МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и техника произведений искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильСовременные технологии хранения и презентации музейных ценностей
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология_СТХиПМЦ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 69
индивидуальные консультации 64
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 69 69 69 69
Консультации 64 64 64 64
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тишкина Татьяна Владимировна, Гребенникова Татьяна Геннадьевна

Рецензент(ы):
канд. культурологии, доцент, Шорина Дарина Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
История и техника произведений искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.познакомить студентов с историей развития и основными разновидностями технологий производства произведений искусства

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять атрибуцию и экспертизу различных категорий музейных предметов
ПК-2.1 Знать разновидности музейных предметов и их специфику
ПК-2.2 Знать методику атрибуции и экспертизы музейных предметов
ПК-2.3 Уметь оценить ценность музейного предмета, степень его сохранности и т.д.
ПК-2.4 Владеть практическими навыками работы с музейными предметами, объектами культурного и природного наследия
ПК-2.5 Владеть методикой атрибуции предметов музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-примеры известных произведений искусства, выполненных в различных технологиях;
-разновидности музейных предметов и их специфику
3.2.Уметь:
3.2.1.- по характерным признакам определять технологии изготовления и декорирования произведений искусства
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками работы с музейными предметами

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История декоративно-прикладного искусства: художественные промыслы и ремесла.
1.1. Историография, цель, задачи, основные понятия и проблематика курса. Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Древнее ремесло: принципы изучения древних материалов и технологий. Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Древнее ремесло: принципы изучения древних материалов и технологий. Сам. работа 8 5 Л2.1, Л1.1
1.4. История русского народного искусства Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
1.5. История русского народного искусства. Сам. работа 8 5 Л2.1, Л1.1
1.6. Народное искусство России как неотъемлемая часть культуры русского народа. Сам. работа 8 5 Л2.1, Л1.1
1.7. Народное искусство России как неотъемлемая часть культуры русского народа. Практические 8 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Техника и технология изготовления изделий декоративно-прикладного искусства.
2.1. Технология изготовления изделий из камня. Лекции 8 4 Л2.1, Л1.1
2.2. История ювелирного дела.Драгоценные камни как материал для изготовления произведений искуства. Сам. работа 8 6 Л2.1, Л1.1
2.3. Драгоценные камни как материал для изготовления произведений искусства. Практические 8 4 Л2.1, Л1.1
2.4. История и технология изготовления предметов искусства из металла. Лекции 8 4 Л2.1, Л1.1
2.5. История и технология изготовления предметов искусства из металла. Сам. работа 8 6 Л2.1, Л1.1
2.6. История и технология изготовления предметов искусства из металла. Практические 8 4 Л2.1, Л1.1
2.7. Полихромный стиль в искусстве. Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
2.8. Полихромный стиль в искусстве. Сам. работа 8 6 Л2.1, Л1.1
2.9. Полихромный стиль в искусстве. Практические 8 2 Л2.1, Л1.1
2.10. Технология изготовления изделий из дерева. Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
2.11. Технология изготовления изделий из дерева. Сам. работа 8 6 Л2.1, Л1.1
2.12. Технология изготовления изделий из дерева. Практические 8 2 Л2.1, Л1.1
2.13. Технология изготовления изделий с кистевой росписью. Сам. работа 8 6 Л2.1, Л1.1
2.14. Технология изготовления изделий с кистевой росписью. Практические 8 4 Л2.1, Л1.1
2.15. История и технология изготовления керамических изделий. Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
2.16. История и технология изготовления керамических изделий. Сам. работа 8 6 Л2.1, Л1.1
2.17. История и технология изготовления керамических изделий. Практические 8 4 Л2.1, Л1.1
2.18. История и технология изготовления текстильных изделий. Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
2.19. История и технология изготовления текстильных изделий. Сам. работа 8 6 Л2.1, Л1.1
2.20. История и технология изготовления текстильных изделий. Практические 8 4 Л2.1, Л1.1
2.21. Технология изготовления изделий из кости и рога. Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
2.22. Технология изготовления изделий из кости и рога. Сам. работа 8 6 Л2.1, Л1.1
2.23. Технология изготовления изделий из кости и рога. Практические 8 2 Л2.1, Л1.1
2.24. Технология изготовления изделий из кожи. Сам. работа 8 6 Л2.1, Л1.1
2.25. Технология изготовления изделий из кожи. Практические 8 2 Л2.1, Л1.1
2.26. Консультации 8 64

