Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы |
Профиль | Арт-дизайн |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 54_03_02_Декоративно-прикладное искусство_Арт-дизайн-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | 18 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 10 | 10 | 18 | 18 |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 | 60 | 60 |
Сам. работа | 34 | 34 | 77 | 77 | 111 | 111 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 144 | 144 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой канд. искусствоведения, доц. Черняева И.В.
1.1. | Целью курса является создание у студента широких знаний в области практических навыков составления и выполнения композиции изделия декоративно-прикладного искусства и переработки данной композиции в проектирование изделия декоративно-прикладного искусства. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | Способен осуществлять линейно-конструктивное построение на основе академической живописи, навыков скульптора, приемов работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями |
ПК-1.1 | Знает основы линейно-конструкторского построения и академической живописи |
ПК-1.2 | Владеет навыками скульптора, приемами работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знать историю и теорию композиции; выразительные особенности различных изобразительных материалов и техник; исторический опыт развития художественной культуры; знает историю ДПИ и НП; теорию композиции и принципы формообразования в декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Умеет разрабатывать концепцию проекта изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; умеет проводить анализ аналогов. Сравнить отечественные и зарубежные образцы художественной продукции, давать оценку их эстетического уровня. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть умениями и навыками творческой работы в различных видах и жанрах изобразительного искусства; владеет методом отбора информации, необходимой на различных этапах проектирования изделий ДПИ и НП. Владеет визуальной культурой. Владеет владеет рисунком и умеет использовать рисунки в практике составления композиции и переработки их в направлении проектирования любого объекта; обладает навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Типология композиционных средств и их взаимодействие | ||||||
1.1. | Цвет в композиции. Цвет и цветовая гармония, композиция и цвет | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
1.2. | Выполнить упражнение на колористическую организацию орнаментальных форм композиции | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
1.3. | Цвет в формальной композиции | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
1.4. | Выполнить композицию на создание художественного образа живописными средствами | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
1.5. | Живописные ассоциации | Лекции | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
1.6. | Выполнить композицию на ассоциации, связанные с образом техники | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
1.7. | Лирика в композиции | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
1.8. | Выполнить композицию на создание образа, связанного с образом лирики | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
Раздел 2. Первичные графические элементы композиции и основные принципы ее организации | ||||||
2.1. | Графический дизайн и композиция | Практические | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.2. | Современные особенности восприятия. Ассоциативность элементов. Составить эскизы композиций из первичных графических элементов (точка, линия, пятно). | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.3. | Свойства и законы композиции (ритм, контраст, нюанс, пропорции, масштаб, тождество) | Лекции | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.4. | Разработка эскиза композиции с применением взаимосвязи закона доминанты через средство гармонизации художественной формы – композиционный центр, с принципами формирования «главного» в объектах проектирования | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.5. | Закон целостности | Практические | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.6. | Выполнить композицию на целостность композиционной структуры | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.7. | Закон равновесия | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.8. | Выполнить композицию на симметрию, статику, устойчивое равновесие | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.9. | Закон типизации | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.10. | Выполнить композицию на нюанс, тождество и ритм | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.11. | Закон контрастов | Практические | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.12. | Выполнить композиции на контраст визуального движения формы – статику и динамику плоскостей, упражнения на контраст цвета на плоскости и объёме, контрасты размера, массы, характера форм и т.д | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.13. | Виды пространственных форм | Практические | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.14. | Выполнение моно- и полицентрические композиции | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
Раздел 3. Первичные представления о знакообразовании | ||||||
3.1. | Понятие знака и виды знаков | Лекции | 4 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.2. | Выполнение композиции на разработку различных видов знака | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.3. | Стилизованный объект как иконический знак | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.4. | Выполнение композиции на создание знака-символа | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.5. | Формальное представление рекламного буклета (знак-индекс) | Сам. работа | 4 | 5 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.6. | Выполнение композиции на создание знака-индекса | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
Раздел 4. Стилизованный объект как иконический знак | ||||||
4.1. | Понятие стилизации. Стиль. Манера. Стилизация как процесс работы. | Практические | 4 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
4.2. | Изучение манеры стилизации известных художников | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
4.3. | Виды стилизации | Практические | 4 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
4.4. | Составление таблицы по видам стилизации | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
4.5. | Передача эмоционального состояния через растительные формы. | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
4.6. | Стилизация растительных элементов | Практические | 4 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
4.7. | Стилизация растений и животных. | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
4.8. | Стилизация животных | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
Раздел 5. Образная выразительность как основная задача композиции | ||||||
5.1. | Понятие образной выразительности. Средства выразительности | Лекции | 4 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
5.2. | Визуализация вербальной информации | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
5.3. | Создание композиции с использованием приемов художественной выразительности (изобразительно-выразительные средства): стилизация, трансформация, типизация, схематизация,агглютинация, и др. | Практические | 3 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
5.4. | Создание композиции с использование тропов в визуальных сообщениях:метафора, метонимия, гипербола, литота, сравнение, аллегория, олицетворение, ирония. | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
5.5. | Вариативность и дублирование образа как средство выразительности | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
5.6. | Создание композиции с использованием пиктограммы | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
Раздел 6. Пропедевтика изделий декоративно-прикладного искусства | ||||||
6.1. | Композиционная разработка геометрического орнамента | Практические | 4 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
6.2. | Композиционная разработка растительного орнамента | Лекции | 4 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
6.3. | Композиционная разработка зооморфного орнамента | Практические | 4 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
6.4. | Композиционная разработка комбинированного орнамента | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
Раздел 7. Формальное представление рекламного буклета по декоративно-прикладному искусству | ||||||
7.1. | Формальное представление рекламного буклета как упражнение на знак-индекс. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
7.2. | Изучение аналогов | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
7.3. | Композиционные принципы создания буклета. | Практические | 4 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
7.4. | Разработка эскизов буклета по декоративно-прикладному искусству. Конструкция складывания. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
7.5. | Средства выразительности в шрифтовой композиции | Практические | 4 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
7.6. | Взаимосвязь всех средств композиции в разработке буклета | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Пропедевтика – вводный ознакомительный учебный курс, изучающий: +азы композиции в области художественного творчества и дизайна основы цветоведения и колористики проектирование объектов дизайна вопросы организации проектной деятельности в производственных условиях 2. Какое понятие не характеризует композицию? +выполнение зарисовок, набросков, этюдов название учебной художественной дисциплины процесс работы над художественным образом результат изобразительной деятельности 3. В переводе с латинского языка «композиция» означает..? +сочинение, связь гармония, совпадение соразмерность, равновесие плоское изображение, объем 4. Что определяет понятие «композиция» в теоретическом аспекте? +объект научного исследования и художественная учебная дисциплина творческий процесс результат композиционной деятельности (произведение) художественная форма, образно-пластические средства 5. Что понимают под понятием «композиция» с точки зрения практики? +процесс создания художественного образа учебную художественную дисциплину работу с натуры копирование с образца 6. Что понимают под «художественной формой»? +средства композиционной выразительности оформление картины художественные материалы художественный образ 7. Основная цель раздела «Основы композиции» художественной дисциплины «Пропедевтика»: +выявить и использовать на практике способы гармоничного воплощения оригинального художественного образа средствами композиции в области дизайна научиться изображать объекты реальности с натуры овладеть оригинальными художественными техническими эффектами обучиться мастерству копирования с образцов 8. Что предполагает построение целого путём увязки его частей для достижения единого смысла и гармонии? +композиция стилизация типизация реконструкция 9. Виды композиции Плоская, плоскостная, объёмная или пространственная композиция – это наименования +видов композиционного формообразования видов изображения способов образной трактовки содержания произведения приемов достижения композиционного равновесия 10. Какое понятие не определяет вид композиции? +рельефная фронтальная объемная |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Стилизация и её применение в дизайне. 