Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы |
Профиль | Арт-дизайн |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 54_03_02_Декоративно-прикладное искусство_Арт-дизайн-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 190 | 190 | 190 | 190 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Художественные промыслы Сибири» является раскрытие своеобразия основных видов художественных промыслов и определение их взаимосвязи с русскими художественными традициям на примере наиболее развитых современных центров народного искусства Сибири. Задачи: -развитие творчески активной личности; -знакомство с основными ремеслами Сибири; -раскрытие своеобразия основных видов художественных промыслов; -приобщение к истокам народного искусства; -воспитание интереса к наследию русского народа, как части современной жизни; -воспитание у студентов чувства патриотизма, любви к своей Родине. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ПК-2 | Способен собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов |
ПК-2.1 | Умеет собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал |
ПК-2.2 | Владеет навыками проектирования изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Иметь представление об истории развития промыслов и современном состоянии художественных промыслов и ремёсел промыслов в Сибири; закономерностях художественного творчества; роли традиций и преемственности в современных достижениях декоративного искусства; о мерах государственной поддержки народных художественных промыслов. Знать историю возникновения традиционных ремесел и промыслов Сибири; основные характерные особенности ремесел и промыслов; географию распространения ремесел и связь с исторически сложившимися традициями; центры народных промыслов, Знать художественные производства, их современное состояние и перспективы развития; особенности изготовления традиционных предметов народного искусства; ремесленную основу творчества; закономерности декоративно-прикладного искусства, как вида художественно-творческой деятельности; своеобразие ремесленных изделий разных областей Сибири. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Уметь анализировать произведения декоративно-прикладного искусства; копировать эскизы произведений народного художественного прикладного творчества; работать с графическими и живописными материалами; создавать эскизы произведений народного художественного прикладного творчества на основе работ мастеров; планировать свою работу и рационально использовать свое рабочее время. Определять вид и давать характеристику изделиям народных промыслов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Иметь навыки научно-исследовательской деятельности; владеть методами творческого исполнения; технологией изготовления изделий народных художественных промыслов; анализа произведения различных видов декоративно – прикладного искусства и народных промыслов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Художественные промыслы как феномен русского народного искусства | ||||||
1.1. | Основные понятия и определения. Декоративно-прикладное искусство, народное творчество, традиция, вариативность, преемственность. Орнамент в народном искусстве. Самодеятельное творчество. Ремесленник, мастер народного искусства, народные художественные промыслы | Лекции | 6 | 2 | ПК-2.1 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Художественные промыслы России XVII - XIX вв. Народные художественные промыслы России начала XX в. Советское декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Традиции обработки материалов в художественном ремесле. Художественная обработка дерева. Керамика. Вышивка, ткачество и кружевоплетение. Косторезные и камнерезные промыслы. Лаковая миниатюрная живопись | Лекции | 6 | 2 | ПК-2.1 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Подготовить презентацию по одному из видов традиционного народного искусства России. | Сам. работа | 6 | 18 | ПК-2.1 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Народное творчество русского населения Сибири | ||||||
2.1. | Этапы заселения Сибири. Хозяйственная деятельность переселенцев. Обрабатывающая и добывающая промышленность Сибири. Жилищные сибирские постройки. Художественная обработка дерева | Лекции | 6 | 2 | ПК-2.1 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Декоративное оформление жилища. Интерьер сибирского дома. Роспись по металлу. Тюменская роспись. Алтайская домовая роспись. Ковроделие. Сибирские ремесла. Кожевенное производство. Текстиль и вышивка. Косторезное искусство. Камнерезное искусство Алтая. Гончарное производство | Практические | 6 | 2 | ПК-2.1 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Изменение традиционного художественного творчества в контексте современной глобализации культуры Сибири. | ||||||
