МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровые технологии в музейных экспозициях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильСовременные технологии хранения и презентации музейных ценностей
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология_СТХиПМЦ-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 41
индивидуальные консультации 40
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 41 41 41 41
Консультации 40 40 40 40
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Горбунов Вадим Владимирович

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Тишкина Татьяна Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Цифровые технологии в музейных экспозициях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Рассмотреть современные тенденции развития цифровых технологий в музейных экспозициях, основные пути их применения в науке и образовании, повысить уровень информационного образования и информационной культуры студентов, сформировать представление об информационно-компьютерных технологиях как о неотъемлемой и полноправной составной части музейной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен применять в профессиональной деятельности методы комплектования, хранения и презентации музейных предметов
ПК-1.1 Знать направления, источники и способы текущего и перспективного комплектования фондов музея
ПК-1.2 Знать положения основных документов по текущему и перспективному комплектованию
ПК-1.3 Уметь применять методы текущего и перспективного комплектования с учетом профиля и концепции развития музея
ПК-1.4 Уметь определять задачи комплектования в соответствии с профилем музея и его потребностями
ПК-1.5 Владеть навыками составления концепции текущего и перспективного комплектования музея
ПК-1.6 Владеть навыками ведения музейной документации, связанной с текущим и перспективным комплектованием музея
ПК-3Способен выполнять все виды работ, связанных с учетом музейных коллекций
ПК-3.1 Знать российское законодательство в области учета, хранения и научного описания музейных фондов, объектов культурного наследия
ПК-3.2 Знать основы составления справочного аппарата, компьютерных баз данных музейных предметов и объектов культурного и природного наследия
ПК-3.3 Знать условия хранения, маркировки, страхования музейных предметов и музейных коллекций разных видов
ПК-3.4 Знать права и обязанности сотрудников, отвечающих за учет и хранение музейных предметов и музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия
ПК-3.5 Уметь создавать научные описания музейных предметов разных видов в объеме книги поступлений и научного инвентаря
ПК-3.6 Уметь создавать научные описания объектов культурного и природного наследия в объеме реестра памятников изучаемой территории и формированиягосударственного кадастра
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-способы включения объектов историко-культурного наследия в современное социокультурное пространство с использованием информационно-коммуникационных технологий;
-основные понятия, используемые при применении цифровых технологий;
-тенденции и перспективы развития цифровых технологий в музейной деятельности;
3.2.Уметь:
3.2.1.-применять имеющиеся знания в области музеологии и охраны культурного и природного наследия для решения профессиональных задач с применением цифровых технологий;
-использовать информационные ресурсы сети Интернет в музейной сфере;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками применения цифровых технологий в музейной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационное и цифровое пространство музея: общая характеристика
1.1. Информационное и цифровое пространство музея. Основные понятия и термины Лекции 7 6 ПК-3.4, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Информационное и цифровое пространство музея. Основные понятия и термины Сам. работа 7 7 ПК-3.4, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Виды музейных информационных и цифровых продуктов Лекции 7 6 ПК-3.4, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Виды музейных информационных и цифровых продуктов Сам. работа 7 6 ПК-3.4, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Цифровые коммуникации и музейные собрания Лабораторные 7 4 ПК-3.4, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Цифровые коммуникации и музейные собрания Сам. работа 7 10 ПК-3.4, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Цифровые коммуникации и музейные собрания Лабораторные 7 4 ПК-3.4, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Цифровые коммуникации и музейные собрания
2.1. Информационная поддержка экспозиции. Электронные выставки Лабораторные 7 4 ПК-3.4, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Информационная поддержка экспозиции. Электронные выставки Сам. работа 7 6 ПК-3.4, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Мультимедийные технологии в музейной экспозиции, основанные на действии устройств вывода (линейные) Лабораторные 7 4 ПК-3.4, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Мультимедийные технологии в музейной экспозиции, основанные на действии устройств вывода (линейные) Сам. работа 7 6 ПК-3.4, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Мультимедийные технологии в музейной экспозиции, основанные на действии устройств «нелинейных» технологий Лабораторные 7 4 ПК-3.4, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Мультимедийные технологии в музейной экспозиции, основанные на действии устройств «нелинейных» технологий Сам. работа 7 6 ПК-3.4, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Аудиогиды и другие музейные гаджеты для навигации и сопровождения на музейных выставках Лабораторные 7 4 ПК-3.4, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Консультации 7 40 ПК-3.4, ПК-1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен применять в профессиональной деятельности методы комплектования, хранения и презентации музейных предметов


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. В середине XX века в основу построения музейной экспозиции легли принципы:
а. гибкости и трансформации экспозиционных пространств
б. трансляции информации
в. дизайна
ОТВЕТ: а

Вопрос 2. Путем снятия с оригинала формы – твердой, гипсовой или выполненной из воска, пластилина и других пластических материалов – и заливки в нее гипса получают:
а. образцы
б. модели
в. слепки
ОТВЕТ: в

Вопрос3. Разделение международных выставок по целям показа экспонатов происходит в:

а. начале XX века
б. середине XX века
в. конце XX века
ОТВЕТ: а

Вопрос 4. __________________ экспозиция сохраняет или реконструирует на основе достоверных научных данных реально существовавшую или типичную для определенной эпохи социокультурную обстановку.
а. тематическая
б. ансамблевая
в. систематическая
ОТВЕТ: б

Вопрос 5. Потребность в показе отдельных произведений искусства вне связи с другими экспонатами появилась в:
а. 1920-е гг.
б. 1930-е гг.
в. 1940-е гг.
ОТВЕТ: б

Вопрос 6. Первые выставки изобразительного искусства в России относятся к:
а. концу XVIII века
б. концу XVII века
в. концу XIX века
ОТВЕТ: а

Вопрос7. Первая биологическая панорама б ыла создана в:
а. Музее естественной истории в Стокгольме
б. Государственном Дарвиновском музее
ОТВЕТ: а

Вопрос 8. Первые коллекции появились:
а. в Античности
б. в Средние века
в. в Новое время
ОТВЕТ: а

Вопрос 9. В конце XX века на формирование музейных экспозиций оказал влияние:

а. модернизм
б. авангард
в. постмодернизм
ОТВЕТ: в

Вопрос 10. __________________ стали временем активного поиска нетрадиционных решений постоянных экспозиций в российских музеях.

а. Последние десятилетия XX в.
б. Начало XXI в.
ОТВЕТ: а

Вопрос 11. Художественная форма экспозиции зависит от:

а. стиля эпохи
б. концепций проектировщиков
в. государственной политики
ОТВЕТ: а

Вопрос 12. Историко-революционные музеи стали разрабатывать тематический, или комплексно-тематический метод экспонирования
а. в первой половине 1920-х гг.
б. во второй половине 1920-х гг
в. в середине 1920-х гг.
ОТВЕТ: б

Вопрос 13. Первые ярмарки в Средние века появились в:
а. V веке
б. VI веке
в. VII веке
ОТВЕТ: в

Вопрос 14. Основной структурной единицей тематической экспозиции является:
а. тематико-экспозиционный комплекс
б. тематически раздел
ОТВЕТ: а

Вопрос 15. Лентообразная картина большого размера, которая натянута по внутренней поверхности цилиндрического подрамника и сочетается с расположенным перед ней по кругу «предметным» планом — макетами, сооружениями, фигурами называется:

а. панорама
б. диорама
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Заглавный текст –
Ответ: Текст, который помогает посетителю ориентироваться в экспозиции и содержит названия залов, тематических разделов, экспозиционных комплексов.

2. Разработка основной идеи экспозиции и её конкретного содержания это–__________________ проектирование экспозиции.
Ответ: научное

3. Метод построения экспозиции – ______________

Ответ: Научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и организации экспозиционных материалов

4.Под влиянием какой концепции происходит переосмысление изобразительного языка в искусстве экспозиции
Ответ: новых эстетических концепций

5.Местом проведения первой Всемирной выставки был:
Ответ: Лондон

6. Укажите, какие вопросы имеют особое значение в эскизном проекте
Ответ: размещения и подачи экспонатов

7. Первыми во второй половине 1920-х гг. тематический, или комплексно-тематический метод экспонирования стали разрабатывать музеи
Ответ: историко-революционные

8. Совокупность всех этикеток данной экспозиции – это ______________
Ответ: этикетаж

9. Предмет, который выступает в качестве носителя информации о других предметах, событиях, явлениях — это______________
Ответ: знак

10. Выставки первоначально появились в связи с ______________
Ответ: Проведением ярмарок

11. Ярмарки с древности имели уровень ______________
Ответ: международный

12. В каком веке начинается классификация музеев по областям знаний?
Ответ: во второй половине XVI века

13. Группировка экспонируемого материала в экспозиционные комплексы –
Ответ: тематико-экспозиционный план

14.Определите, к какому этапу проектирования экспозиции, относится образное, пластическое воплощение темы
Ответ: Художественному

15. После изготовления всего необходимого оборудования и научно-вспомогательных материалов начинается этап
Ответ: монтаж экспозиции

16. __________________ текст представляет собой аннотацию к залу, к теме, к комплексу или же к отдельному экспонату.
Ответ: Пояснительный

17. Впервые помимо законченных работ, содержала этюды, эскизы и рисунки художников выставка русских художников
Ответ: И. Шишкина и И. Репина

18. Выставки Товарищества передвижных художественных выставок проходили
Ответ: в Москве, Петербурге и провинции

19. Для какой аудитории в эпоху Возрождения были предназначены музеи
Ответ: узкого придворно-аристократического круга

20. Первая Всемирная выставка породила новый тип архитектурного сооружения – ______________
Ответ: выставочный павильон

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3
Способен выполнять все виды работ, связанных с учетом музейных коллекций

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Экспозиции, воссоздающие взаимосвязи и взаимозависимость природных компонентов, называются:
а. ландшафтными
б. образными
в. систематическими
ОТВЕТ: а

Вопрос 2. Коммуникационный подход к созданию музейной экспозиции предполагает
взаимодействие
а. с целевыми группами
б. с аудиторией
в. с личностью
ОТВЕТ: б

Вопрос 3. На протяжении многих лет главной задачей музейного просветительства было:

а. демонстрация коллекций
б. проведение лекций
в. демонстрация новых поступлений
ОТВЕТ: а

Вопрос 4. При воссоздании художественной ансамблевой экспозиции в качестве связующего звена обычно выступают __________________ экспонатов.

а. качественные характеристики
б. коммуникационные особенности
в. стилистические особенности
ОТВЕТ: в

Вопрос 5. История искусства лежит в основе классификации:
а. предметного ряда
б. академического ряда
в. систематического ряда
ОТВЕТ: б

Вопрос 6. Группы предметов, связанные между собой по содержанию или иным признакам и составляющие зрительное и смысловое единство – это:
а. экспозиционные комплексы
б. экспозиционные разделы
в. экспозиционные композиции
ОТВЕТ: а

Вопрос 7. С XVI в. художественные коллекции владельцев дворцов размещались в:
а. галереях
б. дворцах
в. усадьбах
ОТВЕТ: а

Вопрос 8. Первая панорама была создана ирландским художником Р. Баркером в:

а. 1785 г.
б. 1787 г
в. 1789 г.
ОТВЕТ: б

Вопрос 9. Понятие «коллекционирование» ввел:

а. Цицерон
б. Аристотель
в. Демокрит
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. Систематическое коллекционирование художественных произведений началось в эпоху
а. Возрождения
б. Реформации
в. Нового времени
ОТВЕТ: а

Вопрос 11. Когда в музейной экспозиции возникает потребность в создании предметно-осязаемой атмосферы какого-либо явления или события, используется:

а. эскиз
б. бутафория
в. макет
ОТВЕТ: б

Вопрос 12. Экспозиции «академического ряда», построенные по историко-систематическому, а затем и историко-монографическому принципу, стали преобладать в художественных музеях
а. в первой половине XIX в.
б. во второй половине XIX в.
в. в конце XIX в.
ОТВЕТ: б

Вопрос 13. Документ, в котором фиксируется деление будущей экспозиции на разделы, темы, экспозиционные комплексы – это _____________:

а. тематическая структура
б. тематический план
в. тематико-экспозиционный план
ОТВЕТ: а

Вопрос 14. Выставки изобразительного искусства в России стали проводиться регулярно с:

а. начала XIX века
б. середины XIX века
в. конца XIX века
ОТВЕТ: в

Вопрос 15. Экспозиционные материалы делятся на структурные единицы

а. экспозиционные комплексы
б. экспозиционные ряды
в. экспозиционные типы
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Изучение, систематизация и популяризация коллекций начинаются в эпоху
Ответ: Ренессанса

2. Основу первых российских художественных коллекций составляло искусство
Ответ: Западной Европы

3. Модель формирования экспозиции XIX века была ориентирована как на ведущую форму искусства времени на:
Ответ: литературу

4. Копию живописного, графического или фотографического изображения, сделанную печатным способом, обычно в ином, увеличенном или уменьшенном размере, называют ______________
Ответ: репродукцией

5. Первые выставки торгово-промышленного характера проходили в городе :
Ответ: Лондон

6. Литературное описание будущей экспозиции и ее восприятия зрителем — это
Ответ: сценарий

7. В Средние века показы предметов, не связанные с их продажей, организуются:
Ответ: церковью

8. Коллекционирование — это:
Ответ: собирание разрозненных предметов в единое целое

9. Первые экспозиции, состоящие исключительно из ансамблей, появились в Западной Европе в:
Ответ: в конце XIX — начале XX вв

10. Александрийский Мусейон был основан
Ответ: в III веке до н.э

11. Большую роль в становлении ландшафтного метода экспонирования сыграла:
Ответ: Всемирная промышленная выставка в Лондоне (1851)

12. В начале XX века на формирование музейных экспозиций оказал влияние:
Ответ: конструктивизм

13. В Средние века коллекции накапливались в основном:
Ответ: в соборах и монастырях

14. Первый публичный художественный музей, где экспонировались работы русских авторов, был открыт в:
Ответ: 1862 г

15. К постмодернистским методам построения экспозиции относится
Ответ: образно-сюжетный метод

16. Музейный каталог – ______________
Ответ: полный или частичный перечень и описание предметов, находящихся в музее

17. Заключительный этап художественного проектирования состоит в разработке
Ответ: • технического и рабочего проекта

18. Специализированные торговые международные выставки появляются в:
Ответ: в конце XIX века

19. Определите тенденции, которыми определялось построение музейной экспозиции в начале 1960-х гг.
Ответ: научным коллективом музея и составленной им тематической структурой

20. Подготовка "высококачественной экспозиции" включает три этапа:
Ответ: 1) научная подготовка состоит из составления плана и подбора экспозиционных материалов; 2) художественное оформление включает составление проекта и собственно оформление экспозиции; 3) на третьем этапе проводится практическое осуществление экспозиции – монтаж.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Пример оценочного средства: практическая работа – проект цифрового продукта для выбранного музея (для реализации функции популяризации) и аннотация, раскрывающая процесс работы над продуктом, описывает цели и задачи, а также средства реализации. Цифровой продукт и аннотация может создаваться в группе из 2-3 человек, эссе на английском языке пишется индивидуально.
Обучающиеся выбирают один цифровой продукт из предложенных:
• Страница на сайте или блог о выставке или специальном проекте в музее (в том числе и план размещения на бесплатных платформах).
• Стратегия продвижения выставки/специального проекта в социальных медиа и подготовка контента для публикаций.
• Мобильный аудиогид о выставке.
• Мультимедийная презентация о выставке/специальном проекте музея.
• Видео ролик/тизер о выставке/специальном проекте музея.
• Элемент цифровой навигации в музейной экспозиции.
Формат выполнения цифрового продукта – любой.

Цифровые технологии в пространстве музея. Общая характеристика.
Мультимедийное сопровождение музейных экспозиций и выставок.
Типы электронных публикаций, и технические средства для их показа в музее.
CMS для управления техникой и контентом на экспозиции.
Влияние цифровых технологий на характеристики музейного предмета: уникальность, подлинность, функциональность.
Статусы цифровых ресурсов в музее: фиксация, страховые копии, цифровые двойники, цифровые оригиналы.
Цифровые технологии и стратегии представления музейной экспозиции.
Электронные музейные выставки: определение понятия и специфика создания.
Принципы интерактивности в технологиях в проектировании музейной экспозиции.
Понятие об интерфейсе. Особенности технических интерфейсов как средств взаимодействия между посетителями музея и музейными продуктами.
Информационные киоски как инструмент информационного сопровождения выставки.
Видео-контент в музее. Проекции, видео-мэппинг.
Использование фоторамок, живых этикеток и видеопанелей в музейных экспозициях.
Виды цифровых продуктов в музейных экспозициях. Общая характеристика.
Видеосюжеты, документальные фильмы в музейных экспозициях.
Особенности создания информационных продуктов и программное обеспечение для их создания.
Создание мокапа, визуального прототипа будущего медиапродукта с использованием сервиса gomockingbird.com.
Дополненная реальность в музейной экспозиции: от QR-кодов до многомерных инсталляций.
Аудиогиды и другие музейные гаджеты для навигации и сопровождения на выставке.
Мультимедийные проекты в системе экспозиции.
Виртуальные копии в проектировании музейных экспозиций и выставок.
Комплексные решения в проектировании экспозиции на основе компьютерных технологий.
Коммуникационные возможности мультимедийных технологий в музее.
Оцифровка музейных предметов. Сервисы и создания виртуальных онлайн галерей.
Использование технологии виртуальной реальности для просмотра музейных виртуальных туров.
Создание музейных аудиогидов для экспозиций и выставок.
Использование средств машинного зрения, видеофиксации и видеоаналитики для исследования поведения посетителя в музее.
Изучение посетителей на музейных экспозициях. Айтрекинг, трекинг и видеоаналитика. Современные технические средства изучения посетителей.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не запланированы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Музейная экспозиция - основная форма музейной коммуникации.
2. Экспозиционные материалы: основные разновидности.
3. Экспозиционные научно-вспомогательные материалы и воспроизведения.
4. Принципы и приемы построения экспозиций.
5. Методы построения музейной экспозиции.
6. Зарождение экспонирования в эпоху Древности и Средневековья.
7. История экспонирования в отечественных музеях.
8. Вопросы организации музейной экспозиции в научной литературе.
9. Научное проектирование музейной экспозиции.
10. Техническое, рабочее и художественное проектирование музейной экспозиции.
11. Современные информационные технологии в музейной экспозиции.


ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

1. Работа с текстами публикаций по экспозиционной работе.
Тема: Зарождение экспонирования в эпоху Древности, Средневековья и Новое время
Вопросы:
1. История западного экспонирования в Древности и Средневековье.
2. Экспозиции западных музеев в Новое время.
Литература:
Майстровская М.Т. Музейная экспозиция. Искусство-Архитектура-Дизайн. Тенденции формирования. Часть I. М., 2002. С. 6–49, 56–100, 114–117.
2. Работа с текстами публикаций по экспозиционной работе.
Тема: Экспонирование различных предметов материальной культуры в музее
Вопросы:
1. Памятники материальной культуры и история их показа.
2. Экспозиционный показ техники. Предметы быта.
3. Экспонирование текстильных изделий, посуды и мебели.
4. Археологические комплексы и историко-бытовые ансамбли: особенности экспонирования.
5. Экспонирование знамен, предметов вооружения, монет, медалей и орденов.
6. Экспонирование письменных памятников, чертежей и фотодокументов.
Литература:
Михайловская А.И. Музейная экспозиция (организация и техника). М., 1964.
Скрипкина Л.И. Археологические памятники и проблемы их экспонирования и интерпретации в историко-краеведческих музеях // Памятники истории и культуры Сибири. Омск, 1995. С. 26–30.
Колосова Г.И. Музей книги научной библиотеки Томского государственного университета: история, современное состояние, перспективы // Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе. Томск, 2002. С. 176–183.

3.Содержание каких из иллюстраций (предложено во время экзамена) в наибольшей степени подходит под определение музейной экспозиции?

4. Работа с текстами публикаций по экспозиционной работе. Студентам предлагается ознакомиться с научной концепцией музейной экспозиции и выполнить задания, опираясь на тексты
Михайловская А.И. Музейная экспозиция (организация и техника). М., 1964.
Скрипкина Л.И. Археологические памятники и проблемы их экспонирования и интерпретации в историко-краеведческих музеях // Памятники истории и культуры Сибири. Омск, 1995. С. 26–30.
Колосова Г.И. Музей книги научной библиотеки Томского государственного университета: история, современное состояние, перспективы // Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе. Томск, 2002. С. 176–183.

