МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнографические коллекции в музеях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильСовременные технологии хранения и презентации музейных ценностей
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология_СТХиПМЦ-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 64
индивидуальные консультации 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 64 64 64 64
Консультации 44 44 44 44
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., доцент, Грушин С.П.;к.и.н., ст. пр. , Сайберт В.О.;к.и.н., преподаватель, Стяжкина О.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Назаров И.И.

Рабочая программа дисциплины
Этнографические коллекции в музеях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – изучить специфику формирования этнографических коллекций в музеях России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен применять в профессиональной деятельности методы комплектования, хранения и презентации музейных предметов
ПК-1.1 Знать направления, источники и способы текущего и перспективного комплектования фондов музея
ПК-1.2 Знать положения основных документов по текущему и перспективному комплектованию
ПК-1.3 Уметь применять методы текущего и перспективного комплектования с учетом профиля и концепции развития музея
ПК-1.4 Уметь определять задачи комплектования в соответствии с профилем музея и его потребностями
ПК-1.5 Владеть навыками составления концепции текущего и перспективного комплектования музея
ПК-1.6 Владеть навыками ведения музейной документации, связанной с текущим и перспективным комплектованием музея
ПК-2Способен осуществлять атрибуцию и экспертизу различных категорий музейных предметов
ПК-2.1 Знать разновидности музейных предметов и их специфику
ПК-2.2 Знать методику атрибуции и экспертизы музейных предметов
ПК-2.3 Уметь оценить ценность музейного предмета, степень его сохранности и т.д.
ПК-2.4 Владеть практическими навыками работы с музейными предметами, объектами культурного и природного наследия
ПК-2.5 Владеть методикой атрибуции предметов музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- методы экспозиционной работы и специфику комплектования музейных фондов и учета музейных коллекций.
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать научную информацию по этнографической тематике;
- осуществлять работу по текущему и перспективному комплектованию и учету этнографических коллекций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- обработки, анализа и синтеза этнографической информации;
- владения терминологическим аппаратом в области этнографии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Специфические черты этнографических коллекций
1.1. Вводно-организационная лекция. Цели и задачи курса и его структура Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1, Л1.2
1.2. Основы формирования этнографических коллекций в музеях Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Специфика формирования этнографических коллекций Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Особенности хранения и учета этнографических коллекций. Особенности выставочной и экспозиционной работы в этнографических музеях Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Требования по учету и хранению этнографических коллекций в музеях Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Требования по учету и хранению этнографических коллекций в музеях Сам. работа 6 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1, Л1.2
1.7. Специфика экспозиционной и выставочной работы в музеях. Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Специфика экспозиционной и выставочной работы в музеях. Сам. работа 6 10 ПК-1.1, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1, Л1.2
1.9. Интернет-представительства этнографических музеев Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Интернет-представительства этнографических музеев Сам. работа 6 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Виды этнографических музеев
2.1. Основные виды музейных учреждений, хранящих этнографические коллекции Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.2. Крупнейшие этнографические собрания за рубежом Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.3. Крупнейшие этнографические собрания за рубежом Сам. работа 6 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.4. Крупнейшие этнографические музеи России (Кунсткамера и РЭМ) Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.5. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.6. Российский этнографический музей Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.7. Этнографические музеи научных учреждений России. Этнографические коллекции в составе краеведческих музеев России. Вузовские этнографические музеи.Этнографические музеи этнических и национальных групп и общественных организаций. Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.8. Этнографические музеи научных учреждений России Сам. работа 6 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.9. Этнографические коллекции и экспозиции в краеведческих музеях Сибири. Этнографические коллекции в вузовских музеях России Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.10. Музеи под открытым небом, экомузеи Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.11. Экомузеи Сибири Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.12. Крупнейшие этнографические собрания Зарубежной Европы Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.13. Крупнейшие этнографические собрания Зарубежной Европы Сам. работа 6 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.14. Крупнейшие этнографические собрания Северной Америки Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.15. Крупнейшие этнографические собрания Северной Америки Сам. работа 6 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.16. Консультации 6 44 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=551

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ. ПК-1: Способен применять в профессиональной деятельности методы комплектования, хранения и презентации музейных предметов.
ВОПРОС 1. В каком году был основан Российский этнографический музей?
а) 1895;
б) 1902;
в) 1934.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 2. На какой улице Петербурга находится Российский этнографический музей?
а) Петровская набережная;
б) Кадетская линия В.О.;
в) Инженерная улица.
ОТВЕТ: в.

