МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Художественная роспись

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
ПрофильАрт-дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный план54_03_02_Декоративно-прикладное искусство_Арт-дизайн-2021
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 144
самостоятельная работа 261
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 16 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 72 72 72 72 144 144
Сам. работа 36 36 225 225 261 261
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 324 324 432 432

Программу составил(и):
к. иск, доцент, Русакович Е.В.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Художественная роспись

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1010)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2023 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черняева Ирина Валерьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Черняева Ирина Валерьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения учебной дисциплины: знакомство с основами народного художественного творчества через познания и овладение приемами росписи по дереву и керамики, раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять линейно-конструктивное построение на основе академической живописи, навыков скульптора, приемов работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями
ПК-1.1 Знает основы линейно-конструкторского построения и академической живописи
ПК-1.2 Владеет навыками скульптора, приемами работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями
ПК-3Способен разрабатывать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьерного значения и выполнять их в материале
ПК-3.1 Знает художественно графические особенности изделий декоративно прикладного искусства и народных промыслов
ПК-3.2 Умеет разрабатывать художественно графические проекты изделий декоративно прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьерного значения
ПК-3.3 Выполняет в материале изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьерного значения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1: Знает основы линейно-конструкторского построения и академической живописи
ПК-3.1: Знает художественно графические особенности изделий декоративно прикладного искусства и народных промыслов
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3.2: Умеет разрабатывать художественно графические проекты изделий декоративно прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьерного значения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.2: Владеет навыками скульптора, приемами работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями
ПК-3.3: Выполняет в материале изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьерного значения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Технология росписи
1.1. Правила работы и безопасного труда. Древесина и ее применение на занятиях. Определение качества древесины и способы ее обработки. Практические 5 6 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Обработка деревянной поверхности, тонирование поверхности. Сам. работа 5 4 ПК-1.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Правила держания кисти в руке. Практические 5 6 ПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. Упражнения по постановке руки. Сам. работа 5 4 ПК-1.1, ПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.5. Элементы цветоведения. Кисти и их разновидности. Маркировка кистей. Краски и их использование. Практические 5 6 ПК-1.1, ПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Мезенская народная роспись
2.1. Мезенская роспись. Традиционные отличия, сюжетность и цветовая гамма. Практические 5 6 ПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Выполнения элементов мезенской росписи Сам. работа 5 4 ПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.3. Этапы выполнения мезенской росписи. Узор и орнамент. Практические 5 6 ПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.4. Создание эскиза салфетки с элементами мезенской росписи Сам. работа 5 4 ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.5. Символика орнаментов в мезенской росписи Практические 5 6 ПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.6. Создание эскиза разделочной доски с элементами мезенской росписи Сам. работа 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.7. Выполнение росписи в метариале Практические 5 6 ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.8. Продолжение работы Сам. работа 5 2 ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Городецкая народная роспись
3.1. Городецкая роспись. Традиционные отличия, сюжетность и цветовая гамма. Практические 5 6 ПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.2. Выполнения элементов городецкой росписи Сам. работа 5 4 ПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.3. Основы декоративной композиции с элементами городецкой росписи. Букет. Гирлянда. Ромб. Цветочная полоса. Венок. Практические 5 8 ПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.4. Составление цветочной росписи. Сам. работа 5 4 ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.5. Разработка эскиза росписи с включением мотива «птица», «конь». Практические 5 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.6. Разработка эскиза росписи с включением мотива «птица», «конь». Сам. работа 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.7. Выполнение росписи в метариале Практические 5 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.8. Продолжение работы Сам. работа 5 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Хохломская роспись
4.1. Хохломкая роспись. Традиционные отличия и сюжетность.Выполнения элементов хохломской росписи (травка, листики, ягоды) Практические 6 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.2. Виды росписи - фоновое, верховое, кудрина.Выполнения элементов хохломской росписи (цветы в хохломкой росписи) Сам. работа 6 4 ПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.3. Особенности работы с цветом в хохломской росписи. Выполнение узора в полосе Практические 6 10 ПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 5. Урало-сибирская роспись
5.1. Технология и этапы выполнения урало-сибирской росписи. Выполнение элементов урало-сибирской росписи Сам. работа 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.2. Выполнение одиночных сложных цветков. Выполнение узора в полосе Сам. работа 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.3. Разновидности листьев в урало-сибирской росписи. Составление эскиза композиции с элементами урало-сибирской росписи Практические 6 10 ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 6. Роспись по керамике
6.1. Правила работы и безопасности при работе с керамическими красками. Особенность работы с глазурями Практические 6 10 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.2. Глазури, эмали, пигменты, соли и оксиды металлов. Палитра цвета в керамике. Практические 6 10 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.3. Ангобы. Роспись ангобами. Практические 6 12 ПК-1.2, ПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.4. Виды росписи - под глазурная и над глазурная роспись. Сам. работа 6 36 ПК-1.2, ПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.5. Роспись керамической плитки. Сам. работа 6 32 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.6. Гжель - центр народной керамики. Цветовое и композиционное решение росписи "Гжель". Изучение основных элементов росписи. Сам. работа 6 32 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.7. Разработка эскиза росписи. Сам. работа 6 32 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.8. Монохромная, под глазурная роспись керамической тарелки Сам. работа 6 32 ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.9. Полихромная роспись глазурями Сам. работа 6 24 ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.10. Разработка эскиза росписи с элементами архитектуры. Сам. работа 6 25 ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.11. Выполнение росписи в материале Практические 6 8 ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8041

