МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История музеев России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильСовременные технологии хранения и презентации музейных ценностей
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология_СТХиПМЦ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 21
индивидуальные консультации 18
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 21 21 21 21
Консультации 18 18 18 18
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., ст.пр., Сайберт В.О.;к.и.н., Преподаватель, Стяжкина О.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доц., Тишкина Т.В.

Рабочая программа дисциплины
История музеев России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является изучение процессов становления и развития музейного дела в России, истории отдельных музеев России, политики государства в отношении социокультурного наследия на разных этапах исторического развития и современного состояния музейного дела.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике;
ОПК-1.1 Знать основные концепции современного музея как социокультурного института
ОПК-1.2 Знать принципы, методики и технологии сохранения историко-культурного наследия
ОПК-1.3 Уметь планировать и организовывать использование ресурсов музея или учреждения музейного типа для осуществления основных направлений музейной деятельности
ОПК-1.4 Владеть технологией музейного проектирования
ОПК-1.5 Владеть навыками сбора, обработки, анализа и обобщения информацию о приоритетных направлениях музейной деятельности
ОПК-1.6 Владеть навыками разработки и обоснования проектов и программ сохранения и актуализации историко-культурного и природного наследия
ОПК-1.7 Владеть понятийным аппаратом в области музеологии
ПК-4Готов использовать в профессиональной деятельности теоретические концепции современной музеологии, сведения по истории становления музеев за рубежом и в России
ПК-4.1 Знать историю становления и традиции формирования музеев за рубежом и в России и применять данные сведения в профессиональной деятельности
ПК-4.2 Знать историю становления и традиции формирования музеев за рубежом и в России и применять данные сведения в профессиональной деятельности
ПК-4.3 Уметь применять на практике сведения об основных категориях движимого и недвижимого культурного наследия
ПК-4.4 Владеть современными понятиями музеологии и применять их в практической деятельности
ПК-4.5 Владеть современными концепциями музеологии и применять их в профессиональной деятельности
ПК-4.6 Владеть современными методами классификации музейных учреждений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные этапы развития музейного дела в России;
- особенности современного музейного мира России.
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать и критически осмысливать историю становления ведущих музейных учреждений России;
- составлять описание музея и его коллекций, отдельных музейных предметов, атрибутировать предметы исторических коллекций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- постановки и решения исследовательских задач при изучении истории отдельных музеев и их профильных групп.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ДОМУЗЕЙНОЕ СОБИРАТЕЛЬСТВО И ПРОТОМУЗЕЙНЫЕ ФОРМЫ В РОССИИ
1.1. История домузейного собирательства и коллекционирования в России. Протомузейные собрания и их значение. Церковные и монастырские ризницы. Дворцовые сокровищницы.Частное коллекционирование. Арсеналы. Государевы сады. Оружейная палата. Лекции 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.2. Протомузейные формы в России Практические 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.3. Консультации 5 9 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.4. Арсеналы как протомузеная форма Сам. работа 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.6 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. СТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ РУССКИХ МУЗЕЕВ. ИСТОРИЯ КУНСТКАМЕРЫ
2.1. СТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ РУССКИХ МУЗЕЕВ. ИСТОРИЯ КУНСТКАМЕРЫ. Значение "Великого посольства". Петровские указы о сохранениии наследия. Петергофский Монплезир. Собрание Петра Великого. Частные коллекции эпохи Петра. Открытие Кунсткамеры. Первые коллекции музея. Устройство Кунсткамеры в XVIII в. Известные описания Кунсткамеры. История возникновения Музея академии художеств. Лекции 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.6 Л2.1, Л1.1
2.2. Кунсткамера: история и современное состояние Практические 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.6 Л2.1, Л1.1
2.3. Кунсткамера: история и современное состояние Сам. работа 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.6 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭРМИТАЖА
3.1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭРМИТАЖА. Продолжатели дела Петра I и начало становления Эрмитажа. Приобретение коллекции И.Э. Гоцковского. Наименование "эрмитаж". Строительство зданий. Эрмитаж Екатерины II. Политика приобретения коллекций. Посредники Екатерины II. Коллекция графа Брюля. Собрание барона Кроза. Собрание лорда Вальполя. Собрание гравюр. Скульптура в Эрмитаже. «Алмазная комната». "Натуральный кабинет". Роль личных интересов Екатерины II в формировании коллекций музея. История Эрмитажа в XIX в. Эрмитаж в новом статусе императорского музея. Николай I и Лео фон Кленце. Строительство Нового Эрмитажа. Формирование основных направлений музейной деятельности. Лекции 5 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.6 Л2.1, Л1.1
3.2. История становления и современное состояние Государственного Эрмитажа Практические 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.6 Л2.1, Л1.1
3.3. Консультации 5 9 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.6 Л2.1, Л1.1
3.4. История становления и современное состояние Государственного Эрмитажа Сам. работа 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.6 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА И СТАНОВЛЕНИЯ МУЗЕЕВ РОССИИ В XIX В.
4.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА И СТАНОВЛЕНИЯ МУЗЕЕВ РОССИИ В XIX В. Становление Оужейной палаты как музея. «Археологический бум» и возникновение археологических музеев.Феодосийский музей древностей, Одесский музей древностей, Керченский музей древностей. Проекты науионального и художественного музеев. Проект Ф.П. Аделунга. Проект Г.Ф. Бурхарда. Деятельность Н.П. румянцева. Румянцевский музей: история возникновения и судьба. Проект Эстетического музея при Императорском Московском университете. Развитие университетских музеев в XIX в. История возникновения Третьяковской галереи. Создание Исторического музея. Строительство здания на Красной площади и формирвоание собрания. История формирования Политехнического музея в Москве. История возникновения первых музеев в Сибири. Иркутский областной краеведческий музей. «Барнаульский горный музеум». Музеи Томского университета. Лекции 5 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.6 Л2.1, Л1.1
4.2. История Русского музея. История возникновения «Русского Музея Императора Александра III». Основа собрания музея и его особенности. Увеличение коллекции музея в начале XX в. Этнографический отдел Русского музея и формирование Этнографического музея. Практические 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.6 Л2.1, Л1.1
4.3. История научно-технических и промышленных музеев в России. Политехническая выставка 1872 г. Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии. Открытие Политехнического музея в Москве. Роль А.П. Богданова. Технические, промышленные и отраслевые музеи в Москве и Петербурге. С.Т. Морозов и Музей кустарных изделий (Торгово-промышленный музей кустарных изделий Московского губернского земства). Артиллерийский музей. «Морской музеум». Практические 5 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.6 Л2.1, Л1.1
4.4. История Государственной Третьяковской галереи. Павел Третьяков и начало формирования коллекции. Первые покупки картин. «Завещательное письмо». Особенности собирательной деятельности П. Третьякова. Открытие «Московской городской галереи Павла и Сергея Третьяковых» и расширение собрания. Практические 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.6 Л2.1, Л1.1
4.5. История Государственной Третьяковской галереи. История Русского музея. История научно-технических и естественнонаучных музеев в России Сам. работа 5 3 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.6 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. ИСТОРИЯ МУЗЕЕВ РОССИИ В XX В.
5.1. ИСТОРИЯ МУЗЕЕВ РОССИИ В XX В. Музеи и музейное дело России до 1917 г. А. Ф. Котс и создание Дарвиновского музея. Формирование музейной сети. Этнографический отдел Русского музея. «Музей изящных искусств имени императора Александра III»: история возникновения. И.В. Цветаев. Музеи в 1917 1930-х гг. Национализация дворцов и усадеб. Создание государственная система управления музейным делом и охраной памятников. Государственный музейный фонд. Открытие Биологического музея в Москве. Концепция Б.М. Завадовского. "Золотое десятилетие краеведения". Первый Всероссийский музейный съезд. Кадровая политика в музеях. "Музейные распродажи". Музеи в годы Великой отечественной войны. Попытки сохранить музейные предметы накануне войны. П.К. Балтун и эвакуация собрания Русского музея. Мероприятия по спасению ценностей Эрмитажа. И.А. Орбели. В.Ф. Левинсон-Лессинг. История музеев СССР в 1950-е 1980-е гг.:основные тенденции. "Музейный бум". Лекции 5 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.6 Л2.1, Л1.1
5.2. История развития музеев и музейного дела в период с начала XX в. и до 1941 г. Мероприятия первых лет советской власти в сфере музейного строительства. История появления первого русского скансена. История возникновения и развития естественнонаучных музеев в начале XX в.А. Котс и Дарвиновский музей в Москве. Биологический музей им. К.А. Тимирязева в Москве. Зоологический музей Академии наук. Государственная музейная политика в конце 1920-х 1930-е гг. Формирование и развитие сети краеведческих музеев в СССР. Практические 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.6 Л2.1, Л1.1
5.3. Формирование сети музеев заповедников в СССР. Первые музеи-заповедники. Формирование заповедников в конце 1950-х – начале 1960-х гг. "Танаис". Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник , Новгородский музей-заповедник. Особенности организации музеев под открытым небом. «Музейный бум». Практические 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.6 Л2.1, Л1.1
5.4. Формирование сети музеев заповедников в СССР. Сам. работа 5 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.6 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В РОССИИ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВВ.
6.1. РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В РОССИИ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВВ. Музейная сеть России в начале XXI века. Многообразие музеев по принадлежности и профилю. Новые направления в деятельности российских музеев. ФЗ-54 "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации". Музейный менеджмент. Формирование учреждений музейного типа. Брендовые музеи и развитие культурного туризма. Детские музеи. Лекции 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.6 Л2.1, Л1.1
6.2. Основные направления музейной деятельности. Экспозиционная деятельность музея. Методы проектирования экспозиций. Деятельность по учету, хранению и изучению музейных фондов. Основные понятия научно-фондовой работы. Культурно-образовательная деятельность музея. Виды мероприятий и их значение. Практические 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.6 Л2.1, Л1.1
6.3. Многообразие музеев в современной России. Брендовые музеи. Детские музеи иих значение. Практические 5 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.6 Л2.1, Л1.1
6.4. Основные направления музейной деятельности Сам. работа 5 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.6 Л2.1, Л1.1
6.5. Многообразие музеев в современной России Сам. работа 5 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.6 Л2.1, Л1.1
6.6. Экзамен по дисциплине Экзамен 5 27 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.6 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=127

