МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и теория музеологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильСовременные технологии хранения и презентации музейных ценностей
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология_СТХиПМЦ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 17
индивидуальные консультации 12
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 17 17 17 17
Консультации 12 12 12 12
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.культурологии, доцент, Шорина Д.Е.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Тишкина Т.В.

Рабочая программа дисциплины
История и теория музеологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является усвоение системы подготовки студентов по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» и формирование мотивации к осуществлению основных направлений профессиональной деятельности.
Задачи курса:
-определить место направления «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» в системе высшего образования в России и дать ему общую характеристику;
–раскрыть основные этапы становления музеологии как научной и как учебной дисциплины;
–изучить многообразие и специфику объектов культурного наследия;
-обозначить основную проблематику современных научных исследований в музеологии, изучения и сохранения культурного и природного наследия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике;
ОПК-1.1 Знать основные концепции современного музея как социокультурного института
ОПК-1.2 Знать принципы, методики и технологии сохранения историко-культурного наследия
ОПК-1.3 Уметь планировать и организовывать использование ресурсов музея или учреждения музейного типа для осуществления основных направлений музейной деятельности
ОПК-1.4 Владеть технологией музейного проектирования
ОПК-1.5 Владеть навыками сбора, обработки, анализа и обобщения информацию о приоритетных направлениях музейной деятельности
ОПК-1.6 Владеть навыками разработки и обоснования проектов и программ сохранения и актуализации историко-культурного и природного наследия
ОПК-1.7 Владеть понятийным аппаратом в области музеологии
ПК-4Готов использовать в профессиональной деятельности теоретические концепции современной музеологии, сведения по истории становления музеев за рубежом и в России
ПК-4.1 Знать историю становления и традиции формирования музеев за рубежом и в России и применять данные сведения в профессиональной деятельности
ПК-4.2 Знать историю становления и традиции формирования музеев за рубежом и в России и применять данные сведения в профессиональной деятельности
ПК-4.3 Уметь применять на практике сведения об основных категориях движимого и недвижимого культурного наследия
ПК-4.4 Владеть современными понятиями музеологии и применять их в практической деятельности
ПК-4.5 Владеть современными концепциями музеологии и применять их в профессиональной деятельности
ПК-4.6 Владеть современными методами классификации музейных учреждений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- особенности будущей профессиональной деятельности;
- специфику организации и функционирования музеев и учреждений музейного типа;
- разновидности памятников историко-культурного наследия и подходы к их изучению, сохранению и использованию
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять полученные знания на практике при выполнении исследовательской и проектных работ;
- выполнять основные виды работ, связанные с сохранением движимого музейного и недвижимого культурного наследия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- современными нормативно-правовыми данными в области музеологии;
- базовыми понятиями в области музеологии;
- основными методами учебно-исследовательской работы в области музеологии и наследиеведения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Музеология как научная и учебная дисциплина: история формирования
1.1. Понятие «Музеология». История формирования научной дисциплины. Зарождение музеологии как области практической деятельности. Развитие музеологии как учебной дисциплины. Лекции 5 6 Л2.1, Л1.1
1.2. Музеология как научная и учебная дисциплина: история формирования Практические 5 10 Л2.1, Л1.1
1.3. Консультации 5 12
1.4. Музеология как научная и учебная дисциплина: история формирования Сам. работа 5 5 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Основные понятия современной музеологии
2.1. Базовые понятия музеологии. Культурное наследие: материальное и нематериальное. Виды объектов культурного наследия. Движимое и недвижимое наследие. Нематериальное культурное наследие. индустриальное наслеие. Подходы к содержанию понятия "музей". Основные направления музейной деятельности. Лекции 5 6 Л2.1, Л1.1
2.2. Основные понятия современной музеологии Практические 5 10
2.3. Основные понятия современной музеологии Сам. работа 5 6 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Основные подходы к определению понятия «музей». Социокультурные функции музея
3.1. Музей: понятие, функции и основные классификации Лекции 5 6 Л2.1, Л1.1
3.2. Музей: понятие, функции и основные классификации Практические 5 6
3.3. Музей: понятие, функции и основные классификации Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.1
3.4. Социокультурные функции музея Лекции 5 4 Л2.1, Л1.1
3.5. Социокультурные функции музея Практические 5 4 Л2.1, Л1.1
3.6. Социокультурные функции музея Сам. работа 5 4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8713

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Готов использовать в профессиональной деятельности теоретические концепции современной музеологии, сведения по истории становления музеев за рубежом и в России
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Жилой комплекс царя Алексея Михайловича в Коломенском является
А) павильоном
Б) хоромами
В) административным зданием
Г) палатами
Д) замком
ОТВЕТ: б.
