Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 54.04.03. Искусство костюма и текстиля |
Профиль | Мода и бизнес |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 54_04_03_Искусство костюма и текстиля_МиБ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 7 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Консультации | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 25.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Кирюшина Ю.В.
1.1. | Цель дисциплины: Сформировать у студентов представление об особенностях формирования и развития моды в ХХ веке для профессионального становления в области разработки художественных проектов изделий с учетом стилистических, конструктивно-технологических, экономических параметров. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ОПК-1 | Способен применять знания в области истории и теории искусств, истории и теории дизайна в профессиональной деятельности, рассматривать произведения искусства и дизайна в широком культурно-историческом контексте в тесной связи с религиозными, философскими и эстетическими идеями конкретного исторического периода |
ОПК-1.1 | Знает: историю и теорию искусств, историю и теорию дизайна в рамках которых реализуется профессиональная деятельность |
ОПК-1.2 | Умеет: рассматривать произведения искусства и дизайна в широком культурно историческом контексте, выявлять художественно-стилистические особенности произведений |
ОПК-1.3 | Владеет: методикой анализа особенностей выразительных средств произведений искусства определенного исторического периода |
УК-5 | Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия |
УК-5.1 | Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества; многообразия культур и цивилизаций |
УК-5.2 | Определяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания |
УК-5.3 | Владеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | -знать основные этапы развития костюма разных народов; о различных трактовках тех или иных проблем, связанных с теоретическим изучением костюма и иметь возможность составить о них собственное мнение. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Использовать классификацию костюма по форме, функциям, образу; Причины образования, исчезновения, трансформации и возрождения национального, традиционного, исторического костюма и современного костюма Методы разработки сценария показа, демонстрации, выставки изделий на основе стилистической концепции костюмов |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Теоретическим материалом по истории костюма и моды Творческими методами разработки сценария показа, демонстрации, выставки изделий на основе стилистической концепции костюмов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Костюм как историко-культурный феномен. | ||||||
1.1. | История костюма как часть исторического знания. Предмет, цели и задачи курса.Источники изучения истории костюма, стиля, моды. | Лекции | 4 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
1.2. | Историография костюма, моды и стиля | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
1.3. | Взаимосвязь костюма и эстетического идеала в различных культурах. Семиотический анализ. | Сам. работа | 4 | 8 | Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
Раздел 2. Костюм древних цивилизаций | ||||||
2.1. | Особенности костюма народов Древнего Египта и Месопотамии | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
2.2. | Формирование стиля в костюме древних цивилизаций | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
2.3. | Костюм Древнего Египта: формообразование, декор | Сам. работа | 4 | 8 | Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
2.4. | Костюм народов Месопотамии | Сам. работа | 4 | 8 | Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
2.5. | Проблема формирования стиля в костюме античности (Древняя Греция, Древний Рим) | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
2.6. | Роль социокультурных факторов в формировании и развитии костюма в период античности (на примере Древней Греции и Древнего Рима) | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
2.7. | Особенности культуры и искусства Древней Греции, отражение их в искусстве костюма | Сам. работа | 4 | 5 | Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
2.8. | Идея гражданственного патриотизма в искусстве древнеримского костюма | Сам. работа | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
Раздел 3. Особенности стиля в костюме Востока | ||||||
3.1. | Эстетика восточного костюма (Индия, Китай, Япония) | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
3.2. | Особенности индийского костюма | Сам. работа | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
3.3. | 8 | Сам. работа | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
Раздел 4. Европейский костюм | ||||||
4.1. | От традиционного костюма к модному. Эволюция стиля. | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
4.2. | Костюм в эпоху средневековья. Актуальные проблемы формирования модных тенденций | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
4.3. | Европейский костюм в эпоху Возрождения | Сам. работа | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
4.4. | Особенности стиля в костюме стиля барокко | Сам. работа | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
4.5. | Возникновение моды | Сам. работа | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
4.6. | Кутюрье, изменившие мир | Сам. работа | 4 | 3 | Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
Раздел 5. консультация | ||||||
5.1. | Консультации | 4 | 44 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=7798 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен применять знания в области истории и теории искусств, истории и теории дизайна в профессиональной деятельности, рассматривать произведения искусства и дизайна в широком культурно-историческом контексте в тесной связи с религиозными, философскими и эстетическими идеями конкретного исторического периода УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. В Ассирии существовал обычай, по которому ___, выходя на улицу, скрывали волосы под платком и спускали на лицо тонкое покрывало: а) замужние женщины + б) рабыни в) публичные женщины 2. Короткие дутые мужские штаны с набиванием ватой, соломой: а) кюлоты б) шоссы + в) лосины 3. Метод для познания эволюционных процессов формообразования костюма: а) теория фигуры б) теория фасона в) теория симметрии + 4. Пряжка, скрепляющая ткань на плече: а) фибула + б) фактура в) фабула 5. Ткани, производимые в Передней Азии, были преимущественно: а) льняными б) хлопковыми в) шерстяными + 6. Остроносые лакированные туфли относят к эпохе: а) романтизм б) гарсон + в) модерн 7. Ткани Раннего Средневековья западноевропейского производства были: а) мелкоузорными б) крупноузорными в) безузорными + 8. Первые пуговицы появились: а) на Востоке + б) в Германии в) во Франции 9. Щеголи … иногда носили сразу 2 шапки: одну на голове, а вторую свешивали на лентах на спину: а) античности б) Египта эпохи Нового Царства в) западноевропейского Средневековья + 10. Во второй половине XVI века, одной из главных испанских мужских одежд становится: а) хамон б) хубон + в) хибаб 11. Первоначальный покрой одежды европейских варваров был близок к … , и именно он лег в основу дальнейшего развития европейского костюма: а) древнеперсидскому + б) древнеегипетскому в) древнеримскому 12. Оплечье в костюме Византии — это: а) верхняя одежда б) воротник + в) головной убор 13. В женском костюме Крита юбка представляла собой: а) прообраз кринолина + б) несшитые между собой полотнища ткани на шнурке в) драпировку, отвечающую движениям тела 14. Женская верхняя одежда в Древнем Риме называлась: а) стола б) туника в) палла + 15. Римляне информировали провинции об изменениях в моде при помощи: а) раскрашенных глиняных фигурок + б) глиняных табличек с описанием костюмов в) одетых манекенов в человеческий рост ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Сходство и различие древнегреческих и древнеримских костюмов 2. Особенности византийских тканей 3. Особенности костюма поздней готики 4.Полный наряд китайского императора. Структура, декор и символика 5. Самурайская культура. Текстиль и костюм. 6. Мужской костюм эпохи Итальянского Возрождения 15-16 вв. 7. Женский костюм эпохи Итальянского Возрождения 15-16 вв. 8. Французский женский костюм эпохи Возрождения 9. Французский мужской костюм эпохи Возрождения 10. Немецкий мужской костюм эпохи Возрождения 11. Немецкий женский костюм эпохи Возрождения 12. Орнамент в тканях итальянского Возрождения 13. Женский костюм во Франции 17 века 14. Мужской костюм во Франции 17 века 15. Стиль ампир в текстиле 16. Платье-шемиз. Особенности фасона. 17. Кашмирская шаль. История появления в европейском костюме, особенности бытования. 18. Стиль Модерн. Особенности форм и декоративного решения в костюме 19. Индийские ткани: орнамент, техники, материалы 20. Ар Деко. Стиль. Орнамент, ткани, костюм. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
Приложения |
Приложение 1.
история моды ХХ века 2.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Старикова Ю. А. | Индустрия моды: Учебное пособие | Москва: А-Приор. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2009 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Хамматова В. В. , Салахова А. Ф. , Вильданова А. И. | Дизайнеры России, США, Японии и Германии ХХ века: учебное пособие | Издательство КНИТУ, 2013 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Козьякова М.И. | История. Культура. Повседневность: Западная Европа: от Античности до ХХ века: Учебное пособие | М.: Согласие // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. | biblioclub.ru |
Л2.2 | Д. Ю. Ермилова. — | ИСТОРИЯ ДОМОВ МОДЫ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Васильев А. А. | История моды. Кристиан Диор: Иллюстрированные издания / Историко-документальная литература | Этерна, 2012. | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277693 ( |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Черняева Е.Н. | История костюма: учебно-методический комплекс: Методическая литература | Кемерово: КемГУКИ. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Университетская библиотека onlaine. | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова. | www.akunb.altlib.ru | ||
Э3 | Шанель, Коко | ru.wikipedia.org | ||
Э4 | Диор, Кристиан | ru.wikipedia.org | ||
Э5 | Курс в moodk "История костюма и развитие индустрии моды" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/ Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - выполнение самостоятельных работ. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как: -уяснение цели и поставленной учебной задачи; -четкое и системное планирование самостоятельной работы; -поиск необходимой учебной и научной информации; -освоение собственной информации и ее логическая переработка; -использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; -выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; -представление, обоснование и защита полученного решения; -проведение самоанализа и самоконтроля В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: -ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); -работу со словарями и справочниками; -овладение понятийным аппаратом; -аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); -самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде; -учебно-исследовательская работа; -использование компьютерной техники, интернета и др. |