МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Пропедевтика (введение в арт-дизайн)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
ПрофильАрт-дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план54_03_02_ДПИиНП(арт-диз)-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 78
самостоятельная работа 111
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 60 60 60 60
Сам. работа 111 111 111 111
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
Доц., Нечаева А.С.

Рецензент(ы):
канд. искусствоведения, доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Пропедевтика (введение в арт-дизайн)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 г. № 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. искусствоведения, доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой канд. искусствоведения, доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является создание у студента широких знаний в области практических навыков составления и выполнения композиции изделия декоративно-прикладного искусства и переработки данной композиции в проектирование изделия декоративно-прикладного искусства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью владеть рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и перерабатывать их в направлении проектирования любого объекта, иметь навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка
ОПК-2 способностью владеть основами академической живописи, приемами работы с цветом и цветовыми композициями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать историю и теорию композиции; выразительные особенности различных изобразительных материалов и техник; исторический опыт развития художественной культуры; знает историю ДПИ и НП; теорию композиции и принципы формообразования в декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет разрабатывать концепцию проекта изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; умеет проводить анализ аналогов. Сравнить отечественные и зарубежные образцы художественной продукции, давать оценку их эстетического уровня.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть умениями и навыками творческой работы в различных видах и жанрах изобразительного искусства; владеет методом отбора информации, необходимой на различных этапах проектирования изделий ДПИ и НП. Владеет визуальной культурой. Владеет владеет рисунком и умеет использовать рисунки в практике составления композиции и переработки их в направлении проектирования любого объекта; обладает навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Типология композиционных средств и их взаимодействие
1.1. Цвет в композиции. Цвет и цветовая гармония, композиция и цвет Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.2. Выполнить упражнение на колористическую организацию орнаментальных форм композиции Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.3. Цвет в формальной композиции Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.4. Выполнить композицию на создание художественного образа живописными средствами Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.5. Живописные ассоциации Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.6. Выполнить композицию на ассоциации, связанные с образом техники Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.7. Лирика в композиции Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.8. Выполнить композицию на создание образа, связанного с образом лирики Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 2. Первичные графические элементы композиции и основные принципы ее организации
2.1. Графический дизайн и композиция Практические 1 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.2. Современные особенности восприятия. Ассоциативность элементов. Составить эскизы композиций из первичных графических элементов (точка, линия, пятно). Сам. работа 1 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.3. Свойства и законы композиции (ритм, контраст, нюанс, пропорции, масштаб, тождество) Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.4. Разработка эскиза композиции с применением взаимосвязи закона доминанты через средство гармонизации художественной формы – композиционный центр, с принципами формирования «главного» в объектах проектирования Сам. работа 1 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.5. Закон целостности Практические 1 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.6. Выполнить композицию на целостность композиционной структуры Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.7. Закон равновесия Практические 1 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.8. Выполнить композицию на симметрию, статику, устойчивое равновесие Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.9. Закон типизации Практические 1 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.10. Выполнить композицию на нюанс, тождество и ритм Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.11. Закон контрастов Практические 1 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.12. Выполнить композиции на контраст визуального движения формы – статику и динамику плоскостей, упражнения на контраст цвета на плоскости и объёме, контрасты размера, массы, характера форм и т.д Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.13. Виды пространственных форм Практические 1 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.14. Выполнение моно- и полицентрические композиции Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 3. Первичные представления о знакообразовании
3.1. Понятие знака и виды знаков Лекции 1 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.2. Выполнение композиции на разработку различных видов знака Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.3. Стилизованный объект как иконический знак Сам. работа 1 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.4. Выполнение композиции на создание знака-символа Сам. работа 1 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.5. Формальное представление рекламного буклета (знак-индекс) Сам. работа 1 5 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.6. Выполнение композиции на создание знака-индекса Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 4. Стилизованный объект как иконический знак
4.1. Понятие стилизации. Стиль. Манера. Стилизация как процесс работы. Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.2. Изучение манеры стилизации известных художников Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.3. Виды стилизации Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.4. Составление таблицы по видам стилизации Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.5. Передача эмоционального состояния через растительные формы. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.6. Стилизация растительных элементов Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.7. Стилизация растений и животных. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.8. Стилизация животных Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 5. Образная выразительность как основная задача композиции
5.1. Понятие образной выразительности. Средства выразительности Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.2. Визуализация вербальной информации Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.3. Создание композиции с использованием приемов художественной выразительности (изобразительно-выразительные средства): стилизация, трансформация, типизация, схематизация,агглютинация, и др. Практические 1 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.4. Создание композиции с использование тропов в визуальных сообщениях:метафора, метонимия, гипербола, литота, сравнение, аллегория, олицетворение, ирония. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.5. Вариативность и дублирование образа как средство выразительности Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.6. Создание композиции с использованием пиктограммы Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 6. Пропедевтика изделий декоративно-прикладного искусства
6.1. Композиционная разработка геометрического орнамента Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
6.2. Композиционная разработка растительного орнамента Лекции 1 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
6.3. Композиционная разработка зооморфного орнамента Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
6.4. Композиционная разработка комбинированного орнамента Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 7. Формальное представление рекламного буклета по декоративно-прикладному искусству
7.1. Формальное представление рекламного буклета как упражнение на знак-индекс. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
7.2. Изучение аналогов Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
7.3. Композиционные принципы создания буклета. Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
7.4. Разработка эскизов буклета по декоративно-прикладному искусству. Конструкция складывания. Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
7.5. Средства выразительности в шрифтовой композиции Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
7.6. Взаимосвязь всех средств композиции в разработке буклета Сам. работа 1 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Пропедевтика – вводный ознакомительный учебный курс, изучающий:
+азы композиции в области художественного творчества и дизайна
основы цветоведения и колористики
проектирование объектов дизайна
вопросы организации проектной деятельности в производственных условиях

2. Какое понятие не характеризует композицию?
+выполнение зарисовок, набросков, этюдов
название учебной художественной дисциплины
процесс работы над художественным образом
результат изобразительной деятельности

3. В переводе с латинского языка «композиция» означает..?
+сочинение, связь
гармония, совпадение
соразмерность, равновесие
плоское изображение, объем

4. Что определяет понятие «композиция» в теоретическом аспекте?
+объект научного исследования и художественная учебная дисциплина
творческий процесс
результат композиционной деятельности (произведение)
художественная форма, образно-пластические средства

5. Что понимают под понятием «композиция» с точки зрения практики?
+процесс создания художественного образа
учебную художественную дисциплину
работу с натуры
копирование с образца

6. Что понимают под «художественной формой»?
+средства композиционной выразительности
оформление картины
художественные материалы
художественный образ

7. Основная цель раздела «Основы композиции» художественной дисциплины «Пропедевтика»:
+выявить и использовать на практике способы гармоничного воплощения оригинального художественного образа средствами композиции в области дизайна
научиться изображать объекты реальности с натуры
овладеть оригинальными художественными техническими эффектами
обучиться мастерству копирования с образцов

8. Что предполагает построение целого путём увязки его частей для достижения единого смысла и гармонии?
+композиция
стилизация
типизация
реконструкция

9. Виды композиции
Плоская, плоскостная, объёмная или пространственная композиция – это наименования
+видов композиционного формообразования
видов изображения
способов образной трактовки содержания произведения
приемов достижения композиционного равновесия

10. Какое понятие не определяет вид композиции?
+рельефная
фронтальная
объемная
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Стилизация и её применение в дизайне.
2. Графические средства выражения.
3. Рельеф. Скрытие и выявление формы (объёма).
4. Метафора и гипербола. Где и как они применяются?
5. Художественный образ и стилизация.
6. Принципы выполнения стилизаций: "характер", "настроение", "профессия".
7. Построение знака по модульной сетке. Знак индекс.
8. Иконический знак и особенности его выполнения.
9. Пластика, силуэт, ритм как средства выполнения иконических знаков.
10. Комбинаторные композиции. Раппорт.
11. Модульность в композициях.
12. Особенности выполнения розетки и бандероли.
13. Что такое фирменный блок? Принципы его выполнения.
14. Особенности выполнения фирменного стиля.
15. Состав фирменного стиля.
16. Брендбук и его предназначение.
17. Константы и носители фирменного стиля.
18. Особенности выполнения стилизаций в различных видах дизайна.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные средства промежуточной аттестации
Перечень теоретических вопросов (для оценки знаний):
1. Специфика проектно-художественной деятельности дизайнера.
2. Определение симметрии и асимметрии, статики и динамики в композиции.
3. Ведущие сферы дизайнерского творчества.
4. Понятие центра композиции (геометрический центр, композиционный центр, сюжетный (смысловой) центр).
5. Сущность понятия "композиция".
6.Влияние композиционного центра на открытость/закрытость композиции.
7.Клаузура – концепция проекта. Специфика клаузурных проектов.
8.Понятие веса изобразительного элемента (вес, образованный цветом и созданный
местоположением элемента).
9.Основные законы композиции (цельность, равновесие, соподчинение и равноценность элементов).
10. Композиционное равновесие: Понятие перцептивных сил. Направление - понятие
верха и низа, значение правой и левой стороны в композиции изображения.
11. Средства выражения художественного образа. Общее понятие о форме, цвете,
фактуре.
12. Основные композиционные оси, понятие бароцентра картины.
13. Форма как средство выражения художественного образа.
14. Понятие части и целого в композиции.
15. Цвет как средство выражения художественного образа.
16. Формообразование: визуальные понятия о трехмерном теле.
17. Фактура как средство выражения художественного образа.
18. Проблемы формообразования: Свойство прозрачности объекта (взаимное проникновение).
19. Три основных вида композиции (фронтальная, объемная, объемно- пространственная).
20. Средства гармонизации композиции (ритм, контраст, нюанс тождество, пропорции, масштаб).
21. Какие правила, приемы и средства композиции Вы знаете?
22. Понятие метра и ритма.
23. Сущность контрастных и нюансных отношений в композиции.
24. Основные законы восприятия формы (равновесие, целостность, выразительность).
25. Законы композиции (цельность, равновесие, соподчинение и равноценность элементов) 26. Свойства композиции: Симметрия и асимметрия.
27. Свойства композиции: Динамичность и статичность.
28. Необходимые условия узнаваемости образа. Ориентация предмета.
29. Понятие масштаба и пропорций.
30. Способы создания психологического и физического равновесия.
31. Правила группирования основных элементов (принцип группирования по размерам, подобия на основе формы, подобия цвета и света, подобия по расположению, подобия путем пространственной ориентации).
32. Охарактеризуйте принципиальное отличие уравновешенной композиции от неуравновешенной.
33. Каким образом форма предмета влияет на равновесие композиционного формата?
34. Проблемы формообразования: частичное совпадение или наложение («оверлэппинг») объектов.
35. Какова роль доминанты в композиции?
36. Какие пути стилизации природных форм возможны?
37. Понятие масштаба и масштабности.
38. Проблемы формообразования: взаимодействие глубины и плоскости.
39. С чего нужно начинать работу над стилизованной композицией?
40. Проблемы формообразования: динамика наклонного положения.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Казарина Т. Ю. Пропедевтика: учебное пособие: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шокорова, Лариса Владимировна Общие закономерности композиции в дизайн-образовании: учеб. пособие // ЭБС АлтГУ Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Казарина Т. Ю. Пропедевтика: практикум: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э2 Электронная библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 Электронная библиотечная система учебной и научной литературы www.Ibooks.ru
Э4 Электронная библиотека диссертаций (РГБ) diss.rsl.ru
Э5 Эл. курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.