МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История музеев мира

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильСовременные технологии хранения и презентации музейных ценностей
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология_СТХиПМЦ-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 33
индивидуальные консультации 30
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 33 33 33 33
Консультации 30 30 30 30
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тишкина Т.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Шорина Д.Е.

Рабочая программа дисциплины
История музеев мира

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины - представить в целостном виде историю становления музея как специфического социокультурного института.
Задачи:
- рассмотреть мотивации предмузейного собирательства и этапы эволюции представлений о назначении и функциях музеев в различные исторические эпохи;
- выявить и продемонстрировать связи музея с различными научными дисциплинами, явлениями культуры, эстетическими представлениями и социальными запросами, характерными для той или иной исторической эпохи;
- показать специфику и взаимовлияние национальных и региональных музейных практик;
- рассмотреть становление и развитие основных направлений музейной деятельности (хранительской, просветительской и др.);
- ознакомить с особенностями деятельности современных музеев и новейших музейных центров разных стран мира, как реакции на конкретные социокультурные ситуации;
- уяснить основную проблематику современных исследований в области музеологии истории музеев

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике;
ОПК-1.1 Знать основные концепции современного музея как социокультурного института
ОПК-1.2 Знать принципы, методики и технологии сохранения историко-культурного наследия
ОПК-1.3 Уметь планировать и организовывать использование ресурсов музея или учреждения музейного типа для осуществления основных направлений музейной деятельности
ОПК-1.4 Владеть технологией музейного проектирования
ОПК-1.5 Владеть навыками сбора, обработки, анализа и обобщения информацию о приоритетных направлениях музейной деятельности
ОПК-1.6 Владеть навыками разработки и обоснования проектов и программ сохранения и актуализации историко-культурного и природного наследия
ОПК-1.7 Владеть понятийным аппаратом в области музеологии
ПК-4Готов использовать в профессиональной деятельности теоретические концепции современной музеологии, сведения по истории становления музеев за рубежом и в России
ПК-4.1 Знать историю становления и традиции формирования музеев за рубежом и в России и применять данные сведения в профессиональной деятельности
ПК-4.2 Знать историю становления и традиции формирования музеев за рубежом и в России и применять данные сведения в профессиональной деятельности
ПК-4.3 Уметь применять на практике сведения об основных категориях движимого и недвижимого культурного наследия
ПК-4.4 Владеть современными понятиями музеологии и применять их в практической деятельности
ПК-4.5 Владеть современными концепциями музеологии и применять их в профессиональной деятельности
ПК-4.6 Владеть современными методами классификации музейных учреждений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историческую обусловленность, закономерности становления и эволюцию музея как социокультурного института
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять, критически анализировать и обобщать информацию по истории музеев мира, представлять ее в различных формах;
характеризовать основные этапы истории музеев мира, этапы формирования и коллекционный состав крупнейших музеев мира;
характеризовать специфику и взаимовлияние национальных и региональных музейных практик.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийный аппарат музеологии и охраны объектов культурного и природного наследия;
современными подходами и методами в изучении и анализе истории музее мира;
навыками использования теоретических знаний о крупнейших музеях мира, их истории, собраний при выполнении дальнейшей профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Протомузеи в Древнем мире и Средневековье
1.1. Введение. Обзор основной и дополнительной литературы по дисциплине. Мотивации предмузейного собирательства. Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ПК-4.6 Л1.1, Л1.3
1.2. Мотивации предмузейного собирательства Практические 3 2 ОПК-1.3, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
1.3. Возникновение музеев и их социальные функции в древних цивилизациях Практические 3 2 ОПК-1.3, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
1.4. Мусеи (мусейоны) в античной Греции. Общественные и частные собрания в Древнем Риме Сам. работа 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
1.5. Мусей в культурном наследии античности Практические 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
1.6. Консультации 3 10
1.7. Коллекционирование в эпоху средневековья Лекции 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
1.8. Протомузеи государств Азии (Китай, Япония, на о. Шри-Ланка) в древности и в Средневековье Сам. работа 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
1.9. Протомузеи государств Азии в древности и Средневековье Практические 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
1.10. Коллекции мусульманского мира в эпоху средневековья Сам. работа 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
Раздел 2. Зарождение музея в эпоху Ренессанса
2.1. Особенности коллекционирования в эпоху Ренессанса и предпосылки возникновения музеев Лекции 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
2.2. Коллекционирование в Италии в эпоху Ренессанса (коллекции семейств Медичи во Флоренции, папского двора в Риме; Венецианской республике) Сам. работа 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
2.3. Коллекционирование в Италии в эпоху Ренессанса Практические 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
2.4. Консультации 3 10
2.5. Европейские универсальные коллекции XVI в. (французских королей; династии Виттельсбахов в Мюнхене; династии Габсбургов) Сам. работа 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
2.6. Европейские универсальные коллекции XVI в. Практические 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
Раздел 3. «Золотой век» коллекционирования (XVII в.)
