МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Пластическая анатомия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
ПрофильАрт-дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план54_03_02_ДПИиНП(арт-диз)-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. иск., Гречнева Н. В.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Пластическая анатомия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 г. № 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 15.05.2022 г. № 6
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 15.05.2022 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ являются обучение студентов основным законам и принципам реалистической передачи объёмной трехмерной формы; развитие объёмно-пространственного видения и мышления как необходимых компонентов комплекса и свойств вузовской подготовки бакалавра – дизайнера.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью владеть рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и перерабатывать их в направлении проектирования любого объекта, иметь навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка
ПК-1 способностью владеть навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи, элементарными профессиональными навыками скульптора, современной шрифтовой культурой, приемами работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о строении человека изнутри: соединения костей между собой, законы костной связи и т.д.
о роли и значении освоения курса пластической анатомии для будущего специалиста - дизайнера.
3.2.Уметь:
3.2.1.Знает методы изучения пластической анатомии, строение, форму мышц человека; пропорции человеческого тела; каноны; возрастные половые различия строения внешних форм человеческого тела; теоретическое строение костных и мышечных основ человеческого тела.
Умеет использовать метод зарисовок, познания, описания, изучения для грамотного изображения строения головы и скелета человека. Строить голову и фигуру человека на основе пропорциональных соотношений деталей данных объектов и по объемно – пространственному решению.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Имеет навыки построения, как отдельных частей, так и всей фигуры человека. Имеет навыки конструктивно – структурного изображения живой формы – одной из главных принципов учебного рисунка; построения фигуры на основе скелета и обобщенных мышечных массивов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Учение о костях.
1.1. Введение. Анатомические термины. Общее понятие о скелете. Состав и функции, структура костей и их классификация. Состав и типы суставов. Соеденения костей. Лекции 3 1 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Расчётно - графические работы (строение скелета) Практические 3 8 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Расчётно - графические работы (строение суставов) Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.4. Скелет свободной нижней конечности – ноги. Суставы, движения и пластика нижней конечности Лекции 3 1 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.5. Расчётно - графические работы (строение ноги) Практические 3 4 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.6. Графические работы (строение суства ноги в движении) Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.7. Скелет плечевого пояса. Скелет свободной верхней конечности – руки. Суставы, движения и пластика плечевого пояса и руки Лекции 3 1 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.8. Расчётно - графические работы (строение сустава руки) Практические 3 4 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.9. Графические работы (строение суства руки в движении) Сам. работа 3 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.10. Кости черепа и их соеденение. Движение, пластика и построение головы Лекции 3 1 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.11. Расчётно - графические работы (строение черепа) Практические 3 8 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.12. Графические работы (черепа) Сам. работа 3 10 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Учение о мышцах.
2.1. Общее понятие о мышцах. Форма и функции мышц. Мышцы и мышечная система туовища. Мышцы туловища, таза, бедра, голени, стопы. Движение, пластика и построение ног и таза Лекции 3 1 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Расчётно - графические работы (мышцы ног и таза) Практические 3 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Графические работы (Мышцы бедра, голени, стопы) Сам. работа 3 5 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.4. Мышцы плечевого пояса. Мышцы руки. Движения, пластика и построение плечевого пояса и руки. Мышцы и пластика шеи. Пластика, движения и построение шеи с головой Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.5. Графические работы (мышцы руки) Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.6. Мышцы головы, её детали и пластическая анатомия органов чувств Лекции 3 1 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.7. Расчётно - графические работы (мышцы головы) Практические 3 4 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.8. Графические работы (мышцы головы в движении, мимические мышцы) Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.9. Расчётно - графические работы (пропорции фигуры человека) Практические 3 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.10. Центр тяжести и равновесие. Пропорции тела. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.11. Графические работы (зарисовки фигуры человека) Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн–курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Использование информационных технологий при разработке новых изделий текстильной и легкой промышленности
Примеры заданий закрытого типа:
Вопрос 1
Информация это ….. ?
А) Сведения о фактах, концепциях, объектах, событиях
Б) Народный эпос
Ответ А
Вопрос 2
Что такое «Информационная культура» ?
А) Это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки ПК
Б) Это уважительное отношение к другому человеку
Ответ А
Вопрос 3
Что такое «информационные данные» ?
А) Это обработанная информация
Б) Это связанные элементы костюма
Ответ А
Вопрос 4
Что является важной характеристикой информации?
А) Контекст
Б) Структура
Ответ Б
Вопрос 5
Что такое информационные технологии?
А) Это совокупность методов и программно - технических средств
Б) Это компьютерный документооборот
Ответ А
Вопрос 6
Информационные системы необходимы для ?
А) Выполнения заданий
Б) Для сбора информации
Ответ Б
Вопрос 7
Информационные системы необходимы для ?
А) Передачи информации
Б) Для красивого оформления
Ответ А
Вопрос 8
Самая важная часть компьютера?
А ) Системный блок
Б) Мышь
Вопрос 9
Что является основной единицей информации в текстовом поиске?
А) Документ
Б) Клавиатура
Вопрос 10
Что такое «банк данных» ?
А) Платежная система
Б) Современная организация хранения и доступа к информации
Ответ Б
Вопрос 11
Используют ли современные дизайнеры по костюму 3Д проектирование?
А) Да, используют
Б) Нет, не используют
Ответ А
Вопрос 12
Могут ли использовать при создании одежды энергию солнца?
А) Да
Б) Нет
Ответ А
Вопрос 13
Используют ли дизайнеры одежды технологии искусственного интеллекта?
А) Нет, не используют
Б) Да, используют
Ответ Б
Вопрос 14
Влияют ли социальные сети на индустрию моды?
А) Очень влияют
Б) Не влияют
Ответ А
Вопрос 15
Какое влияние оказывают интернет –технологии на индустрию моды?
А) Оказывают существенное влияние
Б) Не оказывают влияние
Ответ А
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Вопросы открытого типа
Вопрос 1
Информационные данные это - обработанная информация
А ) Верно
Б) Не верно
Ответ А
Вопрос 2
Возможно ли восстановить стертую информацию на дискете?
А) возможно всегда
Б ) возможно, но не всегда
Ответ Б
Целенаправленная работа с информацией называется
А) Информационная культура
Б) Информационные услуги
Ответ а
Вопрос 3
В современном дизайне костюма применяют ….. технологии
А) инновационные
Б) традиционные
Ответ а
Вопрос 4
На современную модную индустрию существенное влияние оказывают ….. технологии
А) космические
Б) интернет
Ответ б
Вопрос 5
Современные дизайнеры одежды используют …. проектирование
А) 6 Р
Б) 3D
Ответ б
Вопрос 6
Системный …. является важной частью компьютера
А) Блок
Б) Кризис
Ответ а
Вопрос 7
Для сбора и систематизации информации необходимы ….. системы
А) костные
Б) информационные
Ответ б
Вопрос 8
В современном дизайне костюма существует понятие «…. одежда»
А) Умная
Б) Глупая
Ответ а
Вопрос 9
Сведения о фактах, концепциях, объектах, событиях называются ….
А) Информация
Б) Технология
Ответ а
Вопрос 10
ЭИС – это
А) экономические информационные системы
Б) экономические информационные свойства
Ответ а
Вопрос 11
Информационные технологии включают в себя ….
А) сбор и обработку информации
Б) удаление данных
Ответ а
Вопрос 13
В современной текстильной промышленности используют …..
А) инновационные технологии
Б) молекулярные формы
Ответ а
Вопрос 14
В понятие «информационная безопасность» входит….
А) независимость информации
Б) защита персональных данных
Ответ Б
Вопрос 15
Дизайнеры по костюму используют возможности …. графики
А) растровой
Б) офсетной
Ответ А
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Разработка художественных проектов изделий с учетом конструктивно-технологических, эстетических, стилистических, экономических параметров
Примеры заданий закрытого типа:
Вопрос 1. Какое из определений является неверным?
А) Позвоночник человека выполняет опорную функцию
Б) Позвоночник человека выполняет двигательную функцию
В) Позвоночник человека выполняет иммунную функцию
Ответ В
Вопрос 2. Выберите два верных ответа:
А) Затылочная кость является частью черепа человека
Б) Подвздошная кость является частью позвоночника
В) Позвоночник человека выполняет опорную функцию
ОТВЕТ: а,в

Вопрос 3. Выберите два правильных ответа:
А) кости скелета выполняют опорную функцию
Б) кости скелета выполняют функцию движения
В) кости скелета выполняют дыхательную функцию
ОТВЕТ: а, б

Вопрос 4. В каких отделах позвоночного столба сформирован кифоз?
А) Шейном
Б) Поясничном
В) Грудном
Д) Крестцовом
ОТВЕТ: в, Д

Вопрос 5. Выберите один верный ответ:
А)Внутри трубчатых костей находится костномозговая полость
Б)Внутри трубчатых костей находится жидкость

ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Выберите один верный ответ:
А)Трубчатые кости могут быть длинными и короткими
Б) Трубчатые кости могут быть только короткими

ОТВЕТ: а

Вопрос 7. Выберите два верных ответа:
А)Плечевой сустав является шаровидным
Б)Локтевой сустав является шаровидным
В)Тазобедренный сустав является шаровидным
ОТВЕТ: а, в

Вопрос 8. Выберите два верных ответа:
А) межу собой соединены неподвижно лобная и височная кости
Б) между собой соединены неподвижно локтевая и плечевая кости
В) между собой соединены неподвижно теменные и затылочная кости
ОТВЕТ: а, в

Вопрос 9. Выберите верный ответ:
А) Первый шейный позвонок называется Геракл
Б) Первый шейный позвонок называется Атлант

ОТВЕТ: б

Вопрос 10. Выберите два верных ответа:
А) яремная впадина находится на грудине
Б) у человека 12 пар ребер
В) у человека 9 органов чувств
ОТВЕТ: а, б

Вопрос 11. Выберите один верный ответ:
А) Самыми большими мышцами у человека являются ягодичные мышцы
Б) Самые большие мышцы у человека – икроножные мышцы

ОТВЕТ: а

Вопрос 12. Выберите один верный ответ:
А) Самая длинная кость в теле человека – малая берцовая кость
Б) Самая длинная кость в теле человека – бедренная кость

ОТВЕТ: б

Вопрос 13. Выберите один верный ответ:
А) В черепе человека есть подвижные кости
Б) В черепе человека нет подвижных костей

ОТВЕТ: а

Вопрос 14. Выберите один верный ответ:
А) Позвоночник человека состоит из 33-35 позвонков
Б) Позвоночник человека состоит из 20 -23 позвонков

ОТВЕТ: а

Вопрос 15. Выберите один верный ответ:
А)Верхний отдел позвоночника называется копчиковый
Б) Верхний отдел позвоночника называется грудной
В) Верхний отдел позвоночника называется шейный
ОТВЕТ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Основное назначение изучения пластической анатомии для художников по костюму:

Ответ Изображение человека – одна из главных задач художника по костюму. Пластическая анатомия – это наука искусственного разделения целого тела на отдельные части для того, чтобы выяснить их положение, очертание, структуру и функции.
Вопрос 2. Как различают кости по внешней форме?
Ответ: По внешней форме различают кости длинные, короткие, плоские и смешанные.
Вопрос 3. Скелет верхних конечностей состоит из каких костей?
Ответ: Скелет верхнее конечности состоит из плечевой кости, лучевой кости, локтевой кости, запястья, пястья и фаланг пальцев.
Вопрос 4. Скелет нижних конечностей состоит из каких костей?
Ответ: Скелет нижней конечности состоит из бедренной кости, надколенника, костей голени (большеберцовой и малоберцовой) и костей стопы.
Вопрос 5. Из каких костей состоит лицевая часть черепа?
Ответ: лицевая часть черепа состоит из лобной кости, височных, скуловых, костей носа, нижней челюсти и верхней челюсти.
Вопрос 6. Из каких костей состоит мозговая часть черепа?
Ответ: состоит из 8 костей ; парные теменные кости , затылочная кость, парные височные кости, решетчатая кость, лобная кость, клиновидная кость
Вопрос 7. Для чего на передней поверхности костей скелета имеются выступы и шероховатости?
Ответ : для крепления мышц
Вопрос 8. Движение в каких суставах влияет на пластику верхних конечностей?
Ответ : в плечевом суставе, локтевом суставе и лучезапястном суставе
Вопрос 9. Движение в каких суставах влияет на пластику нижних конечностей?
Ответ: в коленном суставе, тазобедренном суставе
Вопрос 10. Способны ли мышцы сокращаться?
Ответ: да, способны
Вопрос 11. Какие поверхностные мышцы образуют форму спины?
Ответ: широчайшая мышца спины, трапециевидная мышца
Вопрос 12. Какие поверхностные мышцы образуют форму плеча и предплечья?
Ответ; двуглавая мышца плеча, трехглавая мышца плеча
Вопрос 13. Какие поверхностные мышцы образуют форму груди?
Ответ : большая грудная мышца
Вопрос 14. Какие мышцы образуют форму бедра?
Ответ: четырехглавая мышца, портняжная мышца, подвздошная мышца
Вопрос 15. Что такое пропорции человеческого тела?
Ответ : это соотношение размеров разных частей тела человека (например, размер головы и туловища)
ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета или экзамена(для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера (графический рисунок).

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Понятие о скелете человека
2. Позвоночник ( строение и функции)
3. Грудная клетка (стороение)
4. Строение таза
5. Строение верхней конечности
6. Строение нижней конечности
7. Строение череп
8. Взаимосвязь тела, позвоночника, грудной клетки.
9. Таз – центральное звено построения фигуры.
10. Бедренная кость, её рельеф на модели.

11. Кости голени и их рельеф
12. Пронация и супинация стопы.
13. Запястье, пясть, фаланги пальцев.
14. Рельеф запястья; гороховидная кость, лучевое возвышение запястья; рельеф пястья.
15. Движения в локтевом суставе, супинация и пронация

16. Лопатка и ключица
17. Суставы плечевого пояса, ярёмная впадина.
18. Понятие о плечевом поясе. Плечевая кость, её рельеф на модели, плечевой сустав.
19. Локтевая и лучевая кости, их рельеф на модели.
20. Локтевой сустав. Соединения между костями предплечья.
21. Пронация и супинация руки.
22. . Череп лицевой.
23. Кости черепа: затылочная, височная, теменная, лобная, скуловая, верхнее-челюстная, нижняя челюсть.

24. Методика построения черепа; «крестовина» и др. основные координаты построения черепа.
25. Возрастные и половые особенности черепа.
26. Передние мышцы голени
27. Малоберцовые мышцы.
28. Три мышечных массива бедра.
29. Мышцы плеча
30. Трапецевидная мышца.
31. Грудино – ключично – сосцевидная мышца.
32. Основные принципы построения шеи с головой вверх от ярёмной впадины, от седьмого шейного позвонка и плечевого пояса и обратно.
33. Мышцы жевательные и мышцы мимическиеи т.д.
ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Выполнить набросок лицевой части черепа. Материалы: Бумага формат А4, графитный карандаш
2. Выполнить рисунок позвоночника. Материалы: Бумага формат А4, графитный карандаш

3. Выполнить рисунок грудной клетки.
Материалы: Бумага формат А4, графитный карандаш

4. Выполнить рисунок костей таза. Материалы: Бумага формат А4, графитный карандаш

5. Выполнить рисунок верхней конечности. Материалы: Бумага формат А4, графитный карандаш

6. Выполнить рисунок ключицы. Материалы: Бумага формат А4, графитный карандаш

7. Выполнить рисунок лопатки. Материалы: Бумага формат А4, графитный карандаш

8. Выполнить рисунок нижней конечности. Материалы: Бумага формат А4, графитный карандаш

9. Выполнить рисунок кисти. Материалы: Бумага формат А4, графитный карандаш

10. Выполнить рисунок стопы. Материалы: Бумага формат А4, графитный карандаш

11. Выполнить рисунок скелета человека. Материалы: Бумага формат А4, графитный карандаш

12. Выполнить рисунок мышц туловища. Материалы: Бумага формат А4, графитный карандаш

13. Выполнить рисунок мышц спины. Материалы: Бумага формат А4, графитный карандаш


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, нарисовал предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Нарисовал предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в рисунках практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Рисунки практических заданий не выполнены. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гречнева Н. В. Рисунок: программа для студентов очной формы обучения, спец.: "Художественное проектирование костюма" – 071501.65 Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Гордон; [пер. с англ. Е. Зайцевой]. Рисунок: техника рисования фигуры человека в движении: Классическая библиотека художника М. : ЭКСМО //"ЭБС" Университетская библиотека он - лайн", , 2002 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.leo-life.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=364:sostav-akv&catid=57:mat-akvarel&Itemid=95
Э2 http://www.perfectart.ru/article/tehnika-zivopisi-akvarel.html
Э3 Курс в Moodle "Пластическая анатомия" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
27Д класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой
25Д склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с оборудованием и инструментами

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основными этапами практического занятия являются:
- проверка знаний студентов
– их теоретической подготовленности к занятию
- инструктаж, проводимый преподавателем;
- выполнение заданий, работ, упражнений, решение задач;
- последующий анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.
В результате выполнения практических заданий обучающийся должен знать:
-Понятия пластической анатомии.
-Сведения из истории пластической анатомии.
В результате выполнения практических заданий обучающийся должен уметь:
-Выполнять изображение фигуры человека (при выполнении рисунков,)
Практические задания, сопровождающиеся указаниями для их выполнения.
Критерии оценки выполнения работ и степени овладения студентами запланированных умений (освоенных компетенций).
Критерии оценки выполненных заданий и степени овладения запланированных умений:
1.Соблюдение последовательности ведения работы.
2.Аккуратное, грамотное исполнение.
3.Время исполнения
4.Устный ответ, письменный ответ