МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стилистические и графические приемы в изображении костюма и аксессуаров

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.04.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильМода и бизнес
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план54_04_03_Искусство костюма и текстиля_МиБ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 46
индивидуальные консультации 46
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 46 46 46 46
Консультации 46 46 46 46
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доцент, Русакович Е.В.

Рецензент(ы):
к.иск., Зав.каф., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Стилистические и графические приемы в изображении костюма и аксессуаров

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 54.04.03 Искусство костюма и текстиля (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 967)

составлена на основании учебного плана:
54.04.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2023 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины освоение традиционных и современных стилистических и графических приемов в создании изображения костюма и аксессуаров.
Задачи дисциплины:
освоение графического языка и логики построения художественно-графической композиции;
освоение средств графики, приобретение навыков использования различных графических инструментов и материалов;
изучение и применение принципов стилизации в графике, различных стилистических и графических художественных приемов;
выражение в эскизах творческих замыслов лаконичными выразительными графическими средствами, проявление авторской индивидуальности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять знания в области истории и теории искусств, истории и теории дизайна в профессиональной деятельности, рассматривать произведения искусства и дизайна в широком культурно-историческом контексте в тесной связи с религиозными, философскими и эстетическими идеями конкретного исторического периода
ОПК-1.1 Знает: историю и теорию искусств, историю и теорию дизайна в рамках которых реализуется профессиональная деятельность
ОПК-1.2 Умеет: рассматривать произведения искусства и дизайна в широком культурно историческом контексте, выявлять художественно-стилистические особенности произведений
ОПК-1.3 Владеет: методикой анализа особенностей выразительных средств произведений искусства определенного исторического периода
ОПК-3Способен разрабатывать концептуальную проектную идею; синтезировать набор возможных решений и научно обосновать свои предложения при проектировании костюма и текстиля, удовлетворяющих утилитарные и эстетические потребности человека (текстиль, товары народного потребления промышленные образцы и коллекции костюмов и текстиля и пр.); выдвигать и реализовывать креативные идеи; брать на себя всю полноту профессиональной ответственности
ОПК-3.1 Знает: основные формы проектной деятельности в области проектирования костюма и текстиля; особенности утилитарных и эстетических потребностей человека
ОПК-3.2 Умеет: использовать навыки научногообоснования своих предложений при проектировании костюма и текстиля; формулировать креативные идеи и реализовывать их
ОПК-3.3 Владеет: профессиональной ответственностью в области разработки и продвижения на рынке проектных идей; креативным мышлением в области проектирования коллекций костюмов и их коммерческой реализации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы проведения исследовательских и проектных работ в области искусства костюма и текстиля;
область и приоритетные методы решения задач в сфере своей профессиональной деятельности;
традиционные и современные художественные приемы в области создания графического изображения костюма и аксессуаров;
3.2.Уметь:
3.2.1.планировать исследовательские и проектные работы в области художественного проектирования костюма и аксессуаров;
принимать организационно-управленческие решения;
осуществлять самостоятельный выбор приоритетных графических средств и стилистических приемов для достижения оптимальных результатов;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками выполнения проектных работ и управления группой исследователей или проектировщиков;
навыками решения различных профессиональных задач связанных с проектированием костюма и аксессуаров;
художественно-графическим языком и культурой создания костюмографического изображения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Искусство графики
1.1. История развития искусства графики. Классификация видов графики. Виды графических изображений и их функции. Лекции 3 2 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
1.2. Средства графики (точка, линия, штрих, пятно). Понятие листа. Формат и размер листа. Тон и фактура листа. Сам. работа 3 4 Л3.1, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
1.3. Инструменты и материалы, применяемые в графике. Основные технические приемы работы. Комбинаторика материалов в графике. Практические 3 2 Л3.1, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
1.4. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников. Сам. работа 3 2 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Костюмографика
2.1. Костюмографика, как жанр изобразительного искусства. Комплекс требований, предъявляемых к костюмографическому произведению. Особенности костюмографического языка. Единицы костюмографического языка. Категории культуры костюмографики. Коммуникативные качества костюмографического языка. Визуальная костюмная коммуникация. Структура костюмографического текста. Лекции 3 4 Л3.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
2.2. Приемы изображения костюма в историческом аспекте. Зарождение и развитие жанра. Первые журналы мод. Формирование культуры костюмографического изображения. Развитие модной индустрии. Развитие иллюстрирования моды. Лекции 3 4 Л3.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
2.3. Копирование. Практические 3 2 Л3.1, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
2.4. Иконообразование. Использование единиц костюмографического языка в эскизах. Практические 3 2 Л3.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
2.5. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 3 2 Л3.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Стиль и стилизация в графике
3.1. Понятие стиль, стилизации, авторская манера. Классификация и характеристика стилей. Стилизация как процесс работы. Виды стилизации. Стилизация как метод художественной организации знаковых и живописно-графических искусственных систем. Композиционный анализ художественных произведений. Сам. работа 3 2 Л3.1, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
3.2. Анализ стилистических и графических приемов в произведениях известных мастеров живописи и графики. Анализ технических приемов использования инструментов и материалов. Характеристика авторской манеры исполнения. Сам. работа 3 2 Л3.1, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
3.3. Стилизация как основа декоративности. Основные принципы стилизации предметов, растений, животных и человека. Приемы стилизации. Преобразование отдельных элементов, формы, цвета, структуры поверхности. Консультации 3 46 Л3.1, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
3.4. Знакообразование в графике. Структура знака. Классификация начертательных знаков. Семиотка как наука о знаках и знаковых системах. Различие символичности и иконичности в изображениях. Знаки-символы в истории. Иконический знак. Знак-индекс. Пиктограммы. Знак символ. Сам. работа 3 2 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
3.5. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 3 2 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Художественный образ в графике костюма и аксессуаров
4.1. Понятие, сущность и категории художественного образа. Выразительность: понятие, критерии выразительности. Стилистические приемы художественной выразительности в костюмографическом эскизе и фэшн-иллюстрации. Использование художественных тропов, как коммуникативной системы в рекламно-графической продукции костюма, текстиля и аксессуаров. Сам. работа 3 2 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
4.2. Стилистические приёмы художественной выразительности: декорирование, трансформация, деформация, типизация, схематизация, геометризация, агглютинация, и др. Сам. работа 3 2 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
4.3. Художественные тропы: метафора, метонимия, гипербола, литота, сравнение, аллегория, олицетворение, ирония, гротеск и пр. Сам. работа 3 2 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
4.4. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 3 2 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Стилистические и графические приемы в создании рекламно-графической продукции костюма и аксессуаров
5.1. Графический дизайн, ключевые понятия. Визуальная коммуникация в графическом дизайне. Рекламный графический дизайн продукции индустрии моды. Основные этапы производства рекламного продукта. Дизайн текстовых форм. Задачи иллюстрирования в рекламе. Функции цвета в рекламе. Сам. работа 3 2 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л1.1
5.2. Основные виды рекламно-графической продукции. Особенности создания различных видов рекламно-графической композиции: от авторского эскиза и портфолио, до буклета и журнальной обложки. Сам. работа 3 2 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л1.1
5.3. Особенности творческого подхода к созданию рекламы костюма и аксессуаров. Художественный образ в графическом дизайне продукции индустрии моды. Типология смиыслообразования в графическом дизайне. Креативная концепция: визуальное и вербальное воплощение. Сам. работа 3 2 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
5.4. Образные визуальные ряды как основа серийности в работе. Варьирование масштабом, количеством, пространственным положением и кадрированием модели в листе. Режиссерский ряд. Дублирование образа. Работа с фоном. Сам. работа 3 2 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л1.1
5.5. Разработка режиссерских визуальных рядов с кадрированием модели в листе и изменением характера организации фона. Сам. работа 3 2 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л1.1
5.6. Разработка элементов фирменного стиля Сам. работа 3 2 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л1.1
5.7. Формальное представление рекламного буклета. Композиционные принципы создания буклета. Сам. работа 3 2 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л1.1
5.8. Афиша. "Читаемость" афиши. Плакат. Имитационная условность графики в плакате и афиши. Сам. работа 3 2 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л1.1
5.9. Композиция журнальной обложки и журнального разворота. Сам. работа 3 2 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л1.1
5.10. Разработка и оформление портфолио. Сам. работа 3 2 Л3.1, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.3, Л2.6, Л1.1
5.11. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 3 2 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн–курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8040
ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-3: Способен разрабатывать концептуальную проектную идею; синтезировать набор возможных решений и научно обосновать свои предложения при проектировании костюма и текстиля, удовлетворяющих утилитарные и эстетические потребности человека (текстиль, товары народного потребления промышленные образцы и коллекции костюмов и текстиля и пр.); выдвигать и реализовывать креативные идеи; брать на себя всю полноту профессиональной ответственности
ОПК-1: Способен применять знания в области истории и теории искусств, истории и теории дизайна в профессиональной деятельности, рассматривать произведения искусства и дизайна в широком культурно-историческом контексте в тесной связи с религиозными, философскими и эстетическими идеями конкретного исторического периода
Примеры вопросов и заданий закрытого типа:
Вопрос 1: Изображение, выполненное от руки с помощью графических средств, называется:
Варианты ответа:
А) рисунок; Б) гравюра; В) лубок; Г) чертеж.
Ответ: А
Вопрос 2: Основными средствами выразительности в графике являются:
Варианты ответа:
А) линия, штрих, тон; В) линия, штрих, пятно, точка;
Б) линия, пятно, тон; Г) линия, штрих, силуэт, точка.
Ответ: В
Вопрос 3: Система штрихов, позволяющая передавать пространство, объемно-пластические свойства предметов и их фактуру, выразительные элементы света и тени, – это…
Варианты ответа:
А) тушевка; Б) штриховка; В) растушевка; Г) отмывка.
Ответ: Б
Вопрос 4: Формой изображаемого предмета называют:
Варианты ответа:
А) внешний вид и очертание предмета;
Б) соотношение частей предмета;
В) соотношение размеров предмета;
Г) контур предмета.
Ответ: А
Вопрос 5: Основными средствами выразительности в рисунке являются:
Варианты ответа:
А) линия, штрих, тон; В) линия, штрих, точка;
Б) линия, пятно, тон; Г) линия, силуэт, точка.
Ответ: В
Вопрос 6: Один из основных элементов светотени, имеющий светотеневые градации средней силы, соответствующие переходу от света к тени, называют:
Варианты ответа:
А) полутень; Б) тень собственная; В) свет; Г) рефлекс.
Ответ: А
Вопрос 7: В теории перспективы точкой зрения называется:
Варианты ответа:
А) место, к которому прикрепляется лист для изображения;
Б) место, где находится глаз наблюдателя по отношению к видимым
и изображаемым предметам;
В) точка, в которой сходятся линии изображения, удаляющиеся от
наблюдателя;
Г) точка, в которой сходятся все удаляющиеся линии.
Ответ: Б
Вопрос 8: Рисунок с натуры, выполненный с целью сбора материала для более значительной работы, в котором могут быть разработаны нужные художнику детали, называется:
Варианты ответа:
А) набросок; В) академический рисунок;
Б) зарисовка; Г) учебный рисунок.
Ответ: Б
Вопрос 9: Элемент светотени, самое яркое пятно, лежащее на блестящих и выступающих поверхностях предметов, – это …
Варианты ответа:
А) свет; Б) рефлекс; В) блик; Г) полутень.
Ответ: В
Вопрос 10: Фронтальное изображение головы или фигуры человека,
при котором они видны спереди, без перспективных сокращений, называется:
Варианты ответа:
А) анфас; Б) профиль; В) тыловой поворот; Г) три четверти.
Ответ: А
Вопрос 11: При перспективном изображении параллельные горизонтальные линии, уходящие в глубину, сходятся на …
Варианты ответа:
А) линии среза; В) линии горизонта;
Б) линия сгиба; Г) линии схода.
Ответ: В
Вопрос 12: Характерная особенность строения любой формы в натуре и в изображении называется:
Варианты ответа:
А) масштаб; В) конструкция;
Б) пропорция; Г) материальность.
Ответ: Б
Вопрос 13: Закономерное соотношение величин частей между собой, также каждой части с целым – это …
Варианты ответа:
А) пропорция; В) форма;
Б) масштаб; Г) размер.
Ответ: А
Вопрос 14: Способ определения пропорций натуры и ее частей при помощи карандаша, который рисующий держит в вытянутой руке между глазом и измеряемой натурой, называется:
Варианты ответа:
А) способ визирования; В) способ обобщения;
Б) способ анализа; Г) способ наблюдения.
Ответ: А
Вопрос 15: Изображение трехмерного предмета на плоскости с помощью геометрального метода центральной проекции называют:
Варианты ответа:
А) воздушная перспектива; В) параллельная перспектива;
Б) линейная перспектива; Г) обратная перспектива.
Ответ: А
Вопрос 16: Задачи композиционного построения при рисовании с натуры решаются на этапе:
Варианты ответа:
А) детализации; В) обобщения;
Б) компоновки предметов; Г) анализа формы.
Ответ: Г
Вопрос 17: Рисование гипсового слепка отличается от рисования живой модели использованием разнообразных приемов штриховки …
Варианты ответа:
А) для передачи фактуры тела, волос, одежды;
Б) для определения пропорций;
В) для обработки объема;
Г) для определения размеров.
Ответ: А
Вопрос 18: Любая среда или плоскость, находящаяся за объектом изображения, называется:
Варианты ответа:
А) форма; Б) рама; В) фон; Г) горизонт.
Ответ: В
Вопрос 19: Тщательная проработка формы и объема изображаемых с натуры предметов выполняется на этапе:
Варианты ответа:
А) детализации; В) обобщения;
Б) компоновки предметов; Г) конструктивного построения.
Ответ: А
Вопрос 20: Материал для рисования, выполненный из веток дерева в
виде тонких палочек, которые обжигают определенным способом, называется:
Варианты ответа:
А) соус; Б) сангина; В) уголь; Г) сепия.
Ответ: В
Вопрос 21: Фронтальная перспектива имеет:
Варианты ответа:
А) одну точку схода; В) три точки схода;
Б) две точки схода; Г) не имеет точек схода.
Ответ:А
Вопрос 22: При изображении фигуры человека основным модулем для измерения пропорций является:
Варианты ответа:
А) размер кисти; В) размер лицевой части головы;
Б) размер стопы; Г) размер головы.
Ответ: Г
Вопрос 23: Угловая перспектива имеет:
Варианты ответа:
А) одну точку схода; В) три точки схода;
Б) две точки схода; Г) не имеет точек схода.
Ответ: Б
Вопрос 24: Материал для рисования в виде палочек из сухого порошка ярко коричневого цвета называется:
Варианты ответа:
А) сангина; Б) пастель; В) уголь; Г) восковые мелки.
Ответ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Вопросы открытого типа
Вопрос 1 Что такое тональные отношения в учебном рисунке натюрморта?
Ответ: степень различия по тону всех предметов в натюрморте.
Вопрос 2 Для чего необходимо применять законы линейной перспективы в учебном рисунке натюрморта?
Ответ: для реалистического изображения самих предметов и передачи пространства
Вопрос 3 Что такое графика?
Ответ: графика - это вид изобразительного искусства, где основными средствами выразительности являются линия, пятно и точка
Вопрос 4 Что такое сюжетно-тематический натюрморт?
Ответ: это натюрморт, где все предметы связаны между собой общей идеей, например: «Чаепитие» и т.п.
Вопрос 5 Какие виды линейной перспективы Вы знаете?
Ответ: фронтальная и угловая перспектива
Вопрос 6 Сколько точек схода будет при рисовании куба в угловой перспективе?
Ответ: две точки схода
Вопрос 7 Что такое основные пропорции предмета?
Ответ: это отношение ширины предмета к его высоте
Вопрос 8 Зачем при рисовании натюрморта из бытовых предметов необходимо использовать разную силу тона?
Ответ: для того чтобы показать различную степень тональности предметов в натюрморте
Вопрос 9 Какие графические художественные материалы Вы знаете?
Ответ: графитные карандаши, тушь, соус, сангина, уголь рисовальный, маркеры и т.п.
Вопрос 10 Зачем нужно уметь строить эллипсы?
Ответ: для реалистичного изображения любых предметов, в основе которых лежит окружность (ваза, бидон) необходимо уметь строить эллипс
Вопрос 11 Назовите основные задачи учебного академического рисунка.
Ответ: грамотная композиция изображения в листе, правильное конструктивное построение, соблюдение пропорций, верное тональное решение.
Вопрос 12 Какие графические приемы нужно использовать в учебном рисунке натюрморта чтобы показать пространство?
Ответ: все предметы, находящиеся на первом плане нужно прорисовывать четко и контрастно, а предметы дальнего плана более мягко, воздушно.
Вопрос 13 Зачем дизайнеру уметь рисовать?
Ответ: навыки академического рисунка помогут дизайнеру освоить законы композиции, разовьют пространственное мышление, помогут стать профессионалом высокого уровня.
Вопрос 14 Какие навыки важны для дизайнера?
Ответ: креативность, нестандартное мышление, владение специализированным ПО
Вопрос 15 Какие основные законы композиции Вы знаете?
Ответ: равновесие, ритм, выделение композиционного центра.
Вопрос 16 Художественный образ - это
Ответ: форма мышления в искусстве.
Вопрос 17 Как формируется художественный образ в изобразительном искусстве?
Ответ: возникновение идеи, создание произведения, восприятие созданного другим человеком.
Вопрос 18 Академический рисунок - это
Ответ: это рисунок, выполненный в рамках классического подхода к обучению изобразительному искусству.
Вопрос 19 Что такое центральная симметрия?
Ответ: это соразмерность, пропорциональность частей чего-либо, расположенных по обе стороны от центра
Вопрос 20 Что такое эскиз?
Ответ: быстро выполненный предварительный рисунок.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Турлюн, Любовь Николаевна История и теория графического дизайна: программа: программа Барнаул : Изд-во АлтГУ,, 2011 elibrary.asu.ru
Л1.2 Муртазина, С.А. История графического дизайна и рекламы : учебное пособие Казань : Издательство КНИТУ //ЭБС «Университетская библиотека online» , 2013 biblioclub.ru
Л1.3 Бесчастнов, Н. П Цветная графика: ВЛАДОС, 2014 biblioclub.ru
Л1.4 Шокорова Л. В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве : учеб. пособие : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016. - 118 с.//ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.5 Овчинникова, Р.Ю. Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования: учебное пособие М. : Юнити-Дана // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шокорова Л. В. Общие закономерности композиции в дизайн-образовании : учеб. пособие : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015. - 94 с. //ЭБС АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.2 Ермилова В. В., Ермилова Д. Ю., Ляхова Н. Б., Попов С. А. Композиция костюма: Учеб. пособие Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.3 Алексеев А. Г. Проектирование : предметный дизайн: Учебное пособие Кемеровский государственный институт культуры, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=487646
Л2.4 Веселова Ю.В., Семёнов О.Г. Графический дизайн рекламы. Плакат: учебное пособие Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012 biblioclub.ru
Л2.5 Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. Введение в историю искусств: учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.6 Лукина И. К. , Кузьменко Е. Л. Рисунок и живопись: учебное пособие Воронежская государственная лесотехническая академия, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142465
Л2.7 Е.В. Жердев, О.Б. Чепурова, С.Г. Шлеюк, Т.А. Мазурина Формальная композиция : Творческий практикум по основам дизайна: учебное пособие ООО ИПК «Университет», 2014 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Нехвядович Л.И. Искусствоведение: Методические указания по выполнению письменных работ : для очно-заочного и заочного отд-ний, обучающихся по направлению и спец. "Искусствоведение" Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 журналы издательства ?Легпромбизнес www.lpb.ru
Э2 журналы издательства ?Текстиль-пресс www.textile-press.ru
Э3 Информация о швейном оборудовании, технологии www.osinka.ru
Э4 Швейная промышленность. www.legprominfo.ru
Э5 MOODLE по дисциплине "Стилистические и графические приемы в изображении костюма и аксессуаров" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.