МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История костюма и развитие индустрии моды

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.04.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильМода и бизнес
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план54_04_03_Искусство костюма и текстиля_МиБ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 44
индивидуальные консультации 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 7
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 44 44 44 44
Консультации 44 44 44 44
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Мелехова К.А.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
История костюма и развитие индустрии моды

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 54.04.03 Искусство костюма и текстиля (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 967)

составлена на основании учебного плана:
54.04.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Кирюшина Ю.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Кирюшина Ю.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины:
Сформировать у студентов представление об особенностях формирования и развития моды в ХХ веке для профессионального становления в области разработки художественных проектов изделий с учетом стилистических, конструктивно-технологических, экономических параметров.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять знания в области истории и теории искусств, истории и теории дизайна в профессиональной деятельности, рассматривать произведения искусства и дизайна в широком культурно-историческом контексте в тесной связи с религиозными, философскими и эстетическими идеями конкретного исторического периода
ОПК-1.1 Знает: историю и теорию искусств, историю и теорию дизайна в рамках которых реализуется профессиональная деятельность
ОПК-1.2 Умеет: рассматривать произведения искусства и дизайна в широком культурно историческом контексте, выявлять художественно-стилистические особенности произведений
ОПК-1.3 Владеет: методикой анализа особенностей выразительных средств произведений искусства определенного исторического периода
УК-5Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1 Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества; многообразия культур и цивилизаций
УК-5.2 Определяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания
УК-5.3 Владеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-знать основные этапы развития костюма разных народов; о различных трактовках тех или иных проблем, связанных с теоретическим изучением костюма и иметь возможность составить о них собственное мнение.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать классификацию костюма по форме, функциям, образу;
Причины образования, исчезновения, трансформации и возрождения национального, традиционного, исторического костюма и современного костюма
Методы разработки сценария показа, демонстрации, выставки изделий на основе стилистической концепции костюмов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Теоретическим материалом по истории костюма и моды
Творческими методами разработки сценария показа, демонстрации, выставки изделий на основе стилистической концепции костюмов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Костюм как историко-культурный феномен.
1.1. История костюма как часть исторического знания. Предмет, цели и задачи курса.Источники изучения истории костюма, стиля, моды. Лекции 4 4 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.2. Историография костюма, моды и стиля Практические 4 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.3. Взаимосвязь костюма и эстетического идеала в различных культурах. Семиотический анализ. Сам. работа 4 8 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 2. Костюм древних цивилизаций
2.1. Особенности костюма народов Древнего Египта и Месопотамии Практические 4 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.2. Формирование стиля в костюме древних цивилизаций Практические 4 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.3. Костюм Древнего Египта: формообразование, декор Сам. работа 4 8 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.4. Костюм народов Месопотамии Сам. работа 4 8 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.5. Проблема формирования стиля в костюме античности (Древняя Греция, Древний Рим) Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.6. Роль социокультурных факторов в формировании и развитии костюма в период античности (на примере Древней Греции и Древнего Рима) Практические 4 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.7. Особенности культуры и искусства Древней Греции, отражение их в искусстве костюма Сам. работа 4 5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.8. Идея гражданственного патриотизма в искусстве древнеримского костюма Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Особенности стиля в костюме Востока
3.1. Эстетика восточного костюма (Индия, Китай, Япония) Практические 4 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.2. Особенности индийского костюма Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.3. 8 Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 4. Европейский костюм
4.1. От традиционного костюма к модному. Эволюция стиля. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.2. Костюм в эпоху средневековья. Актуальные проблемы формирования модных тенденций Практические 4 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.3. Европейский костюм в эпоху Возрождения Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.4. Особенности стиля в костюме стиля барокко Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.5. Возникновение моды Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.6. Кутюрье, изменившие мир Сам. работа 4 3 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 5. консультация
5.1. Консультации 4 44

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=7798

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-1: Способен применять знания в области истории и теории искусств, истории и теории дизайна в профессиональной деятельности, рассматривать произведения искусства и дизайна в широком культурно-историческом контексте в тесной связи с религиозными, философскими и эстетическими идеями конкретного исторического периода
УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. В Ассирии существовал обычай, по которому ___, выходя на улицу, скрывали волосы под платком и спускали на лицо тонкое покрывало:
а) замужние женщины +
б) рабыни
в) публичные женщины
2. Короткие дутые мужские штаны с набиванием ватой, соломой:
а) кюлоты
б) шоссы +
в) лосины

3. Метод для познания эволюционных процессов формообразования костюма:
а) теория фигуры
б) теория фасона
в) теория симметрии +

4. Пряжка, скрепляющая ткань на плече:
а) фибула +
б) фактура
в) фабула

5. Ткани, производимые в Передней Азии, были преимущественно:
а) льняными
б) хлопковыми
в) шерстяными +
6. Остроносые лакированные туфли относят к эпохе:
а) романтизм
б) гарсон +
в) модерн

7. Ткани Раннего Средневековья западноевропейского производства были:
а) мелкоузорными
б) крупноузорными
в) безузорными +

8. Первые пуговицы появились:
а) на Востоке +
б) в Германии
в) во Франции

9. Щеголи … иногда носили сразу 2 шапки: одну на голове, а вторую свешивали на лентах на спину:
а) античности
б) Египта эпохи Нового Царства
в) западноевропейского Средневековья +

10. Во второй половине XVI века, одной из главных испанских мужских одежд становится:
а) хамон
б) хубон +
в) хибаб

11. Первоначальный покрой одежды европейских варваров был близок к … , и именно он лег в основу дальнейшего развития европейского костюма:
а) древнеперсидскому +
б) древнеегипетскому
в) древнеримскому

12. Оплечье в костюме Византии — это:
а) верхняя одежда
б) воротник +
в) головной убор

13. В женском костюме Крита юбка представляла собой:
а) прообраз кринолина +
б) несшитые между собой полотнища ткани на шнурке
в) драпировку, отвечающую движениям тела

14. Женская верхняя одежда в Древнем Риме называлась:
а) стола
б) туника
в) палла +

15. Римляне информировали провинции об изменениях в моде при помощи:
а) раскрашенных глиняных фигурок +
б) глиняных табличек с описанием костюмов
в) одетых манекенов в человеческий рост

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Сходство и различие древнегреческих и древнеримских костюмов
2. Особенности византийских тканей
3. Особенности костюма поздней готики
4.Полный наряд китайского императора. Структура, декор и символика
5. Самурайская культура. Текстиль и костюм.
6. Мужской костюм эпохи Итальянского Возрождения 15-16 вв.
7. Женский костюм эпохи Итальянского Возрождения 15-16 вв.
8. Французский женский костюм эпохи Возрождения
9. Французский мужской костюм эпохи Возрождения
10. Немецкий мужской костюм эпохи Возрождения
11. Немецкий женский костюм эпохи Возрождения
12. Орнамент в тканях итальянского Возрождения
13. Женский костюм во Франции 17 века
14. Мужской костюм во Франции 17 века
15. Стиль ампир в текстиле
16. Платье-шемиз. Особенности фасона.
17. Кашмирская шаль. История появления в европейском костюме, особенности бытования.
18. Стиль Модерн. Особенности форм и декоративного решения в костюме
19. Индийские ткани: орнамент, техники, материалы
20. Ар Деко. Стиль. Орнамент, ткани, костюм.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения
Приложение 1.   история моды ХХ века 2.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Старикова Ю. А. Индустрия моды: Учебное пособие Москва: А-Приор. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2009 biblioclub.ru
Л1.2 Хамматова В. В. , Салахова А. Ф. , Вильданова А. И. Дизайнеры России, США, Японии и Германии ХХ века: учебное пособие Издательство КНИТУ, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность: Западная Европа: от Античности до ХХ века: Учебное пособие М.: Согласие // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. biblioclub.ru
Л2.2 Д. Ю. Ермилова. — ИСТОРИЯ ДОМОВ МОДЫ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Васильев А. А. История моды. Кристиан Диор: Иллюстрированные издания / Историко-документальная литература Этерна, 2012. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277693 (
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Черняева Е.Н. История костюма: учебно-методический комплекс: Методическая литература Кемерово: КемГУКИ. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека onlaine. www.biblioclub.ru
Э2 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова. www.akunb.altlib.ru
Э3 Шанель, Коко ru.wikipedia.org
Э4 Диор, Кристиан ru.wikipedia.org
Э5 Курс в moodk "История костюма и развитие индустрии моды" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
-ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.