МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы проектно-практической деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
ПрофильАрт-дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план54_03_02_Декоративно-прикладное искусство_Арт-дизайн-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 72 72 72 72
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рецензент(ы):
д.иск., доц., Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Основы проектно-практической деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1010)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20222024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Кирюшина Юлия Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Кирюшина Юлия Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.обеспечить будущих специалистов реальной технологией инновационной деятельности, методами конструирования, проектирования и программирования таких объектов как социально-психологическая и социально-культурная среда, образ жизни, сфера жизнедеятельности; сформировать проектные качества и способности личности, ее умение конструировать собственные технологические подходы к решению задач в динамично меняющихся нестандартных ситуациях, а также способствует формированию компетенций

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен выполнять поисковые эскизы изобразительными средствами и способами проектной графики; разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению художественной задачи; синтезировать набор возможных решений и научно обосновывать свои предложения; проводить предпроектные изыскания, проектировать, моделировать, конструировать предметы, товары, промышленные образцы и коллекции, арт-объекты в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; выполнять проект в материале
ОПК-3.1 Знает изобразительные средства и способы проектной графики; концептуальные, творческие подходы к решению художественных задач
ОПК-3.2 Умеет выполнять поисковые эскизы; разрабатывать проектную идею; синтезировать возможные решения и научно обосновывать свои предложения; проводить предпроектные изыскания
ОПК-3.3 Владеет навыками проектирования, моделирования и конструирования предметов, товаров, промышленных образцов и коллекций, арт-объектов в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; владеет технологиями выполнения проектов в материале
УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-6Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента
УК-6.2 Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, ностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
УК-6.3 Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально-психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
УК-6.4 Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Теоретические основания социокультурного проектирования.
Социально-культурная деятельность как объект проектирования.
Культура как область проектной деятельности (содержание понятия).
Социально-культурная сфера как область проектирования.
Принципы социально-культурного проектирования.
3.2.Уметь:
3.2.1.Создавать социокультурные проекты в системе разработки и реализации региональной культурной политики.
Встраивать региональные программы в Федеральный план культурного развития.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Разработки региональных социально-культурных программ.
Формирования структуры и содержание региональной программы поддержки и развития культуры.
Создания проектной деятельности в сфере социальной педагогики и прикладной культурологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические аспекты изучения дисциплины
1.1. Теоретические основания проектирования в декоративно-прикладном искусстве. Практические 4 18 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.2. Теоретические основания проектирования в декоративно-прикладном искусстве. Сам. работа 4 16
1.3. Искусствоведческая деятельность как объект проектирования. Практические 4 18 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.4. Искусствоведческая деятельность как объект проектирования. Сам. работа 4 22
1.5. Современная ситуация в искусствове и проблемное поле проектирования. Сам. работа 4 20 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.6. Современная в искусствове ситуация и проблемное поле проектирования. Практические 4 6 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Практические аспекты изучения дисциплины
2.1. Проектирование в искусствоведении в системе разработки и реализации региональной культурной политики. Практические 4 20 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1
2.2. Проектирование в декоративно-прикладном искусстве в системе разработки и реализации региональной культурной политики. Сам. работа 4 18
2.3. Структура и содержание региональной программы поддержки и развития культуры. Сам. работа 4 23 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1
2.4. Логика и технология обоснования замысла целевого проекта. Практические 4 10 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1
2.5. Логика и технология обоснования замысла целевого проекта. Сам. работа 4 18 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1
2.6. Экзамен 4 27 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11254#section-4
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ: УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Основоположником метода проектов в обучении был:
а) К.Д. Ушинский;
б) Дж. Дьюи;
в)Дж. Джонсон;
г) Коллингс.
Правильный ответ: б

2. Какое из приведённых определений проекта верно:
а) Проект – уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги при заданных ограничениях по ресурсам и срокам;
б) Проект – совокупность заранее запланированных действий для достижения какой-либо цели;
в) Проект – процесс создания реально возможных объектов будущего или процесс создания реально возможных вариантов продуктов будущего;
г) Проект – совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей.
Правильный ответ: а

3. Соотнесите определения и типы проектов:
Определения Типы проектов
а) совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта;
б) это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ресурсов информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
в) самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы, способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью;
1. социальный проект;2. учебный проект; 3. телекоммуникационный проект.

Правильный ответ: а-2, б-3, в-1.
4. Со слова какой части речи формулируется цель проекта:
а)Глагол;
б) Прилагательное;
в) Существительное;
г) Наречие.
Правильный ответ: а

5. Задачи проекта – это:
а) Шаги, которые необходимо сделать для достижения цели;
б) Цели проекта;
в) Результат проекта
г) Путь создания проектной папки.
Правильный ответ: 5

6. Соотнесите этапы работы над проектом с содержанием деятельности:
Этапы работы над проектом Содержание деятельности
а) Погружение в проект.
б) Организационный
в) Осуществление деятельности.
г)Оформление результатов проекта и презентация
д) Обсуждение полученных результатов.
1.Рефлексия. 2. Поиск необходимой информации; сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач; изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.; изготовление продукта.3. Формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности.
4. Способы обработки полученных данных; демонстрация творческой работы.
5. Определение направления работы, распределение ролей; формулировка задачи для каждой группы; способы источников информации по каждому направлению; составление детального плана работы.
Правильный ответ: а-3, б-5, в-2, г-4, д-1

7. Выберите лишнее. Типы проектов по продолжительности:
а) Смешанные;
б) Краткосрочные;
в) Годичные
г)Мини-проекты.
Правильный ответ: а

8. Результатами (результатом) осуществления проекта является (являются):
а) Формирование специфических умений и навыков проектирования;
б) Личностное развитие обучающихся (проектантов);
в) Подготовленный продукт работы над проектом;
г) Все вышеназванные варианты.
Правильный ответ: г

9. Непосредственное решение реальной прикладной задачи и получение социально- значимого результата – это особенности…
а) прикладного проекта,
б) информационного проекта
в) исследовательского проекта
Правильный ответ: а

10. Назовите типовую ошибку при формулировании цели проекта
а) цель включает много задач,
б) цель не предполагает результат,
в) цель не содержит научных терминов.
Правильный ответ: б

11. Деятельность - связанная с решением творческих исследовательских задач, с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов - это...?
а) исследовательская деятельность
б) научная деятельность
в) проектная работа
г) познавательная деятельность
Правильный ответ: а

12. Слово «проект» в буквальном переводе обозначает :
а. самый главный,
б. предшествующий действию,
в. брошенный вперед
Правильный ответ: в
13. Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ, обобщение информации включает:
а) прикладной проект,
б) информационный проект
в) творческий проект
Правильный ответ: б

14. Установите, к какому этапу работы над творческим проектом относятся перечисленные виды деятельности.
Этап Деятельность
а) Мотивационный 1.Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив
б) Планирование 2.Постановка проблемы, определение темы и целей проекта
в) Информационно-аналитический 3.Обработка полученной информации, отбор. Решение промежуточных задач. Формулировка выводов.
г)Выполнение проекта 4.Обсуждение плана действий. Обмен мнениями и согласование интересов. Выдвижение первичных идей и разрешение спорных вопросов; распределение ролей.
д) Заключительный
е) Рефлексивный 6.Представление полученных результатов, демонстрация приобретенных знаний и умений.
Правильный ответ: А-2, Б-4, В-1, Г-3, Д-6, Е-5.

15. Выберите лишнее. Виды проектов по доминирующей роли обучающихся:
а) поисковый;
б) ролевой;
в)информационный;
г) творческий

Правильный ответ: а









ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА


1. Способ достижения цели через детальную разработку проблемы в условиях ограниченности по срокам и ресурсам, которая должна завершиться вполне определённым практическим результатом, оформленным тем или иным образом
Правильный ответ: Проектная деятельность

2. Проект – это:
Правильный ответ: временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата надлежащего качества, в ограниченные сроки с использованием ограниченных ресурсов.
3. Что такое операционная деятельность ?

Правильный ответ: постоянный вид деятельности с мало меняющимся составом исполнителей, результат ее повторяется, т.е. не является уникальным.

4. Ключевое отличие проектной деятельности
Правильный ответ: уникальность результата, ограниченность по срокам и большее число рисков. Состав исполнителей, как правило, формируется под конкретный проект.

5. Примерами проектной деятельности являются:
Правильный ответ: постройка дома, • организация конференции, • разработка нового продукта, • проведение маркетинговой кампании, • разработка услуги, • проведение соревнования, • выпуск праздничного буклета и т.д.

6. Примеры операционной деятельности:
Правильный ответ: • занятие спортом (тренировки), • изучение иностранного языка, • обслуживание клиентов, • чтение лекций, • производство продукта и т.д.

7. Проекты подразделяют:
Правильный ответ:• по составу и структуре проекта • по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект (тип проекта): технический, организационный, социальный, смешанный; • по продолжительности периода осуществления проекта: краткосрочные (до 2-х лет), среднесрочные (до 5-ти лет), долгосрочные (свыше 5-ти лет); • по масштабу проекта (размер бюджета, количество участников) различают мелкие, малые, средние, крупные проекты; • по характеру предметной области проекта (вид проекта): инвестиционный (создание или реновация основных фондов, требующих вложения инвестиций), инновационный (разработка и применение новых технологий, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие систем), научно-исследовательский, образовательный, смешанный.

8. Термин «инвестиционный проект» можно понимать в двух смыслах:
Правильный ответ: как комплект документов, содержащих формулирование цели предстоящей деятельности и определение комплекса действий, направленных на ее достижение; • как сам этот комплекс действий (работ, услуг, приобретений, управленческих операций и решений), направленных на достижение сформулированной цели.

9. Успешность управления проектом:
Правильный ответ: показатель, который оценивает процесс выполнения проекта

10. Участники проекта это:
Правильный ответ: физические и/или юридические лица, которые непосредственно вовлечены в реализацию проекта.

11. Роль в проекте это…
Правильный ответ: определенный набор функций и полномочий в проекте, созданный с целью распределения обязанностей между участниками проекта. Проектную роль можно рассматривать как временную должность в организации.

12. Выделение ролей позволяет определить набор функций, которые должны выполняться в проекте безотносительно к конкретным персонам участников. В соответствии с ролями можно подбирать людей в команду или распределять ответственность и полномочия между участниками уже сформированного коллектива. По функциям в проекте можно выделить группы ролей участников, осуществляющие:
Правильный ответ: 1. Управление проектом. 2. Выполнение работ проекта. 3. Поддержания существования команды проекта.

13. Команда проекта – это..
Правильный ответ: временная рабочая группа, выполняющая работы по проекту и ответственная перед Руководителем проекта за их выполнение. Команда проектa состоит из участников, каждый из которых выполняет в команде одну или несколько ролей.

14. Ключевые требования к организации коммуникаций:
Правильный ответ: иметь определенный режим встреч (совещаний) с командой и с участниками; • обеспечивать доведение информации до участников обсуждения до встречи, чтобы была возможность самостоятельной подготовки; • обеспечивать доведение принятых решений и рабочей информации до всех заинтересованных; • представлять цели коммуникации, какой вопрос необходимо решить или какое действие инициировать; • к обсуждениям приступать, когда участники достаточно подготовлены и обладают исходной информацией; • минимизировать спонтанные отвлечения сотрудников несрочными и неважными вопросами.

15. Плaн коммуникаций проекта представляет собой комплексный документ, включающий в себя следующие разделы:
Правильный ответ:1. План регулярных коммуникаций. 2. Типичные задачи взаимодействия участников команды. 3. Методы и технологии, используемые для передачи информации.
16. Перед тем как создать план, стоит собрать требования к коммуникациям со стороны участников проекта как относительно содержательной части коммуникаций, так и относительно механизмов передачи информации. Такие требования к организации взаимодействия рекомендуется структурировать:
Правильный ответ: требования в интересах управления; • требования в интересах взаимодействия команды; • требования в интересах информационного обеспечения заказчика; • личные требования участников команды.

17. Методология решения инженерных, деловых и прочих задач, основывающаяся на творческом, а не аналитическом подходе. Главной особенностью дизайн-мышления, в отличие от аналитического мышления, является не критический анализ, а творческий процесс, в котором порой самые неожиданные идеи ведут к лучшему решению проблемы
Правильный ответ: Дизайн-мышление (англ. design thinking)

18. Образ продукта:
Правильный ответ: принимаемое всеми участниками проекта видение продукта, который должен быть создан.

19. Образ продукта проекта определяет:
Правильный ответ: предполагаемые результаты; границы проекта; содержание проекта.

20. Прототипы позволяют решать три основные задачи:
Правильный ответ: Прояснение требований. Исследование альтернативных решений. Создание конечного продукта

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ: УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Установите последовательность деятельности в процессе работы над проектом.
а) исправлять ошибки;
б) выдвигать идеи и выполнять эскизы;
в) подбирать материалы и инструменты;
г) подсчитывать затраты;
д) оценивать свою работу;
е) организовывать своё рабочее место;
ж) изготовлять вещи своими руками.
Правильный ответ: б, в, е, ж, г, а, д.

2. Выберите правильное выражение
а) цель проекта может быть неконкретной и иметь различное понимание;
б) ошибка в постановке цели проекта не влияет на результат;
в)достижимость цели проекта обозначает, что она должна быть реалистичной.
Правильный ответ: в

3. Соотнесите определения и типы проектов:
Определения Типы проектов
а) совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта; 1. социальный проект;

б) это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ресурсов информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. 2. учебный проект;
в) самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы, способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью; 3. телекоммуникационный проект.


Правильный ответ: а-2, б-3, в-1.

4. Компонентами творческой деятельности являются:
а) интуиция;
б) фантазия;
в) воображение;
г) строгое следование инструкции.
Правильный ответ: а,б,в

5. Выберите лишнее. Типы проектов по содержанию:
а) монопредметный;
б) деятельностный;
в) индивидуальный;
г) метапредметный.
Правильный ответ: в

6. Выберите, что из нижеперечисленного относится к признакам классификации проектов:
а) применении новых технологий;
б)основные сферы деятельности, в которых осуществляется проект;
в) продолжительность периода осуществления проекта;
г) характер предметной области проекта
Правильный ответ: б

7.Каким критериям отвечает хорошо сформулированная цель проекта?
а)ограниченная;
б)однозначно воспринимаемая всеми участниками ;
в) измеримая ;
г) достижимая в заданных условиях
Правильный ответ: б,в,г

8. По каким основным сферам деятельности делятся проекты:
а)технический;
б)организационный ;
в)производственный;
г) социальных
Правильный ответ: б

9. Какие из перечисленных видов деятельности относятся к проектной деятельности?
а)написание технического задания;
б) ведения занятий по английскому языку в аудитории;
в) строительство дачного дома
Правильный ответ: в

10.Какие из перечисленных видов деятельности относятся к операционной деятельности?
а) разработка программного продукта;
б)изучение технических терминов ;
в)обслуживание клиентов
Правильный ответ: в

11.Определите, какая из следующих ролей лишняя:
а) руководитель проекта;
б) копирайтер;
в)технический писатель;
г) вдохновитель
Правильный ответ: г
12. Какое из определений термина "Команда проекта" верно?
а) руководители проекта со стороны Заказчика и Исполнителя;
б) физические и/или юридические лица, которые непосредственно вовлечены в реализацию проекта;
в)временно рабочая группа, выполняющая работы по проекту и ответственная перед Руководителем проекта за их выполнение
Правильный ответ: в

13.Разработка матрицы ответственности. Верно ли данное утверждение- "Какая задача должна иметь Исполнителя, Руководителя и Заказчика"?
а) верно
б) неверно
Правильный ответ: б

14.Разработка матрицы ответственности. Верно ли данное утверждение- "Одна роль может брать на себя только одну степень ответственности?"
а)верно;
б) неверно
Правильный ответ: б
15. Что относится к понятию "коммуникации в проекте":
а) телефонные звонки исполнителю проекта ;
б)совещания;
в) разговор с заказчиком ;
г) сайт компании заказчика
Правильный ответ: б, в

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Верно ли следующее утверждение: «Хорошо выстроенные коммуникации нужны для того, чтобы вовлекать в процесс выполнения проекта и предоставлять информацию о ходе проекта заказчику и другим заинтересованным лицам»?
Правильный ответ: да
2. Укажите, требуется ли разрабатывать план управления коммуникациями, если в команде проекта два человека.
Правильный ответ: На усмотрение руководителя проекта
3. Какие основные задачи решаются за счет организации коммуникаций в команде?
Правильный ответ: 1.Хранение рабочей информации. 2. Обеспечение погруженности и вовлеченности участников в совместную работу. 3. Координация при выполнении работ. 4. Поддержка информированности участников о состоянии проекта
4. К какой из групп ролей участников проекта относятся роли – инициатор, куратор, заказчик, руководитель проекта?
Правильный ответ: Управление проектом
5. Компонент плана управления проектом, описывающий, как будет происходить планирование, структурирование, мониторинг и контроль коммуникации по проекту.
План коммуникаций
6. Укажите, в какой момент разрабатывается план коммуникаций проекта.
Правильный ответ: В начале проекта
7. Способ достижения цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым практическим результатом, оформленным тем или иным образом:
Правильный ответ: метод проектов
8. Что определяет матрица ответственности?

Правильный ответ: Степень ответственности участников за выполнение работ проекта
9. Укажите, какие из форм коммуникаций могут быть реализованы в электронном виде?
Правильный ответ: написание отчета; предоставление недельного отчета
10. Каким критерием можно определить успешность управления проектом?
Правильный ответ: Проект выполнен в срок и в установленный бюджет
11. Укажите, что относится к понятию «коммуникации в проекте».
Правильный ответ: Разговор с Заказчиком. Телефонные звонки исполнителю проекта. Совещания
12. Какие из критериев позволяют оценить эффективность коммуникаций в проекте?
Правильный ответ: Каждый участник команды понимает свою роль в проекте
13. Укажите верный порядок этапов проектной деятельности
Правильный ответ: Проблематизация -> Целеполагание -> Планирование -> Реализация -> Сдача
14. Что включает типовая система управления взаимодействиями команды проекта?
Правильный ответ: Информационная система сопровождения проекта Организационная структура и роли в проекте
15. Определенный набор функций и полномочий в проекте, созданный с целью распределения обязанностей между участниками проекта:
Правильный ответ: Роль в проекте
16. Какие из перечисленных мер оценки определяют «Успешность продукта проекта»?
Правильный ответ: Пригодность для использования. Рентабельность
17. Какие по масштабу различают проекты:
Правильный ответ: Мелкие, средние, крупные
18. В чем заключается основное отличие проектной деятельности от операционной?
Правильный ответ: Уникальность
19. Укажите, какие пункты включает шаблон «План регулярных коммуникаций».
Правильный ответ: Форма представления информации. Периодичность . Участники
20. Напишите название термина, к которому относится определение: «Применяется в процессе реализации проекта для уточнения ожидаемых результатов и детализации образа продукта проекта»
Правильный ответ: Прототип

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ: УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какую деятельность принято называть дизайном?
а)изобразительную;
б)организационную;
в)художественную;
г)проектную
Правильный ответ: г

2. Какими изобразительными средствами пользуется дизайнер рекламы?
а)рекламными;
б)специальными;
в)визуальными;
г)полиграфическими
Правильный ответ:в

3. Какой из видов деятельности относится к графическому дизайну?
а.создание макета стула;
б.создание иллюстрации к книге;
в.создание шрифтового плаката;
г.эскизы для проекта стула
Правильный ответ:в
3. Графический планшет это:
а)устройство для построения графиков;
б)специальный чехол с ремнем для различных графических девайсов;
в)устройство для рисования с ровной плоской поверхностью;
г) электронное устройство ввода изображений
Правильный ответ:г
4. Когда появился дизайн?
а)2-я пол. XVIII в.;
б)нач. XX в.;
в)эпоха Возрождения;
г)каменный век
Правильный ответ: б

5. Объекты проектирования в промышленном дизайне?
а)мебель, электротехника, товары бытового назначения;
б)полиграфическая продукция;
в)ландшафтные объекты;
г)малые архитектурные формы
Правильный ответ:а
6. Какие методы моделирования объектов существуют в промышленном дизайне?
а)аналоговый пятимерный;
б)четырехмерный;
в)объектный метроритмический;
г)двухмерный, трехмерный
Правильный ответ: г
7. Задача дизайна:
а) Удовлетворять потребности общества в искусстве
б) Удовлетворять потребности общества в эстетических функциональных и полезных вещах .
в)Оба варианта верны
г) Нет верного ответа
Правильный ответ: б
8. Синтез эстетического и функционального, красоты и пользы с учетом фактора человека:
а) Санкретизм
б) Сикнетизм
в) Синкретизм
Правильный ответ:в
9. Что является методологической основой дизайна:
а) художественное качество
б) синтез образа и функции
в) целесообразность
Правильный ответ:б
10. Как по-другому называется городской дизайн:
а)Дизайн-код
б) Графический дизайн
в) Малая архитектура
Правильный ответ: а
11. Какой композиционный принцип часто используется при оформлении витрины:
а) Принцип гармонии
б) Принцип достатка
в) «Деталь вместо целого»
Правильный ответ:в
12. У городского дизайна, как и у любого другого вида дизайна, есть задача. В чём она состоит:
а) Создание только красоты
б) Создание красоты и удобства
в) Создание только удобства
Правильный ответ:б
13. Какие четыре понятия лежат в основе композиции?
а)перспектива, контур, цвет и расположение;
б)направление, взаимодействие, наклон и размеры;
в)баланс, композиционный центр, ритм и контраст
Правильный ответ:а
14. Что называют порядком достижения проектной цели с точки зрения методики дизайна:
а)это комплекс мер по достижению цели любыми средствами;
б)решение поставленной перед дизайнером функционально-пространственной, технологической и художественной задачи;
в) включает несколько тесно взаимосвязанных разделов знания и комплекса работ, уточняющих порядок и последовательность проектных работ.
Правильный ответ:а
15. В чем заключается методика дизайна с точки зрения требований современной науки.
а) она включает принципы и способы анализа проектных ситуаций, научного и художественного моделирования объекта и адекватные им правила создания проектных идей и концепций;
б) методика дизайна может упорядочить и систематизировать конкретную деятельность дизайнера с позиций общей концепции дизайнера;
в)методика дизайна может иметь широкий или, наоборот специализированный характер в зависимости от вида объекта;
г) не является соединением основополагающих принципов методов и средств решения, а является волевым процессом, включающим весь арсенал возможностей дизайнера.

Правильный ответ: г


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Чем заключается методика дизайна с точки зрения требований современной науки.
Правильный ответ: Не является соединением основополагающих принципов методов и средств решения, а является волевым процессом, включающим весь арсенал возможностей дизайнера.
2. В чем сущность художественного метода в теории и практике искусства:
Правильный ответ: Это свобода мышления, ничем не ограниченной фантазии, высокая степень абстракции.
3. Диалектическая пара метода синтеза в искусстве:
Правильный ответ: анализ
4. Метод проектирования, обеспечивающий поиск наиболее рационального
решения дизайн – проекта:
Правильный ответ: вариантное проектирование
5. Визуальный феномен, искажающий точное представление о среде и объектах:
Правильный ответ: зрительная иллюзия
6. Создание эффекта подобия цвета и фактуры естественных материалов
Правильный ответ: имитация
7. Становление дизайн-проектирования шло в двух направлениях:
Правильный ответ: происходило постепенное усложнение дизайнерской деятельности;
способствовало росту исследований в данной сфере.
8. В дизайн-проектировании выделяют две ступени:
Правильный ответ: предпроектную и проектную
9. Разработка дизайн-концепции– это…
Правильный ответ: разработка основной образной идеи будущего проекта, т. е. дизайн-концепции.
10. Проектный анализ направлен на создание дизайнерского продукта. Проектная ступень дизайн-проектирования представлена этапами:
Правильный ответ:Создание функциональной схемы объекта проектирования, которая основывается на анализе требований, предъявляемых к нему с позиций «человек – объект», «объект – среда»;Подбор и анализ аналогов согласно уже установленной функциональной схеме. Разработка композиционно-пластических решений, представляет собой визуальный поиск воплощения дизайн-концепции. Подача проекта, обоснование идеи и проектного решения;
Общее заключение по объекту, включающее его критику, оценку.
11. Методики организации проектного процесса:
Правильный ответ: работа в творческих командах; мозговые штурмы; деловые игры; проектные семинары.
12.Дизайн-проект — это…
Правильный ответ:пакет документов (эскизов, фотореалистичных изображений, чертежей и ведомостей), по которым выполняются ремонтно-отделочные работы, происходит наполнение интерьеров техникой, мебелью, декорами.
13. Первый этап проектирования: техническое задание.Техническое задание является:
Правильный ответ: началом проектирования, в котором у клиента узнают его пожелания, а дизайнер знакомится с объектом.
14. Этап технического задания состоит из:
Правильный ответ: сбора предварительной информации; анкетных данных; фотофиксации; обмерного плана; подбора референсов; функционального зонирования; оформления.
15. Эскизный проект включает в себя:
Правильный ответ: решение планировочное; эскизы; принципиальный подбор материалов, цветов, оборудования; 3-d визуализацию; светодизайн
16. Разновидности проектирования:
Правильный ответ: инженерная инфраструктура: сфера архитектурных и строительных разработок; область решения градостроительных задач; сфера дизайна; область программного обеспечения.
17.В ходе проектирования и разработки большую роль играет:
Правильный ответ: аналитическая деятельность самого дизайнера критика профессионалов, мнение заказчика, мнение потребителя
18. В ходе проектирования и разработки большую роль играет:
Правильный ответ: аналитическая деятельность самого дизайнера
критика профессионалов
мнение заказчика
мнение потребителя
19. Есть два основных направления взаимодействия потребителя с окружением и объектом дизайна, которые формируются в процессе активного восприятия, выбора и оценки вещи:
Правильный ответ: Обеспечивает человеку сохранение, а также закрепление уже выработанного им эмоционального отражения и индивидуального стиля деятельности в предметной среде.
Обеспечивает изменение в стиле индивидуальной деятельности в среде и формирование новых типов эмоционального и эстетического к ней отношения.
20. Проективография:
Правильный ответ: наукоемкий инструмент для достижения целей гармонизации формотворчества, в работе архитектора, дизайнера, инженера.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ: ОПК-3: Способен выполнять поисковые эскизы изобразительными средствами и способами проектной графики; разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению художественной задачи; синтезировать набор возможных решений и научно обосновывать свои предложения; проводить предпроектные изыскания, проектировать, моделировать, конструировать предметы, товары, промышленные образцы и коллекции, арт-объекты в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; выполнять проект в материале
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1.Объекты проектирования в архитектурном дизайне?
а)полиграфическая продукция;
б)малые архитектурные формы;
в)объекты архитектурной среды - интерьеры, городские интерьеры, ландшафтные средовые объекты,предметный дизайн;
г)ландшафтные объекты
2.Что относится к объектам архитектурного дизайна?
а)строительные материалы;
б)полиграфическая продукция;
в) объекты и элементы архитектурной среды
Правильный ответ: в
3. Интерьер квартиры – это объект проектирования …
а)промышленного дизайна;
б)дизайна костюма;
в)архитектурного дизайна;
г)графического дизайна
Правильный ответ: в
4. Предметно-пространственная среда какого-либо объекта – это объект проектирования …
а)архитектурного дизайна;
б)графического дизайна;
в)дизайна костюма;
г)промышленного дизайна
Правильный ответ: а
5. Что является целью архитектурного дизайна?
а)поиск и формирование образа объекта, разработка функционального зонирования, разработка проекта предметно-пространственной среды архитектурного объекта;
б) разработка проекта декораций;
в)разработка эскизов костюма;
г)строительство объекта
Правильный ответ: а
6. Что входит в состав проекта архитектурного дизайна?
а)комплект графических листов – анализ исходной ситуации, чертежи фасадов, планов, развертки помещений, планы расстановки мебели, оборудования, отделочных материалов и др.;
б)проект постановки фильма, сюжет, сценарий, подбор актеров;
в)комплект чертежей декораций;
г)разработкой эскизов комплектов одежды
Правильный ответ: а
7. Что такое аналоговый, ассоциативный ряд?
а)высшая математика, строительная механика;
б)подбор ассоциативных элементов из области архитектурного дизайна или других областей искусства характеризующих особенности объекта;
в)современные принципы градостроительства, типология архитектуры;
г)технология строительного производства, инженерная графика
Правильный ответ: б
8. Что такое виртуальные архитектурно-дизайнерские объекты?
а)дорогостоящие архитектурно-дизайнерские объекты;
б)воспроизведение архитектурной среды объекта с применением пакета графических программ 3D изображения;
в)архитектурно-дизайнерские объекты, составленные из цифр;
г)архитектурно-дизайнерские объекты, построенные на основе специальных расчетов;
Правильный ответ: б
9. Какой из перечисленных примеров представляет глубинно-пространственную композицию?
а)кресло;
б)рисунок пола;
в)интерьер жилого или общественного здания;
г)скульптура
Правильный ответ: в
10. Для какой цели изучают дисциплину «Рисунок»?
а)для повышения собственного имиджа;
б)для повышения изобразительной культуры;
в)для изображения эскизов;
г)для изготовления иллюстраций
Правильный ответ: б
11. Что относится к объектам промышленного дизайна?
а)полиграфическая продукция;
б)строительные материалы;
в)товары народного потребления;
г)ковроткачество
Правильный ответ: в
12. Что является проектным объектом в промышленном дизайне?
а)предметный дизайн;
б)пространственная ориентация города;
в)генеральные планы городов;
г)малые архитектурные формы
Правильный ответ: а
13. Проектное прототипирование это..
а)дизайн развёртки протекторов;
б)коммуникации в общественных зданиях;
в)малые архитектурные формы в городской среде;
г)макет в проектном масштабе
Правильный ответ: г
14. Дисциплина «Эргономика» изучает:
а)архитектурные формы в городской среде;
б)проект рекламной документации;
в)форму статической композиции;
г)нормативные характеристики тела человека
Правильный ответ: г
15. Выбор концепции – это составная часть процесса
а)перечень существующих проектов;
б)счетный ряд от нуля до десяти;
в)разработки продукта
Правильный ответ: в

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Главная цель дизайна:
Правильный ответ: а) способствовать созданию комфортных условий для физической и умственной деятельности; б) облегчить взаимодействие человека с изделием
2. Что является методологической основой дизайна:
Правильный ответ: синтез образа и функции
3. В рамках какого направления в архитектуре и искусстве произошло концептуальное становление дизайна:
Правильный ответ: Функционализм
4. Кто из теоретиков дизайна дал развернутую характеристику понятию «дизайн»:
Правильный ответ: Томас Мальдонадо
5.В рамках какого стиля в архитектуре и искусстве сложились необходимые предпосылки для возникновения дизайна:
Правильный ответ:Модерн
6. Стиль модерн выражается:

Правильный ответ: в слиянии формы, орнамента и конструкции
7. Чем отличается работа художника–постановщика от работы «директор оф арт» и «продакшн дизайнера» в игровом кинематографе.
Правильный ответ: Ничем, разные названия одной должности.
8. Что такое Постановочный проект?
Правильный ответ: Комплект графических листов, содержащих максимально полную визуальную информацию о будущем экранном произведении
9. Что входит в постановочный проект?
Правильный ответ: Короткий текст концепции изображения, комплект эскизов, чертежи декораций, раскадровка основных эпизодов
10. Назовите основные проектные критерии для изделия промышленного дизайна
Правильный ответ:эргономичность, функциональность, инновационность, технологичност

