МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Возрастная физиология и педагогическая психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильБотаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планv06 03 01_Биология_ОЗО-2021-САЙТ
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 148
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6, 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 18 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6 12 12
Практические 10 10 10 10 20 20
Сам. работа 92 92 56 56 148 148
Итого 108 108 72 72 180 180

Программу составил(и):
д.б.н., профессор, Филатова О.В.;ст. препод., Куцева Е.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Возрастная физиология и педагогическая психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представление об основных биологических закономерностях развития организма детей и подростков; научить выделить знания об анатомо-физиологических особенностях детей и подростков; научить использовать знания морфофункциональных особенностей организма детей и подростков при организации учебно-воспитательной работы и анализе педагогических процессов и явлений; обучить навыкам методов оценки физического и психического уровня развития ребенка.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
ОПК-2 Способен применять принципы структурно-функциональной организации, использовать физиологические, цитологические, биохимические, биофизические методы анализа для оценки и коррекции состояния живых объектов и мониторинга среды их обитания;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные психологические закономерности развития организма детей и подростков;
- педагогические принципы преподавания биологических дисциплин;
- периоды психологического развития человека и их особенности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять на практике основные психологические закономерности развития организма детей и подростков;
- применять на практике педагогичекские принципы преподавания биологических дисциплин;
- применять на практике знание периодов психологического развития человека и их особенности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами оценки физиологических и психологических показателей ребенка на разных возрастных периодах;
- методами преподавания биологических дисциплин с учетом возрастных периодов детей;
- методологией преподавания биологии с учетом основ психологии развития.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и содержание "Возрастной физиологии". Онтогенез как жизненный цикл индивида
1.1. Предмет и содержание возрастной физиологии. Предмет гигиены детей и подростков, ее роль и значение в организации учебного процесса в целом и преподавании биологии в частности. Лекции 6 1 ОПК-2, УК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
1.2. Общие закономерности роста и развития Сам. работа 6 6 УК-3 Л2.2, Л1.3
Раздел 2. Возрастная физиология систем регуляции
2.1. Особенности ЦНС в онтогенезе. Лекции 6 1 ОПК-2, УК-3 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
2.2. Возрастная физиология нервной и эндокринной системы Практические 6 1 ОПК-2, УК-3 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
2.3. Возрастные особенности вегетативной нервной системы.Эндокринная система в онтогенезе. Сам. работа 6 10 УК-3 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
Раздел 3. Взаимоотношение организма с окружающей средой у детей и подростков
3.1. Сенсорные системы, их развитие. Лекции 6 1 ОПК-2, УК-3 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
3.2. Возрастная физиология анализаторов и ВНД Практические 6 1 ОПК-2, УК-3 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
3.3. Сон. Нейрофизиологические основы внимания и памяти. Физиология речи и речеобразования. Системная организация деятельности мозга. Сам. работа 6 10 ОПК-2, УК-3 Л2.4, Л2.2, Л1.3
Раздел 4. Психическое развитие и формирование личности в разные возрастные периоды
4.1. Закономерности возрастного развития личности. Лекции 6 1 ОПК-2, УК-3 Л2.4, Л2.2, Л1.3
4.2. Психическое развитие и формирование личности в разные возрастные периоды Практические 6 1 ОПК-2, УК-3 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
4.3. Характеристика психической деятельности в разные возрастные периоды. Оценка психического развития ребенка Сам. работа 6 10 ОПК-2, УК-3 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
Раздел 5. Морфофизиологические особенности систем крови и кровообращения
5.1. Особенности систем крови и кровообращения в онтогенезе. Возрастные изменения иммунитета. Лекции 6 1 УК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
5.2. Морфофизиологические особенности систем крови и кровообращения Практические 6 1 ОПК-2, УК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
5.3. Проблема сердечно-сосудистых заболеваний. Роль школы в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний.Морфофизиологические особенности системы крови. Сам. работа 6 10 ОПК-2, УК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 6. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания и выделения у детей и подростков
6.1. Особенности выделительной и респираторной систем в онтогенезе. Лекции 6 1 УК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
6.2. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания и выделения у детей и подростков Практические 6 1 ОПК-2, УК-3 Л2.2, Л1.3
6.3. Ночное недержание мочи (энурез). Анатомо-физиологические особенности органов дыхания и выделения у детей и подростков Сам. работа 6 10 ОПК-2, УК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 7. Физиология органов пищеварения и гигиена питания Физиология и гигиена опорно-двигательного аппарата.
7.1. Физиология органов пищеварения и гигиена питания Физиология и гигиена опорно-двигательного аппарата. Практические 6 2 ОПК-2, УК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
7.2. Особенности опорно-двигательного аппарата в онтогенезе. Нарушение осанки, профилактика. Гигиенические требования к оборудованию, школьным зданиям, классам, учебным кабинетам, мастерским. Возрастные особенности органов пищеварения. Сам. работа 6 10 ОПК-2, УК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 8. Состояние здоровья детей и подростков и факторы, его формирующие
8.1. Понятие, критерии, группы здоровья. Структура заболеваемости детей и подростков. Хронические заболевания у школьников. Сам. работа 6 8 ОПК-2, УК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
8.2. Влияние состояния здоровья школьников на работоспособность, успеваемость, поведение. Индивидуализация обучения школьников, страдающих хроническими заболеваниями. Практические 6 2 ОПК-2, УК-3 Л2.2, Л1.3
Раздел 9. Основы школьной гигиены
9.1. Домашний режим школьника, его значение и физиологические основы. Гигиенические требования к приготовлению домашних заданий. Сам. работа 6 10 ОПК-2, УК-3 Л2.2, Л1.3
9.2. Гигиенические требования к расписанию уроков, перемен, внеклассных и внешкольных занятий. Практические 6 1 ОПК-2, УК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 10. Гигиеническое воспитание и образование
10.1. Гигиеническое воспитание и образование. Влияние никотина, алкоголя, наркотических и токсических веществ на организм детей и подростков. Гигиена половой жизни. Профилактика венерических заболеваний. Сам. работа 6 8 ОПК-2, УК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 11. Педагогическая психология: становление и современное состояние
11.1. Предмет, задачи, структура педагогической психологии. История становления и связь с другими науками. Лекции 7 1 УК-3 Л2.1, Л2.7, Л1.2, Л2.3, Л1.4
11.2. Система проблемного обучения В. Оконь, М.И. Махмутова. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной. Теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Экспериментальная система Л.В. Занкова. Практические 7 1 ОПК-2, УК-3 Л2.1, Л2.7, Л1.2, Л2.6, Л1.4
11.3. Вклад Яна Амоса Коменского (1592-1670), Жан-Жака Руссо (1712-1778), Иоганна Песталоцци (1746-1827), Иоганна Гербарта (1776-1841), Адольфа Дистервега (1790-1866), К.Д. Ушинского (1824-1870), П.Ф. Каптерева (1849-1922). Суггестология Г.К. Лозанова. Метод активизации резервных возможностей личности Г.А. Китайгородской. Сам. работа 7 8 ОПК-2, УК-3 Л2.7, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л1.4
Раздел 12. Педагоги и обучающиеся как субъекты образовательного процесса
12.1. Педагог и обучающийся как субъект учебной деятельности. Лекции 7 1 ОПК-2, УК-3 Л2.7, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л1.4
12.2. Предпосылки (задатки) деятельности педагога. Способности, мотивация и личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности. Соответствие человека педагогической деятельности. Практические 7 1 ОПК-2, УК-3 Л2.1, Л2.7, Л1.2, Л2.6, Л1.4
12.3. Особенности субьекта учебной деятельности разного возраста. Сам. работа 7 8 ОПК-2, УК-3 Л2.7, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л1.4
Раздел 13. Понятие и структура учебной деятельности, проблема формирования учебной мотивации
13.1. Основные характеристики учебной деятельности. Влияние уровней биологической зрелости организма на обучение. Теории П.Я. Гальперина и В.В. Давыдова. Лекции 7 1 УК-3 Л2.7, Л1.2, Л2.3, Л1.4
13.2. Учебная задача в структуре учебной деятельности. Учебные действия и операции. Усвоение.Самостоятельная работа. Практические 7 1 ОПК-2, УК-3 Л2.7, Л1.2, Л2.6, Л1.4
13.3. Мотивация — первый компонент структуры учебной деятельности. Интерес в мотивационной сфере. Устойчивость учебной мотивации Сам. работа 7 8 ОПК-2, УК-3 Л2.1, Л2.7, Л1.2, Л1.4
Раздел 14. Обучение и развитие
14.1. Три точки зрения на соотношение обучения и развития. Мышление как способность ребенка к конкретизации и обобщению. Особенности эмпирического мышления. Специфика теоретического мышления. Сам. работа 7 4 ОПК-2, УК-3 Л2.1, Л2.5, Л2.7, Л1.2, Л1.4
Раздел 15. Психологическая сущность современных форм и моделей обучения
15.1. Психологическая сущность современных форм и моделей обучения Лекции 7 1 УК-3 Л2.1, Л2.7, Л1.2, Л2.3, Л1.4
15.2. Понятие об организационных формах обучения. Урок как основная форма организации обучения. Практические 7 1 ОПК-2, УК-3 Л2.1, Л2.7, Л1.2, Л2.6, Л1.4
15.3. Проблемное, програмированное обучение. Интерактивное обучение. Формула «Обучаясь, обучаю». Интерактивные формы обучения. Сам. работа 7 8 ОПК-2, УК-3 Л2.1, Л2.7, Л1.2, Л2.6, Л1.4
Раздел 16. Контроль в обучении. Педагогическая оценка
16.1. Сущность, виды, методы и формы контроля в обучении. Психодиагностика в образовательный учреждениях. Лекции 7 1 ОПК-2, УК-3 Л2.1, Л2.7, Л1.2, Л2.3, Л1.4
16.2. Методы диагностики познавательных процессов. Методы диагностики личности. Диагностика знаний, умений, навыков и способностей школьников. Диагностика межличностных отношений и психологического климата. Практические 7 2 ОПК-2, УК-3 Л2.7, Л1.2, Л2.6, Л1.4
16.3. Неуспеваемость учащихся. Возрастные особенности ребенка и педагогическая оценка. Сам. работа 7 8 ОПК-2, УК-3 Л2.1, Л2.7, Л1.2, Л1.4
Раздел 17. Педагогическое общение.
17.1. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса Лекции 7 1 ОПК-2, УК-3 Л2.1, Л2.7, Л1.2, Л2.3, Л1.4
17.2. Определение, средства и процедуры общения. Коммуникация и коммуникативная компетентность. Определение педагогического общения, его направленность, специфика, функции. Практические 7 2 ОПК-2, УК-3 Л2.1, Л2.7, Л1.2, Л2.6, Л1.4
17.3. Стратегии общения, виды общения. Тактика Общая характеристика учебного сотрудничества. общения. Сам. работа 7 8 ОПК-2, УК-3 Л2.1, Л2.7, Л1.2, Л2.6, Л1.4
Раздел 18. Основные теории, закономерности, принципы и направления воспитания.
18.1. Основные теории, закономерности, принципы и направления воспитания. Воспитание в процессе обучения. Практические 7 2 ОПК-2, УК-3 Л2.1, Л2.7, Л1.2, Л2.6, Л1.4
18.2. Взаимоотношения личности и коллектива. Роль семьи в воспитании детей. Сам. работа 7 4 ОПК-2, УК-3 Л2.1, Л2.7, Л1.2, Л2.6, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
СМ. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
СМ. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
СМ. Приложение ФОС
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Филатова О.В. Возрастная физиология и психология: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 73
Л1.2 Сарычев С.В., Логвинов И.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Ляксо Е.Е., Ноздрачев А.Д., Соколова Л.В. ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
Л1.4 Под ред. Гуружапова В.И. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т.В. Габай Педагогическая психология : М.: ИЦ «Академия», 2010
Л2.2 Дробинская А.О. АНАТОМИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Логвинов И. Н., Сарычев С. В., Силаков А. С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В СХЕМАХ И КОММЕНТАРИЯХ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для вузов М.: Академия, 2011 6
Л2.5 Выготский Л.С. Психология развития ребенка: М. : Эксмо, 2003
Л2.6 Талызина Н.Ф. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.7 А. Н. Фоминова, Т. Л. Шабанова Педагогическая психология: учебное пособие Москва : ФЛИНТА, 2021 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Возрастная физиология и психология" portal.edu.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) elibrary.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru) elibrary.asu.ru
Э4 Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) www.scopus.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Преподавание возрастной физиологии и психологии в университете преследует цель выработать у студентов понимание фундаментальных и прикладных аспектов возрастной физиологии человека, обеспечивающих студентам освоение смежных дисциплин в подготовке биолога и использование физиологических знаний и навыков в педагогической сфере деятельности; знание возрастных особенностей функций основных систем органов человека ; принципов восприятия, передачи и переработки информации в организме; регуляцию жизненных функций и системы обеспечения гомеостаза; формирование иммунитета; молекулярные механизмы физиологических процессов; ферменты, гормоны, биологически активные вещества; особенности ВНД и психофизиологические особенности человека. Студенты не только получают всю необходимую теоретическую информацию о жизненно важных системах и органах человека, но и знакомятся с методами физиологических исследований.
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Возрастная физиология и психология».
Дисциплина «Возрастная физиология и психология» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, семинары, практические занятия и самостоятельную работу.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает изучение рекомендованных источников и литературы по тематике занятия.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на практических и семинарских занятиях в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.

Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции.
Лекция закладывает основы знаний по предмету в обобщенной форме. В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.

Методические рекомендации по подготовке к семинару.
При подготовке к семинару необходимо:
- внимательно ознакомиться с тематикой семинарского занятия;
- изучить рекомендованную литературу;
- составить краткий план ответа на каждый вопрос;
- проверить свои знания, отвечая на вопросы для самопроверки.

Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям.
Основная цель практических занятий способствовать усвоению теоретического материала и выработать навыки применения приобретенных знаний в практической деятельности. Тематика практических занятий соответствует содержанию рабочей программе курса. Для подготовки к практическому занятию студенту необходимо изучить теоретический материал по данной теме, запомнить основные определения и правила, разобрать данные в лекциях решения задач.

Методические рекомендации по подготовке к зачету.
К зачету допускается студент, выполнивший в полном объеме задания, предусмотренные в рабочей программе. В случае пропуска лабораторных занятий по уважительным или неуважительным причинам студент самостоятельно выполняет и сдает на проверку в письменном виде общие или индивидуальные задания, определяемые преподавателем. Зачет проходит в устной форме на основе перечня вопросов, которые отражают содержание действующей рабочей программы учебной дисциплины. В билет включены два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На ответ и подготовку студенту отводится 35 минут.
Студентам рекомендуется: