МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и история дизайна

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
ПрофильАрт-дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план54_03_02_ДПИиНП(арт-диз)-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор искусствоведения, Профессор, А.Л. Усанова

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, Дир. инст., Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Теория и история дизайна

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 г. № 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. искусствоведения, доц. И.В. Черняева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой канд. искусствоведения, доц. И.В. Черняева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – сформировать у студентов целостное представление об этапах развития предметной среды и особенностях данного процесса в различные исторические эпохи.
Задачи курса:
- развитие у студентов навыка стилистического анализа предметной среды различных культур и исторических эпох,
- формирование основ теоретических знаний о дизайне как художественно-практической деятельности в культурно-историческом контексте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- этапы и процессы формирования предметной среды в различные эпохи, а также особенности бытования различных видов дизайна в современном постиндустриальном обществе;
3.2.Уметь:
3.2.1.- выявлять определяющие черты и особенности формирования предметной среды в различные исторические эпохи;
- распознавать формообразующие тенденции предметного мира в определенный культурно - исторический период;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- применять полученные знания и навыки в процессе практической и исследовательской деятельности при подготовке к участию в студенческих конференциях, выставочных проектов и самостоятельных формах работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Введение. Область дизайна как вида художественно-творческой деятельности. Основные понятия и разделы дизайна. Истоки и движущие силы развития дизайна. Место дизайна в синтезе искусств Лекции 8 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. История формирования предметной среды в доиндустриальную эпоху
2.1. История формирования предметной среды в доиндустриальную эпоху Лекции 8 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.2. Подготовка конспекта: Особенности формирования архитектурнопространственной среды: ордерная система культового зодчества, общественная и жилая архитектура. Сам. работа 8 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.3. Формирование среды в эпоху ремесленного производства древних цивилизаций. Понятие вещи как объекта дизайна Практические 8 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.4. Подготовка конспекта: Синтез функционального и эстетического в предметной среде Древнего Рима Сам. работа 8 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.5. Подготовка конспекта: Принципы и средства формирования материальной культуры и стиля готики. Изучить конструктивную систему, строительное мастерство и христианскую символику готического собора. Проанализировать элементы формообразования городской среды. Выявить особенности интерьеров гражданского зодчества. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 8 4 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.6. Духовно-материальная культура эпохи Средневековья Практические 8 8 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.7. Изучить теоретическое наследие Альберти, проектное наследие Леонардо да Винчи Сам. работа 8 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.8. Промышленная революция в Европе. Научно – технические открытия и изобретения конца XVII – начала XIX. Техника как искусство. Первые всемирные промышленные выставки Сам. работа 8 4 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.9. Научная революция ХУП в.: механическая картина мира, прикладное значение открытий, предпосылки перехода от мануфактурного к машинному производству Сам. работа 8 4 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.10. Ремесленное производство и особенности развития материальной культуры в России Сам. работа 8 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.11. Особенности промышленного развития России и проблемы художественно-промышленного образования. Россия в международных промышленных выставках Сам. работа 8 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
Раздел 3. Предпосылки возникновения и становления дизайна ХIХ-начало ХХ вв.
3.1. Промышленный переворот XIX века. Эстетические принципы промышленного формообразования. 1-я Всемирная промышленная выставка Сам. работа 8 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
3.2. Теоретические концепции дизайна. Машиноборческие идеи в художественной культуре Англии (Д. Рескин). Социально-эстетические идеи У. Морриса. Теории о всеобщем синтезе форм материальной и художественной культур. Эстетика техники Г. Земпера. Формообразование машин: идеи слияния искусства и техники (Ф. Рело) Сам. работа 8 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
3.3. Первые теории дизайна. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 8 4 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
3.4. Составление конспекта: Роль движения за связь искусства и ремесел в Англии. Эстетика рациональной формы. Зарождение рационального мышления, основанного на практическом знании закономерностей формообразования. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 8 4 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
Раздел 4. Развитие дизайна в первой половине ХХ века
4.1. Германия – экспериментально – практический центр мирового дизайна начала ХХ века Сам. работа 8 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
4.2. Подготовка конспекта: Теория и практика Баухауза и ВХУТЕМАСа Сам. работа 8 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
4.3. Наследие Баухауза и современный дизайн Сам. работа 8 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
4.4. Особенности развития предметно-художественного творчества в Советской России 10-20-х годов Практические 8 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
4.5. Основные направления развития европейского и американского дизайна Лекции 8 4 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
4.6. Стилистические направления в дизайне 20-30-х годов. Интернациональный стиль. Арт-Деко Сам. работа 8 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
Раздел 5. Развитие дизайна во второй половине ХХ – начале ХХI вв.
5.1. Развитие дизайна в XX веке. Ведущие мировые школы дизайна и их особенности Сам. работа 8 6 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
5.2. Дизайн в странах Западной Европы. Сам. работа 8 4 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
5.3. Особенности скандинавского дизайна (А. Аалто, З. Арнио). Сам. работа 8 5 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
5.4. Феномен японского дизайна Практические 8 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
5.5. Дизайн в Советском Союзе в 60-90-е годы XX века: метод художественного конструирования в деятельности ВНИИТЭ и отраслевых СХКБ. Экспериментальные дизайнерские практики в рамках метода «художественное проектирование»(опыт Сенежской студии и др.) Лекции 8 10 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
Раздел 6. Теоретические основания дизайна
6.1. Дизайн как проектная деятельность. Специфика, методы и этапы дизайнерского проектирования. Изучение аналогов. Проектный анализ (исследование исходной ситуации), синтез - проектирование. Сам. работа 8 6 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
6.2. Актуальные проблемы современного этапа развития дизайна Практические 8 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
6.3. Проблемы соотношения дизайнерской деятельности с другими видами искусства, в исследованиях конца ХХ века Сам. работа 8 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
6.4. Новые формы дизайна в условиях постиндустриального общества. Веб-дизайн. Виртуальный дизайн Практические 8 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
6.5. Подготовка к практическому занятию. Особенности определения дизайна как художественно-практической деятельности в английской теории искусства середины ХХ века Сам. работа 8 5 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
6.6. Современные формы дизайнерской деятельности Сам. работа 8 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1910