2. Графические средства выражения. 3. Рельеф. Скрытие и выявление формы (объёма). 4. Метафора и гипербола. Где и как они применяются? 5. Художественный образ и стилизация. 6. Принципы выполнения стилизаций: "характер", "настроение", "профессия". 7. Построение знака по модульной сетке. Знак индекс. 8. Иконический знак и особенности его выполнения. 9. Пластика, силуэт, ритм как средства выполнения иконических знаков. 10. Комбинаторные композиции. Раппорт. 11. Модульность в композициях. 12. Особенности выполнения розетки и бандероли. 13. Что такое фирменный блок? Принципы его выполнения. 14. Особенности выполнения фирменного стиля. 15. Состав фирменного стиля. 16. Брендбук и его предназначение. 17. Константы и носители фирменного стиля. 18. Особенности выполнения стилизаций в различных видах дизайна. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Оценочные средства промежуточной аттестации Перечень теоретических вопросов (для оценки знаний): 1. Специфика проектно-художественной деятельности дизайнера. 2. Определение симметрии и асимметрии, статики и динамики в композиции. 3. Ведущие сферы дизайнерского творчества. 4. Понятие центра композиции (геометрический центр, композиционный центр, сюжетный (смысловой) центр). 5. Сущность понятия "композиция". 6.Влияние композиционного центра на открытость/закрытость композиции. 7.Клаузура – концепция проекта. Специфика клаузурных проектов. 8.Понятие веса изобразительного элемента (вес, образованный цветом и созданный местоположением элемента). 9.Основные законы композиции (цельность, равновесие, соподчинение и равноценность элементов). 10. Композиционное равновесие: Понятие перцептивных сил. Направление - понятие верха и низа, значение правой и левой стороны в композиции изображения. 11. Средства выражения художественного образа. Общее понятие о форме, цвете, фактуре. 12. Основные композиционные оси, понятие бароцентра картины. 13. Форма как средство выражения художественного образа. 14. Понятие части и целого в композиции. 15. Цвет как средство выражения художественного образа. 16. Формообразование: визуальные понятия о трехмерном теле. 17. Фактура как средство выражения художественного образа. 18. Проблемы формообразования: Свойство прозрачности объекта (взаимное проникновение). 19. Три основных вида композиции (фронтальная, объемная, объемно- пространственная). 20. Средства гармонизации композиции (ритм, контраст, нюанс тождество, пропорции, масштаб). 21. Какие правила, приемы и средства композиции Вы знаете? 22. Понятие метра и ритма. 23. Сущность контрастных и нюансных отношений в композиции. 24. Основные законы восприятия формы (равновесие, целостность, выразительность). 25. Законы композиции (цельность, равновесие, соподчинение и равноценность элементов) 26. Свойства композиции: Симметрия и асимметрия. 27. Свойства композиции: Динамичность и статичность. 28. Необходимые условия узнаваемости образа. Ориентация предмета. 29. Понятие масштаба и пропорций. 30. Способы создания психологического и физического равновесия. 31. Правила группирования основных элементов (принцип группирования по размерам, подобия на основе формы, подобия цвета и света, подобия по расположению, подобия путем пространственной ориентации). 32. Охарактеризуйте принципиальное отличие уравновешенной композиции от неуравновешенной. 33. Каким образом форма предмета влияет на равновесие композиционного формата? 34. Проблемы формообразования: частичное совпадение или наложение («оверлэппинг») объектов. 35. Какова роль доминанты в композиции? 36. Какие пути стилизации природных форм возможны? 37. Понятие масштаба и масштабности. 38. Проблемы формообразования: взаимодействие глубины и плоскости. 39. С чего нужно начинать работу над стилизованной композицией? 40. Проблемы формообразования: динамика наклонного положения. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Казарина Т. Ю. | Пропедевтика: учебное пособие: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шокорова, Лариса Владимировна | Общие закономерности композиции в дизайн-образовании: учеб. пособие // ЭБС АлтГУ | Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Казарина Т. Ю. | Пропедевтика: практикум: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2016 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система «Университетская библиотека online» | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | Электронная библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э3 | Электронная библиотечная система учебной и научной литературы | www.Ibooks.ru | ||
Э4 | Электронная библиотека диссертаций (РГБ) | diss.rsl.ru | ||
Э5 | Эл. курс в системе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: 1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); 2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки 3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе; 4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации; 5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария. Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы: - наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы; - используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах. |