3.1. Естественно-научные собрания XVII в. Лекции 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
3.2. Художественное коллекционирование в XVII в. Королевские и частные собрания Сам. работа 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
3.3. Художественное коллекционирование в XVII в. Практические 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
3.4. Становление музеографии Сам. работа 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
Раздел 4. Музеи Европы эпохи Просвещения
4.1. Музей в культурной традиции Просвещения Лекции 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
4.2. Музеи, королевские и частные коллекции Италии, Франции, Германии, Австрии, скандинавские государств Сам. работа 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
4.3. Европейские музеи и коллекции в эпоху Просвещения. Практические 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
Раздел 5. Музеи Европы конца XVIII -XIX вв.
5.1. Музейнвя политика в эпоху Французской революции и империи Наполеона Бонапарта Сам. работа 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
5.2. Музейная политика в эпоху Французской революции и империи Наполеона Бонапарта Практические 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
5.3. Консультации 3 10
5.4. Особенности музейного строительства в XIX в. Лекции 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
5.5. Роль музеев в формировании национального самосознания (XIX в.) Практические 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
5.6. Музей и национальное самосознание Практические 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
Раздел 6. Новые типы музеев в конце XIX - начале XX в.
6.1. Роль первых Всемирных выставок Европы в формировании просветительской миссии музеев Сам. работа 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1
6.2. Расширение типов музеев; поиск новых форм работы с посетителями в конце XIX - начале XX в. Сам. работа 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1
6.3. Новые типы музеев и формы работы с посетителями в конце XIX – начале XX в. Практические 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1
6.4. Музей в тотолитарном обществе Сам. работа 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1
Раздел 7. Особенности возникновения и развития музеев за пределами Европы
7.1. Музейное строительство на Американском континенте Лекции 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
7.2. Общее и особенное в возникновении и деятельности музеев США Сам. работа 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
7.3. Музеи США: общее и особенное Практические 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
7.4. Особенности функционирования музеев с странах Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Колумбия, Перу) Сам. работа 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
7.5. Национальные музеи стран Латинской Америки. Особенности функционирования Практические 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
7.6. Музеи, музейные организации Австралии и Океании Лекции 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
7.7. Музеи стран Азии (Японии, Кореи, Индии, Китая) Сам. работа 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
7.8. Музеи стран Азии Практические 3 4 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
7.9. Музеи стран Африки Сам. работа 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
7.10. Африканские музеи Практические 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л1.3
Раздел 8. Музеи мира во второй половине XX – начале XXI в.
8.1. Культурные центры и новые принципы организации музейной среды. Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-4.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3
8.2. Перспективные модели музеев Сам. работа 3 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-4.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3
8.3. Новые тенденции в музейном мире Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-4.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3
8.4. Экзамен по дисциплине Экзамен 3 27 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ПК-4.6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=795

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1
Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4
Готовность использовать в профессиональной деятельности теоретические концепции современной музеологии, сведения по истории становления музеев за рубежом и в России

Вопрос 1. В XVIII в. вниманию публики были представлены…
а. диорамы
б. детские музеи
в. экономические выставки
Ответ: ав
Вопрос 2. Формирование публичного музея в XVIII в. стало возможным благодаря …
а. распространению просветительских идей
б. удешевлению оборудования для хранения коллекций
в. развитию техники таксидермии
Ответ: абв
Вопрос 3. Английскими коллекционерами XVIII в. являются…
а. Т. Коук
б. Х. Слоун
в. Д. Трейдескант
Ответ: аб
Вопрос 4. Открытие Британского музея для публики состоялось в …году
а. 1753
б. 1759
в. 1775
Ответ: б
Вопрос 5. В соответствии с Уставом ИКОМ подходят под определение понятия «музей» …
а. ботанический сад
б. реставрационные мастерские
в. зоопарк
Ответ: абв
Вопрос 6. Основу Британского музея составили…
а. коллекции Х. Слоуна
б. собрание Р. Коттона
в. собрание Л. Блумсбери
Ответ: аб
Вопрос 7. Церковные собрания в эпоху средневековья включали
а. предметы церковной утвари
б. вещи исторических деятелей
в. религиозные реликвии
Ответ: абв
Вопрос 8. В состав «Музея Эшмола» в Оксфорде входили …
а. собрание книг
б. предметы античного искусства
в. картины живописцев XVII в.
Ответ: аб
Вопрос 9. «Музей Эшмола» в Оксфорде был открыт в … году
а. 1667
б. 1683
в. 1697
Ответ: б
Вопрос 10. В XVIII в. был открыт публичный доступ в …
а. галерею Уффици
б. Лувр
в. Британский музей
Ответ: абв
Вопрос 11. Первые ботанические сады …
а. возникали при университетах
б. ориентировались на библейский райский сад
в. демонстрировали экспериментальный подход к выращиваемым растениям
Ответ: абв
Вопрос 12. В XVI в. были созданы естественно-научные кабинеты:
а. Улисса Альдровани
б. Франческо Кальчолари
в. Конрада фон Геснера
Ответ: абв
Вопрос 13. В состав кунст- и вундеркамер XVI в. входили…
а. образцы мира природы
б. книжные собрания
в. произведения искусства
Ответ: абв
Вопрос 14. Термин «кунсткамера» впервые был упомянут в …году
а. 1492
б. 1550
в. 1594
Ответ: б.
Вопрос 15. Помещения для размещения коллекций в XVI в. назывались:
а. антикварий
б. галерея
в. вундеркамера
Ответ: абв
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
– «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% процентов заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1.Какие новые публичные учреждения, демонстрировавшие коллекции, сформировались во второй половине XVIII в.?
Ответ: со второй половины XVIII в. появляются группы коллекций или специальные художественные произведения, рассчитанные на показ массовому зрителю. Стали действовать панорамы (стационарные и передвижные), диорамы, кабинеты восковых фигур. В конце XVIII в. стали устраивать экономические и художественные выставки.
2. Перечислите условия, способствовавшие формированию публичного музея в XVIII в.
Ответ: формирование публичного музея в XVIII в. стало возможным благодаря благоприятному духовному климату в обществе; распространению просветительских идей; популяризации научных достижений; обоснованию образовательной и воспитательной функций музея, удешевлению оборудования для хранения коллекций, развитие таксидермии.
3. Назовите не менее трех известных английских коллекционеров XVIII в.
Ответ: английскими коллекционерами XVIII в. являются Р. Уолпол, Э. Ливер, Т. Коук, Х. Слоун.
4. Укажите состав кунст- и вундеркамер XVI в.
Ответ: в состав кунст- и вундеркамер XVI в. входили образцы мира природы, произведения искусства, экзотические предметы, научные инструменты, книжные собрания, документы.
5. Перечислите естественнонаучные кабинеты, действовавшие в XVII в.
Ответ: в XVII в. функционировали естественнонаучные кабинеты коллекционеров Атанасия Кирхера, Оле (Олафа) Ворма, Ф. Рюйша в Академии деи Линчей, в Академии дель Чименто («Академии опытов»).
6. Что такое коллекция?
Ответ: коллекция - систематизированное собрание предметов, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу – частному лицу, организации, государству.
7. Перечислите публичные музеи, действовавшие в XVIII в.
Ответ: в XVIII в. был открыт публичный доступ в Лувр, Британский музей, Кунсткамеру в Санкт-Петербурге, Капитолийский музей, музей «Ла Спекола», музей Пио Климентино.
8. Охарактеризуйте состав первого публичного музея «Музея Эшмола» в Оксфорде.
Ответ: в состав «Музея Эшмола» в Оксфорде, основанного в 1683 г. входили
этнографические материалы, нумизматическое собрание, предметы античного искусства, собрание книг, предметы античного искусства.
9. Назовите национальные музеи, сформированные в XVIII в.
Ответ: в XVIII в. сформированы Британский музей (1753 г.), Лувр (1793 г.).
10. Назовите галереи, в которые был открыт публичный доступ в XVIII в.
Ответ: в XVIII в. был открыт доступ публики в галерею Уффици, галереи в Касселе, Мюнхене, Потсдаме, Потсдаме, Дюссельдорфе, Берлине, Дрезденскую галерею, Бельведерскую галерею.
11. Какие коллекции входили в первоначальный состав Кунсткамеры в Санкт-Петербурге?
Ответ: в первой четверти XVIII в. в состав Кунсткамеры входили анатомические, эмбриологические, зоологические, ботанические, геологические, археологические коллекции, природные редкости, мюнцкабинет, книжное собрание.
12. Перечислите собрания, составившие основу Британского музея в XVIII в.
Ответ: в основу Британского музея с 1753 г. были положены коллекции Х. Слоуна, собрание Р. Коттона, собрание Р. Харли, королевская библиотека.
13. Как в XVI в. назывались помещения для размещения коллекций?
Ответ: в XVI в. для обозначения помещений, в которых хранились коллекции, использовали следующие названия: студиоло; кунсткамера; вундеркамера, галерея; кабинет, антикварий.
14. Перечислите учреждения, которые в соответствии с Уставом ИКОМ подходят под определение понятия «музей».
Ответ: в в соответствии с Уставом ИКОМ подходят под определение понятия «музей» следующие учреждения: выставочный зал при библиотеке; реставрационная мастерская; природный заповедник; зоопарк; ботанический сад; планетарий.
15. Назовите состав церковных собраний в эпоху средневековья.
Ответ: церковных собраний в эпоху средневековья включали предметы церковной утвари, религиозные реликвии, образцы природы Святой земли, мемориальные предметы, принадлежавшие историческим деятелям.
16. Укажите функции Александрийского музейона.
Ответ: Александрийский музейон выполнял функции научного центра, учебного заведения, сбора и хранения различных коллекций.
17. Охарактеризуйте древнегреческие собрания.
Ответ: древнегреческие собрания формировались стихийно, имели неоднородный состав, носили сакральный характер, являлись достоянием граждан полиса, включали предметы декоративно-прикладного искусства
18. Какие мотивации предмузейного собирательства выявила Альма Стефания Витлин(Уитлин)?
Ответ: Альма Стефания Витлин обозначила следующие мотивации предмузейного собирательства: экономического значения; социального престижа; магическую (сакральную); выражения групповой принадлежности; стимуляции любознательности и исследования; эмоционального или эстетического переживания.
19. Дайте определение понятию реликварий.
Ответ: реликварий - это вместилище для хранения реликвий, чаще всего мощей святых людей. Реликварий может представлять собой раку с мощами святого; также реликварии изготавливают в виде сосудов, башенок, увенчанных куполом или остроконечной крышей, переносных алтарей, нарядных ларцов.
20. Когда в впервые было использовано понятие «museo» (музей)?
Ответ: понятие музей впервые было использовано в 1492 г. в описи имущества флорентийского банкира и мецената Лоренцо Медичи. Принадлежавшая ему коллекция рукописей и гемм была названа музеем.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Контрольные вопросы к экзамену:
1. Мусеи в античной Греции. Коллекции, архитектура, социальные функции.
2. Коллекционирование в эпоху эллинизма.
3. Общественные и частные собрания Древнего Рима.
4. Коллекционирование в эпоху Средневековья.
5. Коллекционирование в эпоху Ренессанса и предпосылки возникновения музеев.
6. Организация собраний в эпоху Ренессанса: антикварии, кабинеты, галереи, студиоло, вундер- и кунсткамеры.
7. Коллекции семейства Медичи во Флоренции (XV–XVI вв.).
8. Коллекции папского двора в эпоху Ренессанса.
9. Кабинеты естествоиспытателей XVI в. Ботанические сады и зверинцы. Анатомические театры.
10. Европейские универсальные коллекции XVI в.
11. Естественно-научное коллекционирование в XVII в.
12. Художественное коллекционирование в XVII в.
13. Музей в культурной традиции Просвещения.
14. Королевские и частные собрания во Франции XVIII в.
15. Музеи и частные собрания в Италии XVIII в.
16. Музеи и частные коллекции в Англии XVIII в.
17. Картинные галереи Германии и Австрии XVIII в.
18. Музейная политика в эпоху Французской буржуазно-демократической революции.
19. Музейное строительство в империи Наполеона Бонапарта. Частные коллекции семейства Бонапарт.
20. Особенности музейных собраний XIX в.
21. Отечественные и региональные музеи европейских государств и их роль в национальном движении (XIX в.).
22. Научные принципы комплектования и экспонирования музейных коллекций, новые формы работы с посетителями в конце XIX – начале XX в.
23. Музеи под открытым небом. История возникновения и особенности концепции.
24. Музеи науки и техники.
25. Музеи слепков и современного искусства XIX – XX в.
26. Особенности возникновения и развития музеев США в XVIII – XX вв.
27. Музеи стран Азии.
28. Музеи Индии. История создания и особенности функционирования.
29. Концепции исторических и художественных музеев Китая.
30. Музеи и музейные организации Австралии и Океании.
31. Музеи стран Африки. Особенности функционирования.
32. Музейный остров в Берлине. Состав и специфика представления коллекций.
33. Музейная деятельность культурных центров во второй половине XX в.
34. Поиск перспективных моделей музеев во второй половине XX в.
35. Новые принципы организации музейной среды во второй половине XX в.
36. Модернизации в традиционных музеях.

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса теоретического характера. На подготовку и представление ответа студенту отводится 35 минут.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА СТУДЕНТА:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   ФОС ИММ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 авт.-сост. А.А. Тишкин, Т.Г. Гребенникова Основы музеологии: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 Т.Г. Гребенникова Музеология: введение в профессию: Учебное пособие Изд-во АлтГУ , 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.3 Старикова Ю.А. Музееведение: конспект лекций Москва : А-Приор, 2006 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Е.Н. Мастеница. Тезаурус музея: от эпохи экциклопедизма к эпохе Интернета. [Электронный ресурс] www.bvahan.com
Э2 Музеи Австралии [Электронный ресурс]. avstralia-travel.net
Э3 Музеи мира [Электронный ресурс]. muzei-mira.com
Э4 Музеи мира в Интернете [Электронный ресурс] www.hist.msu.ru
Э5 Т. Ю. Юренева. Западноевропейские естественно-научные кабинеты XVI–XVII веков. [Электронный ресурс] vivovoco.rsl.ru
Э6 Коллекционирование и музеи [Электронный ресурс] www.home-edu.ru
Э7 История музеев мира portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. Студентам рекомендуется аккуратно вести конспекты лекций. В случае недопонимания какой-либо части лекционного материала следует задать вопрос преподавателю в установленном порядке.
Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. При подготовке к практическому занятию, студенту следует изучить содержание соответствующего раздела программы дисциплины, обратить внимание на представленный план занятия. При изучении указанной литературы, формировании ответов на вопросы практического занятия, следует выявить проблемы, являющиеся предметом обсуждения. Рекомендуется составлять краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторном занятии, при подготовке к зачету. Работа в ходе проведения практического занятия строится по принципу коллективного обсуждения поставленных вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи.
Критерии оценивания работы студента на практическом занятии. «Отлично» выставляется студенту, который дал полный, последовательный, развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, активно работал на занятии, аргументировано отвечал на дополнительные вопросы.
«Хорошо» выставляется студенту, который дал развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, участвовал в дискуссии, однако допустил неточности в ответе.
«Удовлетворительно» выставляется студенту, который дал ответ (на вопрос из плана практического занятия), отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия, с нарушением последовательности, допустил несколько ошибок в содержании. Продемонстрировал частичное изучение указанной литературы и источников.
«Неудовлетворительно» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопрос из плана занятия, или дал ответ, содержащий ряд серьезных неточностей, неглубокое раскрытие темы, незнание большей части литературы и источников. При получении оценки «неудовлетворительно», студенту рекомендуется вновь обратиться к изучению вопросов из плана занятия и продемонстрировать знания на индивидуальной консультации с преподавателем.
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=795 В нем представлена инструкция по освоению ЭУМКД.
ЭУМКД включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. В ЭУМКД представлены планы практических занятий, лекционные материалы с контрольными вопросами, практические задания, глоссарий, материалы (литература и интерактивные ссылки) для самостоятельного изучения. Темы пронумерованы и представлены в соответствующих разделах.
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально и направляются преподавателю. Оценка за каждое практическое задание выставляется по стобалльной шкале, засчитывается задание, оцененное в не менее чем 50 баллов. Задания должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускаются плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то они не оцениваются. Выполненное задание, получившее оценку менее чем 50 баллов, не засчитывается, как удовлетворительное и должно быть доработано автором. И вновь направлено преподавателю на проверку.
Для подготовки доклада из приведенного перечня выберите тему. Ознакомьтесь с содержанием программы дисциплины. Используя указанную литературу, составьте доклад, подготовьтесь к публичному представлению доклада, выполните 8–10 слайдов. На последнем слайде укажите список использованной литературы и источников. Время выступления 8-10 минут.
К выполнению итоговых тестовых заданий следует приступать после завершения изучения всех тем дисциплины. В случаях отрицательных результатов после двух попыток прохождения тестовых заданий, необходимо обратиться к преподавателю за консультацией. Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Каждый вопрос оценивается в один балл. Максимальное количество баллов за тест 30.
Для подготовки доклада из приведенного перечня выберите тему. Ознакомьтесь с содержанием программы дисциплины. Используя указанную литературу, составьте доклад, подготовьтесь к публичному представлению доклада, выполните 8–10 слайдов. На последнем слайде укажите список использованной литературы и источников. Время выступления 8-10 минут.
К устному экзамену допускаются студенты-бакалавры, выполнившие все задания в системе ЭУМКД (не менее 50 баллов за каждый), не имеющие задолженностей по вопросам практических/лекционных занятий и успешно выполнившие тестовые задания. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут.