МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Материаловедение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
ПрофильАрт-дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план54_03_02_Декоративно-прикладное искусство_Арт-дизайн-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Доцент, Нечаева А.С.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Материаловедение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1010)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2022 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2022 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина нацелена на подготовку бакалавров к:
– производственно-технической и проектной деятельности в области создания новых проектов,
– научно-исследовательской деятельности, связанной с выбором необходимых методов исследования, проведением экспериментальных исследований и анализом их результатов,
– самообучению и самосовершенствованию; умению нести ответственность за принятие своих решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
ПК-2.1 Умеет собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал
ПК-2.2 Владеет навыками проектирования изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Методы измерения параметров и свойств материалов;
технологические, эксплуатационные и гигиенические требования, предъявляемые к материалам;
особенности испытания материалов;
область применения, методы измерения параметров и свойств материалов;
технологические, эксплуатационные и гигиенические требования, предъявляемые к материалам;
особенности испытания материалов.
3.2.Уметь:
3.2.1.Осуществлять поиск и использование информации, необходимый для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития;
Использовать информационно­коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
Выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения в дизайн-проекте;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения в дизайн - проекте;
применять материалы с учетом их формообразующих свойств;
выполнять эталонные образцы объекта дизайна или его отдельные элементы в макете, материале.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Материалы для художественно-оформительских работ
1.1. Бумага и её свойства. Способы и виды печати на бумаге. Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
1.2. Создать два контрастных по значению коллажа. Первый парный коллаж: матовость / глянцевость. Второй парный коллаж: плотность бумаги Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
1.3. Виды картона, его назначение. Свойства и применение в дизайнерских проектах. Сам. работа 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
1.4. Виды и свойства материалов для росписи по ткани Сам. работа 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2
1.5. Виды и свойства материалов для графических и живописных работ. Сам. работа 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2
Раздел 2. Металлы
2.1. Виды металлов и его свойства. Применение металлических материалов в конструкциях. Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
2.2. Поиск примеров разных металлов в разных дизайнерских проектах (лестницы, козырьки, стойки для товаров, торговые полки). Сам. работа 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
2.3. Технология производства металлов Сам. работа 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2
2.4. Применение металлов в дизайнерской практике. Металлические конструкции в наружной рекламе. Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
Раздел 3. Полимерные материалы
3.1. Общие сведения о полимерных материалах Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
3.2. Применение полимерных материалов в дизайнерской практики. Экодизайн и биопластики. Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
3.3. Поликарбонат в дизайне. Интерьерные идеи для перегородок. Сам. работа 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2
3.4. Полимеры в мебельном дизайне Сам. работа 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2
3.5. Фасадные идеи с полимерным материалом. Виды стыков. Основы монтажа. Сам. работа 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2
3.6. Листовой пластик для вывесок и наружной рекламы Сам. работа 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
Раздел 4. Основные компоненты печатных красок
4.1. Красящие вещества. Связующие печатных красок. Лакокрасочные материалы. Функциональные добавки лакокрасочных материалов Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
4.2. Органические растворители Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
4.3. Масла Сам. работа 4 8 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
Раздел 5. Текстиль
5.1. Разновидности и свойства текстиля. Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
5.2. Области применения текстиля в дизайне. Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
5.3. Печатные свойства тканей. Сублимация, шелкография, термопереносы. Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
5.4. Виды футболок для печати. Сам. работа 4 8 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
Раздел 6. Материалы используемые в полиграфической продукции
6.1. Дерево, Метал, Пленки Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
6.2. Бумага, картон,пластик. Сам. работа 4 8 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
Раздел 7. Технология обработки материалов
7.1. Способы обработки материалов для создания конструкций Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
7.2. Особенности и виды нанесения рекламной графики Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
7.3. Термическая обработка материала Сам. работа 4 10 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
Раздел 8. Современные материалы в графическом дизайне
8.1. Эстетическое свойство материалов, цвет, фактура, форма. Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
8.2. Композиты: соединение несоединимого Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
8.3. Металлические конструкционные материалы Сам. работа 4 8 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
Раздел 9. Технологические процессы и опирации послепечатной обработки
9.1. Классификация отделочных работ Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
9.2. Фальцовка. Кругление блоков. Комплектовка блоков. Скрепление блоков Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
9.3. Разрезка и высекание. Резка с использованием одноножевой резальной машины. Характеристика резки рулонов и листов Сам. работа 4 10 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ: ПК-2: Способность собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Выбрать правильное определение: лен – это…

а) травянистое растение, дающее волокно из лубяной части стебля;

б) тонкий волосок, произрастающий самостоятельно;

в) волосяной покров животных;

г) тончайшие волокна, покрывающие семена растений.

2. Выбрать правильное определение: хлопок – это…

а) травянистое растение, дающее волокно из лубяной части стебля;

б) тонкий волосок, произрастающий самостоятельно;

в) волосяной покров животных;

г) тончайшие волокна, покрывающие семена растений.

3. Выбрать правильное определение: шерсть – это…

а) травянистое растение, дающее волокно из лубяной части стебля;

б) тонкий волосок, произрастающий самостоятельно;

в) волосяной покров животных;

г) тончайшие волокна, покрывающие семена растений.

4. Выбрать правильное определение: Раппортом называется…

а) система нитей, идущих поперек ткани;

б) повторяющийся рисунок ткацкого переплетения;

в) вид ткацкого переплетения;

г) название ткани.

5. Выбрать правильное определение: Отделка – это…

а) процесс обесцвечивания веществ, придающих волокнам их природную окраску;

б) процесс нанесения на ткань красящего состава;

в) ряд химических и физико-механических операций, предназначенных

для улучшения внешнего вида ткани;

г) способ прядения волокон.

6. Определить вид простого переплетения:

а) жаккардовое;

б) креповое;

в) мелкоузорчатое;

г) полотняное.

7. Выбрать правильное определение: Аппретирование – это…

а) обработка ткани паром для придания усадки;

б) пропитка ткани специальным составом для придания жесткости,

эластичности, блеска, упругости;

в) обработка ткани специальным составом для придания стандартной

ширины и разглаживания ткани;

г) влажно-тепловая обработка ткани.

8. Нанесение на белую или светлоокрашенную ткань цветного рисунка это –

а) прямая печать;

б) вытравная печать;

в) крашение ткани;

г) батик.

9. Выбрать сырье для получения искусственных волокон:

а) газ;

б) уголь;

в) древесина;

г) нефть.

10. Выбрать верное определение:

натуральными называются волока, которые –

а) получают путем синтеза (соединения) молекул простых веществ в более сложные;

б) получают из природного сырья, но обрабатываемого химическими веществами;

в) получают в природе в готовом виде;

г) получают из природного сырья, но в заводских условиях.

11. Выбрать верное определение:

химическими называются волокна, которые -

а) получают путем синтеза (соединения) молекул простых веществ в более сложные;

б) получают из природного сырья, но обрабатываемого химическими веществами;

в) получают в природе в готовом виде;

г) получают из природного сырья, но в заводских условиях.

12. Выбрать верное определение:

искусственными называются волокна, которые -

а) получают путем синтеза (соединения) молекул простых веществ в более сложные;

б) получают из природного сырья, но обрабатываемого химическими веществами;

в) получают в природе в готовом виде;

г) получают из природного сырья, но в заводских условиях.

13. Выбрать верное определение:

волокно это -

а) тонкое, гибкое, прочное тело, состоящее из нескольких элементарных волокон;

б) тонкое, гибкое, прочное тело, у которого длина во много раз больше толщины;

в) тонкое, гибкое, прочное тело, длина которого измеряется десятками и сотнями метров;

г) тонкое, гибкое, прочное тело, которое используется для получения ткани, пряжи, ниток.

14. Выбрать верное определение:

пряжей называется -

а) длинная нить, у которого длина во много раз больше толщины;

б) длинная нить, полученная из волокон взаимно перпендикулярных систем;

в) длинная нить, полученная из волокон короткой длины, путем скручивания;

г) длинная нить, полученная из нескольких элементарных волокон.

15. Выбрать верное определение:

ткань это -

а) текстильное изделие, полученное путем переплетения взаимно перпендикулярных систем нитей;

б) гибкое, прочное изделие, полученное на ткацком станке из пряжи или нити;

в) гибкое, прочное изделие, состоящее из петель, переплетающихся в продольном и поперечном направлениях;

г) текстильное изделие, полученное путем переплетения текстильных волокон.

16. Указать признаки, по которым классифицируется пряжа:

а) по крутке;

б) по рисунку;

в) по толщине;

г) по составу волокон.

17. Укажите свойства тканей относящиеся к технологическим:

а) прочность;

б) прорубаемость;

в) усадка;

г) осыпаемость.

18. Как называется рисунок на ткани, о котором можно рассказать:

а) сюжетный;

б) тематический;

в) беспредметный;

г) растительный.

19. Который из способов определения волокнистого состава ткани дает более точный результат:

а) органолептический;

б) лабораторный;

в) механический;

г) статический.

20. Выберите правильные признаки определения направления основной нити:

а) основа всегда направлена вдоль кромки;

б) основа всегда направлена поперек кромки;

в) основа всегда менее растяжима;

г) основа более растяжима.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ для проведения текущего контроля

1. Основные печатные свойства бумаги
2. Основные параметры бумаги. Плотность. Примеры.
3. Основные параметры бумаги. Форматы. Примеры.
4. Основные параметры бумаги. Фактура и глянцевость. Примеры.
5. Биговка, вырубка и тиснение бумаги. Примеры.
6. Определение баннерной ткани. Основное назначение.
7. Виды баннерной ткани. Характеристика каждого.
8. Плотность баннера. Отчего зависит деление по плотности и на что влияет.
9. Постпечатная обработка баннера. Примерные этапы монтажа.
10. Виды тканей для печати по их поверхности. Методы печати, их техника.
11. Dpi в изображениях. Категории dpi , характеристики.
12. Самоклеящаяся рекламная пленка. Виды по типу поверхности.
13. Oracal-641. Характеристика главной серии.
14. Монтажные плёнки. Специфика их работы в рекламе.
15. Листовой вспененный пластик ПВХ. Сфера его использования.
16. Листовой вспененный пластик ПВХ. Свойства и особенности.
17. Листовой вспененный пластик ПВХ. Способы нанесения изображения.
18. Сотовый (ячеистый) поликарбонат. Плюсы и минусы. Возможность применения в рекламных проектах.
19. Пластик ПЭТ. Применение в рекламных тарах. Характеристики.
20. Листовой пластик ПЭТ. Применение в рекламе.
21. Оргстекло, акрил. Свойства, сфера применения.
22. Оргстекло, акрил. Способы обработки и методы воздействия.
23. Стекло как самостоятельный материал. Возможные методы дизайнерских решений.
24. Металлы. Группы металлов, физические свойства.
25. Металлы. Техники формовки.
26. Металлы. Знаменитые скульптуры и предметы декоративно-прикладного искусства из видов данного материала.
27. Понятие «художественная обработка металла». Что в него входит.
28. Дерево. Возможные техники обработки и нанесения. Примеры дизайнерских решений.
29. Керамика. Свойства и применение в сфере современного дизайна.
30. Сублимация. Характеристика метода нанесения.
31. Постпечатная обработка бумаги. Биговка, высечка, ламинации.
32. Постпечатная обработка бумаги. Шелкография, фальцовка, скругление углов.
33. Флексопечать. Метод печати, плюсы и минусы данного типа.
34. Постпечатная обработка бумаги. Выборочное лакирование, горячее и холодное тиснение.
35. Основные виды тиснений. Блинтовое и конгрефное тиснение.
36. Фольгирование в полиграфии как альтернативный метод.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

Методика преподавания лекционной части курса дисциплины «материаловедение» строится на положениях концепции управления знаниями, то есть на необходимости формирования, обеспечения и регулирования комплекса и сочетания знаний, необходимых для реализации компетенций выпускника. Для проверки теоретических знаний предусмотрены вопросы для зачета. Зачет является заключительным этапом изучения дисциплины и имеет целью проверить теоретические знания обучаемых, их навыки и умение применять полученные знания при решении практических задач. Студенты допускаются к экзаменационной сессии только при условии защиты всех практических и самостоятельных работ, предусмотренных учебным планом по учебной дисциплине.
В зачетный билет включаются два теоретических вопроса и одно практическое задание. Для подготовки к ответу студенту отводится не более 20. По окончании ответа на вопросы билета преподаватель может задать дополнительные и уточняющие вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на экзамен.
Самостоятельная подготовка по дисциплине «материаловедение» решает задачи расширения и углубления знаний по основным разделам дисциплины, а также способствует привитию навыков в области подготовки отчетности о проделанной работе в ходе выполнения практических работ по изучаемой дисциплине.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дегтярев В.М., Затыльникова В.П. Инженерная и компьютерная графика: учеб. для вузов М.: Академия, 2010
Л1.2 Аббасов И.Б. Основы графического дизайна на компьютере в Photoshop CS3: Учебное пособие "ДМК Пресс"//"ЭБС Лань", 2009 e.lanbook.com
Л1.3 Миненко Л.В. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы в структуре традиционной культуры России и художественные промыслы Западной Сибири: Учебное пособие Кемерово: Кем ГУКИ //ЭБС "Университетская библиотека online", 2006 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мелехова К.А., Л.И. Нехвядович, Т.М. Степанская Русская художественная школа в диалоге культур ХХ века: монография Барнаул: ИП Колмогоров И.А.// ЭБС АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
Л2.2 Ванеян С.С. Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии : учебное пособие М.: Прогресс-Традиция //ЭБС "Унивесритетская библиотека он-лайн", 2010 biblioclub.ru
Л2.3 Григорьева, И.В. Компьютерная графика : Учебное пособие М. : Прометей// ЭБС «Университетская библиотека online», 2014, 2012 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 сост. Л.В.Шокорова Общее материаловедение: программа и методические рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ярмарка мастеров www.livemaster.ru
Э2 Лекции.org lektsii.org
Э3 Эл.курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.