Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия |
Профиль | Современные технологии хранения и презентации музейных ценностей |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 51_03_04_Музеология_СТХиПМЦ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 51 | 51 | 51 | 51 |
Консультации | 48 | 48 | 48 | 48 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины является усвоение основных подходов в изучении современных информационных технологий в музейной деятельности и формирование готовности их использования в профессиональной деятельности и исследовательской работе. Задачи курса: – освоить содержание основных понятий по дисциплине; – проследить особенности в развитии информатизации музейной среды в России; – рассмотреть проблемы и направления внедрения информационных технологий в музейную практику. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | Способен применять в профессиональной деятельности методы комплектования, хранения и презентации музейных предметов |
ПК-1.1 | Знать направления, источники и способы текущего и перспективного комплектования фондов музея |
ПК-1.2 | Знать положения основных документов по текущему и перспективному комплектованию |
ПК-1.3 | Уметь применять методы текущего и перспективного комплектования с учетом профиля и концепции развития музея |
ПК-1.4 | Уметь определять задачи комплектования в соответствии с профилем музея и его потребностями |
ПК-1.5 | Владеть навыками составления концепции текущего и перспективного комплектования музея |
ПК-1.6 | Владеть навыками ведения музейной документации, связанной с текущим и перспективным комплектованием музея |
ПК-3 | Способен выполнять все виды работ, связанных с учетом музейных коллекций |
ПК-3.1 | Знать российское законодательство в области учета, хранения и научного описания музейных фондов, объектов культурного наследия |
ПК-3.2 | Знать основы составления справочного аппарата, компьютерных баз данных музейных предметов и объектов культурного и природного наследия |
ПК-3.3 | Знать условия хранения, маркировки, страхования музейных предметов и музейных коллекций разных видов |
ПК-3.4 | Знать права и обязанности сотрудников, отвечающих за учет и хранение музейных предметов и музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия |
ПК-3.5 | Уметь создавать научные описания музейных предметов разных видов в объеме книги поступлений и научного инвентаря |
ПК-3.6 | Уметь создавать научные описания объектов культурного и природного наследия в объеме реестра памятников изучаемой территории и формированиягосударственного кадастра |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные современные информационно-коммуникационные технологии в музейной деятельности; - поисковые системы и информационные ресурсы в сфере комплектования, хранения и учета музейных коллекций; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - использовать информационные технологии в профессиональной деятельности; - применять знания в области информационных технологий в презентации музейных коллекций и собраний; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками применения информационных технологий в работе с музейными фондами; - умением ориентироваться в музейных информационных системах и базах данных. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Информационные технологии в научно-фондовой работе музея | ||||||
1.1. | Новые информационные технологии в музее. Основные этапы компьютеризации. Направления использования информационных технологий в научно-фондовой работе | Лекции | 7 | 6 | Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 | |
1.2. | Направления использования информационных технологий в научно-фондовой работе | Лабораторные | 7 | 6 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
1.3. | Консультации | 7 | 16 | |||
1.4. | Направления использования информационных технологий в научно-фондовой работе | Сам. работа | 7 | 18 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 2. Информационные технологии в экспозиционно-выставочной работе музея | ||||||
2.1. | Информационные технологии в музейных экспозициях | Лекции | 7 | 8 | Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
2.2. | Информационные технологии в экспозиционно-выставочной деятельности. Опыт применения | Лабораторные | 7 | 6 | Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
2.3. | Консультации | 7 | 16 | |||
2.4. | Информационные технологии в экспозиционно-выставочной деятельности. Опыт применения | Сам. работа | 7 | 18 | Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
Раздел 3. Музей в сети ИНТЕРНЕТ | ||||||
3.1. | Современные музеи в сети ИНТЕРНЕТ | Лекции | 7 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 | |
3.2. | Виртуальные музеи. Представительства музеев в сети ИНТЕРНЕТ(сайты музеев). Музеи в социальных сетях. Музеи на Всероссийских порталах и хостингах | Лабораторные | 7 | 24 | Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 | |
3.3. | Консультации | 7 | 16 | |||
3.4. | Виртуальные музеи. Представительства музеев в сети ИНТЕРНЕТ(сайты музеев). Музеи в социальных сетях. Музеи на Всероссийских порталах и хостингах | Сам. работа | 7 | 15 | Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 | |
3.5. | Экзамен | 7 | 27 | Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10356 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Материальный носитель с зафиксированной информацией, предназначенный для ее сохранения и передачи во времени и пространстве, пригодный для использования в документационных процессах, это: а. источник информации б. издание в. документ г. публикация ОТВЕТ: в Вопрос 2. Какой документ является непосредственным результатом профессиональной деятельности создателей информации – ученых, специалистов, писателей, журналистов? а. первичный документ б. опубликованный документ в. издание г. вторичный документ ОТВЕТ: а Вопрос 3. Общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью: а. общество новых информационных технологий б. информационное общество в. компьютеризированное общество г. автоматизированное общество ОТВЕТ: б Вопрос 4. Организованный социально экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан на основе новых информационных технологий: а. компьютеризация б. информатизация в. автоматизация г. медиатизация ОТВЕТ: б Вопрос 5. Стремительное возрастание общего объема информации, создаваемой в рамках какой-либо отрасли, области деятельности или общества в целом, являющееся следствием научно-технической революции, это: а. информационный взрыв б. информационный барьер в. информационный поток г. информационный процесс ОТВЕТ: а Вопрос 6. Противоречие между быстро возрастающими объемами и потоками информации, потребностями общества в ее обработке для повышения уровня производства и жизни и ограниченными возможностями человека, это: а. информационный барьер б. информационный кризис в. информационный взрыв г. информационный процесс ОТВЕТ: б Вопрос 7. Производством информации обо всех опубликованных в России документах по всем отраслям знаний занимается: а. Российская государственная библиотека (РГБ) б. Российская национальная библиотека (РНБ) в. Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ) г. Российская книжная палата (РКП) ОТВЕТ: г Вопрос 8. Центром производства и распространения информации в области социальных и гуманитарных наук является: а. Российская книжная палата (РКП) б. Российская национальная библиотека (РНБ) в. Научный центр правовой информации (НЦПИ) г. Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) ОТВЕТ: г Вопрос 9. Ведущим (головным) учреждением в сфере производства и распространения информации по естественным, точным и техническим наукам является: а. Российская государственная библиотека (РГБ) б. Российская книжная палата (РКП) в. Всероссийский институт научно-технической информации (ВИНИТИ) г. Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ) ОТВЕТ: в Вопрос 10. Специальное буквенное обозначение, характеризующее часть Интернет-адреса и определяющее либо географическое местоположение сервера, либо его принадлежность к тому или иному типу организации, это: а. доменное имя б. URL в. браузер г. HTML ОТВЕТ: а Вопрос 11. Совокупность Web-страниц, связанных единством содержания и, как правило, оформления, с возможностью навигации между этими страницами, имеющая общее доменное имя, это: а. сервер б. провайдер в. сайт г. чат ОТВЕТ: в Вопрос 12. Какой из видов ресурсов обладает свойствами нерасходуемости, неисчерпаемости и постоянного роста объема: а. стратегические ресурсы б. кадровые ресурсы в. информационные ресурсы г. природные ресурсы ОТВЕТ: в Вопрос 13. Кардинальные изменения в сфере обработки информации, имеющие следствием преобразование общественных отношений и приобретение общест¬вом нового качества, это: а. информационный кризис б. информационная революция в. информационный взрыв г. информационный процесс ОТВЕТ: б Вопрос 14. При адресном поиске основным поисковым элементом является: а. фамилия конкретного автора б. тема издания в. год издания г. жанр издания ОТВЕТ: а. Вопрос 15. Чтобы сократить избыточную информацию, полученную в результате поиска в Интернете, при работе с поисковой системой необходимо использовать: а. логические операторы б. электронный каталог в. пароль г. гиперссылки ОТВЕТ: а. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. _________ – совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий, есть. Вставьте пропущенное словосочетание. Ответ: информационная культура 2. ИНТЕРНЕТ – Ответ: Глобальная вычислительная сеть, объединяющая множество региональных, ведомственных, частных и иных сетей каналами связи и едиными для всех ее участников правилами организации пользования и приема/передачи данных, определяемых протоколом TCP/ IP, это 3. _________ – программа, установленная на компьютер пользователя и предназначенная для просмотра Интернет-ресурсов. Вставьте пропущенное слово. Ответ: браузер 4. Для быстрого нахождения часто используемого Вами регулярно обновляющегося портала «Культура России» целесообразнее: Ответ: заносить адрес ресурса в папку "Избранное" ("Favorites") на свой компьютер 5. Укажите основные характеристики информационного издания Ответ: издание, содержащее систематизированные сведения о документах (опубликованных, неопубликованных, непубликуемых), либо результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках, выпускаемое организацией, осуществляющей научно-информационную деятельность. 