3.1. | Традиционные промыслы и ремесла в Алтайском крае в конце XX в. ООО "Турина гора". Общественные организации и семейный бизнес в народном декоративно-прикладном искусстве. Проблема профессионализма в современном народном декоративно-прикладном искусстве. Мотивы, сюжеты, темы современных произведений художественных промыслов Алтая. | Лекции | 6 | 2 | ПК-2.1 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Влияние культурного туризма на художественный рынок народных промыслов. Анализ художественного рынка народных промыслов и ремесел в Алтайском крае. Фольклорно-мифологические образы в народном декоративно-прикладном искусстве Алтайского края. Традиционная народная игрушка в контексте современной художественной культуры. Современные технологии в художественной обработке древесины. Мастера народного искусства Алтайского края.Мозговой С., Романов В., Наговицина Т., Парфенов А. Гунина А., Замятин В. | Практические | 6 | 2 | ПК-2.1 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Изготовление изделия в материале | ||||||
4.1. | Изготовление глиняной игрушки-свистульки. Изготовление глиняной куклы | Практические | 6 | 2 | ПК-2.1 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Разработка эскизов росписи куклы | Сам. работа | 6 | 16 | ПК-2.1 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Разработка эскизов росписи игрушки-свистульки | Сам. работа | 6 | 16 | ПК-2.1 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Разработка эскизов плоских плетеных кукол | Сам. работа | 6 | 16 | ПК-2.1 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.5. | Плетение объемной куклы из рогоза. Плетение плоской куклы из рогоза | Практические | 6 | 4 | ПК-2.1 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.6. | Разработка эскизов объемных плетеных кукол | Сам. работа | 6 | 18 | ПК-2.1 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.7. | Плетение лошадки из соломки. Изготовление амулета из бересты | Практические | 6 | 4 | ПК-2.1 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.8. | Разработка эскизов плетеных скульптур из соломки | Сам. работа | 6 | 16 | ПК-2.1 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.9. | Аппликация из соломки | Сам. работа | 6 | 16 | ПК-2.1 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.10. | Разработка эскизов аппликаций из соломки | Сам. работа | 6 | 14 | ПК-2.1 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.11. | Разработка эскизов амулетов из бересты | Сам. работа | 6 | 16 | ПК-2.1 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.12. | Изготовление туеса из бересты | Практические | 6 | 4 | ПК-2.1 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.13. | Разработка эскиза декорирования туеса | Сам. работа | 6 | 14 | ПК-2.1 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.14. | Урало-Сибирская роспись | Сам. работа | 6 | 14 | ПК-2.1 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.15. | Разработка эскизов Урало-Сибирской росписи | Сам. работа | 6 | 16 | ПК-2.1 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/summary.php?attempt=2083890&cmid=135501 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ Уровень Знать / Уметь / Владеть ПК-2: Способен собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Функция народного искусства. 1. познавательная, 2. семантическая. 3. игровая. Правильный ответ: 2 2. Русские народные промыслы это... 1. духовная и материальная культура русских в её традиционном и внепрофессиональном аспекте. 2. форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад. 3. художественнаяколлективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы. Правильный ответ: 2 3. Из каких цветов состоит Мезенская роспись? 1. черный и желтый. 2. черный и белый. 3. черный и красный. Правильный ответ: 3 4. Какая миниатюра исполняется темперой на папье-маше? 1. федоскинская. 2. холуйская. 3. палехская. Правильный ответ: 3 5. Какая игрушка изготавливается из мягких пород дерева? 1. богородская. 2. кожлянская. 3. жбанниковская. Правильный ответ: 1 6. Как называется традиционное ремесло, в котором из капового нароста изготавливаются различные изделия? 1. богородская резьба. 2. капокорешковый промысел. 3. абрамцево - кудринская резьба. Правильный ответ: 2 7. Что представляет из себя Дымковская игрушка? 1. деревянную игрушку-свистульку. 2. глиняную расписную куклу. 3.глиняную игрушку, расписанную и обожжённую в печи. Правильный ответ: 3 8. Скань – это… 1. ажурные или напаянные на металлический фон узоры из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки, также с дополнением зерни (маленьких серебряных или золотых шариков) и эмали?. 2. народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне ЖостовоМытищинского района Московской области. 3. морозный рисунок на окнах. Правильный ответ: 1 9. Вологодским кружевом называют... 1. вид кружева, в котором основные изображения выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся тесьмой, чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток. 2. вид декоративно-прикладного искусства, чьи сюжетные изображения, близкие к художественному и образному строю иконы и фрески, сочетаются с литургическими и вкладными надписями. 