ВОПРОС 2. Русские средневековые жилые сооружения из камня назывались
А)хоромы
Б)флигель
В)усадьба
Г)палаты
Д)дворец
ОТВЕТ: г.
ВОПРОС 3. Укажите названия памятников, являющихся составляющими элементами дворцово-парковых ансамблей
А)флигель
Б)замок
В)беседка
Г)ротонда
Д)палаты
ОТВЕТ: в.
ВОПРОС 4. В приведенном перечне выберите названия тех музейных зданий, которые в прошлом являлись дворцами и были приспособлены под музейное использование
А) Новый Эрмитаж
Б)Зимний дворец
В)Национальная галерея искусств в Вашингтоне
Г)Кунсткамера Петра Великого
ОТВЕТ: б.
ВОПРОС 5. деятельность, направленная на сохранение и включение культурного и природного наследия в современную культуру называется
А)актуализация наследия
Б)реставрация наследия
В)охрана наследия
Г)музеефикация наследия
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 6. Группа музеев, основные объекты и экспозиции которых расположены вне помещений, на открытых территориях, называется
А)коллекционные музеи
Б)музеи под открытым небом
В)археологические музеи
Г)экомузеи
ОТВЕТ: б.
ВОПРОС 7. Музей под открытым небом, созданный на основе свозимых с разных территорий построек, называется
А)музей-заповедник
Б)скансен
В)ансамблевый музей
Г)экомузей
ОТВЕТ: б.
ВОПРОС 8. Антропологические , биологические, ботанические (в т.ч. ботанические сады) и зоологические (в том числе зоопарки ) музеи относятся к профильной группе
А)естественнонаучных музеев
Б)исторических музеев
В)научно-технических музеев
Г)комплексных музеев
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 9. Все российские музеи по их принадлежности к собственнику можно разделить на две группы:
А)муниципальные и частные
Б)государственные и негосудасртвенные
В)ведомственные и государственные
Г)государственные и муниципальные
ОТВЕТ: б
ВОПРОС 10. Формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, в качестве части их культурного наследия, называются
А)природное наследие
Б)материальное наследие
В)нематериальное наследие
Г)литературное наследие
ОТВЕТ: в
ВОПРОС 11. Реставрация - это
А)мероприятия по защите объекта от последующих разрушений
Б)мероприятия по возобновлению функциональных свойств объекта наследия
В)мероприятия по восстановлению первоначального облика объекта при сохранении подлинности
Г)мероприятия по преобразованию памятника в объект музейного показа
ОТВЕТ: в
ВОПРОС 12. Музейные предметы и коллекции - это
А)памятники истории и культуры
Б)недвижимое материальное наследие
В)движимое материальное наследие
Г)нематериальное культурное наследие
ОТВЕТ: Б
ВОПРОС 13. Пинакотеки и глиптотеки распространяются в Европе
А)в эпоху Возрождения
Б)в эпоху Просвещения
В)в Античности
ОТВЕТ: а
ВОПРОС 14. Первая классификация музеев была представлена в работе
А) О.Ворма
Б) М. Б. Валентини
В) К. Найкеля
Г) фон Грассе
ОТВЕТ: в
ВОПРОС 15. Научное обоснование музеологии было представлено в 1883 г. исследователем
А) М. Б. Валентини
Б) Г. Ратгебером
В) К. Найкелем
Г) фон Грассе
ОТВЕТ: б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1: От лица государства сохранением наследия, музейной политикой и другими вопросами охраны памятников в России занимается _________________
ОТВЕТ: Министерство культуры РФ
ВОПРОС 2: ____________________ музеи - это музеи находятся в управлении местной администрации (город, село).
ОТВЕТ: муниципальные
ВОПРОС 3: К группе художественных музее относятся .....
ОТВЕТ: Музеи изобразительного искусства, музеи декоративно-прикладного искусства, музеи народного искусства
ВОПРОС 4. К какой группе относятся археологические и этнографические музеи?
ОТВЕТ: исторические
ВОПРОС 5. По составу своих коллекций краеведческие музеи являются
ОТВЕТ: комплексными
ВОПРОС 6. На какие виды подразделяются объекты культурного наследия в Статье 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
ОТВЕТ: памятники, ансамбли, достопримечательные места
ВОПРОС 7.Совокупность строений и артефактов, произведенных обществом с использованием труда и включающих остатки заводов, фабрик, промышленных складов, шахт и прочее, называется
ОТВЕТ: индустриальное наследие
ВОПРОС 8. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» относит к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации был принят в________________
ОТВЕТ: 2002 г.
ВОПРОС 9. № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» был принят в___________
ОТВЕТ: 1996 г.
ВОПРОС 10. В 1972 году на Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята __________________
ОТВЕТ: Конвенция о защите всемирного культурного и природного наследия
ВОПРОС 11. Музеи, основой деятельности которых являются собрания движимых материальных предметов, называются______________________
ОТВЕТ: коллекционные
ВОПРОС 12: Музейные учреждения, которые принадлежат частным лицам, созданы их усилиями и поддерживаются их средствами, называются_________
ОТВЕТ: частные музеи
ВОПРОС 13: Группа музеев, создаваемых при церквях, монастырях, епархиях, религиозных объединениях, которые являются их собственниками и учредителями, называется__________________
ОТВЕТ: церковные музеи
ВОПРОС 14: Антропологические , биологические, ботанические (в т.ч. ботанические сады) и зоологические (в том числе зоопарки ) музеи относятся к профильной группе
ОТВЕТ: естественнонаучных музеев
ВОПРОС 15: Какие объекты относятся к особо охраняемым природным территориям?
ОТВЕТ: ботанические сады, государственные природные заказники, государственные природные заповедники, национальные парки
ВОПРОС 16: Назовите вид мероприятия по сохранению объектов недвижимого наследия:
"На базе бывшей царской резиденции и вотчины в подмосковном селе Коломенское в 1923 г. был основан Музей Коломенское по инициативе архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского, который и стал его первым директором. В конце 1920-х годов по его замыслу для создания музея деревянного зодчества стали свозить старинные деревянные постройки: небольшую хозяйственную постройку из села Преображенского, названную в музее «медоварней», домик Петра I из Архангельска, Моховую башню Сумского острога XVII в."
ОТВЕТ: музеефикация
ВОПРОС 17: ____________________-мероприятия по приведению объектов культурного наследия в состояние, пригодное для экскурсионного посещения, преобразование памятника в музей.
ОТВЕТ: Музеефикация
ВОПРОС 18: ____________________-группа музеев под открытым небом, созданных на основе музеефикации территорий и недвижимых объектов культурного и природного наследия, и получивших соответствующий статус.
ОТВЕТ: Музей-заповедник
ВОПРОС 19: ____________________-природные объекты и достопримечательные места, созданные физическими и биологическими образованиями или группами таких образований, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки, сохранения или природной красоты.
ОТВЕТ: Природное наследие
ВОПРОС 20:______________________-можно определить как систему культурных и природных объектов, признанных обществом, используемых им и сохраняемых для передачи последующим поколениям.
ОТВЕТ: Наследие

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике;
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Комплектование фондов музея осуществляется для:
а) проведении конкретных музееведческих исследований;
б) подготовки музейных выставок;
в) проведения экскурсии;
г) выявления и сбора предметов музейного значения, приобретающих в музее статус музейных предметов.
ОТВЕТ: г.
ВОПРОС 2. К формам комплектования музейных фондов НЕ относится:
а) закупки;
б) целевые заказы;
в) принятие в дар;
г)аренда предметов в других учреждениях.
ОТВЕТ: г.
ВОПРОС 3. Понятием «фонды музея» обозначают:
а) научно организованную совокупность материалов, принятых музеем на постоянное хранение;
б) памятники истории и культуры, а также объекты природы, изъятые из среды бытования;
в) витрины, стенды и другие виды музейного оборудования, а также аудиовизуальные средства;
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 4. К научно-вспомогательным материалам НЕ относятся:
а) копии;
б) макеты;
в) модели;
г) указатели.
ОТВЕТ: г.
ВОПРОС 5. Положением о Музейном фонде Российской Федерации НЕ регламентируется:
а) порядок включения музейных предметов в состав Музейного фонда
б) порядок первичного учета музейных предметов.
в) порядок исключения музейных предметов из состава Музейного фонда
г) режим хранения музейных предметов.
ОТВЕТ: г.
ВОПРОС 6. Как называется совокупность музейных коллекций:
а) музейная экспозиция
б) Музейный фонд
в) музейное собрание
ОТВЕТ: в
ВОПРОС 7. Музейные предметы всех музеев страны образуют:
а) Музейный фонд Российской Федерации
б) Общий фонд Российской Федерации
в) Музейное собрание Российской Федерации
г) Основной музейный фонд Российской Федерации
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 8. Какого режима хранения музейных фондов НЕ существует:
а) Температурно-влажностный
б) Биологический
в) Световой
г) Пылевой
ОТВЕТ: г.
ВОПРОС 9. Что получают путем снятия с оригинала формы — твердой, гипсовой или выполненной из воска, пластилина и других пластических материалов — и заливки в нее гипса:
а) Репродукцию
б) Слепок
в) Муляж
г) Макет
ОТВЕТ: б.
ВОПРОС 10. Объемная оптическая копия реального объекта, которая создается путем записи изображения предмета на светочувствительную пластину или на пленку с помощью лазерной техники.
а) Голограмма
б) Модель
в) Панорама
г) Диорама
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 11. Целенаправленный, планомерный, опирающийся на методологические принципы профильных дисциплин и музееведения процесс выявления и сбора предметов музейного значения для формирования и пополнения музейного собрания это:
а) Комплектование музейных фондов
б) Хранение музейных фондов
в) Реставрация музейных фондов
г) Консервация музейных фондов
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 12. Совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, художественный или познавательный интерес как единое целое, называется
а) Музейным фондом
б) Музейной коллекцией
в) Музейной экспозицией
ОТВЕТ: б.
ВОПРОС 13. Копию живописного, графического или фотографического изображения, сделанную печатным способом, обычно в ином, увеличенном или уменьшенном размере, называют:
а) Муляжом
б) Репродукцией
в) Слепком
ОТВЕТ: б.
ВОПРОС 14. Планы комплектования фондов могут быть:
а) текущими
б) систематическими
в) тематическими
г) комплексными
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 15. Предметы, обладающие высокой степенью эмоционального воздействия и особо почитаемые как память о выдающемся человеке или событии:
а) мемориальные предметы
б) уникальными музейными предметами
в) реликвии
ОТВЕТ: в.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1: Дайте термин согласно приведенному определению.
_____________– это целенаправленный, планомерный процесс выявления и сбора предметов музейного значения для формирования и пополнения музейного собрания. Отобранные и извлеченные из среды бытования объекты реальной действительности превращаются в музейные предметы, то есть в источники информации, поэтому комплектование фондов можно рассматривать как способ осуществления музеем своей социальной функции документирования процессов и явлений, происходящих в обществе и природе.
ОТВЕТ: комплектование музейных фондов.
ВОПРОС 2: Главными задачами комплектования музейных фондов являются:
ОТВЕТ: Выявление и концентрация в музейном собрании подлинных памятников истории, культуры и природы; формирование источниковой базы музея;
сохранение культурных ценностей и создания условий для их общественного использования.
ВОПРОС 3: Назовите три основных вида или способа комплектования музейных фондов.
ОТВЕТ: систематическое, тематические и комплексное.
ВОПРОС 4. Дайте термин согласно приведенному определению.
____________ – направление фондовой работы, осуществляемое на основе режима и системы хранения в целях обеспечения физической сохранности и доступности для использования входящих в фонды предметов.
ОТВЕТ: хранение музейных фондов.
ВОПРОС 5. Дайте термин согласно приведенному определению.
Одно из основных направлений музейной деятельности, связанное с выявлением, сбором и научной организацией музейных предметов, в результате которого создается источниковая база, необходимая для работы музея.
ОТВЕТ: комплектование музейного фонда.
ВОПРОС 6. Перечислите основные способы (виды) комплектования музейных фондов.
ОТВЕТ: музеефикация, систематическое, тематическое, комплексное и информационное комплектование.
ВОПРОС 7. Дайте термин согласно приведенному определению.
__________________– объекты, не обладающие свойствами музейных предметов, но включаемые в состав фондов, т. к. необходимы при изучении и экспонировании музейных предметов.
ОТВЕТ: научно-вспомогательные материалы.
ВОПРОС 8. Дайте термин согласно приведенному определению.
Предмет, создаваемый с целью имитации или замены другого, выступающего по отношению к копии как подлинник (точно повторяет все свойства подлинника).
ОТВЕТ: копия.
ВОПРОС 9. Дайте термин согласно приведенному определению.
Объемное воспроизведение внешнего вида подлинника, выполненное в масштабе и допускающее условность изображения (за счет опущения или утрировки каких-либо несущественных деталей подлинника);
ОТВЕТ: макет.
ВОПРОС 10. Назовите основные этапы учета музейных фондов.
ОТВЕТ: первичная обработка и научная инвентаризация.
ВОПРОС 11. Дайте термин согласно приведенному определению.
Совокупность условий, необходимых для обеспечения сохранности музейного собрания.
режим хранения.
ВОПРОС 12: Дайте термин согласно приведенному определению.
Регулярно обновляющаяся, единственная в РФ электронная база данных, содержащая основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, объединяющего все государственные музеи РФ
ОТВЕТ: Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации.
ВОПРОС 13: Перечислите основные признаки, которыми должен обладать музейный предмет.
ОТВЕТ: информативность, репрезентативность, аттрактивность, экспрессивность.
ВОПРОС 14: Назовите основные типы музейных коллекций.
ОТВЕТ: систематические, тематические, мемориальные, личные.
ВОПРОС 15: Дайте термин согласно приведенному определению.
Один из этапов изучения музейного предмета, заключающийся в определении предмета, т.е. выявлении присущих ему признаков, на основе анализа которых и сравнения с аналогичными и родственными предметами делается заключение о времени, месте его создания, авторской принадлежности, социальной и этническойсреде бытования и других характеристик, существенных для музейной ценности предмета.
ОТВЕТ: атрибуция.
ВОПРОС 16: Перечислите, к каким основным видам относятся музейные источники.
ОТВЕТ: вещественные, изобразительные, письменные.
ВОПРОС 17: Дайте термин согласно приведенному определению.
Документ, подтверждающий факт включения музейного предмета в состав определённого музея и закрепляющий его за определённым музеем.
ОТВЕТ: книга поступлений.
ВОПРОС 18: Перечислите основные виды музейных картотек.
ОТВЕТ: учетные и учетно-справочные.
ВОПРОС 19: Назовите основные виды музейных каталогов.
ОТВЕТ: научные, научно-справочные и научно-популярные.
ВОПРОС 20: Назовите основные автоматизированные электронные системы (АИС) в музее.
ОТВЕТ: АИС-Музей и КАМИС.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотерны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 заданий
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенникова Т.Г. Музеология. Введение в профессию: учебное пособие Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 авт.-сост. А.А. Тишкин, Т.Г. Гребенникова Основы музеологии: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Архив журнала «Музей» [Электронный ресурс]. www.panor.ru
Э2 Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU включает полнотекстовые версии и библиографические указатели статей из научных журналов по различным отраслям знаний [Электронный ресурс]. www.elibrary.ru
Э3 Портал «Музеи России» [Электронный ресурс]. www.museum.ru
Э4 Сайт «Музей будущего» [Электронный ресурс]. www.future.museum.ru
Э5 Электронная библиотека по музеологии кафедры музеологии Российского государственного гуманитарного университета [Электронный ресурс]. www.museolog.rsuh.ru
Э6 История и теория музеологии portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
112Д музей археологии и этнографии алтая АлтГУ - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 4 посадочных места; доска меловая 1 шт.; фонды; архив; экспозиционные материалы
112Д фондохранилище музея археологии и этнографии алтая - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с музейными коллекциями; топографическая опись
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Лекции представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используются при подготовке к семинарским и практическим занятиям. Материал лекций позволяет проследить становление и развитие музея и музеологии как научной дисциплины, сформировать начальный уровень профессионального интереса и профессиональной деятельности в сфере музейного дела и наследиеведения.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки.
При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.
После каждого раздела выполняется итоговое практическое задание.
Все материалы для самостоятельного изучения представлены в Электронном учебно-методическм комплексе по адресу http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=125
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально после освоения каждой из тем и направляются преподавателю. оценка выставляется по пятибалльной шкале.
Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Каждый вопрос оценивается в один балл.
Оценка выставляется по результатам освоения электронного курса