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен разрабатывать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьерного значения и выполнять их в материале

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Основа городецкого цветка
А) круг
Б) овал
В) завиток
Правильный ответ: А

Вопрос 2. Традиционные цвета городецкой росписи
А) белый, голубой, синий
Б) красный, зеленый, голубой, синий, белый, черный
В) золотой, красный, черный
Правильный ответ: Б

Вопрос 3. Этапы городецкой росписи
А) подмалевка, теневка, разживка
Б) подмалевка, теневка, оживка
В) подмалевка, теневка, разбел, бликовка, чертежка
Правильный ответ: А

Вопрос 4. Городецкая роспись зародилась
А) в Москве
Б) в Палехе
В) Поволжье
Правильный ответ: В

Вопрос 5. Круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна
А) теневка
Б) подмалевка
В) оживка
Правильный ответ: Б

Вопрос 6. В какой период сложилась мезенская роспись?
А) 18 в.
Б) 19 в.
В) 15 в.
Правильный ответ: Б

Вопрос 7. По какому материалу выполнялась мезенская роспись?
А) по дереву
Б) по камню
В) по ткани
Правильный ответ: А

Вопрос 8. Какие цвета используются в мезенской росписи?
А) красный и белый
Б) белый и синий
В) красный и черный
Правильный ответ: В

Вопрос 9. Мезенская роспись является хранилищем мифов и сказаний ...
А) степных племен
Б) южных регионов России
В) народов Севера
Правильный ответ: В

Вопрос 10. Кто занимался мезенской росписью в старину?
А) только женщины
Б) только мужчины
В) женщины и дети
Правильный ответ: Б

Вопрос 11. Из чего делают гжельскую посуду?
А) глина
Б) дерево
В) бумага
Правильный ответ: А

Вопрос 12. Основные узоры хохломской росписи.
А) звери, птицы
Б) растительные узоры, травка, ягоды
В) геометрические узоры
Правильный ответ: Б

Вопрос 13. Краски гжели с каким временем года можем сравнить?
А) осень
Б) зима
В) весна
Правильный ответ: Б

Вопрос 14. Роспись по дереву золотым, красным, чёрным цветом.
А) промысел жостово
Б) промысел гжель
В) промысел хохлома
Правильный ответ: В

Вопрос 15. В современном производстве при лужении хохломской посуды используют:
А) олово
Б) серебро
В) алюминиевый порошок
Правильный ответ: В

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Основа Городецкого цветка…
Ответ: круг

Вопрос 2. Роспись в сине-голубых тонах…
Ответ: Гжель

Вопрос 2. Как называется фабрика, на которой расписывают подносы…
Ответ: Жостовский металлоподнос

Вопрос 3. В современном производстве при лужении хохломской посуды используют:
Ответ: алюминиевый порошок

Вопрос 3. Элемент росписи дымковской игрушки…
Ответ: геометрические узоры
Вопрос 4. Из чего делали дымковскую игрушку?
Ответ: глина

Вопрос 5. Из чего делают жостовские подносы?
Ответ: железо

Вопрос 6. Этапы городецкой росписи включали…
Ответ: подмалёвок, тенёвку, разживку

Вопрос 7. Традиционные цвета городецкой росписи…
Ответ: желтый, голубой, синий, розовый, красный, зеленый.

Вопрос 8. Сколько уровней имели узоры мезенской росписи?
Ответ: три

Вопрос 9. С чем в славянской мифологии связывали образ коня?
Ответ: с солнцем

Вопрос 10. Наиболее часто изображаемыми в мезенской росписи были ...
Ответ: лебедь, утка


Вопрос 11. Как называется 2-ой уровень мезенской росписи?
Ответ: земной

Вопрос 12. Простые элементы городецкой росписи…
Ответ: круги,скобки,точки

Вопрос 13. Городецкий конь символ
Ответ: счастья

Вопрос 14. Виды городецких птиц…
Ответ: павлин, петух, лебедь, фазан

Вопрос 15. Основные цветочные мотивы городецкой росписи…
Ответ: ромашка, роза, купавка, розан, бутон

Вопрос 16. Какой из этих центров художественных ремёсел славится своей керамикой?
Ответ: Гжель;

Вопрос 17. Гжель – это сочетание каких двух цветов?
Ответ: Белого и синего.

Вопрос 18. Какой элемент периодической системы Д.И.Менделеева используется для росписи керамики Гжель?
Ответ: Кобальт

Вопрос 20. Продукцию какого народного промысла часто называют золотой?
Ответ: Хохлома.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять линейно-конструктивное построение на основе академической живописи, навыков скульптора, приемов работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1: Изображение, выполненное от руки с помощью графических средств, называется:
А) рисунок; Б) гравюра; В) лубок; Г) чертеж.
Ответ: А

Вопрос 2: Основными средствами выразительности в графике являются:
А) линия, штрих, тон; В) линия, штрих, пятно, точка;
Б) линия, пятно, тон; Г) линия, штрих, силуэт, точка.
Ответ: В

Вопрос 3: Система штрихов, позволяющая передавать пространство, объемно-пластические свойства предметов и их фактуру, выразительные элементы света и тени, – это…
А) тушевка; Б) штриховка; В) растушевка; Г) отмывка.
Ответ: Б

Вопрос 4: Формой изображаемого предмета называют:
А) внешний вид и очертание предмета;
Б) соотношение частей предмета;
В) соотношение размеров предмета;
Г) контур предмета.
Ответ: А

Вопрос 5: Основными средствами выразительности в рисунке являются:
А) линия, штрих, тон; В) линия, штрих, точка;
Б) линия, пятно, тон; Г) линия, силуэт, точка.
Ответ: В

Вопрос 6: Один из основных элементов светотени, имеющий светотеневые градации средней силы, соответствующие переходу от света к тени, называют:
А) полутень; Б) тень собственная; В) свет; Г) рефлекс.
Ответ: А

Вопрос 7: В теории перспективы точкой зрения называется:
А) место, к которому прикрепляется лист для изображения;
Б) место, где находится глаз наблюдателя по отношению к видимым
и изображаемым предметам;
В) точка, в которой сходятся линии изображения, удаляющиеся от
наблюдателя;
Г) точка, в которой сходятся все удаляющиеся линии.
Ответ: Б

Вопрос 8: Рисунок с натуры, выполненный с целью сбора материала для более значительной работы, в котором могут быть разработаны нужные художнику детали, называется:
А) набросок; В) академический рисунок;
Б) зарисовка; Г) учебный рисунок.
Ответ: Б

Вопрос 9: Элемент светотени, самое яркое пятно, лежащее на блестящих и выступающих поверхностях предметов, – это …
А) свет; Б) рефлекс; В) блик; Г) полутень.
Ответ: В

Вопрос 10: Фронтальное изображение головы или фигуры человека,
при котором они видны спереди, без перспективных сокращений, называется:
А) анфас; Б) профиль; В) тыловой поворот; Г) три четверти.
Ответ: А

Вопрос 11: При перспективном изображении параллельные горизонтальные линии, уходящие в глубину, сходятся на …
А) линии среза; В) линии горизонта;
Б) линия сгиба; Г) линии схода.
Ответ: В

Вопрос 12: Характерная особенность строения любой формы в натуре и в изображении называется:
А) масштаб; В) конструкция;
Б) пропорция; Г) материальность.
Ответ: Б

Вопрос 13: Закономерное соотношение величин частей между собой, также каждой части с целым – это …
А) пропорция; В) форма;
Б) масштаб; Г) размер.
Ответ: А

Вопрос 14: Способ определения пропорций натуры и ее частей при помощи карандаша, который рисующий держит в вытянутой руке между глазом и измеряемой натурой, называется:
А) способ визирования; В) способ обобщения;
Б) способ анализа; Г) способ наблюдения.
Ответ: А

Вопрос 15: Изображение трехмерного предмета на плоскости с помощью геометрального метода центральной проекции называют:
А) воздушная перспектива; В) параллельная перспектива;
Б) линейная перспектива; Г) обратная перспектива.
Ответ: А

Вопрос 16: Задачи композиционного построения при рисовании с натуры решаются на этапе:
А) детализации; В) обобщения;
Б) компоновки предметов; Г) анализа формы.
Ответ: Г

Вопрос 17: Любая среда или плоскость, находящаяся за объектом изображения, называется:
А) форма; Б) рама; В) фон; Г) горизонт.
Ответ: В

Вопрос 18: Тщательная проработка формы и объема изображаемых с натуры предметов выполняется на этапе:
Варианты ответа:
А) детализации; В) обобщения;
Б) компоновки предметов; Г) конструктивного построения.
Ответ: А


ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1 Что такое тональные отношения в учебном рисунке натюрморта?
Ответ: степень различия по тону всех предметов в натюрморте.

Вопрос 2 Для чего необходимо применять законы линейной перспективы в учебном рисунке натюрморта?
Ответ: для реалистического изображения самих предметов и передачи пространства

Вопрос 3 Что такое графика?
Ответ: графика - это вид изобразительного искусства, где основными средствами выразительности являются линия, пятно и точка

Вопрос 4 Что такое сюжетно-тематический натюрморт?
Ответ: это натюрморт, где все предметы связаны между собой общей идеей, например: «Чаепитие» и т.п.

Вопрос 5 Какие виды линейной перспективы Вы знаете?
Ответ: фронтальная и угловая перспектива

Вопрос 6 Сколько точек схода будет при рисовании куба в угловой перспективе?
Ответ: две точки схода

Вопрос 7 Что такое основные пропорции предмета?
Ответ: это отношение ширины предмета к его высоте

Вопрос 8 Зачем при рисовании натюрморта из бытовых предметов необходимо использовать разную силу тона?
Ответ: для того чтобы показать различную степень тональности предметов в натюрморте

Вопрос 9 Какие графические художественные материалы Вы знаете?
Ответ: графитные карандаши, тушь, соус, сангина, уголь рисовальный, маркеры и т.п.

Вопрос 10 Зачем нужно уметь строить эллипсы?
Ответ: для реалистичного изображения любых предметов, в основе которых лежит окружность (ваза, бидон) необходимо уметь строить эллипс

Вопрос 11 Назовите основные задачи учебного академического рисунка.
Ответ: грамотная композиция изображения в листе, правильное конструктивное построение, соблюдение пропорций, верное тональное решение.

Вопрос 12 Какие графические приемы нужно использовать в учебном рисунке натюрморта чтобы показать пространство?
Ответ: все предметы, находящиеся на первом плане нужно прорисовывать четко и контрастно, а предметы дальнего плана более мягко, воздушно.

Вопрос 13 Зачем дизайнеру уметь рисовать?
Ответ: навыки академического рисунка помогут дизайнеру освоить законы композиции, разовьют пространственное мышление, помогут стать профессионалом высокого уровня.