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Готов использовать в профессиональной деятельности теоретические концепции современной музеологии, сведения по истории становления музеев за рубежом и в России

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Назовите первый музей России, возникший при Петре I.
а) Эрмитаж;
б) Музей Академии художеств;
в) Кунсткамера.
ОТВЕТ: в.

ВОПРОС 2. Датой создания Эрмитажа считается ... .
а) 1764 г.;
б) 1714 г.;
в) 1784 г.;
г) 1803 г.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 3. Екатерина II коллекционировала в своем собрании
а) картины, камеи, книги по архитектуре;
б) картины, камеи, книги о скульптуре;
в) картины, медицинские инструменты;
г) картины, скульптуру.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 4. Что такое "Новый Эрмитаж"?
а) музей, построенный по образцу Старого Эрмитажа;
б) первое в России здание, специально построенное для публичного художественного музея; часть музейного комплекса Государственного Эрмитажа;
в) первый художественный музей в России;
г) первый отечественный музей комплексного профиля, объединивший исторические и естественнонаучные собрания.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 5. Когда начинается развитие Оружейной палаты как музея?
а) 1801 г.;
б) 1746 г.;
в) 1855 г.;
г) 1806 г.
ОТВЕТ: г.

ВОПРОС 6. Когда и где был основан Исторический музей?
а) 1912 г., Москва;
б) 1872 г. , Санкт-Петербург;
в) 1872 г., Москва.
ОТВЕТ: в.

ВОПРОС 7. Основателем Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве являлся ... .
а) П.М. Третьяков;
б) И.В. Цветаев;
в) Александр III;
г) Николай II.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 8. Укажите период, с которого начинается формирование Сокровищницы московских князей.
а) XIII в.;
б) XV в.;
в) XII в.;
г) XVIII в.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 9. Обозначьте название протомузейной формы, которая была распространена в Москве при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче.
а) книгохранительницы;
б) арсеналы;
в) аптекарские огороды;
г) церковные и монастырские ризницы.
Ответ: в.

ВОПРОС 10. Укажите имя предпринимателя и мецената, собравшего обширную коллекцию русской живописи, составившей основу Третьяковской галереи.
а) Третьяков Сергей Михайлович;
б) Цветаев Иван Владимирович;
в) Третьяков Павел Михайлович.
Ответ: а.

ВОПРОС 11. Первый русский скансен был создан в ... .
а) Гатчине;
б) Царицино;
в) Царском Селе;
г) Коломенском.
Ответ: г.

ВОПРОС 12. Барнаульский музеум (ныне Алтайский государственный краеведческий музей) был основан в ... .
а) 1782 г.;
б) 1823 г.;
в) 1872 г.;
г) 1852 г.
Ответ: б.

ВОПРОС 13. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина хранит и экспонирует ... .
а) произведения русского искусства;
б) произведения зарубежного искусства;
в) произведения азиатского искусства;
г) археологические и этнографические предметы.
Ответы: б.

ВОПРОС 14. Архитектор, реставратор памятников древнерусского зодчества Петр Барановский является основателем музея в ... .
а) Павловске;
б) Царском Селе;
в) Кусково;
г) Коломенском.
Ответ: г.

ВОПРОС 15. Российский этнографический музей выделился из состава ... .
а) Третьяковской галереи;
б) Кунсткамеры;
в) Эрмитажа;
г) Русского музея.
Ответ: г.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Дата основания Кунсткамеры - ______ .
Ответ: 1714 г.

ВОПРОС 2. Укажите два музея, которые возникли на основе материалов Политехнической выставки 1872 года
ОТВЕТ: Политехнический музей и Исторический музей.

ВОПРОС 3. Название московского музея-сокровищницы, который является частью комплекса Большого Кремлёвского дворца в Кремле
ОТВЕТ: Оружейная палата.

ВОПРОС 4. Первый археологический музей-заповедник, созданный на территории России называется _____________
ОТВЕТ: Танаис.

ВОПРОС 5. Сад, заложенный в центре Петербурга Петром I и вошедший в 2002 г. в состав Государственного Русского музея называется _____________
ОТВЕТ: Летний сад.

ВОПРОС 6. Из состава какого музея выделились Минералогический и зоологический музеи Академии наук в 1836 г.?
ОТВЕТ: Кунсткамера.

ВОПРОС 7. Фамилия художника, написавшего картину "Последний день Помпеи" _________
ОТВЕТ: Брюллов.

ВОПРОС 8. Автор картины "Возвращение блудного сына"____________
ОТВЕТ: Рембрандт.

ВОПРОС 9. Музей, деятельность которого базируется в первую очередь на музеефикации недвижимых объектов культурного и природного наследия (музеи-храмы, музеи-монастыри, дома-музеи, музеи-усадьбы, дворцы-музеи и т.п.). - ____________
ОТВЕТ: Ансамблевый музей.

ВОПРОС 10. Военное учреждение для хранения, ремонта и сборки, учёта, выдачи войскам вооружения и боеприпасов, а также для производства работ по их сборке, ремонту и изготовлению некоторых деталей к ним
ОТВЕТ: Арсенал.

ВОПРОС 11. ___________________ - группа музеев, которые являются собственностью государства и финансируются из его бюджета.
ОТВЕТ: Государственные музеи.

ВОПРОС 12. ____________________ - исторически сложившаяся совокупность музеев, действующих на определенной территории
ОТВЕТ: Музейная сеть.

ВОПРОС 13. ____________________ - музей, образованный на основе свозимых с разных территорий исторических построек на одно определенное место.
Ответ: Скансен.

ВОПРОС 14. _____________________ - основная форма презентации музеем историко-культурного наследия в виде искусственно созданной предметно-пространственной структуры.
ОТВЕТ: Экспозиция музейная.

ВОПРОС 15. ____________________ - группа исторических музеев, собирающих, хранящих, изучающих и экспонирующих этнографические коллекции, документирующие процессы этногенеза, быт и культуру различных этнических общностей.
ОТВЕТ: Этнографические музеи.

ВОПРОС 16. _____________________ - профильная группа музеев, документирующих историю развития общества.
ОТВЕТ: Исторические музеи.

ВОПРОС 17. ____________________________ - одно из основных направлений деятельности музея, теоретической основой которой является музейная педагогика
ОТВЕТ: Культурно-образовательная деятельность музея.

ВОПРОС 18. Первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге называется _________________
ОТВЕТ: кунсткамера.

ВОПРОС 19. ________________ - экспозиции, воссоздающие взаимосвязи и взаимозависимость природных компонентов.
ОТВЕТ: ландшафтные.

ВОПРОС 20. _________________ - процесс преобразования историко-культурных и природных объектов в музейные объекты
ОТВЕТ: Музеефикация.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

ВОПРОС 1. Жилой комплекс царя Алексея Михайловича в Коломенском является:
А) павильоном;
Б) хоромами;
В) административным зданием;
Г) палатами;
Д) замком.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 2. Русские средневековые жилые сооружения из камня назывались:
А) хоромами;
Б) флигелем;
В) усадьбой;
Г) палатами;
Д) дворцом.
ОТВЕТ: г.

ВОПРОС 3. Укажите названия памятников, являющихся составляющими элементами дворцово-парковых ансамблей:
А) флигель;
Б) замок;
В) беседка;
Г) ротонда;
Д) палаты.
ОТВЕТ: в.

ВОПРОС 4. В приведенном перечне выберите названия тех музейных зданий, которые в прошлом являлись дворцами и были приспособлены под музейное использование:
А) Новый Эрмитаж;
Б) Зимний дворец;
В) Национальная галерея искусств в Вашингтоне;
Г) Кунсткамера Петра Великого.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 5. Деятельность, направленная на сохранение и включение культурного и природного наследия в современную культуру называется:
А) актуализация наследия;
Б) реставрация наследия;
В) охрана наследия;
Г) музеефикация наследия.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 6. Группа музеев, основные объекты и экспозиции которых расположены вне помещений, на открытых территориях, называются:
А) коллекционные музеи;
Б) музеи под открытым небом;
В) археологические музеи;
Г)экомузеи.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 7. Музей под открытым небом, созданный на основе построек, свозимых с разных территорий , называется:
А) музей-заповедник;
Б) скансен;
В) ансамблевый музей;
Г) экомузей.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 8. Антропологические , биологические, ботанические (в т.ч. ботанические сады) и зоологические (в том числе зоопарки ) музеи относятся к профильной группе:
А) естественнонаучных музеев;
Б) исторических музеев;
В) научно-технических музеев;
Г) комплексных музеев.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 9. Все российские музеи по их принадлежности к собственнику можно разделить на две группы:
А) муниципальные и частные;
Б) государственные и негосударственные;
В) ведомственные и государственные;
Г) государственные и муниципальные.
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 10. Формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, в качестве части их культурного наследия, называются:
А) природное наследие;
Б) материальное наследие;
В) нематериальное наследие;
Г) литературное наследие.
ОТВЕТ: в.

ВОПРОС 11. Реставрация - это
А) мероприятия по защите объекта от последующих разрушений;
Б) мероприятия по возобновлению функциональных свойств объекта наследия;
В) мероприятия по восстановлению первоначального облика объекта при сохранении подлинности;
Г) мероприятия по преобразованию памятника в объект музейного показа.
ОТВЕТ: в.

ВОПРОС 12. Музейные предметы и коллекции - это ________________________________________________ .
А) памятники истории и культуры;
Б) недвижимое материальное наследие;
В) движимое материальное наследие;
Г) нематериальное культурное наследие.
ОТВЕТ: Б.

ВОПРОС 13. Пинакотеки и глиптотеки распространяются в Европе в:
А) эпоху Возрождения;
Б) эпоху Просвещения;
В) Античности.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 14. Первая классификация музеев была представлена в работе:
А) О.Ворма;
Б) М. Б. Валентини;
В) К. Найкеля;
Г) фон Грассе.
ОТВЕТ: в.

ВОПРОС 15. Научное обоснование музеологии было представлено в 1883 г. исследователем:
А) М. Б. Валентини;
Б) Г. Ратгебером;
В) К. Найкелем;
Г) фон Грассе.
ОТВЕТ: б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1: От лица государства сохранением наследия, музейной политикой и другими вопросами охраны памятников в России занимается _________________
ОТВЕТ: Министерство культуры РФ.

ВОПРОС 2: ____________________ музеи - это музеи, которые находятся в управлении местной администрации (город, село).
ОТВЕТ: Муниципальные.

ВОПРОС 3: К группе художественных музее относятся .... .
ОТВЕТ: музеи изобразительного искусства, музеи декоративно-прикладного искусства, музеи народного искусства.

ВОПРОС 4. К какой группе относятся археологические и этнографические музеи?
ОТВЕТ: исторические.

ВОПРОС 5. По составу своих коллекций краеведческие музеи являются ... .
ОТВЕТ: комплексными.

ВОПРОС 6. На какие виды подразделяются объекты культурного наследия в Статье 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»?
ОТВЕТ: памятники, ансамбли, достопримечательные места.

ВОПРОС 7. Совокупность строений и артефактов, произведенных обществом с использованием труда и включающих остатки заводов, фабрик, промышленных складов, шахт и прочее, называется ... .
ОТВЕТ: индустриальным наследием.

ВОПРОС 8. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» был принят в ____________ .
ОТВЕТ: 2002 г.

ВОПРОС 9. № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» был принят в ___________ .
ОТВЕТ: 1996 г.

ВОПРОС 10. В 1972 году на Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята __________________ .
ОТВЕТ: Конвенция о защите всемирного культурного и природного наследия.

ВОПРОС 11. Музеи, основой деятельности которых являются собрания движимых материальных предметов, называются ______________________ .
ОТВЕТ: коллекционными.

ВОПРОС 12. Музейные учреждения, которые принадлежат частным лицам, созданы их усилиями и поддерживаются их средствами, называются ______________________________ .
ОТВЕТ: частными музеями.

ВОПРОС 13. Группа музеев, создаваемых при церквях, монастырях, епархиях, религиозных объединениях, которые являются их собственниками и учредителями, называется __________________ .
ОТВЕТ: церковные музеи.

ВОПРОС 14. Антропологические , биологические, ботанические (в т.ч. ботанические сады) и зоологические (в том числе зоопарки ) музеи относятся к профильной группе ___________________________________ .
ОТВЕТ: естественнонаучных музеев.

ВОПРОС 15. Какие объекты относятся к особо охраняемым природным территориям?
ОТВЕТ: ботанические сады, государственные природные заказники, государственные природные заповедники, национальные парки.

ВОПРОС 16. Назовите вид мероприятия по сохранению объектов недвижимого наследия:
"На базе бывшей царской резиденции и вотчины в подмосковном селе Коломенское в 1923 г. был основан Музей Коломенское по инициативе архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского, который и стал его первым директором. В конце 1920-х годов по его замыслу для создания музея деревянного зодчества стали свозить старинные деревянные постройки: небольшую хозяйственную постройку из села Преображенского, названную в музее «медоварней», домик Петра I из Архангельска, Моховую башню Сумского острога XVII в."
ОТВЕТ: музеефикация.

ВОПРОС 17. ____________________ - мероприятия по приведению объектов культурного наследия в состояние, пригодное для экскурсионного посещения, преобразование памятника в музей.
ОТВЕТ: Музеефикация.

ВОПРОС 18. ____________________ - группа музеев под открытым небом, созданных на основе музеефикации территорий и недвижимых объектов культурного и природного наследия, и получивших соответствующий статус.
ОТВЕТ: Музей-заповедник.

ВОПРОС 19. ____________________ - природные объекты и достопримечательные места, созданные физическими и биологическими образованиями или группами таких образований, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки, сохранения или природной красоты.
ОТВЕТ: Природное наследие.

ВОПРОС 20. ______________________ - можно определить как систему культурных и природных объектов, признанных обществом, используемых им и сохраняемых для передачи последующим поколениям.
ОТВЕТ: Наследие.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 5 семестра экзамена по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. История музеев России: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т.Г. Гребенникова Музеология: введение в профессию: Учебное пособие Изд-во АлтГУ , 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Станюкович Т.В. Кунсткамера Петербургской академии наук / Т.В. Станюкович; Акад. наук СССР, Институт этнографии. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953 kunstkamera.ru
Э2 Российская музейная энциклопедия www.museum.ru
Э3 Электронная библиотека АлтГУ elibrary.asu.ru
Э4 Электронный учебно-методический комплекс "История музеев России" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса сгруппирован по хронологическому и тематическому принципам, история музеев России осваивается в историческом контексте, как часть истории России, материал отдельных тем сгруппирован также по тематическому принципу, когда изучаются отдельные профильные группа музейных учреждений.
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Лекции представляют систематизированные знания о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используются при подготовке к семинарским и практическим занятиям. Материал лекций позволяет проследить становление и развитие музея в России как социокультурного института, изучить место музея в контексте развития российской истории и культуры, уяснить факторы развития музеев.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента, необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки.
При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.
После каждого раздела выполняется итоговое практическое задание.
Все материалы для самостоятельного изучения представлены в Электронном учебно-методическом комплексе по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=127
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.