Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы |
Профиль | Арт-дизайн |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 54_03_02_Декоративно-прикладное искусство_Арт-дизайн-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 108 | 108 | 108 | 108 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой канд. искусств., доцент Ю.В. Кирюшина
1.1. | Цель данного курса – сформировать представление о природе декоративно-прикладного искусства, об его связи с народным искусством, которое соединяет в себе две функции: практическую и художественную. Показать, как произведения декоративно-прикладного искусства отражают жизнь общества, его вкусы, традиционные формы народного мастерства. Проследить взаимосвязь декоративно-прикладного искусства с живописью, графикой, скульптурой и архитектурой. Задачи: -развитие у студентов эстетической отзывчивости к произведениям искусства и умения понимать их художественный образ; -воспитание активного эстетического отношения к действительности; -понимание связи художественно-образных задач произведений с идеей и замыслом; -умение обобщать свои жизненные представления с учетом возможностей художественных средств; -знакомство с профессиями художников-прикладников, их творчеством и практической деятельностью. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-1 | Способен применять знания в области истории и теории искусств, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в своей профессиональной деятельности; рассматривать произведения искусства в широком культурно-историческом контексте в тесной связи с религиозными, философскими и эстетическими идеями конкретного исторического периода |
ОПК-1.1 | Знает этапы художественного освоения мира человеком; специфические средства выразительности, присущие различным видам искусства, в том числе декоративно-прикладному искусству и народным промыслам |
ОПК-1.2 | Умеет анализировать произведения искусства в культурно-историческом контексте; определять жанрово-стилевую специфику произведений искусства |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знает этапы художественного освоения мира человеком; специфические средства выразительности, присущие различным видам искусства, в том числе декоративно-прикладному искусству и народным промыслам. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Умеет анализировать произведения искусства в культурно-историческом контексте; определять жанрово-стилевую специфику произведений искусства. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Особенности художественного языка декоративно - прикладного искусства. | ||||||
1.1. | Основные виды декоративно - прикладного искусства, их специфика. Народные промыслы | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
1.2. | Описание и анализ произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
1.3. | Теоретические основы организации научно-исследовательской работы при создании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
1.4. | Основные виды декоративно - прикладного искусства, их специфика. Народные промыслы | Практические | 4 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
1.5. | Древнерусское декоративно-прикладное искусство | Лекции | 4 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
1.6. | Произведения декоративно-прикладного искусства и их роль в организации жизненной среды | Сам. работа | 4 | 28 | ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
Раздел 2. Основные этапы развития русского декоративно-прикладного искусства | ||||||
2.1. | Декоративно-прикладное искусство XVIII века | Лекции | 4 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
2.2. | Декоративно-прикладное искусство XIX века | Практические | 4 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
2.3. | Декоративно-прикладное искусство ХХ века | Сам. работа | 4 | 24 | ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
2.4. | Архетипические мотивы и композиции в орнаменте | Сам. работа | 4 | 26 | ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
2.5. | Архетипические мотивы и композиции в орнаменте | Практические | 4 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
2.6. | Традиционные ремесленные центры русского декоративно-прикладного искусства | Сам. работа | 4 | 14 | ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
2.7. | Декоративно-прикладное искусство Алтая | Сам. работа | 4 | 16 | ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам итемам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1915. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1 Способен применять знания в области истории и теории искусств, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в своей профессиональной деятельности; рассматривать произведения искусства в широком культурно-историческом контексте в тесной связи с религиозными, философскими и эстетическими идеями конкретного исторического периода. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. К какому виду орнамента относятся изображения элементов неба, солнца, звезд, облаков? а.Пейзажный б. Фантастический в. Астральный Ответ: астральный Вопрос 2. Что понимают под минимальной площадью повторяющегося рисунка, включающего мотивы и расстояния до соседнего мотива? а.Раппорт б. Орнамент в. Образ Ответ: Раппорт Вопрос 3. "Архетип" - это а. Первоначальный образ б. Замкнутая композиция в. принцип классификации орнаментальных мотивов Ответ: Первоначальный образ Вопрос 4. С каким базовым мотивом ассоциируется образ небесного совершенства – Бога, Неба, Солнца, луны, планеты в мировой орнаментике? а. Круг б. Древо жизни в. Плетенка Ответ: Круг Вопрос 5. Ка называется вид шитья, применявшийся в оформлении христианского культа и декоративном убранстве храмов? а. Лицевое б. Муравленое в. Декоративно-орнаментальное Ответ: Лицевое Вопрос 6. кто был первым мастером камнерезного искусства на Алтае? а. Виноградов б. Стрижков в. Бакланов Ответ: Бакланов Вопрос 7. Какое художественное производство было организовано в начале XIХ века в деревне Жостово? а. Роспись по металлу б. Ковроткачество в. Кружевоплетение Ответ: Роспись по металлу Вопрос 8. Кому из мастеров ювелирного искусства в 1885 г. Александр III поручил изготовить подарочное ювелирное пасхальное яйцо? а. Овчинникову б. Грачеву в. Фаберже Ответ: Фаберже Вопрос 9. Как называется один из самых древних видов росписи ткани, особенность которого заключается в том, что рисунок на ткани выполняется при помощи печати штампом? а. Аппикация б. Набойка в. Пэчворк Ответ: Набойка Вопрос 10. Кто основал завод Гусь-Хрустальный? а. Петр I б. Мальцев в. Фаберже Ответ: Мальцев Вопрос 11. Выбирете