МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стратегический менеджмент в сфере бизнеса и искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки54.04.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильМода и бизнес
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план54_04_03_Искусство костюма и текстиля_МиБ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 46
индивидуальные консультации 46
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 46 46 46 46
Консультации 46 46 46 46
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Рудакова О.Ю.;Петрова Л.И.

Рецензент(ы):
Шваков Е.Е.

Рабочая программа дисциплины
Стратегический менеджмент в сфере бизнеса и искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 54.04.03 Искусство костюма и текстиля (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 967)

составлена на основании учебного плана:
54.04.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова О. Ю., канд. экон. наук, доц.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Рудакова О. Ю., канд. экон. наук, доц.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины: формирование компетенций, позволяющих принимать эффективные решения в области стратегического менеджмента и цифровой трансформации бизнеса с целью повышения его эффективности.
Задачи дисциплины (модуля):
-изучение теоретических основ стратегического менеджмента и цифровой трансформации бизнеса;
-формирование навыков применения полученных знаний на практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен разрабатывать и реализовывать коммерческие/некоммерческие проекты в области моды и стиля на всех этапах его жизненного цикла
ПК-1.1 Знает основы проектирования коммерческих/некоммерческих проектов в области моды и способы их реализации
ПК-1.2 Умеет проектировать организационную структуру проекта, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования
ПК-1.3 Владеет навыками осуществления деятельности по продвижению и реализации проектов
УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-3Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.1 Знает правила командной работы; необходимые условия для эффективной командной работы
УК-3.2 Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды; организует обсуждение разных идей и мнений; прогнозирует результаты действий; вырабатывает командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.3 Осуществляет деятельность по организации и руководству работой команды для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-2.1. Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта.
УК-3.1. Знает правила командной работы; необходимые условия для эффективной командной работы.
ПК – 3.1. знает этапы эффективного генерирования инновационных идей для успешной реализации проекта.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-2.2. Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах.
УК-3.2. Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды; организует обсуждение разных идей и мнений; прогнозирует результаты действий; вырабатывает командную стратегию для достижения поставленной цели.
ПК – 3.2. умеет создавать условия для эффективной рекламно-маркетинговой деятельности в ходе реализации проекта

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-2.3. Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла.
УК-3.3. Осуществляет деятельность по организации и руководству работой команды для достижения поставленной цели.
ПК – 3.3. владеет навыками реализации производственного процесса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Стратегический менеджмент: цели, задачи, содержание
1.1. Методология и общая концепция стратегического управления Лекции 3 2 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.7, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л2.5
1.2. Методология и общая концепция стратегического управления Практические 3 2 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.7, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л2.5
1.3. Методология и общая концепция стратегического управления Сам. работа 3 10 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.7, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л2.5
Раздел 2. Аналитические процедуры в стратегическом управлении
2.1. Анализ микро-и макроокружения организации и ее внутренняя среда Лекции 3 2 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.7, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л2.5
2.2. Анализ микро-и макроокружения организации и ее внутренняя среда Практические 3 2 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.7, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л2.5
2.3. Анализ микро-и макроокружения организации и ее внутренняя среда Сам. работа 3 16 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.7, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л2.5
Раздел 3. Разработка и обоснование стратегии
3.1. Формирование миссии и стратегических целей организации Лекции 3 1 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.7, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л2.5
3.2. Формирование миссии и стратегических целей организации Практические 3 1 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.7, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л2.5
3.3. Самостоятельная работа по изучению разела Сам. работа 3 20 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.7, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л2.5
3.4. Разработка и выбор стратегии. Управление реализацией стратегии и контроль Лекции 3 1 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.7, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л2.5
3.5. Разработка и выбор стратегии. Управление реализацией стратегии и контроль Практические 3 1 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.7, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л2.5
3.6. Консультации по изучению раздела Консультации 3 22 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.7, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л2.5
Раздел 4. Реализация стратегии организации
4.1. Организационный механизм релизации стратегии Лекции 3 2 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.7, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л2.5
4.2. Организационный механизм релизации стратегии Практические 3 2 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.7, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л2.5
4.3. Консультации по разделу курса Консультации 3 24 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.7, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ:
УК-3: Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
ПК-1: Способен разрабатывать и реализовывать коммерческие/некоммерческие проекты в области моды и стиля на всех этапах его жизненного цикла
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. С чего необходимо начинать разработку стратегии?
А - с формулирования миссии;
Б - с определения параметров будущей продукции;
В - с определения будущего рынка;
Г - с определения целей.
2. Какими должны быть стратегические цели?
А - реалистичными;
Б - окончательными;
В - выраженными количественно;
Г - масштабными.
3. От каких ресурсов организации должно отталкиваться стратегическое планирование?
А - рыночных ресурсов;
Б - оперативных ресурсов;
В - финансовых ресурсов;
Г - человеческих ресурсов;
Д - всех названных ресурсов.
4. Управление, путем ранжирования стратегических задач
А - неэффективно;
Б - эффективно;
В - эффективно в сельхозпредприятиях.
Г - все зависит от ситуации.
5. Какой должна быть стратегия?
А - спланированной раз и навсегда;
Б - гибкой, развивающейся;
В - предусматривающей все варианты развития;
Г - исключающей риск.
6. Практикующие менеджеры считают стратегическое планирование
А - первостепенным делом;
Б - второстепенным делом;
В - делом не заслуживающим внимания.
Е - неактуальным делом.
7. Кризис доверия к стратегическому планированию объясняется
А - невысокой профессиональной подготовкой менеджеров;
Б - несоответствием классической теории стратегического планирования современным условиям;
В - тем, что стратегическое планирование приносит мало пользы организации.
Г - тем, что стратегическое планирование слишком сложно.
8. Организации, которые не разрабатывают стратегических планов, могут успешно работать
А - путем поддержания динамического равновесия со своим окружением;
Б - путем реализации непрерывных инноваций;
В - путем частой смены руководства,
Г - путем перетряхивания кадров.
9. Наиболее перспективны сегодня
А - дискретно развивающиеся организации;
Б - самообучающиеся организации;
В - эволюционно развивающиеся организации.
Г - бюрократические организации.
10. Передовые организации
А - приспосабливают внешнее окружение к себе;
Б - стремятся приспособиться к внешнему окружению;
В - делают то и другое одновременно;
Г - подражают лидерам.
11. Место компании на конкурентном рынке определяется
А - тем, что она умеет делать;
Б - тем, что она умеет делать хорошо;
В - тем, что она умеет делать лучше своих конкурентов.
Г - умением генерировать идеи
12. Корпоративная стратегия должна быть
А - рискованной во что бы то ни стало;
Б - уникальной;
В - имитирующей действия конкурентов.
Г - имитирующей действия мировых лидеров.
13. Стратегия должна принести позитивный результат
А - немедленно;
Б - через длительный промежуток времени;
В - на ранних стадиях реализации.
Г - через месяц.
14. Стратегия должна быть
А - принята персоналом корпорации как данность;
Б - содержать стимулы для каждого;
В - доведена до персонала в качестве приказа;
Г - правильно понятой.
15. Стратегическое планирование для организации
А - первостепенное дело
Б - дело, не требующее внимания менеджеров
В - второстепенное дело
Г - все зависит от менеджеров
16. В современных условиях реализуется на практике
А - большинство сформулированных стратегий
Б - меньшинство сформулированных стратегий
В - половина сформулированных стратегий
Г - все зависит от ситуации
17. Практикующие менеджеры на первое место по значимости ставят
А - организацию
Б - прибыль
В - персонал
Г - бизнес
18. Стратегия гарантирует организации
А - безбедное существование
Б - победу над конкурентами
В - успех
Г - она не является панацеей
19. Наиболее выгодно
А - создание «рефлексивной» структуры организации
Б - дискретное развитие организации
В - эволюционное развитие организации
Г - следовать классической теории стратегического планирования.
20. Условия, в которых вынуждены жить сегодня организации
А - трудно прогнозируемы
Б - точно прогнозируемы
В - прогнозируемы на ближайшую перспективу
Г - все зависит от квалификации менеджеров
21. Лучшая стратегия требует
А - приспособления организации к внешней среде
Б - создания удобного для себя рынка
В - ничего из названного
22. Конкурентное преимущество организации точнее всего определяется
А - силой бренда
Б - лояльностью потребителей
В - имиджем
Г - легкостью, с которой конкуренты могут ее превзойти




ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Какие виды стратегий различают в зависимости от выбранного объекта стратегического управления:
Ответ: корпоративная стратегия, бизнес-стратегия, функциональная стратегия.

2. Назовите основное различие между долгосрочным и стратегическим планированием:
Ответ: в системе долгосрочного планирования считается, что будущее может быть предсказано методом экстраполяции сложившихся тенденций.

3. Что характеризует такой этап в развитии методологии стратегического управления как управление на основе гибких экстренных решений?
Ответ: стратегическое планирование.

4. Какую последовательность действий предполагает стратегическое управление?
Ответ: постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов, реализацию стратегии и контроль за ее исполнением;

5. При планировании должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации – это принцип…
Ответ: полноты планирования.

6. Какой вид планирования строится на генеральном целевом и стратегическом планировании?
Ответ: долгосрочное планирование.

7. Необходимо ли проводить анализ внутренней среды организации для разработки ее стратегии?
Ответ: да

8. Фирма проводит интенсивные маркетинговые усилия для того, чтобы с данным товаром на данном рынке завоевать лучшее положение – это стратегия…
Ответ: центрированной диверсификации.

9. Рост осуществляется за счет производства нового продукта, который будет реализовываться на уже освоенном рынке – это стратегия…
Ответ: вперед идущей вертикальной интеграции;

10. Расширение за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новых продуктов, которые предполагается реализовывать на новых рынках – это стратегия…
Ответ: конгломеративной диверсификации.

11. Что должна учитывать философия стратегии организации?
Ответ: ценности, менталитет высшего руководства и организационную культуру.

12. Необходимо ли разработать систему бюджетов на этапе разработки программы развития (одной из этапов стратегического планирования)?
Ответ: да.

13. Какой раздел стратегического плана фирмы предполагает наличие следующих данных – анализ организационно-технического уровня производства, анализ социального развития коллектива, анализ деятельности фирмы в области охраны окружающей среды?
Ответ: стратегия обеспечения производства;

14. Для кого в первую очередь разрабатывается миссия организации?
Ответ: для потребителей, сотрудников и руководства.


15. Конкретными, достижимыми, ориентированными во времени, согласованными должны быть…
Ответ: цели компании;

16. Определение «графоаналитический метод управления процессами создания любых систем» относится к понятию…
Ответ: сетевого планирования.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.3 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - Стратегический менеджент https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4185. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 60.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.





5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – Стратегический менеджмент https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4185
Приложения
Приложение 1.   ФОС_СМ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Розанова Н.М. КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИРМЫ. : Учебник и практикум для вузов М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.2 А. Н. Асаул, М. А. Асаул, И. Г. Мещеряков, И. Р. Шегельман УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ НОВОВВЕДЕНИЯМИ. : Учебник и практикум для вузов М.:Издательство Юрайт, 2021 URL: https://urait.ru/bcode/473009
Л1.3 Фролов Ю. В., Серышев Р. В. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ : учебное пособие для вузов М.:Издательство Юрайт, 2021 URL: https://urait.ru/bcode/471817
Л1.4 Одинцов Б.Е. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ БИЗНЕСА: Учебник и практикум ЭБС: Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 Попов С.А. АКТУАЛЬНЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ. ВИДЕНИЕ - ЦЕЛИ - ИЗМЕНЕНИЯ. Учебно-практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.6 Малюк В.И. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. : учебник и практикум для вузов М.:Издательство Юрайт, 2021 URL: https://urait.ru/bcode/469399
Л1.7 Спивак В.А. УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Матвеева, Л. Г. /Л. Г. Матвеева, А. Ю. Никитаева, О. А. Чернова Новые концепции, инструменты и технологии управления промышленным предприятием: учебник Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Южный федеральный университет, 2020 biblioclub.ru
Л2.2 А. Шеер ; под науч. ред. Д. Стефановского ; пер. с англ. Д. Стефановского, О. А. Виниченко Индустрия 4.0: от прорывной бизнес-модели к автоматизации бизнес-процессов: Москва : Дело, 2020 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=612569
Л2.3 Сафина Г. Р. Управление операциями: Учебники и учебные пособия для ВУЗов КГТУ, 2010 biblioclub.ru
Л2.4 Дашков Л.П., Памбухчиянц О.В. Организация и управление коммерческой деятельностью: Учебники Издательство "Дашков и К", 2018 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=495757
Л2.5 Г. С. Сологубова Составляющие цифровой трансформации: монография Москва : Издательство Юрайт, 2021 URL: https://urait.ru/bcode/475065
Л2.6 Пурлик, В. М. Управление операционной и стратегической эффективностью бизнеса: Монография Москва : Издательство Юрайт, 2021 URL: https://urait.ru/bcode/476781
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в МУдл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
OpenOffice
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.