МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Исторические музеи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильСовременные технологии хранения и презентации музейных ценностей
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология_СТХиПМЦ-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 39
индивидуальные консультации 30
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 39 39 39 39
Консультации 30 30 30 30
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тишкина Т.В.;к.и.н., Старший преподаватель, Тишкина К.А.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Грушин С.П.

Рабочая программа дисциплины
Исторические музеи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – познакомить студентов с закономерностями формирования исторических коллекций, созданием и современной деятельностью исторических музеев мира.
В соответствие с поставленной целью обозначены следующие задачи:
- рассмотреть этапы эволюции исторических коллекций и процесс формирования исторических музеев;
- дать представление о многообразии видов исторических музеев;
- продемонстрировать особенности деятельности современных музеев исторического профиля и их роль в сохранении культурного наследия;
- закрепить навыки эффективного поиска и анализа источников, литературы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять атрибуцию и экспертизу различных категорий музейных предметов
ПК-2.1 Знать разновидности музейных предметов и их специфику
ПК-2.2 Знать методику атрибуции и экспертизы музейных предметов
ПК-2.3 Уметь оценить ценность музейного предмета, степень его сохранности и т.д.
ПК-2.4 Владеть практическими навыками работы с музейными предметами, объектами культурного и природного наследия
ПК-2.5 Владеть методикой атрибуции предметов музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- разновидности музейных предметов и их специфику;
- особенности деятельности музеев исторического профиля и их роль в сохранении культурного наследия.
3.2.Уметь:
3.2.1.- определять ценность музейного предмета, степень его сохранности и т.д.;
- критически анализировать информацию о музеях исторического профиля;
- характеризовать развитие конкретного исторического музея и его коллекций, отметив общие закономерности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- оперирования полученными знаниями в дискуссиях по историческим и музеологическим проблемам, отстаивая свою точку зрения;
- опыт работы с музейными предметами, объектами культурного и природного наследия;
- демонстрации результатов изучения исторического материала в различной форме;
- опыт применения основных методов в направлениях музейной деятельности и сохранении культурного наследия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Исторические музеи: понятие и история формирования.
1.1. Основные виды исторических музеев. Накопление памятников исторического значения в России и за рубежом. Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
1.2. Исторические музеи: понятие, классификация, специфика деятельности. Сам. работа 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
1.3. Национальные исторические музеи мира. Лекции 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
1.4. Национальные исторические музеи мира. Сам. работа 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
1.5. Национальные исторические музеи мира. Практические 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
1.6. Консультации 5 10
Раздел 2. Основные исторические музеи России и зарубежья.
2.1. Государственный Исторический музей. Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.2. Государственный Исторический музей. Сам. работа 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.3. Государственный Исторический музей. Практические 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.4. Консультации 5 10
2.5. Историко-культурные музеи-заповедники России. Лекции 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.6. Историко-культурные музеи-заповедники России. Сам. работа 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.7. Историко-культурные музеи-заповедники России. Практические 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.8. Историко-культурные музеи-заповедники на Урале и в Сибири. Сам. работа 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.9. Историко-культурные музеи-заповедники на Урале и в Сибири. Практические 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.10. Музеи истории городов Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.11. Музеи истории городов Сам. работа 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.12. Музеи истории городов Практические 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.13. Археологические и этнографические музеи. Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.2, Л2.1
2.14. Археологические и этнографические музеи. Сам. работа 5 7 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.2, Л2.1
2.15. Археологические и этнографические музеи. Практические 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.2, Л2.1
2.16. Консультации 5 10
2.17. Краеведческие музеи. Сам. работа 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.2
2.18. Военно-исторические музеи. Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.2
2.19. Военно-исторические музеи. Сам. работа 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.2
2.20. Военно-исторические музеи. Практические 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.2
2.21. Специальные, персональные, монографические (событийные) исторические музеи Сам. работа 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.2
2.22. Специальные, персональные, монографические (событийные) исторические музеи Практические 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.2
2.23. Экзамен по дисциплине Экзамен 5 27 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1056

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
Способность осуществлять атрибуцию и экспертизу различных категорий музейных предметов.

Вопрос 1. Укажите верные высказывания о военно-исторических музеях:
а) группа музеев естественно-научного профиля
б) в России возникают в XIX в.
в) формируют коллекции форм одежды
г) экспонируют предметы военной техники.
Ответ: бвг.