камень наиболее часто использовался в шитье металлическими нитями? а. Жемчуг б. Рубин в. Сапфир Ответ: Жемчуг Вопрос 12. Из какой породы камня изготовлена алтайская "Царица ваз"? а. Брекчия б. Малахит в. Зеленоволнистая яшма Ответ: Зеленоволнистая яшма Вопрос 13. Какой фарфоровый сервизиз, изготовленный в 1784 г. считается самым большим? а. Юсуповский б. Арабесковый в. Яхтинский Ответ: Арабесковый Вопрос 14. Как называется техника вырезания ажурного изображения, при которой в композиции активно используются и фигура, и остатки материала в виде фона, сохраняющие силуэт вырезанной фигуры? а. Декупаж б. Квилтинг в. Набойка Ответ: Декупаж Вопрос 15. Укажите вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани сейчас считается актуальным? а. Пэчворк б. Декупаж в. Оригами Ответ: Пэчворк ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Дизайн - это Ответ:деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности 2. Охарактеризуйте цель дизайна Ответ: гуманизация материального и информационного окружения человека, его гармонизация в соответствии с этическими и эстетическими нормами данной эпохи и данного культурного региона. 3. Охарактеризуйте каллинрафический орнамент. Ответ: Этот орнамент составляется из отельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. 4. Орнамент – узор, основанный на ____________элементов; предназначается для __________________различных предметов (утварь, одежда, оружие и т.д.) Ответ: повторе и чередовании составляющих; для украшения различных предметов. 5. Какие центры русского кружевоплетения складываются в первой четверти XIХ века? Ответ: Вологда, Елец, Торжок. 6. Какие центры лаковой миниатюры складываются в конце XIX века в России? Ответ: Мстёра, Палех, Холуй. 7. Какие поделочные камни обрабатывали на Локтевской шлифовальной фабрике? Ответ: Порфир, яшма, брекчия. 8. _______-____________ — разновидность художественного творчества, в котором результатом труда автора являются предметы, имеющие практическое назначение и/или предназначенные для украшения окружающего людей пространства. Ответ: декоративно-прикладное искусство. 9. Охарактеризуйте астральный орнамент Ответ: Утверждает культ неба. Основными элементами являются изображения неба, солнца, облаков, звезд. наиболее распрастранет в Японии и Китае. 10. _______ - древнейший сакральный знак, подчеркивающий идею центра, упорядочивающий пространство, определяя в нем направление связей и зависимостей, означающий ориентацию в пространстве, точку пересечения верха-низа, правого-левого. Ответ: крест. 11. Смысл закона __________ заключается в том, что для убедительного выражения сложного и разнообразного движения орнаментальных мотивов необходимо показать в композиции три фазы этого движения (три разных размера, три интервала между ними) и периодически их повторять. Ответ: трехкомпонентности. 12. Среди этих первоначальных символов на первое место, по мнению Л.М. Буткевич, следует поставить - ______, ________ и _________ три универсальнейшие формулы, на которых зиждется вся наша материальная культура. Ответ: круг, крест и квадрат. 13. ________ - это составление, построение, структура художественного произведеения, обусловленные его содержанием, характером и назначением. Ответ: композиция. 14. В аналитической психологии Карла Юнга ______________ представлен как изначальные врожденные психические структуры, обряды (мотивы), составляющие содержание, так называемого коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и других созданий фантазии, в том числе художественной. Ответ: архетип. 15. При каких условиях закон соподчинения в штучных композициях трансформируется в закон доминанты (господствующей идеи? Ответ: когда в композиции отчетливо выделяется один или несколько орнаментальных мотивов по размерам, форме, фактуре и цвету. 16. Что относится к выразительным средствам орнаментальной композиции? Ответ: точка, пятно, линия, цвет, фактура. 17. Вид живописи в основе, которой лежит принцип стилизации... Ответ: декоративная. 18. Элементы, благодаря которым мы зримо воспринимаем объемную форму, материал, пространственное положение предметов... Ответ: светотень, свет. 19. Основные цвета это… Ответ: красный, желтый, синий. 20. Какой художественный промысел в 1798 году купец П.И. Коробов основал в с. Данилково близ Москвы? Ответ: изделия из папье-маше с лаковой живописью. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ "Отлично" (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. "Хорошо" (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным прогаммным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. "Удовлетворительно" (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1915. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 20 заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кошаев В.Б. | Декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие | М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Миненко Л.В. | Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы Западной Сибири: учебное пособие: Учебная литература для ВУЗов | КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2006 г. | biblioclub.ru |
Л2.2 | Окладникова Е.А. | Традиционное декоративно-прикладное искусство стран западной Европы: Учебное пособие | СПб.: Издательский дом "Петрополис"// ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. | biblioclub.ru |
Л2.3 | Шауро Г.Ф., Малахова Л.О. | Народные художественные промыслы и декоративно - прикладное искусство: Учебное пособие | Минск: РИПО // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2015 г. | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Ткаченко А.В., Ткаченко Л.А. | История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства: Учебно-методический комплекс | Кемерово: КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Эрмитаж: история, дворцы, коллекции [Электронный ресурс]. - М. : ЗАО Интерсофт, 1999. | |||
Э2 | Санкт-Петербург: Мультимедийный альбом [Электронный ресурс] : альбом. - М. : Коминфо, 1997. - (Интерактивный мир. Мультимедийная коллекция ; Т. 1. - Исскуство и путешествия) | |||
Э3 | Русский музей [Электронный ресурс]: тексты, 1000 иллюстраций. - М. : БИЗНЕССОФТ. - (Электронная библиотека) | |||
Э4 | Московский Кремль: Путеводитель [Электронный ресурс]. - М. : Коминфо, [1997]. (Интерактивный мир. Мультимедийная коллекция ; Т. 1. -Искусство и путешествия) | |||
Э5 | История костюма и быта. Древний мир [Электронный ресурс]. - М. : АстраМедиа, 2007. | |||
Э6 | Курс в Moodle "История декоративно-прикладного искусства" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
См. Приложение |