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3

Способностью собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Дизайн - это...
А. Предметы быта, кухонная утварь;
Б. Проектирование объектов и предметов интерьера и экстерьера;
В. Приготовление блюд к праздничному столу.

2. Единство и целостность формы художественного произведения, важнейший фактор выразительности
А.Дизайн;
Б. Графика;
В. Композиция.

3. В каком документе указывается последовательность изготовления изделия
А.На чертеже;
Б. На макете;
В. На технологической карте.

4. Стилизация - это...
А.Упрощенность форм;
Б. Превращение реалистичного в декоративное;
В. Детализированность изображения.

5. Процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта
А. Моделирование;
Б. Проектирование;
В. Зонирование.

6. Целью дизайна является
А.Создание предметной среды, которая удовлетворяет материальные и духовные потребности человека;
Б. Создание дизайн-проекта в установленный срок по конъюнктурной цене;
В.Создание уникального образа, который не с чем сравнивать и можно выгодно реализовывать;
Г. Создание футуристического образа, применение которого становится понятным спустя время.

7. Что относится к основным принципам конструирования
А. Прочность, надёжность, экономичность;
Б. Материал, размер, вес;
В. Форма, назначение, цена.

8. Легкий, элегантный стул для женщин, созданный в Др. Греции в V в. до н.э. имел название:
А. Дощатый стул;
Б. Стул- клисмос;
В. Плетеная мебель.

9. Какому стилю принадлежат такие отличительные черты, как монументальность, лаконичность, облицовка стен мрамором, мощная колоннада, множество статуй и светлые тона
А. Ренессанс;
Б. Античная архитектура;
В. Барокко.

10. Расцвет городского средневекового ремесла в Европе наступил
А. В конце Х века;
Б. В конце ХII века;
В. Конец ХI века.

11. Готический стиль впервые появился во Франции в 1200-х гг. и просуществовал
А. Более 600 лет;
Б. Менее 100 лет;
В. Более 300 лет.

12. Выпуклая фигура, выступающая более чем наполовину, разновидность скульптурного выпуклого рельефа
А. Контррельеф;
Б. Барельеф;
В. Горельеф.

13. Укажите цели художественного конструирования
А. Создание промышленных изделий, которые будут максимально соответствовать условиям эксплуатации;
Б. Создание изделий, которые будут иметь гармонически целостную форму;
В. Создание среды, в которой будет развиваться искусство.

14. Конструирование – это…
А. Процесс составления чертежей, которые несут информацию о внешних качествах предмета;
Б. Создание конкретной, однозначной конструкции изделия, проработка схем;
В. Поиск научно-обоснованных, технически осуществимых и экономически целесообразных инженерных решений.

15. Синтез эстетического и функционального, красоты и пользы с учетом фактора человека
А. Санкретизм;
Б. Сикнетизм;
В. Синкретизм.

Правильный ответ:
1-Б; 2-В; 3- В; 4- А; 5-Б; 6- А; 7-А; 8-Б; 9-Б; 10-Б; 11-В; 12-В; 13-А, Б; 14-Б; 15- В.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Деятельность по созданию и проектированию, целью которой является определение формальных качеств объектов, производимых промышленностью – дизайн.
2. Какому периоду принадлежат такие отличительные черты, как монументальность, лаконичность, облицовка стен мрамором, мощная колоннада, множество статуй и светлые тона – античному.
3. В 10 — 20-х гг. ХIХ в. в Европе произошел переход мануфактурного и ремесленного производства к крупному промышленному массовому. И первой страной, ставшей на путь машинной индустрии, была Великобритания.
4. Готический стиль впервые появился во Франции в 1200-х гг. и просуществовал 300 лет.
5. Складной табурет на Х-образной опоре был произведен в Др. Египте.
6. Легкий, элегантный стул для женщин, созданный в Др. Греции в V в. до н.э. имел название Клисмос.
7. Пионер дизайна художник Генри Колл изобрел термин «художественная промышленность» в 1845гг.
8. Расцвет городского ремесла в Европе средневековья выпадает на конец ХII века.
9. Первые мануфактуры возниклив ХIV в. в Италии.
10. Процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта – проектирование.
11. Отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло), а также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий присущи стилю модерн.
12. Фламандец, крупнейший мастер-мебельщик Андре Шарль Буль (1642-1732) стал инкрустировать в технике «пике».
13. Первая «Великая выставка изделий промышленности всех наций» была проведена в 1851 г. в Лондоне.
14. Какой стиль подразумевает консерватизм и уважение к традициям, рациональность мышления, прагматизм, сдержанность и чувство меры, строгость во всем – английский стиль
15. В каком документе указывается последовательность изготовления изделия – в технологической карте.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет - 20.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Захарченко, Т.Ю. История дизайна, науки и техники в 4-х частях. Ч.1: учеб. пособие Москва : ФЛИНТА// ЭБС "Лань", 2014 e.lanbook.com
Л1.2 Сложеникина, Н.С. Основные этапы истории российского и зарубежного дизайна: учеб. пособие Москва : ФЛИНТА//ЭБС " Лань", 2014 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Усанова, Алла Леонидовна Основы композиции в дизайне: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
Л2.2 Костина, Н.Г. Фирменный стиль и дизайн: учебное пособие Кемерово : КемГУ,ЭБС Лань, 2014 https://e.lanbook.com/book/93556.
Л2.3 Жданова, Н.С. Методика обучения учащихся основам дизайна : учебное пособие Москва : ФЛИНТА, ЭБС Лань, 2015 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. История и теория дизайна: программа и метод. рекомендации для студентов дневной формы обучения Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Теория и история дизайна lib.vvsu.ru
Э2 Теория и история дизайна . http://stvservice.ru/teorij_dizaina.html
Э3 Теория и история дизайна rosdesign.com
Э4 Теория и история дизайна design-theory.ru
Э5 Теория и история дизайна design-theory.ru
Э6 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Справочная - информационная система "Гарант" - http://ivo.garant.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- четкое и системное планирование самостоятельной работы;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.