МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные технологии в декоративно-прикладном искусстве

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
ПрофильАрт-дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план54_03_02_Декоративно-прикладное искусство_Арт-дизайн-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 135
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5
курсовой проект: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 16 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 10 10 18 18
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 82 82 53 53 135 135
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
кандидат исторических наук, доцент, Бочковская В.И.

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, доцент, Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Современные технологии в декоративно-прикладном искусстве

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1010)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - практическое освоение студентами особенностей, традиционных художественных и современных технологических приемов декоративно-прикладного искусства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен выполнять поисковые эскизы изобразительными средствами и способами проектной графики; разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению художественной задачи; синтезировать набор возможных решений и научно обосновывать свои предложения; проводить предпроектные изыскания, проектировать, моделировать, конструировать предметы, товары, промышленные образцы и коллекции, арт-объекты в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; выполнять проект в материале
ОПК-3.1 Знает изобразительные средства и способы проектной графики; концептуальные, творческие подходы к решению художественных задач
ОПК-3.2 Умеет выполнять поисковые эскизы; разрабатывать проектную идею; синтезировать возможные решения и научно обосновывать свои предложения; проводить предпроектные изыскания
ОПК-3.3 Владеет навыками проектирования, моделирования и конструирования предметов, товаров, промышленных образцов и коллекций, арт-объектов в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; владеет технологиями выполнения проектов в материале
ПК-1Способен осуществлять линейно-конструктивное построение на основе академической живописи, навыков скульптора, приемов работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями
ПК-1.1 Знает основы линейно-конструкторского построения и академической живописи
ПК-1.2 Владеет навыками скульптора, приемами работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-3.1: Знает изобразительные средства и способы проектной графики; концептуальные, творческие подходы к решению художественных задач
ПК-1.1: Знает основы линейно-конструкторского построения и академической живописи
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3.2: Умеет выполнять поисковые эскизы; разрабатывать проектную идею; синтезировать возможные решения и научно обосновывать свои предложения; проводить предпроектные изыскания
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3.3: Владеет навыками проектирования, моделирования и конструирования предметов, товаров, промышленных образцов и коллекций, арт-объектов в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; владеет технологиями выполнения проектов в материале
ПК-1.2: Владеет навыками скульптора, приемами работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сувенирная продукция в народном искусстве
1.1. История сувенира. Критерии определения сувенира. Лекции 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Разработать таблицу классификации сувениров: по тематике; по способу использованию; по преобладающему материалу; по промышленно-отраслевой принадлежности; по целевой направленности Сам. работа 5 22 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Экономическое значение сувенирной отрасли для региона. Социальное и культурное значение сувенирной отрасли для региона. Лекции 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Разработать презентацию: сувенирная продукция Алтайского края Практические 5 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Анализ маркетинговых иссследований Сам. работа 5 18 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Региональный бренд на внутреннем и международном рынке
2.1. Значение бренда региона для международного рынка Сам. работа 5 24 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Значение бренда региона для международного рынка Практические 5 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.2
Раздел 3. Проектирование сувенира
3.1. Анализ сувенирной продукции Алтайского края Сам. работа 5 16 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Виды материалов, используемые в производстве сувениров
4.1. Разработка эскизов изделия из кости и рога Практические 5 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Региональные поделочные камни для изготовления сувениров: камни поделочные (цветные); твердые поделочные камни; средние по твердости поделочные камни; мягкие камни для изготовления сувениров; камни органического происхождения; камни искусственные (синтетические). Лекции 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Разработка эскизов изделия из поделочного камня Сам. работа 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Традиционные и современные пластичные и литьевые материалы: металлы и сплавы; пластмассы; керамика; стекло; полимерная глина; металлические глины. Лекции 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.5. Разработка эскиза изделия из полимерной глины Сам. работа 6 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.6. Изготовление сувенирного изделия из полимерной глины Практические 6 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.7. Технология обработки кожи: кожа, выделка кожи; инструменты для работы с кожей; приемы работы с кожей; сувенирные изделия из кожи. Лекции 6 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.8. Изготовление сувенирного изделия из кожи Практические 6 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.9. Разработка эскиза изделия в технике пэчворк Сам. работа 6 22 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.10. Изготовление изделия в технике пэчворк Практические 6 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.11. Разработка эскиза блюда с геометрической резьбой Сам. работа 6 16 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.12. Технологии обработки растительных материалов для изготовления сувениров: лоза, береста, соломка Лекции 6 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.13. Современные и традиционные технологии обработки пластичных материалов: глина природная, дообжиговое декорирование, декорировании изделий после обжига, обжиг керамических изделий, полимерная глина, металлические глины Практические 6 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.14. Современные и традиционные технологии обработки литьевых материалов для изготовления сувениров: гипс, металл, пластик, двухкомпонентные смолы. Лекции 6 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.15. Современные и традиционные способы изготовления форм для тиражирования: понятие тиражирования; виды форм и их применение; изготовление гипсовых форм с барельефов; пропитка и изоляция гипсовых форм; эластичные и комбинированные формы; силикон для изготовления литьевой формы, характеристики силиконов; разрезная силиконовая форма; разъемная форма из силикона. Практические 6 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.16. Изготовление разъемной формы их силикона Практические 6 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Современные тенденции в сувенирной продукции
5.1. Перспективы российского рынка сувенирной продукции Сам. работа 6 13 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие и история развития сувенира
2. Критерии определения сувенира
3. Классификация сувенира по видам и материалам
4. Социальное и культурное значение сувенира
5. Понятие имиджа и бренда
6. Создание имджа региона
7. Понятие серийности
8. Способы художественного видения
9. Сувенирная продукция Алтайского края
10. Региональные природные и растительные материалы.
11. Технология выполнения сувенира из кости и рога
12. Технология изготовления сувенира из поделочного камня
13. Технология изготовления сувенира из кожи
14. Технология войлоковаляния
15. Технология обработки дерева
16. Виды резьбы по дереву
17. Современные и традиционные технологии пластических материалов
18. Современные материалы литьевых материалов
19. Способы создания форм для тиражирования
20. Перспективы развития сувенирной продукции