3. вышивка, выполненная на ткани из льна, в которой нити основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки. Правильный ответ: 1 10. В каком народном расписном промысле основными сюжетами являются: цветочные букеты, в котором встречаются и пышные садовые, и мелкие полевые цветы и пейзажи, изображающие уральскую природу или старинные города? 1.городецкая роспись. 2. тагильский поднос. 3. жостовская роспись. Правильный ответ: 2 11. Декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненная чёрным и красным (изредка зелёным) цветом по золотистому фону, с использованием серебряного оловянного порошка – это ... 1. жостовская роспись. 2. гжель. 3. хохлома. Правильный ответ: 3 12. Богиня из пантеона Владимира – покровительница женских ремёсел… 1. Берегиня. 2. Макошь. 3. Лада. Правильный ответ: 2 13. Символ восходящегоЯрилы-Солнца в Арийских Ведах… 1. посолонь. 2. инглия. 3. коловрат. Правильный ответ: 3 14. Цвет символизирующий «нетленное совершенство»... 1. черный. 2. серый. 3. белый. Правильный ответ: 3 15. Народный промысел, изготавливающий посуду с кобальтовым рисунком… 1. дымка. 2. гжель. 3. городец. Правильный ответ: 2 ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Функция народного искусства… Правильный ответ: семантическая. 2. Образы народного искусства, изображающие человеческие фигуры... Правильный ответ:зооморфные. 3. Промысел, в котором традиционно все игрушки, кроме «люботы» – свистульки… Правильный ответ:филимоновский. 4. Двухцветная северная роспись… Правильный ответ: мезенская. 5. Центр изготовления лаковой миниатюры… Правильный ответ: Палех. 6. Название камня, из которого сделана «Царица ваз»... Правильный ответ: Ревнёвская яшма. 7. Основатель камнерезного дела на Алтая... Правильный ответ: Демидов. 8. Нагрудное украшение в виде ленты из бисера... Правильный ответ: гайтан. 9. Ткачество, по внешнему виду напоминающее вышивку вперед иглой… Правильный ответ: закладное. 10. Плоское квадратное приспособление для ткачества поясов... Правильный ответ: дощечки. 11. Тканая узорная ткань в очень мелкую цветную клетку… Правильный ответ: пестрядь. 12. Центр золотошвейных промыслов... Правильный ответ: Торжок. 13. Способам получения узорной ткани отно¬сится при котором узор вырезался на деревянной доске и затем отпечатывался на ткань… Правильный ответ: набойка. 14. Приспособление для плетения кружев… Правильный ответ: коклюшки. 15. Не является центром традиционного кружевоплетения… Правильный ответ:Полхов Майдан. 16. Автор исследования «Народное искусство как часть культуры: теория и практика»… Правильный ответ:М.А. Некрасова. 17. Мастерица по бисероплетению, работы которой внесены в книгу «Художественные промыслы и ремёсла Алтайского края»… Правильный ответ: Н.Т. Дамер. 18. Барнаульский мастер резьбы по бересте... Правильный ответ: В.М. Романов. 19. Барнаульский мастер резьбы по дереву... Правильный ответ: С.Г. Мозговой. 20. Барнаульский мастер-гончар… Правильный ответ: В.В. Гычев. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Промежуточная аттестация студентов проводится в форме зачета по окончании изучения дисциплины. Зачет проводится в виде академического просмотра выполненных за семестр практических работ по рисунку. Все работы должны быть оформлены в паспарту, иметь этикетку с данными автора работы (ФИО, название № группы и ФИО преподавателя). При оценивании также учитываются результаты тестирования в течение семестра. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шокорова Л.В. | Художественные промыслы Западной Сибири: Учебное пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2014 г. | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Л. В. Шокорова | Обучение художественному ремеслу в Западной Сибири: история, проблемы, перспективы: монография | Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Шокорова Л. В. | Народное декоративно-прикладное искусство Алтая: Монография | Барнаул: Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2012 | elibrary.asu.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Шокорова Л. В. | Художественные промыслы Сибири: Метод. рекомендации | Изд-во АлтГу, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Традиционное искусство и современные художественные промыслы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока | www.bnr.narod.ru | ||
Э2 | Народные художественные промыслы | www.rukukla.ru | ||
Э3 | Народные промыслы России | www.ruspromysel.ru | ||
Э4 | Курс в Moodle «Художественные промыслы Сибири» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). 4. Виды ремесла. Виды народных промыслов - http://studbooks.net/1034204/kulturologiya/osnovnye_napravleniya_sohraneniya_promyslov 5. Традиционные ремесла России - https://sites.google.com/site/mirmasterov/tradicionnye-remesla-rossii 6. Народное искусство и этнография - http://www.rybmuseum.ru/ru/collections-all/local-history/24-obshchaya-rus/collections/223-folk-art-and-ethnographic-collections-more |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
см.приложение |