Вопрос 2. Во второй половине XIX в. в России действовали…
а) Модель-камера
б) Арсенал в Туле
в) Арсенал в Царском Селе
г) Артиллерийский музей.
Ответ: вг.

Вопрос 3. Современная сеть отечественных военно-исторических музеев состоит из музеев…
а) центрального подчинения
б) отдельных видов Вооруженных Сил
в) военно-учебных заведений
г) предприятий Министерства обороны.
Ответ: абвг.

Вопрос 4. Художник-баталист Ф.А. Рубо выполнил:
а) портреты героев Первой мировой войны
б) панораму «Оборона Владивостока»
в) панораму «Бородино»
г) скульптуру Наполеона Бонапарта.
Ответ: в.

Вопрос 5. Предметы, обнаруженные Г. Шлиманом при раскопок Микен, представлены в…
а) Музея анатолийских цивилизаций
б) Археологическом музее Стамбула
в) Национальном археологическом музее Афин
г) Национальном музее Неаполя.
Ответ: в.

Вопрос 6. Панорама «Бородино» была создана Ф.А. Рубо в … году.
а) 1900
б) 1902
в) 1910
г) 1912.
Ответ: г.

Вопрос 7. Выявите верные высказывания о музее «Кутузовская изба»:
а) является филиалом Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника
б) реконструирована в 1880-е гг.
в) является мемориальным музеем
г) действует с 1912 г.
Ответ: бв.

Вопрос 8. Укажите объекты Государственного военно-исторического музея-заповедника «Бородинское поле»:
а) Бородинская панорама
б) дворцово-парковый ансамбль в с. Бородино
в) монумент на батарее Раевского
г) Багратионовские флеши.
Ответ: бвг.

Вопрос 9. В Российском Этнографическом музее сформированы коллекции:
а) керамики
б) ковров
в) памятников духовной культуры
г) предметов техники.
Ответ: абв.

Вопрос 10. Выявите раритетные экспонаты «Музея Отечественный войны 1812 г.»
а) полевая походная кухня французской армии
б) навершия знамен французской армии
в) бюст И. Мюрата скульптора А. Кановы
г) походный экипаж М.И. Кутузова.
Ответ: абв.

Вопрос 11. Предметы, обладающие высокой степенью эмоционального воздействия и особо почитаемы, как память о выдающемся деятеле или событии, называются:
а) мемориальные
б) уникальные музейные предметы
в) экспонаты
г) реликвии.
Ответ: г.

Вопрос 12. Укажите объекты Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле»:
а) памятник-обелиск Дмитрию Донскому
б) храм Сергия Радонежского
в) группа архитектурных памятников в поселке Епифань
г) Зеленая Дубрава.
Ответ: абвг.

Вопрос 13. Первая публичная экспозиция Кунсткамеры была открыта в… году:
а) 1712
б) 1714
в) 1715
г) 1719.
Ответ: г.

Вопрос 14. Выявите верные высказывания о Государственном военно-историческом музее-заповеднике «Бородинское поле»:
а) проводит праздник «Бородинское сражение»
б) действует с 1972 г.
в) главный объект показа – исторический ландшафт
г) имеет экспозицию «Бородино в годы Великой Отечественной войны».
Ответ: вг.

Вопрос 15. Выявите верные высказывания о Музее-панораме «Бородинская битва»:
а) создан в 1912 г.
б) тема экспозиции - «Человек и война»
в) представлено подлинное оружие 1812 г.
г) филиал – «Музей Отечественной войны 1812 г.».
Ответ: абв.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
– «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% процентов заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Дайте определение понятию «исторические музеи».
Ответ: музейные учреждения, осуществляющие сбор, хранение, изучение и популяризацию памятников материальной и духовной культуры, отражающих развитие человеческого общества.

2. Укажите места хранения предметов старины в допетровское время.
Ответ: в соборах, ризницах монастырей, княжеских хранилищах, Оружейной палате (с XVI в.).

3. Что такое «реликвии»?
Ответ: предметы, обладающие высокой степенью эмоционального воздействия и особо почитаемые, как память о выдающемся деятеле или событии.

4. Укажите особенности деятельности военно-исторических музеев в СССР.
Ответ: военно-исторические музеи в СССР пропагандировали историю Красной Армии, их численность достигала 500, действовали во всех военных округах. В 1919 г. был создан Центральный музей Вооруженных Сил. В военно-исторических музеях осуществлялись научные концепции формирования фондов.

5. Перечислите культовые здания – объекты Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль».
Ответ: Архангельский собор (1505–1508 гг.), Благовещенский собор (1489 г.); Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов (1635–1656 гг.); церковь Ризоположения (1484–1485 гг.); колокольня «Иван Великий» (1505–1508 гг.).

6. Дайте определение понятию «археологические музеи».
Ответ: музеи, которые осуществляют сбор, хранение, изучение и популяризацию древних и средневековых памятников материальной культуры и искусства.

7. В фондах какого музея находятся регалии русских князей и императоров?
Ответ: в фондах Оружейной палаты Государственного историко-культурного музея заповедника «Московский Кремль».

8. Назовите раритетные объекты, расположенные под открытым небом на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль».
Ответ: произведения литейного искусства «Царь-пушка» (1586 г.), Царь-колокол (1730 г.).

9. Перечислите типы военно-исторических музеев.
Ответ: общеисторические, отраслевые (военно-морские, артиллерийские и т.д.), мемориальные, музеи-памятники, замки-крепости, войсковые и учебно-педагогические музеи.

10. Назовите объекты Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле».
Ответ: памятник-обелиск Дмитрию Донскому; храм Сергия Радонежского; группа архитектурных памятников в поселке Епифань; Зеленая Дубрава; музейно-выставочный комплекс «Тульские древности»; степное урочище «Нижний Дубик»; храм Сергия Радонежского; мемориал в с. Монастырщина; Прощенный колодец.

11. В чем заключается историческая ценность музейного предмета?
Ответ: в значимости предмета как памятника истории, определяемой его связями с историческими процессами и событиями. Зависит от значимости этих событий и процессов, от места и роли данного предмета в исторической действительности, от его значения как исторического источника, выявляемого в ходе всестороннего исследования предмета. Историческая ценность устанавливается в процессе научной обработки музейного предмета.

12. Дайте определение понятию «этнографические музеи».
Ответ: это группа исторических музеев, собирающих, хранящих, изучающих и экспонирующих этнографические коллекции, документирующие процессы этногенеза, быт и культуру различных этнических общностей.

13. Назовите отечественные музеи-заповедники на полях сражений.
Ответ: Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле»; Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник; Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле».

14. Какой музей-заповедник в России имеет «Особую кладовую»?
Ответ: «Особая кладовая» расположена в западном флигеле Большого Петергофского дворца Государственного музея-заповедника «Петергоф». В Музее «Особая кладовая» представлены церковная утварь, произведения декоративно-прикладного и ювелирного искусства, которые принадлежали русским императорам и императрицам, являлись частью убранства дворцов и храмов.

15. Какие коллекции входили в первоначальный состав Кунсткамеры в Санкт-Петербурге?
Ответ: в первой четверти XVIII в. в состав Кунсткамеры входили анатомические, эмбриологические, зоологические, ботанические, геологические, археологические коллекции, природные редкости, мюнцкабинет, книжное собрание.

16. Где в XVIII в. в Санкт-Петербурге хранились военно-исторические материалы?
Ответ: в Модель-камере, Цейхгаузе Петропавловской крепости, Арсенале.

17. Каковы особенности археологических музеев под открытым небом?
Ответ: археологические музеи-заповедники организуются на месте древних стоянок или иных археологических памятников. Их основой является уникальное историческое место, представляющее археологическую ценность. Как правило, в состав музеев включена территория с музеефицированными местами археологических раскопок и природным ландшафтом, музей с интерьерными экспозициями, в которых представлены археологические находки, также возможна реконструкция культурных объектов на основе археологических данных на местах их первоначального нахождения.

18. Укажите современный состав профильной группы «Исторические музеи».
Ответ: в состав профильной группы «Исторические музеи» включены музеи общеисторические, археологические, этнографические, военно-исторические, политической истории, истории религии, историко-бытовые, монографические, персональные и прочие исторические музеи.

19. Каковы особенности деятельности военно-исторических музеев под открытым небом?
Ответ: военно-исторические музеи под открытым небом занимаются сохранением и экспонированием объектов исторического военного наследия или же музеефицируют мемориальные объекты и историко-культурные ландшафты. В их состав включены исторические территории с расположенными на них объектами (мемориалами, монументами, храмами, музеями военной истории и т.д.) В коллекциях, как правило, содержатся археологические находки с полей сражений.