ВОПРОС 3. Отделом какого музея являлся Российский этнографический музей до 1934 года?
а) Эрмитаж;
б) Русский музей;
в) Кунсткамера.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 4. В память о каком императоре был основан Российский этнографический музей?
а) Николай I;
б) Николай II;
в) Александр II.
ОТВЕТ: в.

ВОПРОС 5. Кто построил здание Российского этнографического музея?
а) В. Ф. Свиньин;
б) М. Г. Земцов;
в) В. И. Баженов.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 6.
Сколько отделов насчитывает музей?
а) 2;
б) 5;
в) 6.
ОТВЕТ: в.

ВОПРОС 7. В каком году музей был временно переименован?
а) в 1936 г.;
б) в 1941 г.;
в) в 1948 г.
ОТВЕТ: в.

ВОПРОС 8. Кто руководил этнографическим музеем, когда он входил в состав Русского музея?
а) М.В. Ломоносов;
б) С. М. Дудин;
в) Ф. Ф. Конюхов.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 9. Проходят ли в музее временные выставки?
а) да;
б) нет.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 10. В какой республике преобладает русское население?
а) Удмуртия;
б) Тыва;
в) Чечня.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 11. Определите, к какой из данных семей относится многочисленный народ России (русские):
а) алтайской;
б) индоевропейской;
в) уральской.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 12. В данной части России живут татары:
а) в северной;
б) в центральной;
в) в южной
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 13. Этот народ России на втором месте по численности:
а) украинцы;
б) башкиры;
в) татары.
ОТВЕТ: в.

ВОПРОС 14. Определите, кто входит в тюркскую группу:
а) татары;
б) чуваши;
в) якуты;
г) башкиры.
ОТВЕТ: б,в.

ВОПРОС 15. Какой народ в Европейской части России исповедует буддизм?
а) буряты;
б) калмыки;
в) коми.
ОТВЕТ: б.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
- «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________________– это целенаправленный, планомерный процесс выявления и сбора предметов музейного значения для формирования и пополнения музейного собрания. Отобранные и извлеченные из среды бытования объекты реальной действительности превращаются в музейные предметы, т.е. в источники информации, поэтому комплектование фондов можно рассматривать как способ осуществления музеем своей социальной функции документирования процессов и явлений, происходящих в обществе и природе.
ОТВЕТ: комплектование музейных фондов.

ВОПРОС 2. Главными задачами комплектования музейных фондов являются:
ОТВЕТ: выявление и концентрация в музейном собрании подлинных памятников истории, культуры и природы; формирование источниковой базы музея; сохранение культурных ценностей и создания условий для их общественного использования.

ВОПРОС 3. Назовите три основных вида или способа комплектования музейных фондов.
ОТВЕТ: систематическое, тематические и комплексное.

ВОПРОС 4. Дайте термин согласно приведенному определению.
________________________________________________ – направление фондовой работы, осуществляемое на основе режима и системы хранения в целях обеспечения физической сохранности и доступности для использования входящих в фонды предметов.
ОТВЕТ: хранение музейных фондов.

ВОПРОС 5. Дайте термин согласно приведенному определению.
Одно из основных направлений музейной деятельности, связанное с выявлением, сбором и научной организацией музейных предметов, в результате которого создается источниковая база, необходимая для работы музея.
ОТВЕТ: комплектование музейного фонда.

ВОПРОС 6. Перечислите основные способы (виды) комплектования музейных фондов.
ОТВЕТ: музеефикация, систематическое, тематическое, комплексное и информационное комплектование.

ВОПРОС 7. Дайте термин согласно приведенному определению.
__________________– объекты, не обладающие свойствами музейных предметов, но включаемые в состав фондов, т.к. необходимы при изучении и экспонировании музейных предметов.
ОТВЕТ: научно-вспомогательные материалы.

ВОПРОС 8. Дайте термин согласно приведенному определению.
Предмет, создаваемый с целью имитации или замены другого, выступающего по отношению к копии как подлинник (точно повторяет все свойства подлинника), – _______________.
ОТВЕТ: копия.

ВОПРОС 9. Дайте термин согласно приведенному определению.
Объемное воспроизведение внешнего вида подлинника, выполненное в масштабе и допускающее условность изображения (за счет опущения или утрировки каких-либо несущественных деталей подлинника), – __________________________________________ .
ОТВЕТ: макет.

ВОПРОС 10. Назовите основные этапы учета музейных фондов.
ОТВЕТ: первичная обработка и научная инвентаризация.

ВОПРОС 11. Дайте термин согласно приведенному определению.
Совокупность условий, необходимых для обеспечения сохранности музейного собрания, – __________________________________________ .
ОТВЕТ: режим хранения.

ВОПРОС 12. Дайте термин согласно приведенному определению.
Регулярно обновляющаяся, единственная в РФ электронная база данных, содержащая основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, объединяющего все государственные музеи РФ, – __________________________________________ .
ОТВЕТ: Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации.

ВОПРОС 13. Перечислите основные признаки, которыми должен обладать музейный предмет.
ОТВЕТ: информативность, репрезентативность, аттрактивность, экспрессивность.

ВОПРОС 14. Назовите основные типы музейных коллекций.
ОТВЕТ: систематические, тематические, мемориальные, личные.

ВОПРОС 15. Дайте термин согласно приведенному определению.
Один из этапов изучения музейного предмета, заключающийся в определении предмета, т.е. выявлении присущих ему признаков, на основе анализа которых и сравнения с аналогичными и родственными предметами делается заключение о времени, месте его создания, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования и других характеристик, существенных для музейной ценности предмета, – ______________________ .
ОТВЕТ: атрибуция.

ВОПРОС 16. Перечислите, к каким основным видам относятся музейные источники.
ОТВЕТ: вещественные, изобразительные, письменные.

ВОПРОС 17. Дайте термин согласно приведенному определению.
Документ, подтверждающий факт включения музейного предмета в состав определённого музея и закрепляющий его за определённым музеем, – __________________________________________ .
ОТВЕТ: книга поступлений.

ВОПРОС 18. Перечислите основные виды музейных картотек.
ОТВЕТ: учетные и учетно-справочные.

ВОПРОС 19. Назовите основные виды музейных каталогов.
ОТВЕТ: научные, научно-справочные и научно-популярные.

ВОПРОС 20. Назовите основные автоматизированные электронные системы (АИС) в музее.
ОТВЕТ: АИС-Музей и КАМИС.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ. ПК-2: Способен осуществлять атрибуцию и экспертизу различных категорий музейных предметов.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

ВОПРОС 1. Что относят к нагрудным украшениям?
а) гривны;
б) фибулы;
в) булавки-заколки;
г) бусы.
ОТВЕТ: б,в.

ВОПРОС 2. По конструктивному решению украшения делятся на:
а) составные;
б) съемные;
в) сплошные;
г) разъемные.
ОТВЕТ: а,в.

ВОПРОС 3. Как группируют украшения при их атрибутивном описании?
а) по способу крепления;
б) по типу замков;
в) по половозрастному признаку;
г) по типу формы.
ОТВЕТ: а,в.

ВОПРОС 4. Группы керамических предметов утилитарного или бытового назначения составляют:
а) архитектурные детали из керамики;
б) посуда и различная утварь;
в) санитарно-технические изделия;
г) мелкая декоративная пластика.
ОТВЕТ: б,в.

ВОПРОС 5. Выявите виды керамических изделий по материалу и технологии производства:
а) бисквит;
б) гончарные;
в) санитарно-технические;
г) фаянс.
ОТВЕТ: б, г.

ВОПРОС 6. К декоративной керамике относят:
а) керамические панно;
б) керамическую скульптуру;
в) архитектурные детали;
г) майоликовую посуду.
ОТВЕТ: а,б,в.

ВОПРОС 7. Какими бывают каталоги музейных коллекций?
а) алфавитные;
б) предметно-тематические;
в) материаловедческие;
г) межфондовые.
ОТВЕТ: а,б,г.

ВОПРОС 8. Укажите верные высказывания о процессе атрибуции предмета:
а) выявляется социальная среда бытования;
б) определяется техника изготовления предмета;
в) устанавливается время создания предмета;
г) применяются химические и физические исследования.
ОТВЕТ: а,б,в,г.

ВОПРОС 9. Назовите методы, используемые при проведении экспертизы:
а) микроскопическое исследование;
б) формально-стилистический анализ;
в) химический анализ;
г) механический анализ.
ОТВЕТ: а,б,в.

ВОПРОС 10. Укажите верные высказывания об экспертизе:
а) позволяет опровергнуть атрибуцию;
б) проводится для определения культурной ценности предмета;
в) позволяет обосновать атрибуцию;
г) осуществляется для установления подлинности предмета.
ОТВЕТ: а,б,в, г.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Какие основные этапы включает атрибуция музейных предметов?
ОТВЕТ: первичное ознакомление с предметом и определение его назначения, определение материала и техники изготовления, изучение формы предмета, изучение украшения предмета, исследование фабричных марок и клейм, геральдических знаков и монограмм, надписей, дат и авторских подписей.

ВОПРОС 2. Какие группы украшений выделяют по месту ношения в составе костюма?
ОТВЕТ: головные, шейные, нагрудные, наплечные, набедренные, наручные, ножные.

ВОПРОС 3. Как разделяются украшения по ситуативному назначению?
ОТВЕТ: будничные, праздничные, празднично-обрядовые.

ВОПРОС 4. Как разделяются украшения с учетом пола, возраста и семейного положения?
ОТВЕТ: украшения маленьких детей (без различия пола), женские (девочек, девушек, невест, замужних и пожилых женщин) и мужские (юношей, женатых мужчин).

ВОПРОС 5. Дайте определение понятию вооружение.
Ответ: Вооружение – это комплекс боевых средств индивидуального применения, предназначенный для обороны и нападения.

ВОПРОС 6. Что такое оружиеведение?
ОТВЕТ: Оружиеведение – исследовательское направление военной истории, изучающее предметы вооружения как категорию материальной культуры, через выявление их функционирования.

ВОПРОС 7. Как разделяется оружие по дистанции поражения?
ОТВЕТ: оружие дальнего боя (луки, стрелы, арбалеты, пращи, дротики), оружие среднего боя (копья, алебарды, протазаны), оружие ближнего боя (мечи, сабли, ножи, кинжалы, топоры, булавы, шестоперы, кистени).

ВОПРОС 8. Назовите основные виды доспехов, используемые при классификации.
ОТВЕТ: панцири, шлемы, щиты, наручи, поножи, наголовья, попоны.

ВОПРОС 9. Дайте определение понятию конское снаряжение.
ОТВЕТ: Конское снаряжение (амуниция) представляет собой комплекс приспособлений, надеваемых на лошадь и служащих для управления ею во время езды верхом.

ВОПРОС 10. На какие части делится амуниция верхового коня?
ОТВЕТ: узда (суголовье, удила, псалии, повод) и седло (потник, ленчик, подпруга, путлища со стременами, нагрудник, накрупник).

ВОПРОС 11. Что такое каталог и для чего он нужен?
ОТВЕТ: это аннотированный перечень входящих в фонды предметов, которые располагаются в порядке их систематизации. Он служит инструментом изучения музейных предметов и используется в научно-информационных, учетно-хранительских и информационно-поисковых целях. Близки по своему значению к каталогу такие термины как каталожная карточка и картотека. Музейные каталоги создаются на основе классификационных схем.

ВОПРОС 12. Что такое каталогизация музейных фондов?
ОТВЕТ: это совокупность работ по созданию музейных фондовых каталогов.

ВОПРОС 13. Какие выделяют типы каталогов и в чем их особенности?
ОТВЕТ: по структуре выделяют два типа каталогов: систематический и алфавитный. В систематическом каталоге информация группируется в том или ином логическом порядке, а в алфавитном каталоге в ней фиксируются лишь принципы образования основных делений.

ВОПРОС 14. Как каталоги разделяются по объему информации?
ОТВЕТ: межфондовые каталоги, пофондовые и поколлекционные каталоги.

ВОПРОС 15. Дайте определение понятию атрибуция.
ОТВЕТ: это выявление основных признаков, определяющих название, назначение, устройство, материал, размеры, технику изготовления, авторство, хронологию и географию создания и бытования предмета.

ВОПРОС 16. Что такое подлинник?
ОТВЕТ: это оригинальный предмет, оригинал, в противоположность воспроизведению, копии, подделке.

ВОПРОС 17. Что такое копия?
ОТВЕТ: это предмет, создаваемый с целью имитации или замены другого предмета, выступающего при этом как подлинник или оригинал.

ВОПРОС 18. Что такое подделка?
ОТВЕТ: это предмет, стилизованный в духе определенной эпохи, школы, традиции, автора, преднамеренно выдаваемый за подлинник.

ВОПРОС 19. Каковы основные задачи экспертизы музейных предметов?
ОТВЕТ: установление подлинности предмета, определение времени и места создания изделия, его культурной принадлежности или авторства, определение исторической или художественной ценности предметов.

ВОПРОС 20. Что наиболее важно в атрибуции произведений декоративно-прикладного искусства?
ОТВЕТ: анализ художественных особенностей предмета – его формы и украшении, того зрительного «образа» предмета, в котором утилитарное и эстетическое начала тесно связаны и дополняют друг друга.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 40 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 2,5 балла. Оценивание КИМ в целом:
«зачет» – верно выполнено 51-100% заданий.
«незачет» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. Исторические музеи: учебное пособие Алт. ун-та, Ч. 2. 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Т. Г. Гребенникова, Т. В. Тишкина История музеев России: учеб. пособие Изд-во АлтГУ//ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тишкин А.А., Тишкина Т.В. История музеев Алтая: учебное пособие в 2 ч. Ч.1. Изд-во Алт. ун-та, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Кунсткамера kunstkamera.ru
Э2 Российский этнографический музей www.ethnomuseum.ru
Э3 Этнографические коллекции в музеях portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Портал Музеи России (http://museum.ru/)
Российская музейная энциклопедия (http://www.museum.ru/RME/dictionary.asp?40)
Музеи России на портале Культура России (http://www.culture.ru/museums)
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ (http://www.library.ru/)
Официальные сайты Российских музеев
Электронная библиотека Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Поисковая система «Google»

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
16аМ лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: муфельная печь SNOL 3/1100; шкаф вытяжной для муфельных печей ЛАБ-800 ШВп; электронный микроскоп МБC-10 – 3 шт.; микроскоп стереоскопический для лабораторных исследований Stemi 2000C с принадлежностями; геофизическое оборудование – система градиентометра 4 канала на базе FOERSTER FEREX 4.032 DLG GPS
16бМ лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: микро-РФА спектрометр с функцией сканирования предназначен для экспресс-анализа элементного состава археологических объектов от Na(11) до U(92); передвижной рентгенографический комплекс ПРДУ-02; электронный тахеометр Nikon Nivo 5.C – 3 шт.
112Д фондохранилище музея археологии и этнографии алтая - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с музейными коллекциями; топографическая опись
112Д музей археологии и этнографии алтая АлтГУ - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 4 посадочных места; доска меловая 1 шт.; фонды; архив; экспозиционные материалы

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Контроль и оценка работы студентов осуществляется на лекциях, практических занятиях и в Электронном учебно-методическом комплексе
http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=551

Инструкция по использованию ЭУМК
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. В ЭУМКД представлены планы практических занятий и материалы (литература и интерактивные ссылки) для самостоятельного изучения. Темы пронумерованы и представлены в соответствующих разделах.
Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы. Максимальное количество баллов за лекции - 33 (10 лекций, в каждой из которых по три вопроса).
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в ходе освоения каждой из тем и направляются преподавателю. Оценка за каждое практическое задание выставляется по пятибалльной шкале. Максимальное количество баллов за практические задания - 40 (восемь заданий).

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 40 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 2,5 балла. Оценивание КИМ в целом:
«зачет» – верно выполнено 51-100% заданий.
«незачет» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.