Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 54.03.03. Искусство костюма и текстиля |
Профиль | Дизайн костюма в индустрии моды |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 54_03_03_ДКвИМ-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | 3 (6) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 17 | 18 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 | 8 | 8 |
Практические | 40 | 40 | 38 | 38 | 78 | 78 |
Сам. работа | 28 | 28 | 102 | 102 | 130 | 130 |
Итого | 72 | 72 | 144 | 144 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Цель дисциплины «Костюмографика» - является формирование индивидуального стиля костюмографического языка у будущих профессионалов, приобретение научно-практических навыков создания костюмографических объектов. Задачи дисциплины: - раскрытие общих понятий, связанных с художественно-графической комозицией и характерными особенностями графики; - с особенностями костюмографического языка и логикой построения художественно-графической композиции костюма; - освоение различных средств графики, приобретение навыков пользования различными инструментами рисования и красящими материалами; - изучение и применение основных принципов стилизации в графике, а также развитие фантазии и проявление авторской индивидуальности; - выражение в рабочих и чистовых эскизах моделей творческих замыслов лаконичными, выразительными графическими средствами. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.2 |
ПК-7 | способностью использовать современные и информационные технологии в сфере художественного проектирования изделий текстильной и легкой промышленности |
ПК-22 | готовностью выполнять эскизы и проекты с использованием различных графических средств и приемов и реализовывать их на практике |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | классификацию и основные характеристики произведений графического искусства; особенности костюмографики; структуру костюмографического текста и смыслообразования; материалы, инструменты и приемы работы при создании графического изображения; особенности применения компьютерных технологий в искусстве костюма и текстиля; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выполнять композиционное построение эскиза; применять различные материалы, инструменты и средства графики; применять комбинации различных видов графических средств и техник изображения; осуществлять самостоятельный выбор наиболее подходящей стилистической формы костюмографического языка; создавать изображения с использованием графических программ общего и специального назначения; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | культурной работы с графическими материалами; работы средствами создания графического изображения костюма; владения проектным графическим изобразительным языком; профессиональной культуры художественного проектного мышления; методами и приемами профессиональной работы на персональном компьютере и специализированных к задачам дизайна компьютерных системах. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Языковое изобразительное мышление | ||||||
1.1. | История развития искусства графики. Истоки современной графики. Выразительные средства графики и их совершенствование. Классификация видов графики. Функция научно-художественного изображения. Функция художественно-графического изображения. Функция технического изображения. | Лекции | 5 | 1 | ПК-7, ПК-22 | Л2.10, Л2.11, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
1.2. | Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-7, ПК-22 | Л2.10, Л2.11, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 2. Понятие композиции в графике. Элементы графики | ||||||
2.1. | Композиция в графике. Элементы графики (точка, линия, штрих, пятно). Понятие листа. Формат и размер листа. Тон и фактура листа. | Лекции | 5 | 1 | ПК-7, ПК-22 | Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6 |
2.2. | Линия. Понятие культуры графической линии. Свойства и характер линий. Основные типы линий. Динамика и статика линий. Линия и линеарные изображения. Специфика линеарного изображения костюма. | Практические | 5 | 3 | ПК-7, ПК-22 | Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6 |
2.3. | Точка, штрих, пятно. Графические свойства пятнового изображения. Структура наполнения пятна. Штриховые изображения. Пуантель. Техники заливки, отмывки и используемые для этой техники красящие материалы. Особенности пятнового изображения в костюмографической композиции. | Практические | 5 | 2 | ПК-7, ПК-22 | Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6 |
2.4. | Линейно-пятновое изображение. Возможности ленейно-пятнового решения костюма. | Практические | 5 | 4 | ПК-7, ПК-22 | Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6 |
2.5. | Фактура. Текстура. Графическая фактура - категория образа, но не имитация. Нетрадиционные технические приемы: граттаж, монотипия, декальомания и др. Специфика различных тонально-фактурных решений в композиции. | Практические | 5 | 6 | ПК-7, ПК-22 | Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6 |
2.6. | Графическая интерпретация ассоциативных образов. Связь вербальной, музыкальной и др., и визуальной составляющей. | Практические | 5 | 6 | ПК-7, ПК-22 | Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6 |
2.7. | Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим занятиям. | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-7, ПК-22 | Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6 |
Раздел 3. Инструменты и материалы, применяемые в графике. | ||||||
3.1. | Инструменты и материалы, применяемые в графике. Основные технические приемы работы. Комбинаторика материалов в графике. | Лекции | 5 | 1 | ПК-7, ПК-22 | Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6 |
3.2. | Специфика реализации различными графическими материалами пластического характера композиции. | Практические | 5 | 5 | ПК-7, ПК-22 | Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6 |
3.3. | Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-7, ПК-22 | Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6 |
Раздел 4. Основы костюмографики. | ||||||
4.1. | Костюмографика, как тип художественного изображения костюма, как самостоятельный жанр изобразительного искусства. Культура костюмографики. Комплекс требований, предъявляемых к костюмографическому произведению. Понятие и особенности костюмографического языка. Предмет графемики. Графические единицы. Эмоциональная характеристика графем. Соотношение единиц теоретического костюмографического языка. Понятие изоморф, икон, интерикон, изоморфология, иконология. | Лекции | 5 | 1 | ПК-7, ПК-22 | Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
4.2. | Использование единиц костюмографического языка в эскизах. | Практические | 5 | 5 | ПК-7, ПК-22 | Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
4.3. | Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-7, ПК-22 | Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
Раздел 5. Развитие жанровой графики | ||||||
5.1. | Развитие печатной графики. Зарождение жанра. Графические изображения костюма. Первые журналы мод. Формирование культуры костюмографического изображегния. Развитие модной индустрии. Графика костюма XIX - начала ХХ века. Стиль Модерн. Идеи прерафаэлитов. Графический стиль эпохи Ар-нуво, Арт-деко. Стилистика костюмной графики моделей Поля Пуаре. Творчество Л.Бакста, П.Ириба, Ж.Лепапа, Р.Тыртова (Эрте), Э.Драйдена и др. Мода и авангардное искусство. Влияние футуризма и кубизма на дизайн и графическое изображение костюма. Русские конструктивисты. Творчество В.Степановой, А.Родченко, А.Экстер, Л.Поповой и др. Влияние сюрреализма. Модный образ 20-х, 30-х годов, модные персонажи, манеры графической подачи. Модный образ 40-х, 50-х годов, формы и манеры. Развитие фотографии. Особенности графической подачи костюма в период 60-70-х годов. Модная графика 80-90-х годов. Современная графика костюма. Цифровая графика. | Практические | 5 | 9 | ПК-7, ПК-22 | Л2.10, Л2.11, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
5.2. | Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-7 | Л2.2, Л2.10, Л2.11, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
Раздел 6. Стили и стилизация в композиции. | ||||||
6.1. | Понятие стилизации. Стиль. Манера. Стилизация как процесс работы. Виды стилизации. Стилизация как метод художественной организации знаковых и живописно-графических искусственных систем. Композиционный анализ художественных произведений | Лекции | 6 | 1 | ПК-7, ПК-22 | Л2.2, Л2.10, Л2.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6 |
6.2. | Композиционный анализ художественных произведений различных стилей. Композиционный анализ графических работ известных мастеров живописи и графики. Анализ использования инструментов и красящих материалов. Анализ авторской манеры. Графические приемы и эффекты. Использование выразительных средств графики и их влияние на образное восприятие изображения. | Практические | 6 | 2 | ПК-7, ПК-22 | Л2.10, Л2.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6 |
6.3. | Основные принципы стилизации предметов, растений, животных и человека | Практические | 6 | 4 | ПК-7, ПК-22 | Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6 |
6.4. | Понятие знака. Знакообразование в графике. Структура знака. Классификация начертательных знаков. Семиотка как наука о знаках и знаковых системах. Культурный код. Коннатация. Различие символичности и иконичности в изображениях. Знаки-символы в истории. Иконический знак. Знак-индекс. Пиктограммы. Знак символ. Различие символичности и иконичности в изображениях. | Практические | 6 | 4 | ПК-7, ПК-22 | Л2.3, Л2.11, Л2.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6 |
6.5. | Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. | Сам. работа | 6 | 18 | ПК-7, ПК-22 | Л2.2, Л2.10, Л2.3, Л2.11, Л2.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6 |
Раздел 7. Художественный образ. | ||||||
7.1. | Понятие художественного образа. Выразительность: понятия, критерии выразительности. Выразительные средства графики и образное восприятие изображения. Выбор графичесой подачи. Роль пластики человеческой фигуры в образном восприятии эскиза. | Лекции | 6 | 1 | ПК-7, ПК-22 | Л2.2, Л2.10, Л2.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.9 |
7.2. | Приёмы художественной выразительности (изобразительно-выразительные средства): стилизация, трансформация, типизация, схематизация, агглютинация, и др. | Практические | 6 | 4 | ПК-7, ПК-22 | Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.9 |
7.3. | Использование тропов в визуальных сообщениях: метафора, метонимия, гипербола, литота, сравнение, аллегория, олицетворение, ирония и пр. | Практические | 6 | 4 | ПК-7, ПК-22 | Л2.3, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.9 |
7.4. | Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. | Сам. работа | 6 | 36 | ПК-7, ПК-22 | Л2.3, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.9 |
Раздел 8. Рекламно-графическая композиция. | ||||||
8.1. | Образные визуальные ряды как основа серийности в работе. Варьирование масштабом, количеством, пространственным положением и кадрированием модели в листе.Режиссерский ряд. Дублирование образа. Работа с фоном. | Лекции | 6 | 1 | ПК-7, ПК-22 | Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.9 |
8.2. | Разработка режиссерских визуальных рядов с кадрированием модели в листе и изменением характера организации фона. | Практические | 6 | 4 | ПК-7, ПК-22 | Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.9 |
8.3. | Множественность структур графического листа. Особенности создания композиции графического листа различного типа: от авторского эскиза и ассоциативного листа, до буклета и журнальной обложки. | Лекции | 6 | 1 | ПК-7, ПК-22 | Л2.3, Л2.7, Л2.1, Л2.8, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.9 |
8.4. | Формальное представление рекламного буклета. Композиционные принципы создания буклета. | Практические | 6 | 4 | ПК-7, ПК-22 | Л2.3, Л2.7, Л2.1, Л2.8, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.9 |
8.5. | Афиша. "Читаемость" афиши. Плакат. Имитационная условность графики в плакате и афиши. | Практические | 6 | 4 | ПК-7, ПК-22 | Л2.3, Л2.7, Л2.1, Л2.8, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.9 |
8.6. | Композиция журнальной обложки и журнального разворота. | Практические | 6 | 8 | ПК-7, ПК-22 | Л2.3, Л2.7, Л2.1, Л2.8, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.9 |
8.7. | Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. | Сам. работа | 6 | 48 | ПК-7, ПК-22 | Л2.3, Л2.7, Л2.1, Л2.8, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.9 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и итоговой аттестации. см. Приложение. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС КОСТЮМОГРАФИКА 54_03_03_ХПКпр-123-.pdf
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Чинцова М. К. | Графические образы моды: | Екатеринбург : Архитектон, 2013 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Кузвесова Н. Л. | История графического дизайна : от модерна до конструктивизма: | Екатеринбург : Архитектон, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Шмалько И. С. , Цыганков В. А. | Основы композиции в графическом дизайне: | ООО “Сам Полиграфист”, 2013 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Бесчастнов, Н. П | Цветная графика: | ВЛАДОС, 2014 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Мациевский Д. Е. | От линии до пространственной структуры: учебное пособие: учеб. пособие | Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Овчинникова, Р.Ю. | Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования: учебное пособие | М. : Юнити-Дана // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012 | biblioclub.ru |
Л2.4 | Казарина Т. Ю. | Пропедевтика: | Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2016 | biblioclub.ru |
Л2.5 | Смирнова, М.А. | Композиционные основы и графическая стилизация в курсе рисунка: | Екатеринбург : Архитектон, 2010 | biblioclub.ru |
Л2.6 | Шевелина Н. Ю. | Графическая и цветовая композиция: | Екатеринбург : Архитектон, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.7 | Веселова Ю.В., Семёнов О.Г. | Графический дизайн рекламы. Плакат: учебное пособие | Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012 | biblioclub.ru |
Л2.8 | Наумова С. В. , Наумова П. М. | Шрифт и орнамент: практикум: | Екатеринбург : Архитектон, 2014 | biblioclub.ru |
Л2.9 | Шевелина Н. Ю. | Графическая и цветовая композиция : пропедевтика: практикум: | Екатеринбург : Архитектон, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.10 | Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. | Введение в историю искусств: учебное пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л2.11 | Муртазина, С.А. | История графического дизайна и рекламы : учебное пособие | Казань : Издательство КНИТУ //ЭБС «Университетская библиотека online» , 2013 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Интернет портал индустрии моды http://modanews.ru | |||
Э2 | Официальный сайт журнала «Индустрия моды» industria-mody.ru | |||
Э3 | Официальный сайт журнала «Теория моды» http://www.fashiontheory.ru | |||
Э4 | Официальный сайт журнала«L'Officiel» http://officiel.com.ua | |||
Э5 | Официальный сайт журнала «Vogue» http://www.vogue.ru | |||
Э6 | Официальный сайт журнала «Harper’s Bazaar» http://www.bazaar.ru | |||
Э7 | Официальный сайт Центрального научно-исследовательского института швейной промышленности http://www.cniishp.ru | |||
Э8 | Информационно-аналитический портал текстильной отрасли http://www.ivtextile.ru | |||
Э9 | Информационный портал легкой промышленности http://www.legprominfo.ru | |||
Э10 | Официальный сайт ОАО Рослегпром http://www.roslegprom.ru | |||
Э11 | Портал легкой промышленности http://legport.ru | |||
Э12 | Издательский дом «Торговля и промышленность» http://www.textile-press.ru | |||
Э13 | Официальный сайт журнала «Легкая промышленность. Курьер» http://www.lp-magazine.ru | |||
Э14 | MOODLE Костюмографика | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: 1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); 2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки 3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе; 4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации; 5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария. Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы: - наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы; - используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах. |