6. Укажите, какие слова, несут в тексте наибольшую смысловую нагрузку Ответ: ключевые слова 7. Цитата – Ответ: дословная выдержка из текста какого-либо документа, есть: 8. _________ – научный документ, содержащий основные положения доклада или сообщения, подготовленный для научной конференции, симпозиума, семинара, есть: Ответ: тезис 9. Вторичный документ, содержащий краткую обобщенную характеристику первичного документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и отвечающий на вопрос «О чем сообщается в первичном документе?» Ответ: аннотация 10. Вторичный документ, представляющий собой краткое точное изложение содержания первичного документа, включающее основные фактические сведения и выводы, и отвечающий на вопрос «Что именно сообщается в первичном документе?» Ответ: реферат 11. Вторичный документ, в котором в сжатой форме изложено содержание документов, объединенных одним или несколькими общими признаками (тема, автор, хронологический период, язык и т.п.), это: Ответ: обзор 12. Установите правильную последовательность действий при составлении письменной работы: Ответ: подбор литературы; чтение и анализ литературы; составление плана; подбор фактов, примеров; написание черновика; редактирование; оформление письменной работы. 13. Определите специфическую черту подготовленного вами конспекта, отличающего его от других результатов свертывания информации Ответ: индивидуализированный характер представления информации 14. Укажите элементы, входящие в состав тезисов, подготавливаемых на основе первоисточника: Ответ: библиографическое описание документа; основные положения, идеи первоисточника; определения основных понятий, используемых в первоисточнике. 15. Электронная библиотека – Ответ: Распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде. 16. _________ – инструмент поиска информации на сайтах, обладающий иерархически упорядоченным набором предметных рубрик и базой данных документов, есть: Ответ: поисковый каталог 17. Укажите основное предназначение баннера в сети Интернет Ответ: для рекламы какого-либо сайта, также может иметь имиджевый характер или рекламировать конкретный товар или услугу. 18. Комиссия баннерной сети составляет 40%. Укажите, сколько процентов баннерная сеть предоставит Вам для показа своего баннера Ответ: 40 процентов от количества баннеров, показанных у Вас на сайте, баннерная сеть заберет себе, а Вам предоставит только 60 процентов. 19. Словоформа / Wordform – Ответ: одна из косвенных форм слова, полученная из нормальной формы слова (то есть, из именительного падежа существительного, неопределённой формы глагола) с помощью склонения или спряжения, например, "стол -… стола, столу, столом, столе, столы, столов..." 20. Ссылочная популярность / Link Popularity Существует несколько реализаций ссылочной популярности, применяемой различными поисковыми системами. Укажите, какие из них Вам знакомы Ответ: PageRank (Google), ВИЦ (Yandex) КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30. Теоретические вопросы: Цифровое культурное наследие и современный музей. Информационные технологии в музеях: история внедрения и основные этапы компьютеризации российских и зарубежных музеев. Управление музейным собранием и цифровые технологии. Виды автоматизированных информационных систем (АИС): сходства и различия (АС-Музей, КАМИС, 1С-Музей). Направления использования информационных технологий в научно-фондовой работе музеев. Госкаталог Музейного фонда РФ: цель, задачи и структура. Информационные продукты. Виды музейных информационных продуктов. Коллекции Государственного Эрмитажа и Кунсткамеры онлайн. Электронные каталоги и электронные библиотеки в музеях: структура и содержание, варианты использования. Электронные журналы крупнейших музеев России. Информационные технологии в музейных экспозициях. Посетители в виртуальном пространстве музеев. Виртуальные музеи. Музеи цифрового искусства. Создание и эксплуатация сайтов и порталов музеев и учреждений музейного типа. Музеи в социальных сетях. Площадки музеев в социальных сетях. Контент-менеджмент и SMM сообществ музеев. Мобильные приложения музеев. Музеи на Всероссийских порталах по культуре, искусству и туризму. QR-коды музеев: принципы и технологии использования. Артефакт – гид по музеям России. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС ИТ в МД СТХиПМЦ-1-2022.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. А. Тишкин, Т. Г. Гребенникова | Основы музеологии: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Гребенникова Т.Г. | Основы проектирования музейных экспозиций: учебное пособие | Изд-во Алт. ун-та, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Н.В. Волков, Т.Л. Серебрякова | Компьютерные технологии в научных исследованиях: Учебное пособие | Азбука, 2016 // ЭБС Алтайского госуниверситета | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3312 |
Л2.2 | Р.Г. Хисматов, Р.Г. Сафин, Д.В. Тунцев, Н.Ф. Тимербаев | Современные компьютерные технологии : учебноек пособие | Казань : Издательство КНИТУ, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Портал Музеи России | museum.ru | ||
Э2 | Государственный каталог музейного фонда РФ | goskatalog.ru | ||
Э3 | Электронный каталог Кунсткамеры | collection.kunstkamera.ru | ||
Э4 | Официальный сайт Государственного Эрмитажа | www.hermitagemuseum.org | ||
Э5 | Информационные технологии в музейной деятельности | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения. Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии). Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия, сайты музее, Курс на Едином образовательном портале АлтГУ), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Он представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины. Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в виде плана темы. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (экзамену). |