профессиональное мастерство экскурсовода | Лекции | 6 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 3. Музейная педагогика: теория и практика | ||||||
3.1. | Музейная педагогика как область знания направления практической деятельности современного музея | Лекции | 6 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
3.2. | Теоретические аспекты музейной педагогики | Сам. работа | 6 | 20 | Л1.1, Л2.1 | |
3.3. | Понятия культурно-образовательная форма. Формы культурно-образовательной деятельности музеев | Практические | 6 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
3.4. | Формы культурно-образовательной деятельности музеев | Практические | 6 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 4. Психологические особенности методики работы с различными категориями посетителей | ||||||
4.1. | Психолого-педагогическая специфика работы с различными категориями музейных посетителей | Сам. работа | 6 | 20 | Л1.1, Л2.1 | |
4.2. | Психолого-педагогическая специфика работы с различными категориями музейных посетителей | Практические | 6 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
4.3. | Методические аспекты работы на музейной экспозиции | Сам. работа | 6 | 20 | Л1.1, Л2.1 | |
4.4. | Методические аспекты работы на музейной экспозиции | Практические | 6 | 2 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Практическое задание. Специфика и методика работы с дошкольной аудиторией в музее. Специфика и методика работы с младшей школьной аудито-рией в музее. Специфика и методика работы со средними и старшими школьниками в музее. Специфика и методика работы со студентами в музее. Музейно-педагогическая деятельность с одиночными посети-телями. Работа в музеях с особыми категориями населения. Музеи истории и образования в России. Различия музейной и школьной сфер образования. Музейно-педагогические программы в России на современном этапе. Воспитательный потенциал музея Тема экскурсии: сущность понятия. Экскурсоведение как наука. Роль экскурсионной практики в развитии экскурсоведения. Понятие «экскурсия». Экскурсия как процесс познания. Экскурсионный метод, его значение, цель и задачи. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не запланиорованы |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Теоретические вопросы для подготовки к аттестации: Понятие «музейная педагогика». Предмет, цель, задачи, содержание курса «музейная педагоги-ка». Формирование основ образовательной функции художествен-ного музея в Англии. Зарождение музейной педагогики в Германии. Освоение зарубежного опыта и формирование собственной музейно-образовательной традиции в России. Просветительная модель музея. Политизированная модель музея. Информативная модель музея. И. Коммуникативная модель музея. Базовые формы культурно-образовательной деятельности му-зея. Взаимодействие музея и школы на рубеже XIX - XX веков. Специфика сотрудничества музея и школы в 60 - 70 гг. XX века. Педагогика сотрудничества и развития музея и школы в конце 1980 - конце 1990 гг. XX века. Вузовские музеи XIX - XX вв. Школьные музеи XIX - XX вв. Параметры описания музейной аудитории. Динамика музейной аудитории. Основные направления работы с посетителями в музее. Формы работы с посетителем в музейной среде. Методы работы с посетителями в музее. Этапы подготовки форм работы с посетителями в музее. Специфика и методика работы с дошкольной аудиторией в музее. Специфика и методика работы с младшей школьной аудито-рией в музее. Специфика и методика работы со средними и старшими школьниками в музее. Специфика и методика работы со студентами в музее. Музейно-педагогическая деятельность с одиночными посети-телями. Работа в музеях с особыми категориями населения. Музеи истории и образования в России. Различия музейной и школьной сфер образования. Музейно-педагогические программы в России на современном этапе. Воспитательный потенциал музея Тема экскурсии: сущность понятия. Экскурсоведение как наука. Роль экскурсионной практики в развитии экскурсоведения. Понятие «экскурсия». Экскурсия как процесс познания. Экскурсионный метод, его значение, цель и задачи. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Иванова, Н.П. | Музейная педагогика: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2010 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Тишкин, А. А. | Основы музеологии: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/844 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Алтайский государственный краеведческий музей | myagkm.ru | ||
Э2 | Портал "Музеи России" | www.museum.ru | ||
Э3 | Музей археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета | altarcheomuseum.wixsite.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
Курс ориентирован на развитие и совершенствование у обучающихся профессиональных компетенций, овладение которыми необходимо для успешной самореализации в будущей профессиональной деятельности. Комплексное изучение обучающимися дисциплины предполагает: овладение материалами лекций,учебной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины; творческую работу обучающихся в ходе проведения семинарских, практических занятий, а также систематическое выполнение тестовых и иных заданий для самостоятельной работы обучающихся. В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты обучающимися во внимание. Основой для подготовки обучающегося к семинарским занятиям являются лекции и издания,рекомендуемые преподавателем. Основной целью практических занятий является контроль за степенью усвоения пройденного материала и ходом выполнения обучающимися самостоятельной работы, обсуждение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках занятий. При обсуждении на семинарах сложных и дискуссионных вопросов и проблем используются методики интерактивных форм обучения, что позволяет погружать обучающихся в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, оптимальную для выработки умений и владений. Для успешной подготовки к практическим заданиям обучающиеся в обязательном порядке, кроме рекомендуемой к изучению литературы, электронных изданий и интернет-ресурсов, должны использовать публикации по изучаемой теме в профильных журналах: «Библиотечное дело», «Музей». Основной целью практических занятий является отработка профессиональных умений и навыков. В зависимости от содержания практического занятия могут быть использованы методики интерактивных форм обучения. Основное отличие активных и интерактивных упражнений и заданий в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Приступая к выполнению заданий, обучающийся должен знать, что работа будет зачтена при условии соблюдения следующих требований: 1. Знание текстов рекомендованной литературы и использование этого знания в работе. 2. Использование обучающимся нескольких источников (статей, монографий,справочной и другой литературы) для раскрытия избранной темы. 3. Культура и академические нормы изложения материала: обязательное указание на источники, грамотное цитирование авторов (прямое и косвенное), определение собственной позиции и обязательный собственный комментарий к приводимым точкам зрения. 4. Соблюдение требований к структуре и оформлению. Предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) с обучающимися в ходе изучения материала данной дисциплины. |