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы к промежуточной аттестации:
1. Древнее ремесло: принципы изучения материалов и технологий.
2. Ювелирное искусство: понятие и история развития.
3. История ювелирного дела на Руси.
4. История русского ювелирного дела в XIX–XX вв.
5. Карл Фаберже: история фирмы и выдающиеся произведения.
6. Драгоценные камни: основные свойства и разновидности.
7. История применения драгоценных камней для изготовления предметов искусства. Методы обработки драгоценных камней.
8. Основные свойства металлов. Железо.
9. Свойства цветных металлов.
10. Технологии литья и штамповки в изготовлении художественного металла.
11. Технологии ковки и дифовки в изготовлении произведений искусства.
12. Чеканка как технология изготовления произведений искусства: понятие и основные разновидности.
13. Золочение и его разновидности.
14. Гравирование и насечка как способы художественной обработки металлов.
15. Чернение как технологический прием обработки металлический изделий/
16. Скань (филигрань) и зернь как виды художественной обработки металлов.
17. Декор произведений искусства.
18. Резьба и роспись по дереву. Хохломская роспись.
19 Миниатюрная живопись. Палехский промысел.
20. Жостовская роспись. Городецкая роспись.
21. Урало-сибирская роспись. История промысла. Технология изготовления изделий, традиции орнаментального решения.
22. Гжель: особенности и история промысла.
23. Полихромный стиль: понятие и происхождение. Произведения искусства, выполненные в полихромном стиле.
24. Технология эмалирования и ее применение в произведениях искусства.
25. Технологии и особенности оформления произведений искусства из камня.
26. Художественная обработка кости.
27. Традиционные техники вышивки и кружевоплетения. Центры народного искусства.
28. Ткачество и художественная роспись ткани.
29. Художественная обработка кожи.
30. Художественная керамика.Технологии изготовления изделий, традиции росписи.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Значение собраний этнографических музеев в изучении этнического искусства.
Природные мотивы и фольклорные сюжеты в народном искусстве.
Художественная роспись ткани.
Русская деревянная игрушка. Центры народного искусства. Технология изготовления и традиционные способы декорирования.
Инкрустация как вид художественной обработки древесины. Инструменты, оборудование.
Маркетри как вид художественной обработки древесины. Инструменты. оборудование.
Цвет в декоративно-прикладном искусстве.
Современные материалы и технологии в декоративно-прикладном искусстве.
Орнамент в декоративно-прикладном искусстве. Виды орнамента. Способы построения орнамента.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Тестовые задания:
Хохломская роспись имитирует…:
– инкрустированную стеклянную посуду
– станковую живопись
– лубочные картинки
– золоченую фарфоровую посуду
Кость-цевка – это …
– лошадиная лопатка
– кость моржа
– зуб кашалота
– кость нерпы
Основа под лаковую миниатюру выполняется из …
– металла
– стекла
– древесины
– папье-маше
Кабошон – это …
– камень без огранки, скругленный
– ограненный камень
– тип крепления камня
– тип огранки
Начиная с XVIII в. популярным камнем становится…
–изумруд
– циркон
– бриллиант
– аквамарин
Литье – это …
– вытягивание металла в тонкую проволоку
– заливка металла в специальные формы
– деформирование металла в специальных формах
– деформирование металла в нагретом состоянии
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 составитель Ш.Б. Майны Культура народов Сибири: учебно-методическое пособие ТувГУ, 2019 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Миненко Л.В. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы Западной Сибири: учебное пособие: Учебная литература для ВУЗов КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2006 г. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Виды огранки драгоценных камней bemileo.ru
Э2 Народные промыслы rospatent.gov.ru
Э3 Русские народные промыслы ruvera.ru
Э4 Клиентов А.Е. Народные промыслы bookree.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

Сервер «Народные промыслы»: https://rospatent.gov.ru/ru/sourses/regional-brands/folk-crafts
Поисковая система Google

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. Студентам рекомендуется аккуратно вести конспекты лекций. В случае недопонимания какой-либо части лекционного материала следует задать вопрос преподавателю в установленном порядке.
Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. При подготовке к практическому занятию, студенту следует изучить содержание соответствующего раздела программы дисциплины, обратить внимание на представленный план занятия. При изучении указанной литературы, формировании ответов на вопросы практического занятия, следует выявить проблемы, являющиеся предметом обсуждения. Рекомендуется составлять краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторном занятии, при подготовке к зачету. Работа в ходе проведения практического занятия строится по принципу коллективного обсуждения поставленных вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи.
Критерии оценивания работы студента на практическом занятии. «Отлично» выставляется студенту, который дал полный, последовательный, развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, активно работал на занятии, аргументировано отвечал на дополнительные вопросы.
«Хорошо» выставляется студенту, который дал развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, участвовал в дискуссии, однако допустил неточности в ответе.
«Удовлетворительно» выставляется студенту, который дал ответ (на вопрос из плана практического занятия), отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия, с нарушением последовательности, допустил несколько ошибок в содержании. Продемонстрировал частичное изучение указанной литературы и источников.
«Неудовлетворительно» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопрос из плана занятия, или дал ответ, содержащий ряд серьезных неточностей, неглубокое раскрытие темы, незнание большей части литературы и источников. При получении оценки «неудовлетворительно», студенту рекомендуется вновь обратиться к изучению вопросов из плана занятия и продемонстрировать знания на индивидуальной консультации с преподавателем.
К выполнению тестовых заданий следует приступать после завершения изучения всех тем дисциплины. В случаях отрицательных результатов после двух попыток прохождения тестовых заданий, необходимо обратиться к преподавателю за консультацией.Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Каждый вопрос оценивается в один балл.
Форма промежуточной аттестации по дисциплине - экзамен. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут.
Оценка знаний студентов производится по следующим критериям:
- оценка «отлично» выставляется, если студент всесторонне и прочно усвоил программный материал, демонстрирует элементы знаний, почерпнутые из дополнительной литературы, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно излагает ответ, свободно справляется с дополнительными вопросами, причем не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, грамотно и доказательно аргументирует свою позицию, формулирует выводы и обобщения по экзаменационным вопросам;
- оценка «хорошо» выставляется, если студент твердо знает материал вопросов, грамотно и по существу излагает их, допуская некоторые неточности, нарушает последовательность в ответе на поставленный вопрос, но при этом демонстрирует умение выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи, формулирует выводы.
- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его существенных деталей. В ответе допускает неточности, применяет недостаточно правильные формулировки, допускает ошибки в раскрытии понятий. При ответе имеются нарушения логической последовательности в изложении программного материала. Ответ излагается неуверенно, речевое оформление требует поправок, коррекции. В ответе отсутствуют выводы. Оценка «удовлетворительно» ставится и в случае ответа только на один вопрос билета.
- оценка «неудовлетворительно» ставится при наличие поверхностного, не раскрывающего сущности вопроса ответа; незнания основных понятий; неумения отвечать на элементарные дополнительные вопросы по изученному курсу.