МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в музейной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильСовременные технологии хранения и презентации музейных ценностей
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология_СТХиПМЦ-2021
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 51
индивидуальные консультации 48
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 51 51 51 51
Консультации 48 48 48 48
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
канд.культурологии, доцент, Шорина Д.Е.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Тишкин А.А.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в музейной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является усвоение основных подходов в изучении современных информационных технологий в музейной деятельности и формирование готовности их использования в профессиональной деятельности и исследовательской работе.
Задачи курса:
– освоить содержание основных понятий по дисциплине;
– проследить особенности в развитии информатизации музейной среды в России;
– рассмотреть проблемы и направления внедрения информационных технологий в музейную практику.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен применять в профессиональной деятельности методы комплектования, хранения и презентации музейных предметов
ПК-1.1 Знать направления, источники и способы текущего и перспективного комплектования фондов музея
ПК-1.2 Знать положения основных документов по текущему и перспективному комплектованию
ПК-1.3 Уметь применять методы текущего и перспективного комплектования с учетом профиля и концепции развития музея
ПК-1.4 Уметь определять задачи комплектования в соответствии с профилем музея и его потребностями
ПК-1.5 Владеть навыками составления концепции текущего и перспективного комплектования музея
ПК-1.6 Владеть навыками ведения музейной документации, связанной с текущим и перспективным комплектованием музея
ПК-3Способен выполнять все виды работ, связанных с учетом музейных коллекций
ПК-3.1 Знать российское законодательство в области учета, хранения и научного описания музейных фондов, объектов культурного наследия
ПК-3.2 Знать основы составления справочного аппарата, компьютерных баз данных музейных предметов и объектов культурного и природного наследия
ПК-3.3 Знать условия хранения, маркировки, страхования музейных предметов и музейных коллекций разных видов
ПК-3.4 Знать права и обязанности сотрудников, отвечающих за учет и хранение музейных предметов и музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия
ПК-3.5 Уметь создавать научные описания музейных предметов разных видов в объеме книги поступлений и научного инвентаря
ПК-3.6 Уметь создавать научные описания объектов культурного и природного наследия в объеме реестра памятников изучаемой территории и формированиягосударственного кадастра
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные современные информационно-коммуникационные технологии в музейной деятельности;
- поисковые системы и информационные ресурсы в сфере комплектования, хранения и учета музейных коллекций;
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
- применять знания в области информационных технологий в презентации музейных коллекций и собраний;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками применения информационных технологий в работе с музейными фондами;
- умением ориентироваться в музейных информационных системах и базах данных.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационные технологии в научно-фондовой работе музея
1.1. Новые информационные технологии в музее. Основные этапы компьютеризации. Направления использования информационных технологий в научно-фондовой работе Лекции 7 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.2. Направления использования информационных технологий в научно-фондовой работе Лабораторные 7 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Консультации 7 16
1.4. Направления использования информационных технологий в научно-фондовой работе Сам. работа 7 18 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Информационные технологии в экспозиционно-выставочной работе музея
2.1. Информационные технологии в музейных экспозициях Лекции 7 8 Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Информационные технологии в экспозиционно-выставочной деятельности. Опыт применения Лабораторные 7 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Консультации 7 16
2.4. Информационные технологии в экспозиционно-выставочной деятельности. Опыт применения Сам. работа 7 18 Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Музей в сети ИНТЕРНЕТ
3.1. Современные музеи в сети ИНТЕРНЕТ Лекции 7 4 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
3.2. Виртуальные музеи. Представительства музеев в сети ИНТЕРНЕТ(сайты музеев). Музеи в социальных сетях. Музеи на Всероссийских порталах и хостингах Лабораторные 7 24 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
3.3. Консультации 7 16
3.4. Виртуальные музеи. Представительства музеев в сети ИНТЕРНЕТ(сайты музеев). Музеи в социальных сетях. Музеи на Всероссийских порталах и хостингах Сам. работа 7 15 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
3.5. Экзамен 7 27 Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10356
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Материальный носитель с зафиксированной информацией, предназначенный для ее сохранения и передачи во времени и пространстве, пригодный для использования в документационных процессах, это:
а. источник информации
б. издание
в. документ
г. публикация
ОТВЕТ: в

Вопрос 2. Какой документ является непосредственным результатом профессиональной деятельности создателей информации – ученых, специалистов, писателей, журналистов?
а. первичный документ
б. опубликованный документ
в. издание
г. вторичный документ
ОТВЕТ: а

Вопрос 3. Общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью:
а. общество новых информационных технологий
б. информационное общество
в. компьютеризированное общество
г. автоматизированное общество
ОТВЕТ: б

Вопрос 4. Организованный социально экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан на основе новых информационных технологий:
а. компьютеризация
б. информатизация
в. автоматизация
г. медиатизация
ОТВЕТ: б

Вопрос 5. Стремительное возрастание общего объема информации, создаваемой в рамках какой-либо отрасли, области деятельности или общества в целом, являющееся следствием научно-технической революции, это:
а. информационный взрыв
б. информационный барьер
в. информационный поток
г. информационный процесс
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Противоречие между быстро возрастающими объемами и потоками информации, потребностями общества в ее обработке для повышения уровня производства и жизни и ограниченными возможностями человека, это:
а. информационный барьер
б. информационный кризис
в. информационный взрыв
г. информационный процесс
ОТВЕТ: б

Вопрос 7. Производством информации обо всех опубликованных в России документах по всем отраслям знаний занимается:
а. Российская государственная библиотека (РГБ)
б. Российская национальная библиотека (РНБ)
в. Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ)
г. Российская книжная палата (РКП)
ОТВЕТ: г

Вопрос 8. Центром производства и распространения информации в области социальных и гуманитарных наук является:
а. Российская книжная палата (РКП)
б. Российская национальная библиотека (РНБ)
в. Научный центр правовой информации (НЦПИ)
г. Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН)
ОТВЕТ: г

Вопрос 9. Ведущим (головным) учреждением в сфере производства и распространения информации по естественным, точным и техническим наукам является:
а. Российская государственная библиотека (РГБ)
б. Российская книжная палата (РКП)
в. Всероссийский институт научно-технической информации (ВИНИТИ)
г. Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ)
ОТВЕТ: в

Вопрос 10. Специальное буквенное обозначение, характеризующее часть Интернет-адреса и определяющее либо географическое местоположение сервера, либо его принадлежность к тому или иному типу организации, это:
а. доменное имя
б. URL
в. браузер
г. HTML
ОТВЕТ: а

Вопрос 11. Совокупность Web-страниц, связанных единством содержания и, как правило, оформления, с возможностью навигации между этими страницами, имеющая общее доменное имя, это:
а. сервер
б. провайдер
в. сайт
г. чат
ОТВЕТ: в
Вопрос 12. Какой из видов ресурсов обладает свойствами нерасходуемости, неисчерпаемости и постоянного роста объема:
а. стратегические ресурсы
б. кадровые ресурсы
в. информационные ресурсы
г. природные ресурсы
ОТВЕТ: в

Вопрос 13. Кардинальные изменения в сфере обработки информации, имеющие следствием преобразование общественных отношений и приобретение общест¬вом нового качества, это:
а. информационный кризис
б. информационная революция
в. информационный взрыв
г. информационный процесс
ОТВЕТ: б

Вопрос 14. При адресном поиске основным поисковым элементом является:
а. фамилия конкретного автора
б. тема издания
в. год издания
г. жанр издания
ОТВЕТ: а.

Вопрос 15. Чтобы сократить избыточную информацию, полученную в результате поиска в Интернете, при работе с поисковой системой необходимо использовать:
а. логические операторы
б. электронный каталог
в. пароль
г. гиперссылки
ОТВЕТ: а.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. _________ – совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий, есть. Вставьте пропущенное словосочетание.
Ответ: информационная культура

2. ИНТЕРНЕТ –
Ответ: Глобальная вычислительная сеть, объединяющая множество региональных, ведомственных, частных и иных сетей каналами связи и едиными для всех ее участников правилами организации пользования и приема/передачи данных, определяемых протоколом TCP/ IP, это
3. _________ – программа, установленная на компьютер пользователя и предназначенная для просмотра Интернет-ресурсов. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: браузер

4. Для быстрого нахождения часто используемого Вами регулярно обновляющегося портала «Культура России» целесообразнее:
Ответ: заносить адрес ресурса в папку "Избранное" ("Favorites") на свой компьютер

5. Укажите основные характеристики информационного издания
Ответ: издание, содержащее систематизированные сведения о документах (опубликованных, неопубликованных, непубликуемых), либо результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках, выпускаемое организацией, осуществляющей научно-информационную деятельность.

6. Укажите, какие слова, несут в тексте наибольшую смысловую нагрузку
Ответ: ключевые слова

7. Цитата –
Ответ: дословная выдержка из текста какого-либо документа, есть:

8. _________ – научный документ, содержащий основные положения доклада или сообщения, подготовленный для научной конференции, симпозиума, семинара, есть:
Ответ: тезис

9. Вторичный документ, содержащий краткую обобщенную характеристику первичного документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и отвечающий на вопрос «О чем сообщается в первичном документе?»
Ответ: аннотация

10. Вторичный документ, представляющий собой краткое точное изложение содержания первичного документа, включающее основные фактические сведения и выводы, и отвечающий на вопрос «Что именно сообщается в первичном документе?»
Ответ: реферат

11. Вторичный документ, в котором в сжатой форме изложено содержание документов, объединенных одним или несколькими общими признаками (тема, автор, хронологический период, язык и т.п.), это:
Ответ: обзор

12. Установите правильную последовательность действий при составлении письменной работы:
Ответ: подбор литературы; чтение и анализ литературы; составление плана; подбор фактов, примеров; написание черновика; редактирование; оформление письменной работы.

13. Определите специфическую черту подготовленного вами конспекта, отличающего его от других результатов свертывания информации
Ответ: индивидуализированный характер представления информации

14. Укажите элементы, входящие в состав тезисов, подготавливаемых на основе первоисточника:
Ответ: библиографическое описание документа; основные положения, идеи первоисточника; определения основных понятий, используемых в первоисточнике.

15. Электронная библиотека –
Ответ: Распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде.

16. _________ – инструмент поиска информации на сайтах, обладающий иерархически упорядоченным набором предметных рубрик и базой данных документов, есть:
Ответ: поисковый каталог

17. Укажите основное предназначение баннера в сети Интернет
Ответ: для рекламы какого-либо сайта, также может иметь имиджевый характер или рекламировать конкретный товар или услугу.

18. Комиссия баннерной сети составляет 40%. Укажите, сколько процентов баннерная сеть предоставит Вам для показа своего баннера
Ответ: 40 процентов от количества баннеров, показанных у Вас на сайте, баннерная сеть заберет себе, а Вам предоставит только 60 процентов.

19. Словоформа / Wordform –
Ответ: одна из косвенных форм слова, полученная из нормальной формы слова (то есть, из именительного падежа существительного, неопределённой формы глагола) с помощью склонения или спряжения, например, "стол -… стола, столу, столом, столе, столы, столов..."

20. Ссылочная популярность / Link Popularity
Существует несколько реализаций ссылочной популярности, применяемой различными поисковыми системами. Укажите, какие из них Вам знакомы
Ответ: PageRank (Google), ВИЦ (Yandex)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
Теоретические вопросы:
Цифровое культурное наследие и современный музей.
Информационные технологии в музеях: история внедрения и основные этапы компьютеризации российских и зарубежных музеев.
Управление музейным собранием и цифровые технологии.
Виды автоматизированных информационных систем (АИС): сходства и различия (АС-Музей, КАМИС, 1С-Музей).
Направления использования информационных технологий в научно-фондовой работе музеев.
Госкаталог Музейного фонда РФ: цель, задачи и структура.
Информационные продукты. Виды музейных информационных продуктов.
Коллекции Государственного Эрмитажа и Кунсткамеры онлайн.
Электронные каталоги и электронные библиотеки в музеях: структура и содержание, варианты использования.
Электронные журналы крупнейших музеев России.
Информационные технологии в музейных экспозициях.
Посетители в виртуальном пространстве музеев.
Виртуальные музеи. Музеи цифрового искусства.
Создание и эксплуатация сайтов и порталов музеев и учреждений музейного типа.
Музеи в социальных сетях. Площадки музеев в социальных сетях.
Контент-менеджмент и SMM сообществ музеев.
Мобильные приложения музеев.
Музеи на Всероссийских порталах по культуре, искусству и туризму.
QR-коды музеев: принципы и технологии использования.
Артефакт – гид по музеям России.
Приложения
Приложение 1.   ФОС ИТ в МД СТХиП-2-2021.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. А. Тишкин, Т. Г. Гребенникова Основы музеологии: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 Гребенникова Т.Г. Основы проектирования музейных экспозиций: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.В. Волков, Т.Л. Серебрякова Компьютерные технологии в научных исследованиях: Учебное пособие Азбука, 2016 // ЭБС Алтайского госуниверситета http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3312
Л2.2 Р.Г. Хисматов, Р.Г. Сафин, Д.В. Тунцев, Н.Ф. Тимербаев Современные компьютерные технологии : учебноек пособие Казань : Издательство КНИТУ, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал Музеи России museum.ru
Э2 Государственный каталог музейного фонда РФ goskatalog.ru
Э3 Электронный каталог Кунсткамеры collection.kunstkamera.ru
Э4 Официальный сайт Государственного Эрмитажа www.hermitagemuseum.org
Э5 Информационные технологии в музейной деятельности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия, сайты музее, Курс на Едином образовательном портале АлтГУ), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Он представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в виде плана темы. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (экзамену).