20. Объясните причины массового появления российских военно-исторических музеев в последней четверти XIX в.
Ответ: среди военно-исторических музеев России в последней четверти XIX в. значительное место занимали музеи бригад, полков, батальонов. Было создано около 300 музеев. Толчком к их развитию стала военная реформа. Относительная частая сменяемость личного состава армии, базировавшейся на всеобщей воинской повинности, потребовала усиления идейного воздействия на рядовой и офицерский состав. Кроме того, ряд полков праздновал 100 и 200-летние юбилеи, что также отразилось на создании музеев, демонстрировавших их историю.

21. Перечислите национальные музеи, сформировавшиеся в XVIII в.
Ответ: Британский музей (1753 г.), Лувр (1793 г.).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Контрольные вопросы к промежуточной аттестации
1. Исторические музеи: понятие, разновидности и классификация.
2. История формирования музеев исторического профиля.
3. Направления и специфика деятельности исторических музеев.
4. История формирования национальных музеев в XVIII–XIX вв.
5. Зарубежные европейские национальные исторические музеи (Национальный музей в Праге, Немецкий исторический музей).
6. Идея создания отечественного исторического музея и ее воплощение в XIX в.
7. Государственный Исторический музей в XX в.: состояние и основные направления деятельности
8. Современные состояние, модернизация и перспективы развития ГИМ.
9. Деятельность филиалов Государственного Исторического музея.
10. Музей Москвы: история формирования и современное состояние.
11. Музеи в составе Государственного учреждения культуры «Музейное объединение “Музей Москвы”».
12. Музеи истории городов (Иркутск, Томск) в Сибири.
13. Государственный музей истории Санкт-Петербурга: история создания, направления деятельности.
14. Музеи истории городов в государствах Европы (Музей Лондона, Музей истории города Варшавы, Музей города Стокгольма): общее и особенное в деятельности.
15. Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль: история развития и современное состояние.
16. Государственный музей-заповедник «Петергоф»: история развития и современное состояние.
17. Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские»: история развития и современное состояние.
18. Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница»: история развития и современное состояние.
19. Этапы музеефикации и направления деятельности историко-культурного музея-заповедника «Аркаим».
20. Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник.
21. Становление и развитие отечественных археологических музеев в XIX в.
22. Зарубежные археологические музеи (Национальный археологический музей Неаполя, Национальный археологический музей Афин).
23. Зарубежные археологические музеи (Археологический музей в Стамбуле, Музей Анатолийских цивилизаций, Художественный и археологический музей в Оксфорде /Эшмолианский музей).
24. Археологические музеи государств ближнего зарубежья (Одесский археологический музей, археологический музей «Берестье»).
25. Деятельность Анапского музея-заповедника «Горгиппия» (филиал Краснодарского историко-археологического музея-заповедника) и археологического заповедника «Танаис».
26. Музеи археологии и этнографии в университетах России.
27. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН: история развития и современное состояние.
28. Российский этнографический музей: история создания и современное состояние.
29. Военно-исторические музеи: понятие и история становления в XVIII–XIX вв.
30. Центральный военно-исторический музей Санкт-Петербурга.
31. Государственный Бородинский военно-исторические музей-заповедник.
32. Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле».
33. Военно-исторические музеи России в XX – начале XXI в.
34. Музей-панорама «Бородинская битва», Музей-диорама «Курская битва».
35. Зарубежные военно-исторические музеи.
36. Национальные музеи на территории субъектов Российской Федерации: Национальный музей Республики Башкортастан, Национальный музей Республики Татарстан.
37. Национальные музеи на территории субъектов Российской Федерации: Национальный музей Чеченской республики, Национальный музей Удмуртской Республики имени Кузебая Герда.
38. Национальные музеи государств ближнего зарубежья (Украина, Республика Беларусь, Республика Казахстан).