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Функция народного искусства.
1. познавательная,
2. семантическая.
3. игровая.

Правильный ответ: 2

2. Русские народные промыслы это...
1. духовная и материальная культура русских в её традиционном и внепрофессиональном аспекте.
2. форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад.

3. художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его
жизнь, воззрения, идеалы.

Правильный ответ: 2

3. Из каких цветов состоит Мезенская роспись?
1. черный и желтый.
2. черный и белый.
3. черный и красный.

Правильный ответ: 3

4. Какая миниатюра исполняется темперой на папье-маше?
1. федоскинская.
2. холуйская.
3. палехская.

Правильный ответ: 3

5. Какая игрушка изготавливается из мягких пород дерева?
1. богородская.
2. кожлянская.
3. жбанниковская.

Правильный ответ: 1

6. Как называется традиционное ремесло, в котором из капового нароста изготавливаются различные изделия?
1. богородская резьба.
2. капокорешковый промысел.
3. абрамцево - кудринская резьба.

Правильный ответ: 2

7. Что представляет из себя Дымковская игрушка?
1. деревянную игрушку-свистульку.
2. глиняную расписную куклу.
3.глиняную игрушку, расписанную и обожжённую в печи.

Правильный ответ: 3

8. Скань – это…
1. ажурные или напаянные на металлический фон узоры из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки, также с дополнением зерни (маленьких серебряных или золотых шариков) и эмали?.
2. народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне ЖостовоМытищинского района Московской области.
3. морозный рисунок на окнах.

Правильный ответ: 1

9. Вологодским кружевом называют...

1. вид кружева, в котором основные изображения выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся тесьмой, чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток.
2. вид декоративно-прикладного искусства, чьи сюжетные изображения, близкие к художественному и образному строю иконы и фрески, сочетаются с литургическими и вкладными надписями.
3. вышивка, выполненная на ткани из льна, в которой нити основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки.

Правильный ответ: 1

10. В каком народном расписном промысле основными сюжетами являются: цветочные букеты, в котором встречаются и пышные садовые, и мелкие полевые цветы и пейзажи, изображающие уральскую природу или старинные города?
1.городецкая роспись.
2. тагильский поднос.
3. жостовская роспись.

Правильный ответ: 2

11. Декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненная чёрным и красным (изредка зелёным) цветом по золотистому фону, с использованием серебряного оловянного порошка – это ...
1. жостовская роспись.
2. гжель.
3. хохлома.

Правильный ответ: 3

12. Богиня из пантеона Владимира – покровительница женских ремёсел…
1. Берегиня.
2. Макошь.
3. Лада.

Правильный ответ: 2

13. Символ восходящего Ярилы-Солнца в Арийских Ведах…
1. посолонь.
2. инглия.
3. коловрат.

Правильный ответ: 3

14. Цвет символизирующий «нетленное совершенство»...
1. черный.
2. серый.
3. белый.

Правильный ответ: 3


15. Народный промысел, изготавливающий посуду с кобальтовым рисунком…
1. дымка.
2. гжель.
3. городец.

Правильный ответ: 2

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Функция народного искусства…

Правильный ответ: семантическая.

2. Образы народного искусства, изображающие человеческие фигуры...

Правильный ответ:зооморфные.

3. Промысел, в котором традиционно все игрушки, кроме «люботы» – свистульки…

Правильный ответ:филимоновский.
4. Двухцветная северная роспись…

Правильный ответ: мезенская.

5. Центр изготовления лаковой миниатюры…
Правильный ответ: Палех.

6. Название камня, из которого сделана «Царица ваз»...
Правильный ответ: Ревнёвская яшма.

7. Основатель камнерезного дела на Алтая...

Правильный ответ: Демидов.

8. Нагрудное украшение в виде ленты из бисера...

Правильный ответ: гайтан.

9. Ткачество, по внешнему виду напоминающее вышивку вперед иглой…

Правильный ответ: закладное.

10. Плоское квадратное приспособление для ткачества поясов...

Правильный ответ: дощечки.

11. Тканая узорная ткань в очень мелкую цветную клетку…

Правильный ответ: пестрядь.

12. Центр золотошвейных промыслов...

Правильный ответ: Торжок.

13. Способам получения узорной ткани отно¬сится при котором узор вырезался на деревянной доске и затем отпечатывался на ткань…

Правильный ответ: набойка.

14. Приспособление для плетения кружев…

Правильный ответ: коклюшки.

15. Не является центром традиционного кружевоплетения…

Правильный ответ:Полхов Майдан.

16. Автор исследования «Народное искусство как часть культуры: теория и практика»…

Правильный ответ:М.А. Некрасова.

17. Мастерица по бисероплетению, работы которой внесены в книгу «Художественные промыслы и ремёсла Алтайского края»…

Правильный ответ: Н.Т. Дамер.

18. Барнаульский мастер резьбы по бересте...

Правильный ответ: В.М. Романов.

19. Барнаульский мастер резьбы по дереву...

Правильный ответ: С.Г. Мозговой.

20. Барнаульский мастер-гончар…

Правильный ответ: В.В. Гычев.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
«1» - (неудовлетворительно) студент демонстрирует отсутствие знаний; не ответил или отказался отвечать на заданные вопросы по теме.
«2» - (плохо) студент демонстрирует крайне фрагментарные знания в рамках учебной программы; не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины; не владеет минимально необходимой терминологией; допускает грубые логические ошибки, отвечая на вопросы преподавателя, которые не может исправить самостоятельно;
«3» - (удовлетворительно) студент демонстрирует неглубокие, неполные знания по вопросам в рамках учебной программы; неточно использует научную терминологию; слабо владеет тезаурусом дисциплины; дает недостаточно последовательный ответ, допускает ошибки, которые не может самостоятельно исправить;
«4» - (хорошо) студент демонстрирует достаточную полноту знаний в объёме учебной программы, при наличии лишь несущественных неточностей в изложении содержания основных и дополнительных ответов; владеет необходимой для ответа терминологией, недостаточно полно раскрывает вопросы; умеет анализировать психологические явления и факты, но не всегда делает обоснованные выводы; допускает незначительные ошибки, но исправляется при наводящих вопросах преподавателя ;
«5» - (отлично) студент демонстрирует системность и глубину знаний, в том числе полученных при изучении основной и дополнительной литературы; точно и полно использует научную терминологию, умеет объяснить происхождение термина, дать исчерпывающее определение; использует в своём ответе знания, полученные при изучении курса. Безупречно владеет тезаурусом дисциплины; стилистически грамотно, логически правильно излагает ответы на вопросы; дает исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы преподавателя по темам, предусмотренным учебной программой.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Молотова Виктория Николаевна Декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие Форум, 2018 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 АлтГУ, Фак. искусств, Каф. истории отеч. и зарубеж. искусства Общее материаловедение: прогр. и метод. рекомендации для студентов оч. формы обучения 051000 - декоративно-прикладное искусство и дизайн Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
Л2.2 Кузнецов, П.А. Современные технологии коммерческой рекламы : практическое пособие ЭБС «Университетская библиотека online», biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 сост. Л.В.Шокорова Общее материаловедение: программа и методические рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://birch-bark.info/articles-ru/76-guidelines-for-plaiting-products-from-birch-bark-author-pyatkov-ai-ru.html
Э2 http://spleteno.ru/technology/11-beresta/17-pletenie-iz-beresty.html
Э3 http://pletenielozy.ru/
Э4 http://www.lozahobby.ru/
Э5 http://fictionbook.ru/pages/read_book_online/?art=184570&show_reminders_subscr=1&pagenum=1
Э6 http://www.xliby.ru/hobbi_i_remesla/pletenie_beresta_solomka_trostnik_loza_i_drugie_materialy/p1.php
Э7 http://do.gendocs.ru/docs/index-286252.html
Э8 http://mosgonchar.ru/programma-po-obucheniyu-rabote-na-goncharnom-kruge.html
Э9 http://www.coolreferat.com/
Э10 http://www.slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/istorija-glinjanyh-igrushek.html
Э11 http://www.patlah.ru/etm/etm-01/teh%20glina/goncar%20kryg/goncar%20kryg.htm
Э12 Курс "Современные технологии в декоративно-прикладном искусстве" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.