5.Прочитайте статьи (список предоставляется до экзамена), используя известные вам графические организаторы информации, составьте схему, отражающую структуру и содержание научной концепции экспозиции.

6.Раскройте на конкретных примерах, взятых из текстов, применение принципов, методов и приемов экспозиционной работы.

7.Посмотрите на иллюстрации (предоставляется до экзамена), на которых представлены фрагменты экспозиций различных музеев. Определите профиль музеев, ведущие методы экспонирования, вид экспозиционного комплекса.

8.По итогам посещения музейной выставки подготовьте отзыв об экспозиции, используя профессиональную терминологию и полученные на занятиях знания. В своѐм отзыве отразите следующие аспекты:
 тематика экспозиции (общая тема и подтемы);
 актуальность темы экспозиции;
 научная новизна экспозиции;
 объективность освещения события/явления;
 цели и задачи экспозиции;
 принципы, методы и приѐмы, использованные музейными
сотрудниками при проектировании экспозиции. Опираясь на материалы
экспозиции, приведите примеры их конкретного воплощения;
 экспозиционные материалы (музейные предметы, особенности
использования воспроизведений музейных предметов в экспозиции; типы
текстов и их особенности; научно-вспомогательные материалы);
 экспозиционные комплексы, их тематическое содержание;
техническое оснащение экспозиции (освещение и особенности
оборудования);
 целевая аудитория.
В заключении дайте оценку экспозиции и выразите собственные впечатления от увиденного на выставке. Если необходимо, предложите рекомендации к улучшению или модернизации экспозиции.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. В. Волков, Т. Л. Серебрякова Компьютерные технологии в научных исследованиях: учеб. пособие [Азбука], 2016 elibrary.asu.ru
Л1.2 Гребенникова Т.Г. Основы проектирования музейных экспозиций: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 авт.-сост. А.А. Тишкин, Т.Г. Гребенникова Основы музеологии: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Цифровая культура в профессиональной деятельности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель учебной дисциплины – рассмотреть современные тенденции развития новых информационных технологий, основные пути их применения в музее, повысить уровень информационного образования и информационной культуры студентов, сформировать представление об информационно-компьютерных технологиях как о неотъемлемой и полноправной составной части исследовательской и образовательной деятельности.
Курс «Цифровые технологии в музейных экспозициях» предполагает изучение одного из направлений основного содержания своей будущей профессиональной деятельности, ее особенностей и основных подходов.
Значительная часть программы посвящена особенностям современного информационного общества. Здесь следует обратить внимание на значение информации в современном мире и на определение и содержание понятия «информационное общество». Компьютер в информационном обществе перестает быть просто счетно-решающей машиной, а становится универсальным инструментом – как по своим функциям, так и по сферам применения. Компьютерные сети стали стержнем современной научно-образовательной инфраструктуры. Важным моментом является также понимание соотношения понятий «информационное общество» и «цифровое общество».
Особое внимание следует уделить особенностям использования цифровых информационных технологий в гуманитарной области, прежде всего в исторических исследованиях и образовании. Речь здесь идет о повышении уровня информационной культуры гуманитариев, позволяющей осмыслить соответствующие проблемы и уметь работать в одном коллективе с представителями компьютерных наук и математики.
Существенной частью курса является представление студентами результатов самостоятельной работы в виде презентаций. Важно отметить, что в современном научно-образовательном процессе презентация результатов подчас играет не меньшую роль, чем само по себе получение этих результатов.
В рамках практических занятий каждый студент представляет самостоятельно выполненную компьютерную презентацию по заранее выбранной теме, после чего происходит обсуждение, в ходе которого выявляются достоинства и недостатки, как содержательной части выполненной работы, так и формы ее представления. Важно отметить, что не меньшее значение, чем выполнение и представление самостоятельно выполненного задания, имеет и его анализ и обсуждение.
Подготовка к зачету включает в себя овладение базовыми знаниями для понимания роли и значения современных технологий для музейной сферы.