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса теоретического характера. На подготовку и представление ответа студенту отводится 35 минут.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА СТУДЕНТА:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. Исторические музеи: учебное пособие Алт. ун-та, Ч. 1. 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. Исторические музеи: учебное пособие Алт. ун-та, Ч. 2. 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. Г. Гребенникова Этнографические музеи России [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Государственный исторический музеи? (офиц. сайт) www.shm.ru
Э2 Портал «Музеи России» объединяет справочный и новостной материал об отечественных и зарубежных музеях www.museum.ru
Э3 Сайт «Музеи мира в Интернете» представляет собой каталог сайтов музеев мира с интерактивными ссыл-ками на их страницы www.hist.msu.ru
Э4 Электронная библиотека по музеологии кафедры музеологии Российского государственного гуманитарного университета www.rsuh.ru
Э5 Исторические музеи portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
112Д музей археологии и этнографии алтая АлтГУ - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 4 посадочных места; доска меловая 1 шт.; фонды; архив; экспозиционные материалы
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
16бМ лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: микро-РФА спектрометр с функцией сканирования предназначен для экспресс-анализа элементного состава археологических объектов от Na(11) до U(92); передвижной рентгенографический комплекс ПРДУ-02; электронный тахеометр Nikon Nivo 5.C – 3 шт.
16аМ лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: муфельная печь SNOL 3/1100; шкаф вытяжной для муфельных печей ЛАБ-800 ШВп; электронный микроскоп МБC-10 – 3 шт.; микроскоп стереоскопический для лабораторных исследований Stemi 2000C с принадлежностями; геофизическое оборудование – система градиентометра 4 канала на базе FOERSTER FEREX 4.032 DLG GPS
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. Студентам рекомендуется аккуратно вести конспекты лекций. В случае недопонимания какой-либо части лекционного материала следует задать вопрос преподавателю в установленном порядке.
Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. При подготовке к практическому занятию, студенту следует изучить содержание соответствующего раздела программы дисциплины, обратить внимание на представленный план занятия. При изучении указанной литературы, формировании ответов на вопросы практического занятия, следует выявить проблемы, являющиеся предметом обсуждения. Рекомендуется составлять краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторном занятии, при подготовке к экзамену. Работа в ходе проведения практического занятия строится по принципу коллективного обсуждения поставленных вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи.
Критерии оценивания работы студента на практическом занятии. «Отлично» выставляется студенту, который дал полный, последовательный, развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания рекомендованной литературы и источников, активно работал на занятии, аргументировано отвечал на дополнительные вопросы.
«Хорошо» выставляется студенту, который дал развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания рекомендованной литературы и источников, участвовал в дискуссии, однако допустил неточности в ответе.
«Удовлетворительно» выставляется студенту, который дал ответ (на вопрос из плана практического занятия), отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия, с нарушением последовательности, допустил несколько ошибок в содержании. Продемонстрировал частичное изучение указанной литературы и источников.
«Неудовлетворительно» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопрос из плана занятия, или дал ответ, содержащий ряд серьезных неточностей, неглубокое раскрытие темы, незнание большей части литературы и источников. При получении оценки «неудовлетворительно», студенту рекомендуется вновь обратиться к изучению вопросов из плана занятия и продемонстрировать знания на индивидуальной консультации с преподавателем.
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1056. В нем представлена инструкция по освоению ЭУМКД.
ЭУМКД включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. В ЭУМКД представлены планы семинаров, лекционные материалы с контрольными вопросами, практические задания, глоссарий, материалы (литература и интерактивные ссылки) для самостоятельного изучения.
Некоторые темы лекций осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы.
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально и направляются преподавателю. Оценка за каждое практическое задание выставляется по стобалльной шкале, засчитывается задание, оцененное не менее чем в 50 баллов. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то они не оцениваются. Выполненное задание, получившее оценку менее чем 50 баллов, не засчитывается, как удовлетворительное, и должно быть доработано автором. Затем вновь направлено преподавателю.
Для подготовки доклада из приведенного перечня выберите тему. Ознакомьтесь с содержанием программы дисциплины. Используя указанную литературу, составьте доклад, подготовьтесь к публичному представлению доклада, выполните 8–10 слайдов. На последнем слайде укажите список использованной литературы и источников. Время выступления 8–10 минут.
К выполнению тестовых заданий следует приступать после завершения изучения всех тем дисциплины. В случаях отрицательных результатов после двух попыток прохождения тестовых заданий, необходимо обратиться к преподавателю за консультацией.
Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Каждый вопрос оценивается в один балл. Максимальное количество баллов за тест – 30.
К устному экзамену допускаются студенты-бакалавры, выполнившие все задания в системе ЭУМКД (не менее 50 баллов за каждый), не имеющие задолженностей по вопросам практических/лекционных занятий и успешно выполнившие тестовые задания. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут.