МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Музеи под открытым небом

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильСовременные технологии хранения и презентации музейных ценностей
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология_СТХиПМЦ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
индивидуальные консультации 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 36 36 36 36
Консультации 36 36 36 36
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тишкина Т.В.;к.и.н., Ст. преп., Тишкина К.А.

Рецензент(ы):
к.к.н., доцент, Шорина Д.Е.

Рабочая программа дисциплины
Музеи под открытым небом

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – ознакомить студентов с общими и особенными направлениями деятельности музеев под открытым небом, как динамично развивающейся категории музейных учреждений, обеспечивающей сохранение и развитие историко-культурного и природного наследия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять атрибуцию и экспертизу различных категорий музейных предметов
ПК-2.1 Знать разновидности музейных предметов и их специфику
ПК-2.2 Знать методику атрибуции и экспертизы музейных предметов
ПК-2.3 Уметь оценить ценность музейного предмета, степень его сохранности и т.д.
ПК-2.4 Владеть практическими навыками работы с музейными предметами, объектами культурного и природного наследия
ПК-2.5 Владеть методикой атрибуции предметов музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- историю создания, этапы эволюции и подходы современных исследователей к классификации музеев под открытым небом, методы их комплектования
- методику атрибуции и экспертизы музейных предметов
3.2.Уметь:
3.2.1.- характеризовать структуру, основные направления деятельности, особенности формирования собраний крупных музеев под открытым небом
- осуществлять определение ценности музейного предмета
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- способностью применять теоретические знания о музеях под открытым небом в работе с коллекциями, объектами культурного наследия в дальнейшей профессиональной деятельности
- методикой атрибуции предметов музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия в музеях под открытым небом
- практическими навыками работы с музейными предметами, объектами культурного и природного наследия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История создания музеев под открытым небом
1.1. Первые музеи под открытым небом в Европе Лекции 6 4 Л1.1, Л1.2
1.2. Первые музеи под открытым небом в Европе. История развития Скансена в XX в. Сам. работа 6 4 Л1.1, Л1.2
1.3. История создания первых отечественных музеев под открытым небом Лекции 6 4 Л1.1, Л1.2
1.4. История создания первых отечественных музеев под открытым небом Сам. работа 6 4 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Разнообразие современных музеев под открытым небом
2.1. Опыт деятельности зарубежных музеев под открытым небом. Деятельность в XX в. и современные направления развития зарубежных музеев под открытым небом Сам. работа 6 4 Л1.1
2.2. Опыт деятельности зарубежных музеев под открытым небом Практические 6 4 Л1.1
2.3. Московский государственный объединенный музей-заповедник Сам. работа 6 4 Л1.2
2.4. Московский государственный объединенный музей-заповедник Практические 6 2 Л1.2
2.5. Проблема классификации музеев под открытым небом Лекции 6 2 Л1.1, Л1.2
2.6. Методические принципы устройства музеев под открытым небом Лекции 6 2 Л1.1, Л1.2
2.7. Музеи-усадьбы Сам. работа 6 4 Л1.1
2.8. Музеи-усадьбы Практические 6 2 Л1.1
2.9. Научно-технические и производственные музеи-заповедники Сам. работа 6 4 Л1.1
2.10. Научно-технические и производственные музеи-заповедники Практические 6 2 Л1.1
2.11. Мемориальные музеи-заповедники Сам. работа 6 4 Л1.1
2.12. Мемориальные музеи-заповедники Практические 6 4 Л1.1
2.13. Государственные художественно-архитектурные дворцово-парковые музеи-заповедники в окрестностях Санкт-Петербурга Сам. работа 6 4 Л1.1
2.14. Государственные художественно-архитектурные дворцово-парковые музеи-заповедники в окрестностях Санкт-Петербурга Практические 6 4 Л1.1
2.15. Комплексные музеи-заповедники Сам. работа 6 4 Л1.1
2.16. Комплексные историко-культурные и природные музеи-заповедники Практические 6 6 Л1.1, Л1.2
2.17. Консультации 6 36

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11247

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2 Способен осуществлять атрибуцию и экспертизу различных категорий музейных предметов.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Скансен под руководством А. Хазелиуса был открыт в ... году.
а) 1885;
б) 1891;
в) 1895;
г) 1896.
Ответ: б.

Вопрос 2. Укажите виды музеев под открытым небом:
а) архитектурно-этнографические;
б) краеведческие;
в) города-музеи;
г) музеи-усадьбы.
Ответ: авг.