11. Что такое «Промышленный дизайн»?
Правильный ответ: отрасль дизайна, область художественной технической деятельности, целью которой является определение формальных качеств промышленно-производимых изделий, а именно, их структурных и функциональных особенностей внешнего вида.
12. В дизайнерском творчестве комбинаторику разделяют на два направления:
Правильный ответ: функционально-содержательное (собирающее из одинакового набора разных деталей индивидуальные приборы и изделия — кухонные комбайны, мебельные гарнитуры и так далее)
формально-образное, использующее возможности комбинаторики для обогащения облика дизайн-объекта за счет вариаций цвета, группировки, орнаментации элементов целого, например, в графическом дизайне.
13. Основы композиции в дизайне (формообразование)
Правильный ответ: учебный пропедевтический курс, направленный на изучение азов композиционной грамоты (теоретических понятий композиции и формообразования) с целью создания гармоничного и выразительного образно-пластического решения.
14. Основы проектной графики
Правильный ответ:практическая область, изучающая техники и технологию проектно-графической подачи конструкторской и иной документации (требования к составлению и оформлению комплекта проектной документации к различным объектам дизайна).
15.Дизайн-проектирование
Правильный ответ: прикладная область проектирования, направленная на разработку проектно-графических материалов для оформления авторской дизайн-концепции для реализации изделий в различных производственных технологиях дизайна.
16.Формообразование это:
Правильный ответ: процесс создания формы в деятельности проектировщика в соответствии с общими ценностными установками культуры, требованиями эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов.
17. Проектирование, осуществляемое принципиально не так, как это делали 300-400 лет до того. Замечательный персонаж эпохи ренессанса
Правильный ответ: Леон Баттиста Альберти.
18. Условия становления проектирования как самостоятельного вида деятельности:
Правильный ответ: отказ от ремесленного изготовления продукции одним человеком (на глз и от руки); обращение к точным методам расчета проектируемых объектов, конструкций (ставшего возможным по мере развития математического естествознания); реорганизация кустарного и цехового хозяйства; развитие массового промышленного производства и строительства (здесь суть не в массовости как таковой, а в воспроизводимости результатов технологизируемой деятельности, в возможности многократного повторения ее в разное время, в разных местах и разными исполнителями).
19. Выделяют следующие виды проектирования:
Правильный ответ: Художественно-образное проектирование; Технологическое проектирование;Функциональное проектирование; Морфологическое проектирование
20. Выделяется следующая типология методов композиции:
Правильный ответ:по роду и направлению деятельности: копирование (факсимиле, реминисценция, компиляция); иллюстрирование; унификация; иллюзия (иррадиация); по профессиональным подходам: сценарный метод проектирования; творческое прогнозирование (футурология); декомпозиция (деструкция, диссонанс);по операциональным приёмам (способам): моделировка формы (графическая, пластическая); моделировка пространства; стилизация (стайлинг); комбинаторика (инверсия, изоморфность); пропорционирование; группировка (компоновка, монтаж, планировка, зонирование); масштабирование (монументальность, миниатюрность); метод «поддержки»; трансформация (модернизация, модификация, реконструкция, реставрация); членение.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Развитие дизайна как процесса непрерывного методологического поиска в проектной
культуре.
2 Причины кризиса классической теории композиции в тектонических искусствах на
рубеже XIX-XX в.в.
3 Раскрыть проблемы взаимодействия науки, техники и искусства в эстетике рубежа
XIX – XX веков.
4 Идеи раннего функционализма в Германии и Америке. Теоретические положение
проектирования предметно пространственной среды: Г. Мутезиус, П. Беренс, А. В. де
Вельде, Л. Салливен, Ф.Л. Райт.
5 Раскрыть понятие
«функционализм» в проектном творчестве. Особенности
функционализма 20-30-х годов XX.: ВХУТЕМАС и Баухауз.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Балашов А. И., Рогова Е. М., Тихонова М. В., Ткаченко Е. А. ; Под общ. ред. Роговой Е.М. Управление проектами : учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2024 https://urait.ru/ bcode/535573
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Руденко Л.Г. Планирование и проектирование организаций: учебник для бакалавров: Учебники Издательство "Дашков и К", 2016 e.lanbook.com
Л2.2 Луков, В.А. Социальное проектирование [Электронный ресурс] : учеб. пособие : Москва : ФЛИНТА, 2016 https://e.lanbook.com/book/76986. — Загл. с экрана.
Л2.3 Пирогов С. В. Социальное прогнозирование и проектирование: : учебное пособие Москва: Проспект, 2016 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс] : учебное пособие М.: ФЛИНТА, 2014 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Об организации проектной деятельности в РФ government.ru
Э2 Минкомразвития Алтайского края www.econom22.ru
Э3 Проекты в АК www.nko22.ru
Э4 Росмолодежь fadm.gov.ru
Э5 Эл.курс дисциплины в Мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме
Самостоятельная работа студента включает в себя:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.