МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Имиджелогия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.04.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильМода и бизнес
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план54_04_03_Искусство костюма и текстиля_МиБ-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 109
индивидуальные консультации 60
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 109 109 109 109
Консультации 60 60 60 60
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к. иск., доцент, Е.В. Рускакович

Рецензент(ы):
к. иск., доцент, И.В. Черняева;

Рабочая программа дисциплины
Имиджелогия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 54.04.03 Искусство костюма и текстиля (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 967)

составлена на основании учебного плана:
54.04.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2023 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
зав.каф., кандидат искусствоведения, доцент И.В. Черняева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой зав.каф., кандидат искусствоведения, доцент И.В. Черняева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. выявить сущность имиджелогии как отрасли гуманитарного знания
2. рассмотреть специфику создания персонального имиджа
3. выявить специфику имиджирования в сфере создания корпоративного имиджа.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
УК-6.1 Проводит самоанализ и самооценку, определяет направления повышения личной эффективности в профессиональной деятельности
УК-6.2 Выстраивает индивидуальную образовательную траекторию развития; планирует свою профессионально образовательную деятельность; критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решении поставленных задач; применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания
УК-6.3 Владеет навыками эффективного целеполагания; приемами саморегуляции, регуляции поведения в сложных, стрессовых ситуациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность и основные этапы развития имиджелогии
3.2.Уметь:
3.2.1.создавать оригинальные произведения в творческой сфере
использовать в профессиональной деятельности терминологию имиджелогии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами создания основы личного бренда и товарного бренда
навыками имиджирования в профессиональной сфере

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Имиджелогия как отрасль гуманитарного знания
1.1. История, истоки и понятие "имиджелогия", полифункциональность и фундаментальный базис. Лекции 3 2 УК-6.2 Л1.4, Л2.1, Л3.2, Л3.3
1.2. "Имиджмейкер" - профессия и определение. Сам. работа 3 12 УК-6.1 Л1.4, Л2.1, Л3.2, Л3.3
1.3. Отрасли имиджелогии. Виды и функции имиджа. Практические 3 2 УК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.3
1.4. Виды и функции имиджа Консультации 3 12 УК-6.2 Л1.1, Л2.1, Л3.2
Раздел 2. Раздел 2. Создание персонального имиджа
2.1. Роль самопрезентации в конструировании персонального имиджа Понятие «самопрезентация». Теории самопрезентации. Технология самопрезентации Принципы имиджирования Лекции 3 2 УК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л3.2, Л3.3
2.2. Роль имиджа в истории культуры. Сам. работа 3 16 УК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л3.2, Л3.3, Л3.1, Л3.4
2.3. Имиджирование. Теории самопрезентации.Основные технологические этапы в процессе самопрезентации.Коммуникативная механика в процессе самопрезентации. Роль габитарного компонента в самопрезентации. Возможные ошибки в процессе самопрезентации. Практические 3 2 УК-6.1, УК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1
2.4. Виды имиджа Лекции 3 2 УК-6.1 Л1.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1
2.5. Сравнительная характеристика понятий "образ" и" имидж" Сам. работа 3 18 УК-6.2, УК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л3.2
2.6. Типология имиджа. Имиждирование. Практические 3 2 УК-6.2 Л1.2, Л2.1
2.7. «Я-концепция». Фейсбилдинг. Кинесика. Дизайн одежды. Лекции 3 2 УК-6.1, УК-6.2 Л1.2
2.8. Анализ персонального имиджа. Условия и предпосылки формирования эффективного персонального имиджа. Сам. работа 3 21 УК-6.1, УК-6.2 Л1.2, Л2.1
2.9. Этапы формирования имиджа. Типология личности как основа для оценки имиджевой предрасположенности. Позиционирование, возвышение имиджа, снижение имиджа (антиреклама) Практические 3 2 УК-6.2, УК-6.3 Л1.2, Л2.1
2.10. Флюидное излучение. Теория обаяния. Сам. работа 3 24 УК-6.1, УК-6.2 Л1.2, Л2.1
2.11. Классификации имиджа Консультации 3 12
2.12. Коммуникативная механика Консультации 3 12
Раздел 3. Раздел 3. Корпоративный имидж.
3.1. Корпоративный имидж как научное понятие. Типологии. Базовые модели. Корпоративная культура. Лекции 3 2 УК-6.1, УК-6.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.4
3.2. Механизмы формирования корпоративной культуры. 6. Технологии создания корпоративного имиджа. Практические 3 2 УК-6.1, УК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л3.4
3.3. Имидж руководителя. Механизмы построения имиджа руководителя. Технология самопрезентации руководителя. Профессионализм руководителя – слагаемое и результат эффективного имиджа Сам. работа 3 18 УК-6.2, УК-6.3 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4
3.4. Способы сохранения положительного имиджа. Консультации 3 12
3.5. Внешняя и внутренняя корпоративная культура Консультации 3 12

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11579#section-4

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ: УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Имидж – это:
а) результат деятельности в социальном обществе;
б) процесс деятельности в социальном обществе;
в) и результат, и процесс.
Правильный ответ: в

2. Наиболее точная оценка имиджа соответствует следующему утверждению:
а) существует общая оценка имиджа по одному параметру;
б) существует общая оценка имиджа по ряду параметров;
в) следует оценивать имидж по одному параметру для каждой груп-пы общественности;
г) следует оценивать имидж для каждой группы общественности по ряду показателей.
Правильный ответ: г

3. Формирование имиджа в глазах внутренней общественности соответствует следующим принци-пам:
а) приоритет внешних коммуникаций над внутренними;
б) приоритет внутренних коммуникаций над внешними;
в) паритет внешних и внутренних коммуникаций.
Правильный ответ: в

4. Основные стереотипы, влияющие на формирование первого впечатления, следующие:
а) соматические, зеркальные, висцеральные;
б) каузальные, гугнические, гностические;
в) антропологические, социальные, эмоционально-эстетические.
Правильный ответ: в

5. Самопрезентация – это умение сконцентрировать внимание окружающих на:
а) демонстрации вашей учености и образованности;
б) ваших несомненных достоинствах и увести внимание партнеров от ваших недостатков;
в) демонстрации окружающим вашего несомненного превосходства над ними.
Правильный ответ: б

6. Комплимент – это:
а) положительная оценка качеств собеседника;
б) небольшое преувеличение достоинств собеседника;
в) чрезмерное преувеличение качеств собеседника.
Правильный ответ: а

7. Обаятельный человек – это тот, которому свойственны:
а) хитрость, коварство, угодничество, уступчивость и др.;
б) неординарность, остроумие, выразительность, внимательность и др.;
в) решительность, манипулятивность, простодушие и др.
Правильный ответ: б

8. Проявление жеста закрытости обычно является:
а) скрещение рук на груди;
б) неполная посадка на стуле;
в) рука, поддерживающая подбородок.
Правильный ответ: а

9. Классическим жестом уверенности является:
а) скрещивание рук на груди;
б) прикрытие обеими руками рта;
в) соединение пальцев обеих рук.
Правильный ответ: в

10. Физиогномика – это наука, изучающая:
а) взаимосвязь между почерком человека и его характером;
б) соматические переживания человека;
в) зависимость между чертами лица и характером человека.
Правильный ответ: в

11. Круглое лицо человека обычно свидетельствует о его:
а) доброжелательности, приветливости и добродушии;
б) решительности и целеустремленности;
в) артистичности и тонкости натуры.
Правильный ответ: а

12. Целью имиджа является:
a) получение одобрения аудитории;
б) получение прогнозируемого результата;
в) возможность самовыражения;
г) возможность самоутверждения.
Правильный ответ: а

13. Архетип – это:
а) социально-биологическая характеристика
б) способ связи образов;
г) условное изображение чего-либо.
Правильный ответ: б

14. Социальная группа, для которой создается имидж – это:
а) реципиент имиджа
б) аудитория имиджа
в) субъект имиджа
Правильный ответ: б

15. Тип имиджа, отражающий наш идеал, то к чему мы стремимся:
а) желаемый
б) текущий
в) зеркальный
г) личностный
Правильный ответ: а

16. Тип имиджа, характеризующий систему представлений об образе конкретного человека:
а) личностный
б) корпоративный
в) текущий
г) зеркальный
Правильный ответ:а

17. Образ мыслей, интеллект, интересы, ценности, хобби относятся к составляющей имиджа:
а) внутренней
б) внешней
в) процессуальной
г) множественной
Правильный ответ: а

18. Внешние составляющие имиджа – это:
а) прическа
б) интеллект
в) хобби
Правильный ответ: а

19. Внутренние составляющие имиджа – это:
а) прическа
б) интеллект
г) голос

20. Эффект восприятия, основанный на сопоставлении аудиторией миссии, целей и реальной работы субъекта или организации:
а) легенда
б) миссия
в) я-структура
г) стереотип
Правильный ответ: г

21. Акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам:
а) самопрезентация
б) стереотип
в) социальный статус
Правильный ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

Вопрос 1. Имидж в переводе с английского языка означает:
Ответ: образ

Вопрос 2. Термины «имидж», «репутация», «идентичность», «организационная культура» являются:
Ответ: четко взаимосвязанными понятиями

Вопрос 3. Формирование делового имиджа следует начинать с …
Ответ: формулирования имиджевых целей

Вопрос 4. Чему должна соответствовать рабочая одежда?
Ответ: внутренней корпоративной культуре определенной организации

Вопрос 5. В одном наряде рекомендуется сочетать не более … цветов:
Ответ: трёх

Вопрос 6. Вербальным элементом имиджа является …
Ответ: речь

Вопрос 7. Дресс-код – это …
Ответ: форма одежды, требуемая во время посещений определенных мероприятий, заведений и организаций

Вопрос 8. Для классического стиля одежды характерны …
Ответ: приталенный силуэт, спокойные цвета

Вопрос 9. Фасцинация — это...
Ответ: специально организованнее вербальное воздействие на поведение человека с целью формирования доверия и повышения эффективности воздействия информации

Вопрос 10. Форма лица считается идеальной для моделирования любых причесок …
Ответ: Овальная

Вопрос 11. Индивидуальный имидж – это …
Ответ: устойчивый, эмоционально окрашенный, целенаправленно или стихийно формируемый у общественности образ человека

Вопрос 12. Деловая одежда в первую очередь должна быть …
Ответ: строгой и элегантной

Вопрос 13. Техника формирования имиджа, заключающаяся в выделении в образе тех характеристик, которые наиболее ценит общественность, – это …
Ответ: Позиционирование
Вопрос 14. В классическом стиле неприемлем такой элемент одежды, как...
Ответ: джинсы

Вопрос 15. Аттракция — это...
Ответ: проявления симпатии к человеку и желание с ним общаться

Вопрос 16. Индивидуальная деятельность по созданию собственного имиджа – это …
Ответ: Самоимиджирование

Вопрос 17: Формирование «Я-концепции» — это...
Ответ: совокупность всех представлений индивида о себе, его отношение к себе или к отдельным своим качествам как положительным, так и отрицательным


Вопрос 18. Специалисты по имиджу и стилю считают идеальным типом фигуры у женщин.
Ответ: «песочные часы»

Вопрос 19. Фейсбилдинг — это...
Ответ: коррекция лица с помощью правильно подобранных прически и макияжа

Вопрос 20. Совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с его отношением к себе или к отдельным своим качествам, Р. Бернс определяет как...
Ответ: «Я-концепция»

Вопрос 21. Психотерапевтическая функция имиджа, согласно В.М. Шепелю, заключается в том, что эффективный имидж позволяет человеку...
Ответ: приобрести уверенность в себе

Вопрос 22. Имиджелогия – это …
Ответ: индивидуальная деятельность по созданию собственного имиджа
наука, изучающая проблемы формирования и функционирования имиджа

Вопрос 23. Вербальным элементом имиджа является …
Ответ: речь

Вопрос 24. Формирование «Я-концепции» – это …
Ответ: самопознание и развитие позитивного отношения к себе и окружающему миру

Вопрос 25. Такой элемент имиджа, как кинесика, включает в себя…
Ответ: жесты, мимику , походку , позы, контакт глазами


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) получают оценку автоматически.
Для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости, организуется экзамен в форме ответов на вопросы по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для экзамена формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплине, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».

Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1
вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Имиджелогия как область гуманитарного знания
2. Истоки возникновения, первого упоминания, современные понятия «имидж» (различия между европейским, российским и американским имиджем по В.М.Шепелю).
3. Понятие «имиджмейкер», специфика профессиональных компетенций.
4. Понятие «имиджелогия», специфика и фундаментальный базис науки, главное предназначение имиджелогии.
5. Технологии имиджелогии.
6. Функции имиджа, их характеристика.
7. Имидж личности. Виды ииджа.
8. Понятие «самопрезентация». Роль самопрезентации в конструировании имиджа личности.
9. Теории самопрезентации, их характеристика.
10. Технология самопрезентации. Основные позиции технологии самопрезентации.
11. Принципы имиджирования, их характеристика.
12. Имидж руководителя и его функции.
13. Ценностные функции имиджа, их характеристика.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:
1. В чем заключается сущность понятия «Я-концепция» в практическом формировании имиджа личности.
2. Кинетический имидж, роль мимики и жестов в процессе самопрезентации.
3. Фейсбилдинг, его роль в процессе самопрезентации.
4. Составляющие семейного имиджа.
5. Вербальный имидж, его роль в процессе самопрезентации.
6. Средовый имидж, его роль в процессе самопрезентации.
7. Габитарный имидж, его роль в процессе самопрезентации.
8. Критерии эффективной работы имиджмейкера.
9. Роль одежды в построении имиджа. Понятие «дресс-код».
10. Основные различия между художественным образом и имиджем.
11. Какова роль имиджелогии в обществе
12. Какие существуют направления и отрасли имиджелогии?
13. Назовите основные ошибки самопрезентации.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности
развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в
полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину,
самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит
собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные
практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где
студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а
также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает
аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение
монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются
неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими
неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном
о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и
полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными
навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные
ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью,
логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании
ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд
серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной
области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов
теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение
практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при
дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шепель В. М. Профессия имиджмейкер: Ростов н/Д: Феникс, 2008
Л1.2 Селентьева Д.О. Политическая имиджелогия: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Шарков Ф.И. Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы: учеб. пособие М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452896
Л1.4 Горчакова В.Г. Имиджелогия: теория и практика: учеб. пособие М.: Юнити-Дана, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115022
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Алексина Т.А. ДЕЛОВАЯ ЭТИКА. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 А.П. Панфилова Культура речи и деловое общение: учебное пособие для СПО Юрайт, 2022 urait.ru
Л3.2 Бороздина Г.В., Кормнова Н.А. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ: Учебник и практикум для СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л3.3 Ефимова Н. С., Литвинова А. В. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 https://biblio-online.ru/bcode/407064
Л3.4 Собольников В. В., Костенко Н. А. ; Под ред. Костенко Н.А. ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 2-е изд., пер. и доп: Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Учебный ресурс по имиджелогии elar.uspu.ru
Э2 Имиджелогия электронный ресурс samopoznanie.ru
Э3 Курс в Moodle "Имиджелогия" portal.edu.asu.ru
Э4 ЭГОМАРКЕТИНГ И ИМИДЖЕЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ lll21.petrsu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1. Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
2. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
4. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.1 Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

1.2. Методические рекомендации по созданию презентации
Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии
Алгоритм создания доклада:
1 этап – определение темы доклада
2 этап – определение цели доклада
3 этап − подробное раскрытие информации
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов.

Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах. Выполнение практических заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций.