МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Художественные музеи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильСовременные технологии хранения и презентации музейных ценностей
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология_СТХиПМЦ-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 44
индивидуальные консультации 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 44 44 44 44
Консультации 44 44 44 44
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Грушин С.П.;к.и.н., старший преподаватель, Лихачева О.С.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Художественные музеи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - ознакомление студентов с историей становления художественных музеев, со спецификой художественного музея, одного из наиболее распространенных типов профильных музеев, тесно связанного с основными художественными и эстетическими тенденциями, существующими в современной культуре.
Задачи курса:
• проследить этапы создания художественных музеев;
• изучить специфику комплектования, хранения и экспонирования произведений искусства в различные историко-культурные эпохи;
• рассмотреть основные типы современных художественных музеев и особенности их функционирования;
• продемонстрировать специфику основных направлений деятельности художественных музеев во второй половине XX в. (исследовательской, хранительской, экспозиционной);
• изучить экспозиционные приемы, наиболее распространенные в современных художественных музеях, а также экспозиции крупнейших и наиболее значимых художественных музеев и особенности их восприятия посетителем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять атрибуцию и экспертизу различных категорий музейных предметов
ПК-2.1 Знать разновидности музейных предметов и их специфику
ПК-2.2 Знать методику атрибуции и экспертизы музейных предметов
ПК-2.3 Уметь оценить ценность музейного предмета, степень его сохранности и т.д.
ПК-2.4 Владеть практическими навыками работы с музейными предметами, объектами культурного и природного наследия
ПК-2.5 Владеть методикой атрибуции предметов музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- процесс становления и динамики развития художественных музеев, специфику их деятельности в различные культурно-исторические эпохи;
- особенности научной деятельности современных художественных музеев, их связи с современным искусствознанием и художественной критикой;
- этапы формирования и коллекционный состав наиболее крупных и значительных художественных музеев.
3.2.Уметь:
3.2.1.- свободно ориентироваться в принципах экспонирования произведений искусства, принятых в современных художественных музеях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с посетителем, бытующими в современных художественных музеях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современные представления о задачах и функциях художественного музея
1.1. Современные представления о задачах и функциях художественного музея Лекции 6 4 Л1.1
1.2. Понятие художественного музея. Особенности хранительской и экспозиционной дея-тельности. Социальный статус и функции. Концепции особых социальных функций со-временного художественного музея, существующие в современной социологии и критике искусства (концепция музея Б. Гройса и др.). Музей и предметное знание: взаимоотношения музея и дисциплины "история искусства". Типология художественных музеев. Музеи, выставочные центры, частные коллекции и галереи. Художественные музеи, специализирующиеся на мировой истории искусства. Музеи современного и декоративно-прикладного искусства. Сам. работа 6 8 Л1.1, Л2.1
1.3. Типология художественных музеев Практические 6 6 Л1.1, Л2.1
1.4. Консультации 6 11
1.5. Музеи, выставочные центры, частные коллекции и галереи. Художественные музеи, специализирующиеся на мировой истории искусства. Музеи современного и декоративно-прикладного искусства. /Ср/ Сам. работа 6 8 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. История формирования и развития художественных музеев
2.1. История формирования и развития художественных музеев Лекции 6 6 Л1.1, Л2.1
2.2. История формирования и развития музейных художественных коллекций в Древнем мире и в Средние века Практические 6 10 Л1.1, Л2.1
2.3. Консультации 6 11
2.4. Художественные собрания в эпоху Ренессанса Лекции 6 4 Л1.1, Л2.1
2.5. Барочные художественные собрания Практические 6 6 Л1.1, Л2.1
2.6. Становление художественного музея как социального института (XVIII-XIX вв.) Лекции 6 4 Л1.1, Л2.1
2.7. Художественный музей в культуре XIX в. Художественные музеи XIX в. Художественные музеи XX в.Музеи современного искусства первой половины XX в. Сам. работа 6 8 Л1.1, Л2.1
2.8. Художественный музей в образовании. Художественные музеи (выставки) и становле-ние новой культурной парадигмы (стиль эклектизм). Крупнейшие музеи в художествен-ной критике (Эжен Фромантен и др.) Сам. работа 6 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Перспективные направления деятельности художественных музеев
3.1. Художественные музеи XIX в. Лекции 6 4 Л1.1, Л2.1
3.2. Музеи современного искусства первой половины XX в. Практические 6 6 Л1.1, Л2.1
3.3. Консультации 6 11
3.4. Перспективные направления деятельности художественных музеев Лекции 6 1 Л1.1, Л2.1
3.5. Музеи истории мирового искусства (современное состояние) Лекции 6 1 Л1.1, Л2.1
3.6. Типовой состав коллекций музеев истории мирового искусства. Структура экспозиции - группировка полотен по стилям, школам и направлениям, художникам. История и культура в экспозиции художественного музея. Музей д'Орсэ, музей Клюни в Париже. Экспозиции музеев декоративно-прикладного искусства (Британский музей). Выставка как способ социальной коммуникации (сценарий выставок и выставочный дизайн). Тематические и концептуальные выставки. Институт кураторов. Презентации художественных коллекций в Интернете. Мультимедийные продукты Сам. работа 6 10 Л1.1, Л2.1
3.7. Выставочная деятельность крупнейших зарубежных и отечественных музеев истории искусства Практические 6 4 Л1.1, Л2.1
3.8. Консультации 6 11

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы

1. Художественный музей: понятие и разновидности.
2. История возникновения художественных музеев за рубежом и в России.
3. Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)
4. Государственный Русский музей.
5. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
6. Художественное собрание Государственного Эрмитажа.
7. Художественные собрания в музеях под открытым небом в России.
8. Особенности частного художественного собирательства в России.
9. Региональные художественные музеи.
10. Государственный художественный музей Алтайского края.
11. Художественные музеи США.
12. Художественные музеи Европы.
13. Художественные музеи стран Востока.
14. Музейные и внемузейные художественные выставки.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Назовите три крупнейшие собрания предметов искусства, которые легли в основу Эрмитажной галереи

Выберите один или несколько ответов:
a. Коллекция графа Брюля
b. Собрания барона Кроза
c. Собрание лорда Вальполя
d. Коллекция князей Юсуповых
e. Коллекция Ф.-М. Вольтера

Датой создания Эрмитажа считается

Выберите один ответ:
a. 1714 г.
b. 1784 г.
c. 1803 г.
d. 1764 г.

Что такое "Новый Эрмитаж"?

Выберите один ответ:
a. Первый отечественный музей комплексного профиля, объединивший исторические и естественнонаучные собрания
b. Первый художественный музей в России
c. Первое в России здание, специально построенное для публичного художественногомузея; часть музейного комплекса Государственного Эрмитажа
d. Музей, построенный по образцу Старого Эрмитажа

Практическое задание.
Внимательно ознакомтесь с изданием: Балтун П.К. Русский музей – эвакуация, блокада, восстановление: (Из воспоминаний музейного работника). – М., 1980. – 144 с.
На основе прочитанного подготовьте обзор на тему "Художественные коллекции Русского музея в военное и послевоенное время"

















Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т.Г. Гребенникова Музеология: введение в профессию: Учебное пособие Изд-во АлтГУ , 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гребенникова Т.Г. Основы проектирования музейных экспозиций: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ГАЛЕРЕИ. АЛЬБОМЫ. КАТАЛОГИ. Музеи. Живопись. Ремёсла. Коллекции bibliotekar.ru
Э2 Энциклопедия искусства www.artprojekt.ru
Э3 World-art www.world-art.ru
Э4 Портал Музеи России www.museum.ru
Э5 Портал Культура России www.culture.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Лекционный материал структурирован на разделы.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в процессе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки.
При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к зачету по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.