МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и практика музейной педагогики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузей в современном мире
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_МООКПН-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 118
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 118 118 118 118
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.кульутурологии, Доцент, Шорина Д.Е.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Тишкина Т.В.

Рабочая программа дисциплины
История и практика музейной педагогики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- ознакомить обучающихся с основами истории, теории и современной методологии музейной педагогики, на основе чего сформировать первичные навыки методической работы в данной сферы.
Задачи дисциплины:
-сформировать способность применять современные проектные методы музейной педагогики;
-раскрыть основные методические приемы работы с различными категориями посетителей музеев, этапы подготовки и технику проведения музейно-педагогических мероприятий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5Готовность к проектированию по всем направлениям музейной деятельности
ПК-5.1 Знать основные понятия в области экспозиционно-выставочной деятельности
ПК-5.2 Знать историю и классификацию выставок и экспозиций
ПК-5.3 Знать этапы научного проектирования экспозиции
ПК-5.4 Знать методы построения экспозиции и экспозиционные приемы
ПК-5.5 Уметь применять на практике методы проектирования экспозиции
ПК-5.6 Владеть навыками проектирования выставки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- историю формирования и современные тенденции развития музейной педагогики как отраслей научного знания;
- содержание основных методических приемов, основные проектные методики работы с различными категориями посетителей музеев, этапы подготовки и технику проведения музейных мероприятий.
3.2.Уметь:
3.2.1.- выявлять и отбирать (в зависимости от специфики объектов показа) методы и подходы, необходимые для подготовки различных видов музейных программ4
- извлекать, анализировать, систематизировать информацию о музейных раритетах, коллекциях, собраниях, объектах культурного и природного наследия для отбора объектов с целью презентации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками использования знаний о приемах и методах музейной педагогики для осуществления обслуживания различных категорий посетителей, как одного из направлений культурно-образовательной деятельности музеев;
- способностью к оформлению результатов по разработке этапов музейно-педагогических занятий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. История развития экскурсионно- туристической деятельности
1.1. Экскурсионно-туристическая деятельность: понятийный аппарат и разновидности современного Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Разновидности современного туризма Сам. работа 6 20 Л1.1, Л2.1
1.3. Эволюция мирового туризма в XX в. Сам. работа 6 18 Л1.1, Л2.1
1.4. История экскурсионно-туристической деятельности в России Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
1.5. История экскурсионно-туристической деятельности в России Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Теория и практика современной экскурсионно-туристической деятельности
2.1. Экскурсоведение: теоретические основы и история развития Сам. работа 6 20 Л1.1, Л2.1
2.2. Экскурсоведение: теоретические основы и история развития Практические 6 4 Л1.1, Л2.1
2.3. Музейная экскурсия: этапы подготовки Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
2.4. Методы и техника проведения туристической экскурсии Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
2.5. Профессиональное мастерство экскурсовода Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Музейная педагогика: теория и практика
3.1. Музейная педагогика как область знания направления практической деятельности современного музея Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
3.2. Теоретические аспекты музейной педагогики Сам. работа 6 20 Л1.1, Л2.1
3.3. Понятия культурно-образовательная форма. Формы культурно-образовательной деятельности музеев Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
3.4. Формы культурно-образовательной деятельности музеев Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Психологические особенности методики работы с различными категориями посетителей
4.1. Психолого-педагогическая специфика работы с различными категориями музейных посетителей Сам. работа 6 20 Л1.1, Л2.1
4.2. Психолого-педагогическая специфика работы с различными категориями музейных посетителей Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
4.3. Методические аспекты работы на музейной экспозиции Сам. работа 6 20 Л1.1, Л2.1
4.4. Методические аспекты работы на музейной экспозиции Практические 6 2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Практическое задание.
Специфика и методика работы с дошкольной аудиторией в музее.
Специфика и методика работы с младшей школьной аудито-рией в музее.
Специфика и методика работы со средними и старшими школьниками в музее.
Специфика и методика работы со студентами в музее.
Музейно-педагогическая деятельность с одиночными посети-телями.
Работа в музеях с особыми категориями населения.
Музеи истории и образования в России.
Различия музейной и школьной сфер образования.
Музейно-педагогические программы в России на современном этапе.
Воспитательный потенциал музея
Тема экскурсии: сущность понятия.
Экскурсоведение как наука.
Роль экскурсионной практики в развитии экскурсоведения.
Понятие «экскурсия». Экскурсия как процесс познания.
Экскурсионный метод, его значение, цель и задачи.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не запланиорованы
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Теоретические вопросы для подготовки к аттестации:

Понятие «музейная педагогика».
Предмет, цель, задачи, содержание курса «музейная педагоги-ка».
Формирование основ образовательной функции художествен-ного музея в Англии.
Зарождение музейной педагогики в Германии.
Освоение зарубежного опыта и формирование собственной музейно-образовательной традиции в России.
Просветительная модель музея.
Политизированная модель музея.
Информативная модель музея. И. Коммуникативная модель музея.
Базовые формы культурно-образовательной деятельности му-зея.
Взаимодействие музея и школы на рубеже XIX - XX веков.
Специфика сотрудничества музея и школы в 60 - 70 гг. XX века.
Педагогика сотрудничества и развития музея и школы в конце 1980 - конце 1990 гг. XX века.
Вузовские музеи XIX - XX вв.
Школьные музеи XIX - XX вв.

Параметры описания музейной аудитории.
Динамика музейной аудитории.
Основные направления работы с посетителями в музее.
Формы работы с посетителем в музейной среде.
Методы работы с посетителями в музее.
Этапы подготовки форм работы с посетителями в музее.
Специфика и методика работы с дошкольной аудиторией в музее.
Специфика и методика работы с младшей школьной аудито-рией в музее.
Специфика и методика работы со средними и старшими школьниками в музее.
Специфика и методика работы со студентами в музее.
Музейно-педагогическая деятельность с одиночными посети-телями.
Работа в музеях с особыми категориями населения.
Музеи истории и образования в России.
Различия музейной и школьной сфер образования.
Музейно-педагогические программы в России на современном этапе.
Воспитательный потенциал музея
Тема экскурсии: сущность понятия.
Экскурсоведение как наука.
Роль экскурсионной практики в развитии экскурсоведения.
Понятие «экскурсия». Экскурсия как процесс познания.
Экскурсионный метод, его значение, цель и задачи.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Иванова, Н.П. Музейная педагогика: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2010 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тишкин, А. А. Основы музеологии: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/844
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Алтайский государственный краеведческий музей myagkm.ru
Э2 Портал "Музеи России" www.museum.ru
Э3 Музей археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета altarcheomuseum.wixsite.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс ориентирован на развитие и совершенствование у обучающихся профессиональных компетенций, овладение которыми необходимо для успешной самореализации в будущей профессиональной деятельности.
Комплексное изучение обучающимися дисциплины предполагает: овладение материалами лекций,учебной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины; творческую работу обучающихся в ходе проведения семинарских, практических занятий, а также систематическое выполнение тестовых и иных заданий для самостоятельной работы обучающихся.
В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты обучающимися во внимание. Основой для подготовки обучающегося к семинарским занятиям являются лекции и издания,рекомендуемые преподавателем.
Основной целью практических занятий является контроль за степенью усвоения пройденного материала и ходом выполнения обучающимися самостоятельной работы,
обсуждение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках занятий. При обсуждении на семинарах сложных и дискуссионных вопросов и проблем
используются методики интерактивных форм обучения, что позволяет погружать обучающихся в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, оптимальную для выработки умений и владений.
Для успешной подготовки к практическим заданиям обучающиеся в обязательном порядке, кроме рекомендуемой к изучению литературы, электронных изданий и интернет-ресурсов, должны использовать публикации по изучаемой теме в профильных журналах: «Библиотечное дело», «Музей». Основной целью практических занятий является отработка профессиональных умений и навыков. В зависимости от содержания практического занятия могут быть использованы методики интерактивных форм обучения. Основное отличие активных и интерактивных упражнений и заданий в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.
Приступая к выполнению заданий, обучающийся должен знать, что работа будет зачтена при условии соблюдения следующих требований:
1. Знание текстов рекомендованной литературы и использование этого знания в работе.
2. Использование обучающимся нескольких источников (статей, монографий,справочной и другой литературы) для раскрытия избранной темы.
3. Культура и академические нормы изложения материала: обязательное указание на источники, грамотное цитирование авторов (прямое и косвенное), определение собственной позиции и обязательный собственный комментарий к приводимым точкам зрения.
4. Соблюдение требований к структуре и оформлению.
Предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) с обучающимися в ходе изучения материала данной дисциплины.