Вопрос 3. Методические рекомендации по созданию экомузеев на территории Кузбасса были разработаны …
а) П.В. Глушковой;
б) М.Е. Каулен;
в) В.М. Кимеевым;
г) Б.В. Гнедовским.
Ответ: в.

Вопрос 4. Укажите виды музеев под открытым небом:
а) историко-этнографические;
б) естественно-научные;
в) археологические;
г) архитектурно-этнографические.
Ответ: ав.

Вопрос 5. Хронологические рамки этапов, выделенные в истории создания музеев под открытым небом, были предложены исследователем …
а) А.В. Кимеевым;
б) М.Е. Каулен;
в) Д.А. Равикович;
г) Е. Чайковским.
Ответ: г.

Вопрос 6. Укажите музеи под открытым небом, созданные в период 1960–1980-е гг.:
а) Музей-усадьба А.Т. Болотова «Дворяниново»;
б) Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»;
в) Музей-усадьба Л.Н. Толстова «Ясная поляна»;
г) Музей деревянного зодчества Витославлицы.
Ответ: аг.

Вопрос 7. Согласно этногеографическому принципу классификации выделяются … музеи под открытым небом.
а) региональные;
б) локальные;
в) средовые;
г) национальные.
Ответ: абг.

Вопрос 8. Выявите верные высказывания о деятельности А. Хазелиуса:
а) трудился преподавателем французского языка;
б) основатель Скансена;
в) участник Всемирных выставок в Париже;
г) создатель Северного (Скандинавского) музея.
Ответ: бвг.

Вопрос 9. В соответствии с доминирующим видом памятников, среди музеев под открытым небом выделяются … .
а) историко-ландшафтные;
б) научно-технические;
в) парки скульптур и миниатюр;
г) общетематические.
Ответ: абв.

Вопрос 10. Укажите музеи под открытым небом, созданные в период 1960–1980-е гг.:
а) Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»;
б) Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова;
в) Государственный музей-заповедник С.А. Есенина;
г) Музей-заповедник «Усадьба Мураново им. Ф.И. Тютчева».
Ответ: бв.

Вопрос 11. В основу подходов к классификации музеев под отрытым небом положены принципы:
а) тематического содержания;
б) музеефикации ландшафтов;
в) территориально-этнический;
г) историко-этнографический.
Ответ: ав.

Вопрос 12. Согласно этногеографическому принципу классификации музеев под открытым небом выделяются…
а) территориальные;
б) национальные;
в) экомузеи;
г) многонациональные.
Ответ: бг.

Вопрос 13. В соответствии с доминирующим видом памятников среди музеев под открытым небом выделяются…
а) историко-архитектурные;
б) военно-исторические;
в) вобщетематические;
г) естественно-научные.
Ответ: аб.

Вопрос 14. В основу подходов к классификации музеев под отрытым небом положены принципы:
а) тематического содержания;
б) ревитализация ландшафта;
в) доминирующего вида памятников;
г) способа создания музея.
Ответ: авг.

Вопрос 15. Первый отечественный музей под открытым небом формировался с … года.
а) 1920;
б) 1923;
в) 1925;
г) 1929.
Ответ: б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
– «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% процентов заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Кому принадлежит идея демонстрировать экспонировать постройки на открытом воздухе?
ОТВЕТ: впервые идея создания экспозиции под открытым небом была высказана швейцарским ученым Шарлем Бонстеттеном в 1709 г. Он предложил демонстрировать жилые крестьянские постройки с внутренней бытовой обстановкой в Королевском парке с целью презентации быта датских крестьян. Так же им была высказана мысль о том, что спасти памятники архитектуры можно путем их перемещения и объединения на определенной территории.

ВОПРОС 2. Дайте определение понятию «музеи под открытым небом».
ОТВЕТ: музеи под открытым небом – это группа музеев, созданных на основе недвижимых памятников и архитектурно-ландшафтных комплексов, образуемых памятниками и их окружением. В качестве места хранение и экспонирования таких объектов выступает музейная территория. Значительную часть составляют музеи смешанного типа, включающие памятники как музеефицированные на месте, так и перевезенные. Наиболее ценным музеям под открытым небом присваивается (юридический) статус музеев-заповедников.

ВОПРОС 3. Укажите хронологические рамки периодов, выделенных в истории создания музеев под открытым небом исследователем Е. Чайковским. Кратко отметьте особенности каждого периода.
ОТВЕТ: первый период – с 1891 г. до окончания Первой мировой войны (1918 г.). Толчок к развитию и формирование первых музеев под открытым небом на территориях североевропейских государств; второй период – с 1919 г. по 1958 г. – обостряется национальное самосознание, появляется стремление подчеркнуть аутентичность собственной культуры и сохранить ее для потомков, создаются новые музеи под открытым небом во многих европейских государствах; третий период – с 1959 г. по настоящее время – всплеск интереса к теоретическим и методологическим проблемам музеев под открытым небом. На практике активно применяются теоретические разработки. Появляются новые типы музеев под открытым небом. Музеи создаются в государствах на всех континентах. К настоящему времени насчитывается около 4500 музеев под открытым небом. Наибольшее число подобных музеев представлено в скандинавских странах: Норвегии, Швеции, Финляндии.

ВОПРОС 4. Назовите объекты, входящие в состав Музея деревянного зодчества (музей-заповедник «Коломенское»).
ОТВЕТ: Церковь Святого великомученика Георгия Победоносца (1685 г.); хозяйственная постройка из с. Преображенское (XVIII в.), Моховая башня Сумского острога (XVII в.), башня Братского острога (XVII в.), проездная башня Николо-Корельского монастыря (1692 г.).

ВОПРОС 5. Укажите критерии, для обозначения границы понятия «музей под открытым небом».
ОТВЕТ: музей под открытым небом создается на основе недвижимых памятников, объекты могут быть перевезены или музеефицированы на месте; вид объекта историко-культурного наследия, сохраняемого в музее; количество сохраняемых объектов и их включение в музейную среду; наличие экспозиции, созданной на основе данных объектов; местом экспонирования выступает музейная территория.

ВОПРОС 6. Перечислите не менее 4 предпосылок формирования музеев под открытым небом:
ОТВЕТ: 1) оформление этнографии в качестве самостоятельной дисциплины; 2) значительный интерес в обществе к народной культуре, к памятникам материальной культуры и быта, к проблемам и судьбам крестьянства, как следствие роста национального самосознания, национально-освободительного движения; 3) озабоченность общественности сохранением национальной культуры под натиском урбанизации и индустриализации; 4) широкое распространение коллекционирования предметов этнографии и археологии, создание самостоятельных этнографических музеев или отделов в национальных музеях; 5) оформление научных организаций, сотрудники которых осуществляли этнографические исследования; 6) формирования опыта устройства различных выставок с комплексным показом этнографических предметов.

ВОПРОС 7. Перечислите критерии, используемые исследователями при разработке подходов классификации музеев под открытым небом.
ОТВЕТ: основаниями при разработке подходов классификации музеев под открытым небом являются: способ создания; доминантный тип хранимого наследия; энтогеографический принцип; планировочная структура; тематическое содержание и профиль; организационный тип; категория культурной значимости; вид собственности; правовой статус; принадлежность.

ВОПРОС 8. Как классифицируются музеи по доминантному типу хранимого наследия?
ОТВЕТ: типология музеев по данному основанию была предложена Д.А. Равикович в 1980-х гг. Она предложила разделить музеи на коллекционные (основу которых составляют коллекции) и ансамблевые, обладающие объектами историко-культурного наследия. На основе данной типологии М.Е. Каулен выделена особая группа музеев под открытым небом – средовые музеи.

ВОПРОС 9. Где, кем и когда был открыт первый в истории музей под открытым небом?
ОТВЕТ: первый в истории музей под открытым небом – «Скансен» – был открыт Артуром Хазелиусом на территории острова Дьюгарден в Стокгольме в 1891 г.

ВОПРОС 10. Назовите объекты Государственного мемориального и природно-ландшафтного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское».
ОТВЕТ: Музей-усадьба «Михайловское»; Некрополь Ганнибалов-Пушкиных; Музей-усадьба «Тригорское»; Музей-усадьба «Петровское»; Музейный комплекс «Бугрово»; Научно-культурный центр; Старинные городища (Савкино, Воронич, Велье, Врев).

ВОПРОС 11. Назовите не менее трех отечественных музеев под открытым небом этнографического профиля типа «скансен».
ОТВЕТ: Музей деревянного зодчества музея-заповедника «Коломенское», Музей деревянного зодчества «Витославлицы», Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы», Этнографический музей народов Забайкалья.

ВОПРОС 12. Какие периоды выделены исследователями в развитии отечественных музеев под открытым небом?
ОТВЕТ: первый период – 1917-1960 гг. Начало создания музеев нового типа. Музеефикация национализированных имений и дворцово-парковых комплексов. Распространение мемориальных музеев, формирование музеев деревянного зодчества; второй период – 1960-1980-е гг. – музейный «бум», распространение музеев деревянного зодчества. Формирование методической базы по созданию музеев под открытым небом; третий период – 1980-е гг. – современность. Теоретическое осмысление проблемы музеев под открытым небом, разработки подходов к классификации музеев под открытым небом. Создание музеев нового типа: живые музеи, экомузеи. Средовой подход при создании музеев под открытым небом. Расширение направлений деятельности музеев данного типа.

ВОПРОС 13. Какие вам известны отечественные музеи этнографического профиля, сохраняющие недвижимые объекты на месте?
ОТВЕТ: историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское».

ВОПРОС 14. Назовите музеи под открытым небом, сохраняющие индустриальные объекты.
ОТВЕТ: индустриальные объекты сохраняются в Нижнетагильском музее-заводе истории развития черной металлургии, Музее-заповеднике «Красная горка».

ВОПРОС 15. Перечислите основные характеристика города-музея. Приведите примеры отечественных городов-музеев.
ОТВЕТ: основными характеристиками города-музея являются: сохранение исторических планировок; собственно город является объектом показа; высокая степень музеефикации. Примерами отечественных городов-музеев являются Суздаль, Свияжск.

ВОПРОС 16. Когда в России начинают формироваться литературно-мемориальные музеи под открытым небом?
ОТВЕТ: отечественные литературно-мемориальные музеи под открытым небом получают развитие с 1920-х гг. Так, например, в 1920 г. открылся Мемориальный музей Ф.И. Тютчева в имении Мураново. С 1921 г. происходила музеефикация усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная поляна».

ВОПРОС 17. Каковы особенности археологических музеев под открытым небом?
ОТВЕТ: археологические музеи-заповедники организуются на месте древних стоянок или иных археологических памятников. Их основой является уникальное историческое место, представляющее археологическую ценность. Как правило, в состав музеев включена территория с музеефицированными местами археологических раскопок и природным ландшафтом, музей с интерьерными экспозициями, в которых представлены археологические находки, также возможна реконструкция культурных объектов на основе археологических данных на местах их первоначального нахождения.

ВОПРОС 18. Приведите примеры отечественных археологических музеев под открытым небом.
ОТВЕТ: Археологический музей-заповедник «Танаис», Государственный археологический музей-заповедник «Костенки», Анапский археологический музей.

ВОПРОС 19. Каковы особенности военно-исторических музеев под открытым небом?
ОТВЕТ: военно-исторические музеи под открытым небом занимаются сохранением и экспонированием объектов исторического военного наследия или же музеефицируют мемориальные объекты и историко-культурные ландшафты. В их состав включены исторические территории с расположенными на них объектами (мемориалами, монументами, храмами, музеями военной истории и т.д.). В коллекциях, как правило, содержатся археологические находки с полей сражений.

ВОПРОС 20. Назовите отечественные музеи-заповедники на полях сражений.
ОТВЕТ: в России создано три крупных военно-исторических музея на полях сражений: Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле»; Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник; Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле».

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
– «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% процентов заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 1 вопрос теоретического характера.
Теоретические вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине
«Музеи под открытым небом»
1. Предпосылки и причины создания первых европейских музеев под открытым небом.
2. Скансен: история создания, развитие и современное состояние.
3. История создания и опыт деятельности музеев под открытым небом в Североевропейских странах (Швеции, Норвегии, Нидерландах) в конце XIX – начале XX в.
4. История создания и опыт деятельности музеев под открытым небом в Североевропейских странах (Дании, Финляндии, Германии) в конце XIX –начале XX в.
5. Состояние сети европейских музеев под открытым небом в 1918–1958 гг.
6. Деятельность зарубежные музеи под открытым небом на современном этапе.
7. История формирования Музея деревянного зодчества в Коломенском.
8. История создания и основные направления деятельности Московского государственного объединенного музея-заповедника на примере «Дворцово-паркового ансамбля Лефортово» и «Объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Коломенское»»
9. История создания и основные направления деятельности Московского государственного объединенного музея-заповедника на примере
усадебного ансамбля Люблино и архитектурного комплекса Измайлово.
10. Музей-заповедник «”Усадьба Мураново” им. Ф.И. Тютчева».
11. Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»».
12. Музей-усадьба А.Т. Болотова «Дворяниново».
13. История формирования и современные направления деятельности Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
14. Музейно-парковый комплекс под открытым небом – структурного подразделения ОАО «АвтоВАЗ» (Паркового комплекса истории техники им. К.А. Сахарова).
15. Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы», филиал Новгородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, Новгород).
16. Архангельский музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», Архангельская область.
17. Нижнесинячихинский музей деревянного зодчества, Екатеринбургская область.
18. Музей народной архитектуры и крестьянского быта, филиал Костромского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника.
19. История формирования Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи».
21. Современные направления деятельности Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи».
22. Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова: история формирования и современное состояние.
23. Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха»: история формирования и современное состояние.
24. История формирования Государственного объединенного Владимиро-Суздальского историко-архитектурный и художественного музея-заповедника. Характеристика музейных объектов в Гусь-Хрустальном, Боголюбове, Кидекше, Мурамцево.
25. Государственный объединенный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Музейный комплекс в Суздале.
26. Государственный объединенный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Музейный комплекс во Владимире.
27. История создания Государственного мемориального и природно-ландшафтного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское».
28. Состав объектов и экспозиций Государственного мемориального и природно-ландшафтного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское».
29. Современные направления деятельности Государственного мемориального и природно-ландшафтного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское».
30. Проблемы классификации музеев под открытым небом.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Глушкова П.В., Кимеев В.М. Музеи под открытым небом: учебное пособие , Кемеров. гос. ин-т культуры biblioclub.ru
Л1.2 Гребенникова Т.Г. Этнографические музеи России: учебное пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мильчик М.И. Деревянного зодчество России: проблемы спасения URL:http://art-con.ru/node/949
Э2 Музей-заповедник «Усадьба Мураново» им. Ф.И. Тютчева» мuranovo-museum.ru
Э3 Музей-усадьба А.Т. Болотова «Дворяниново» bolotova.wox.ru
Э4 Портал Музеи России museum.ru
Э5 Музеи России на портале Культура России www.culture.ru
Э6 Российская музейная энциклопедия www.museum.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Мильчик М.И. Деревянного зодчество России: проблемы спасения [Электронный ресурс]. URL:http://art-con.ru/node/949
Музей-заповедник «Усадьба Мураново» им. Ф.И. Тютчева». мuranovo-museum.ru
Музей-усадьба А.Т. Болотова «Дворяниново» bolotova.wox.ru
Портал Музеи России http://museum.ru
Музеи России на портале Культура России http://www.culture.ru/museums

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. Студентам рекомендуется аккуратно вести конспекты лекций. В случае недопонимания какой-либо части лекционного материала следует задать вопрос преподавателю в установленном порядке.
Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. При подготовке к практическим занятиям, студенту следует изучить содержание соответствующего раздела программы дисциплины, обратить внимание на представленный план занятия. При изучении указанной литературы, формировании ответов на вопросы практических занятий, следует выявить проблемы, являющиеся предметом обсуждения. Рекомендуется составлять краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к зачету. Работа практического занятия строится по принципу коллективного обсуждения поставленных вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи.
Критерии оценивания работы студента на практическом занятии. «Отлично» выставляется студенту, который дал полный, последовательный, развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания рекомендованной литературы и источников, активно работал на занятии, аргументировано отвечал на дополнительные вопросы.
«Хорошо» выставляется студенту, который дал развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания рекомендованной литературы и источников, участвовал в дискуссии, однако допустил неточности в ответе.
«Удовлетворительно» выставляется студенту, который дал ответ (на вопрос из плана практического занятия), отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия, с нарушением последовательности, допустил несколько ошибок в содержании. Студент частично изучил указанную литературу и источники.
«Неудовлетворительно» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопрос из плана занятия, или дал ответ, содержащий ряд серьезных неточностей, неглубокое раскрытие темы, незнание большей части литературы и источников. При получении оценки «неудовлетворительно», студенту рекомендуется вновь обратиться к изучению вопросов из плана занятия и продемонстрировать знания на индивидуальной консультации с преподавателем.
Обозначенные практические задания и письменные работы выполняются студентами самостоятельно и предоставляются на проверку преподавателю после освоения каждой темы дисциплины. Ответы на письменные задания должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускается плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то они не оцениваются.

Форма проведения промежуточной аттестации: зачёт
Процедура проведения: на зачетном занятии студенту предлагается ответить на взятый им билет, в который включен один теоретический вопроса. Ответ на вопрос представляется в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 25 минут.
Критерии оценивания: Оценка знаний студентов производится по следующим критериям:
– «зачтено» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, студент демонстрирует знания предмета в полном объеме учебной программы, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированный ответ, приводит примеры, свободно владеет монологической речью, демонстрирует логичность и последовательность ответа, умение делать выводы;
– «не зачтено» выставляется, если студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.