МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационно-аналитические технологии в сфере культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильСовременные технологии хранения и презентации музейных ценностей
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология_СТХиПМЦ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 34
индивидуальные консультации 38
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 34 34 34 34
Консультации 38 38 38 38
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. культурологии, доцент, Шорина Д.Е.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Тишкина Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Информационно-аналитические технологии в сфере культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - овладение студентами процессами создания и использования различных видов информационно-аналитических технологий и продуктов.
Задачи:
- способствовать освоению обучающимися сущности, механизмов создания информационно-аналитических продуктов в сфере культуры;
- обеспечить знание технологических алгоритмов и типовых программных продуктов в сфере культуры для информационного анализа;
-формировать способности прогнозирования развития информационных процессов и проектирование информационных продуктов в профессиональной сфере.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности;
ОПК-2.1 Знать методику создания и редактирования информационных ресурсов, связанных с профессиональной деятельностью
ОПК-2.2 Знать поисковые системы и информационные ресурсы по вопросам музеологии и сохранения историко-культурного и природного наследия
ОПК-2.3 Знать способы включения объектов историко-культурного наследия в современное социокультурное пространство с использованием информационно-коммуникационных технологий
ОПК-2.4 Знать основные понятия, используемые при применении информационно- коммуникационных технологий
ОПК-2.5 Знать тенденции и перспективы развития информационных технологий в музейной деятельности
ОПК-2.6 Уметь применять имеющиеся знания в области музеологии и охраны культурного и природного наследия для решения профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий
ОПК-2.7 Уметь использовать информационные ресурсы сети Интернет в музейной сфере
ОПК-2.8 Владеть навыками применения информационных технологий в музейной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-состояние и перспективы развиия современных информационно-аналитических технологий в сфере культуры;
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать процессы, происходящие в современных информационных технологиях и отраслевых информационных ресурсах в сфере культуры;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-в области технологических процедур поиска и анализа современных информационных ресурсов в сфере культуры;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационно-аналитические технологии: характеристика и современное состояние.
1.1. Основные понятия современной информационно-аналитической деятельности Лекции 3 4 ОПК-2.1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Основные понятия современной информационно-аналитической деятельности Практические 3 4 ОПК-2.1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Основные понятия современной информационно-аналитической деятельности Сам. работа 3 6 ОПК-2.1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Информационно-аналитические технологии: состояние, проблемы, перспективы Лекции 3 4 ОПК-2.1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Информационно-аналитические технологии: состояние, проблемы, перспективы Практические 3 4 ОПК-2.1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Информационно-аналитические технологии: состояние, проблемы, перспективы Сам. работа 3 6 ОПК-2.1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Консультации 3 10 ОПК-2.1 Л1.1
Раздел 2. Базовые информационно-аналитические технологии в сфере культуры
2.1. Анализ информационных ресурсов по музеологии, историко-культурному и природному наследию : общая технологическая характеристика Лекции 3 2 ОПК-2.4 Л2.2, Л1.1
2.2. Анализ информационных ресурсов по музеологии, историко-культурному и природному наследию : общая технологическая характеристика Практические 3 2 ОПК-2.4 Л2.2, Л1.1
2.3. Анализ информационных ресурсов по музеологии, историко-культурному и природному наследию : общая технологическая характеристика Сам. работа 3 4 ОПК-2.4 Л2.2, Л1.1
2.4. Обзор и сравнительные характеристики автоматизированных музейных и библиотечных информационных систем Лекции 3 2 ОПК-2.4 Л2.2, Л1.1
2.5. Обзор и сравнительные характеристики автоматизированных информационных систем по музеологии, объектам культурного и природного наследия Практические 3 4 ОПК-2.4 Л2.2, Л1.1
2.6. Обзор и сравнительные характеристики автоматизированных информационных систем по музеологии, объектам культурного и природного наследия Сам. работа 3 6 ОПК-2.4 Л2.2, Л1.1
2.7. Консультации 3 12 ОПК-2.4 Л1.1
Раздел 3. Сетевые технологии в сфере и информационные системы по музеологии, объектам культурного и природного наследия
3.1. Анализ интернет-ресурсов сферы культуры и искусства Лекции 3 2 ОПК-2.2 Л2.2, Л1.1
3.2. Информационная диагностика объекта в сфере культуры Практические 3 4 ОПК-2.2 Л2.2, Л1.1
3.3. Алгоритмы поиска объектов культуры Сам. работа 3 6 ОПК-2.2 Л2.2, Л1.1
3.4. Специфика сайтов и порталов различных областей культуры и искусства Лекции 3 2 ОПК-2.2 Л2.2, Л1.1
3.5. Специфика сайтов и порталов различных областей культуры и искусства Практические 3 2 ОПК-2.2 Л2.2, Л1.1
3.6. Специфика сайтов и порталов различных областей культуры и искусства Сам. работа 3 6 ОПК-2.2 Л2.2, Л1.1
3.7. Консультации 3 16 ОПК-2.2 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10355

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2
Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности;
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Материальный носитель с зафиксированной информацией, предназначенный для ее сохранения и передачи во времени и пространстве, пригодный для использования в документационных процессах, это:
а. источник информации
б. издание
в. документ
г. публикация
ОТВЕТ: в

Вопрос 2. Какой документ является непосредственным результатом профессиональной деятельности создателей информации – ученых, специалистов, писателей, журналистов?
а. первичный документ
б. опубликованный документ
в. издание
г. вторичный документ
ОТВЕТ: а

Вопрос 3. Общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью:
а. общество новых информационных технологий
б. информационное общество
в. компьютеризированное общество
г. автоматизированное общество
ОТВЕТ: б

Вопрос 4. Организованный социально экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан на основе новых информационных технологий:
а. компьютеризация
б. информатизация
в. автоматизация
г. медиатизация
ОТВЕТ: б

Вопрос 5. Стремительное возрастание общего объема информации, создаваемой в рамках какой-либо отрасли, области деятельности или общества в целом, являющееся следствием научно-технической революции, это:
а. информационный взрыв
б. информационный барьер
в. информационный поток
г. информационный процесс
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Противоречие между быстро возрастающими объемами и потоками информации, потребностями общества в ее обработке для повышения уровня производства и жизни и ограниченными возможностями человека, это:
а. информационный барьер
б. информационный кризис
в. информационный взрыв
г. информационный процесс
ОТВЕТ: б

Вопрос 7. Производством информации обо всех опубликованных в России документах по всем отраслям знаний занимается:
а. Российская государственная библиотека (РГБ)
б. Российская национальная библиотека (РНБ)
в. Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ)
г. Российская книжная палата (РКП)
ОТВЕТ: г

Вопрос 8. Центром производства и распространения информации в области социальных и гуманитарных наук является:
а. Российская книжная палата (РКП)
б. Российская национальная библиотека (РНБ)
в. Научный центр правовой информации (НЦПИ)
г. Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН)
ОТВЕТ: г

Вопрос 9. Ведущим (головным) учреждением в сфере производства и распространения информации по естественным, точным и техническим наукам является:
а. Российская государственная библиотека (РГБ)
б. Российская книжная палата (РКП)
в. Всероссийский институт научно-технической информации (ВИНИТИ)
г. Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ)
ОТВЕТ: в

Вопрос 10. Специальное буквенное обозначение, характеризующее часть Интернет-адреса и определяющее либо географическое местоположение сервера, либо его принадлежность к тому или иному типу организации, это:
а. доменное имя
б. URL
в. браузер
г. HTML
ОТВЕТ: а

Вопрос 11. Совокупность Web-страниц, связанных единством содержания и, как правило, оформления, с возможностью навигации между этими страницами, имеющая общее доменное имя, это:
а. сервер
б. провайдер
в. сайт
г. чат
ОТВЕТ: в
Вопрос 12. Какой из видов ресурсов обладает свойствами нерасходуемости, неисчерпаемости и постоянного роста объема:
а. стратегические ресурсы
б. кадровые ресурсы
в. информационные ресурсы
г. природные ресурсы
ОТВЕТ: в

Вопрос 13. Кардинальные изменения в сфере обработки информации, имеющие следствием преобразование общественных отношений и приобретение общест¬вом нового качества, это:
а. информационный кризис
б. информационная революция
в. информационный взрыв
г. информационный процесс
ОТВЕТ: б

Вопрос 14. При адресном поиске основным поисковым элементом является:
а. фамилия конкретного автора
б. тема издания
в. год издания
г. жанр издания
ОТВЕТ: а.

Вопрос 15. Чтобы сократить избыточную информацию, полученную в результате поиска в Интернете, при работе с поисковой системой необходимо использовать:
а. логические операторы
б. электронный каталог
в. пароль
г. гиперссылки
ОТВЕТ: а.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. _________ – совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий, есть. Вставьте пропущенное словосочетание.
Ответ: информационная культура

2. ИНТЕРНЕТ –
Ответ: Глобальная вычислительная сеть, объединяющая множество региональных, ведомственных, частных и иных сетей каналами связи и едиными для всех ее участников правилами организации пользования и приема/передачи данных, определяемых протоколом TCP/ IP, это
3. _________ – программа, установленная на компьютер пользователя и предназначенная для просмотра Интернет-ресурсов. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: браузер

4. Для быстрого нахождения часто используемого Вами регулярно обновляющегося портала «Культура России» целесообразнее:
Ответ: заносить адрес ресурса в папку "Избранное" ("Favorites") на свой компьютер

5. Укажите основные характеристики информационного издания
Ответ: издание, содержащее систематизированные сведения о документах (опубликованных, неопубликованных, непубликуемых), либо результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках, выпускаемое организацией, осуществляющей научно-информационную деятельность.

6. Укажите, какие слова, несут в тексте наибольшую смысловую нагрузку
Ответ: ключевые слова

7. Цитата –
Ответ: дословная выдержка из текста какого-либо документа, есть:

8. _________ – научный документ, содержащий основные положения доклада или сообщения, подготовленный для научной конференции, симпозиума, семинара, есть:
Ответ: тезис

9. Вторичный документ, содержащий краткую обобщенную характеристику первичного документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и отвечающий на вопрос «О чем сообщается в первичном документе?»
Ответ: аннотация

10. Вторичный документ, представляющий собой краткое точное изложение содержания первичного документа, включающее основные фактические сведения и выводы, и отвечающий на вопрос «Что именно сообщается в первичном документе?»
Ответ: реферат

11. Вторичный документ, в котором в сжатой форме изложено содержание документов, объединенных одним или несколькими общими признаками (тема, автор, хронологический период, язык и т.п.), это:
Ответ: обзор

12. Установите правильную последовательность действий при составлении письменной работы:
Ответ: подбор литературы; чтение и анализ литературы; составление плана; подбор фактов, примеров; написание черновика; редактирование; оформление письменной работы.

13. Определите специфическую черту подготовленного вами конспекта, отличающего его от других результатов свертывания информации
Ответ: индивидуализированный характер представления информации

14. Укажите элементы, входящие в состав тезисов, подготавливаемых на основе первоисточника:
Ответ: библиографическое описание документа; основные положения, идеи первоисточника; определения основных понятий, используемых в первоисточнике.

15. Электронная библиотека –
Ответ: Распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде.

16. _________ – инструмент поиска информации на сайтах, обладающий иерархически упорядоченным набором предметных рубрик и базой данных документов, есть:
Ответ: поисковый каталог

17. Укажите основное предназначение баннера в сети Интернет
Ответ: для рекламы какого-либо сайта, также может иметь имиджевый характер или рекламировать конкретный товар или услугу.

18. Комиссия баннерной сети составляет 40%. Укажите, сколько процентов баннерная сеть предоставит Вам для показа своего баннера
Ответ: 40 процентов от количества баннеров, показанных у Вас на сайте, баннерная сеть заберет себе, а Вам предоставит 60 процентов.

19. Словоформа / Wordform –
Ответ: одна из косвенных форм слова, полученная из нормальной формы слова (то есть, из именительного падежа существительного, неопределённой формы глагола) с помощью склонения или спряжения, например, "стол -… стола, столу, столом, столе, столы, столов..."

20. Ссылочная популярность / Link Popularity
Существует несколько реализаций ссылочной популярности, применяемой различными поисковыми системами. Укажите, какие из них Вам знакомы
Ответ: PageRank (Google), ВИЦ (Yandex)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕСТИРОВАНИЮ
1. Какую специфику имеет информационное общество как продукт культуры? Сетевой характер информационной культуры?
2. Определите понятия «демассификация» и «персонализация». Воздействие личностных факторов на процесс развития культуры информационного общества.
3. Какие основные направления развития и использования информационных технологий в сфере культуры, искусства и образования Вы знаете? Приведите примеры.
4. Что представляет собой Российская система информационного обеспечения культурной деятельности (Росинформкультура). Основные направления деятельности и приоритетные группы пользователей. Какие функции региональных информационных служб Росинформкультуры можно выделить? Управление в системе Росинформкультуры.
5. Как реализуется техническая поддержка и методическая помощь ГИВЦ МК РФ в проектах «Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации» и «Лостарт»?
6. Что представляет собой АИС «Статистика» ГИВЦ МК РФ?
7. Какие сведения содержит Единая информационно-аналитическая и справочная система (ИАСС) "Паспорта культурной жизни территорий"?
8. Какие информационные ресурсы для людей с ограниченными возможностями используются в российских художественных музеях?
9. Основные направления информатизации в художественных музеях. Система управления базами данных в сфере культуры.
10. Какие интернет-сайты имеют разделы по национальному культурному наследию? культурному туризму?
11. В чем состоит специфика контента сайтов сферы культуры и искусства? Приведите примеры.


Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мансуров, А. В. Информационные технологии и системы защиты информации: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/205
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Журенков, О. В. Информационные технологии : учеб.пособие ААЭП, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/10151
Л2.2 Аникин, Д. В. Информационные технологии в науке и образовании: практикум АлтГУ, 2018 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/6764
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская система информационного обеспечения культурной деятельности (Росинформкультура). Режим доступа: http://infoculture.rsl.ru/RSKD/main.htm infoculture.rsl.ru
Э2 Национальная электронная библиотека. Режим доступа: https://rusneb.ru/ rusneb.ru
Э3 Человек и культура. Сетевое издание полного открытого доступа. Режим доступа: https://nbpublish.com/e_ca/ nbpublish.com
Э4 Информационные ресурсы в сети Интернет: путеводитель. Режим доступа: https://nlr.ru/res/inv/ic_www/index.php nlr.ru
Э5 Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. goskatalog.ru
Э6 «Культура.РФ» – гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Режим доступа: https://www.culture.ru/ www.culture.ru
Э7 ARTEFACT — гид по музеям России с технологией дополненной реальности. Режим доступа: https://ar.culture.ru/ ar.culture.ru
Э8 Информационно-аналитические технологии в сфере культуры portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс ориентирован на развитие и совершенствование у обучающихся профессиональных компетенций, овладение которыми необходимо для успешной самореализации в будущей профессиональной деятельности.
Комплексное изучение обучающимися дисциплины предполагает: овладение материалами лекций, учебной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины; творческую работу обучающихся в ходе проведения семинарских, практических занятий, а также систематическое выполнение тестовых и иных заданий для самостоятельной работы обучающихся.
В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты обучающимися во внимание. Основой для подготовки обучающегося к семинарским занятиям являются лекции и издания, рекомендуемые преподавателем.
Основной целью практических занятий является контроль за степенью усвоения пройденного материала и ходом выполнения обучающимися самостоятельной работы,
обсуждение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках занятий. При обсуждении на семинарах сложных и дискуссионных вопросов и проблем
используются методики интерактивных форм обучения, что позволяет погружать обучающихся в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, оптимальную для выработки умений и владений.
Для успешной подготовки к практическим заданиям обучающиеся в обязательном порядке, кроме рекомендуемой к изучению литературы, электронных изданий и интернет-ресурсов, должны использовать публикации по изучаемой теме в профильных журналах: «Библиотечное дело», «Музей». Основной целью практических занятий является отработка профессиональных умений и навыков. В зависимости от содержания практического занятия могут быть использованы методики интерактивных форм обучения. Основное отличие активных и интерактивных упражнений и заданий в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.
Приступая к выполнению заданий, обучающийся должен знать, что работа будет зачтена при условии соблюдения следующих требований:
1. Знание текстов рекомендованной литературы и использование этого знания в работе.
2. Использование обучающимся нескольких источников (статей, монографий, справочной и другой литературы) для раскрытия избранной темы.
3. Культура и академические нормы изложения материала: обязательное указание на источники, грамотное цитирование авторов (прямое и косвенное), определение собственной позиции и обязательный собственный комментарий к приводимым точкам зрения.
4. Соблюдение требований к структуре и оформлению.
Предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) с обучающимися в ходе изучения материала данной дисциплины.