Вопрос 14 Какие навыки важны для дизайнера?
Ответ: креативность, нестандартное мышление, владение специализированным ПО

Вопрос 15 Какие основные законы композиции Вы знаете?
Ответ: равновесие, ритм, выделение композиционного центра.

Вопрос 16 Художественный образ - это
Ответ: форма мышления в искусстве.

Вопрос 17 Как формируется художественный образ в изобразительном искусстве?
Ответ: возникновение идеи, создание произведения, восприятие созданного другим человеком.

Вопрос 18 Академический рисунок - это
Ответ: это рисунок, выполненный в рамках классического подхода к обучению изобразительному искусству.

Вопрос 19 Что такое центральная симметрия?
Ответ: это соразмерность, пропорциональность частей чего-либо, расположенных по обе стороны от центра

Вопрос 20 Что такое эскиз?
Ответ: быстро выполненный предварительный рисунок.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 2.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мациевский Д. Е. От линии до пространственной структуры: учебное пособие: учеб. пособие Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шокорова Л. В. Народное декоративно-прикладное искусство Алтая: Монография Барнаул: Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 сост. Л.В.Шокорова Общее материаловедение: программа и методические рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Artorbita.ru http://artorbita.ru/tipy_rospisi/pic_uralo_sibir/pic_uralo_sibir_4.html
Э2 «Специальная композиция в произведениях традиционного прикладного искусства» www.pandia.ru
Э3 Традиция traditio-ru
Э4 Уроки и этапы городецкой росписи hopomo.ru
Э5 Загадки узоров русских росписей www.culture.ru
Э6 Онлайн-курс на образовательном портале "Художественная роспись" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Художественная роспись» включает в себя практические занятия. В процессе освоения дисциплины предусмотрена также самостоятельная работа студента, которая связана с изучением теоретического материала и выполнением практических работ.
В начале изучения дисциплины «Художественная роспись» студент должен ознакомиться с ее содержанием видом занятий, перечнем основной и дополнительной литературы.
При затруднениях в восприятии материала надо обратиться к основным литературным источникам или к лектору по графику его консультаций или на практических занятиях; бегло ознакомиться с содержанием очередного занятия по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины.
На практические занятия студент должен иметь рекомендованную преподавателем нормативную и справочную литературу, Решение практического задания всегда начинать с анализа условия, позволяющего получить конечный результат, а затем находить необходимые компоненты для его получения. На занятии доводить каждую задачу до окончательного решения, в случае затруднений обращаться к преподавателю, обязательно анализировать полученные результаты. Если студент пропустил практическое занятие, то он должен проработать тему занятий и результаты решения задач защитить у преподавателя.
Процедура промежуточной аттестации – зачет, проходит в соответствии с рабочей программой дисциплины. Зачет включает в себя выполненный практикум заданий. Предъявляемое задание выбирается из базы данных и закрепляется за конкретным студентом. Задание, которое предъявляется студенту в рамках практикума, не требует мгновенного выполнения. Преподавателем определяется срок, в течение которого задание должно быть сдано. Результатом выполнения задания является презентация. Проверка результата работы студента осуществляется преподавателем, который может поставить оценку или отправить работу на исправление, указав выявленные недостатки, не позволяющие ее принять. При неудовлетворительной оценке студенту может быть выдан другой вариант задания.
Процедура промежуточной аттестации – экзамен, проходит в соответствии с рабочей программой дисциплины. Экзамен включает в себя теоретический вопрос и выполненный практикум художественно-графических работ. Предъявляемое задание выбирается из базы данных и закрепляется за конкретным студентом. Задание, которое предъявляется студенту в рамках практикума, не требует мгновенного выполнения. Преподавателем определяется срок, в течение которого задание должно быть сдано. Результатом выполнения задания является художественная роспись в эскизе формата А3 и материале. Проверка результата работы студента осуществляется преподавателем, который может поставить оценку или отправить работу на исправление, указав выявленные недостатки, не позволяющие ее принять. При неудовлетворительной оценке студенту может быть выдан другой вариант задания.

1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

1.2. Методические рекомендации по созданию презентации
Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии
Алгоритм создания доклада:
1 этап – определение темы доклада
2 этап – определение цели доклада
3 этап − подробное раскрытие информации
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов.