МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Особо охраняемые природные территории

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильБотаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv06 03 01_Биология_ОЗО-2021-САЙТ
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Лабораторные 12 12 12 12
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.г.н., проф., Черных Д.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., Зам. дир. по науч. раб. ИВЭП СО РАН, Безматерных Д.М.

Рабочая программа дисциплины
Особо охраняемые природные территории

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - формирование у будущих экологов представлений о территориальной охране природы как важнейшей форме сохранения биологического разнообразия
Задачи:
- знать историю становления территориальной охраны природы в России и мире;
- знать федеральные и региональные законодательные акты, международные документы и соглашения в сфере территориальной охраны природы;
- иметь представление об основных методических подходах к организации и управлению ООПТ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает теоретические основы проведения экологического мониторинга состояния окружающей среды с применением природоохранных технологий
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет использовать природоохранные биотехнологии для проведения мониторинга
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет методами оценки состояния окружающей среды и выявления экологически неблагоприятных территорий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ООПТ: основные положения и определения
1.1. ООПТ: основные положения и определения Лекции 7 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. История заповедного дела
2.1. История заповедного дела Лекции 7 1 Л2.1, Л1.1
2.2. Основоположники заповедного дела Сам. работа 7 30 Л2.1, Л1.1
2.3. История заповедного дела Лабораторные 7 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Система ООПТ России
3.1. Категории ООПТ согласно Закону РФ Об ООПТ Лекции 7 1 Л2.1, Л1.1
3.2. Защита презентаций "ООПТ России" Лабораторные 7 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. ООПТ мира
4.1. Классификация ООПТ МСОП Лекции 7 1 Л2.1, Л1.1
4.2. Концепция экологических сетей Лекции 7 1 Л2.1, Л1.1
4.3. ООПТ мира Лабораторные 7 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Методические подходы к организации и управления ООПТ
5.1. Основные методические подходы к организации ООПТ Лекции 7 1 Л2.1, Л1.1
5.2. Характеристика заповедника или национального парка Сам. работа 7 30 Л2.1, Л1.1
5.3. Защита презентаций "ООПТ мира" Лабораторные 7 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Участие населения в организации и управлении ООПТ
6.1. Анкетирование населения по проблеме ООПТ Сам. работа 7 30 Л2.1, Л1.1
6.2. Участие населения в организации и управлении ООПТ Лабораторные 7 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Проблемы и задачи заповедного дела России
7.1. Проблемы и задачи заповедного дела России Лабораторные 7 2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Какая категория не относится к ООПТ?
a. государственные природные заповедники
b. национальные парки
c. природные парки
d. лечебно-оздоровительные местности и курорты
e. государственные природные заказники
f. памятники природы
g. дендрологические парки и ботанические сады
2. Какая категория может относиться только к федеральным ООПТ?
a. национальные парки
b. природные парки
c. государственные природные заказники
d. памятники природы
e. дендрологические парки и ботанические сады
3. При какой площади предлагаемой ООПТ от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации?
a. при любой
b. более 1%
c. более 5%
d. более 50%
e. более 100%
4. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы, устанавливаются охранные зоны:
a. на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах
b. на прилегающих к ним земельных участках
c. на прилегающих к ним водных объектах
d. на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах
5. Физические лица, не проживающие в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, могут посещать такие территории:
a. только за плату
b. за плату, а в случаях предусмотренных Правительством Российской Федерации – бесплатно
c. только бесплатно
d. посещать не могут
6. Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах государственных природных заповедников:
a. находятся в федеральной собственности
b. находятся в собственности субъектов федерации
c. находятся в федеральной собственности либо в собственности субъектов федерации
d. арендуются государством у частных лиц
e. находятся в муниципальной собственности
7. Изменение целевого назначения земель и земельных участков, расположенных в границах государственных природных заповедников:
a. запрещается
b. разрешается с научной и образовательной целью
c. разрешается по согласованию с органами местного управления
d. разрешается по согласованию с федеральными органами исполнительной власти
e. разрешается по решению администрации государственных природных заповедников

8. На территориях государственных природных заповедников запрещается:
a. интродукция живых организмов в целях их акклиматизации
b. проведение научных исследований
c. развитие познавательного туризма
d. посещение физическими лицами, не проживающими в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий.
9. Национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям:
a. федерального значения;
b. регионального значения;
c. совместного пользования федерации и субъекта;
d. муниципального значения;
e. находящимся в собственности ООН.
10. Разрешена ли на территориях национальных парков разведка и разработка полезных ископаемых?
a. разрешена
b. разрешена только в границах зоны хозяйственного назначения
c. запрещена
d. разрешена в любой зоне, кроме заповедной зоны
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
6. Становление современной системы территориальной охраны природы: российская традиция.
7. Становление современной системы территориальной охраны природы: европейская традиция.
8. Классификация ООПТ МСОП.
9. Основные категории ООПТ согласно Российскому законодательству.
10. Конвенция о биологическом разнообразии.
11. Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия.
12. Севильская стратегия для биосферных резерватов.
13. Рамсарская Конвенция о водно-болотных угодьях.
14. Репрезентативность и типичность как критерии обоснования ООПТ.
15. Уникальность как критерий обоснования ООПТ.
16. Разнообразие как критерий обоснования ООПТ.
17. Уязвимость как критерий обоснования ООПТ.
18. Аттрактивность как критерий обоснования ООПТ.
19. Природно-антропогенная совместимость как критерий обоснования ООПТ.
20. Сакральность как критерий обоснования ООПТ.
21. Сущность концепции экологических сетей.
22. Участие населения в процессе организации и управления ООПТ.


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
вопросы к зачету
23. Основные понятия в сфере территориальной охраны природы.
24. Истоки территориальной охраны природы в древности.
25. Становление современной системы территориальной охраны природы: американская традиция.
26. Становление современной системы территориальной охраны природы: российская традиция.
27. Становление современной системы территориальной охраны природы: европейская традиция.
28. Основоположники заповедного дела в мире и в России.
29. Классификация ООПТ МСОП.
30. Основные категории ООПТ согласно Российскому законодательству.
31. Конвенция о биологическом разнообразии.
32. Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия.
33. Севильская стратегия для биосферных резерватов.
34. Рамсарская Конвенция о водно-болотных угодьях.
35. Репрезентативность и типичность как критерии обоснования ООПТ.
36. Уникальность как критерий обоснования ООПТ.
37. Разнообразие как критерий обоснования ООПТ.
38. Уязвимость как критерий обоснования ООПТ.
39. Аттрактивность как критерий обоснования ООПТ.
40. Природно-антропогенная совместимость как критерий обоснования ООПТ.
41. Сакральность как критерий обоснования ООПТ.
42. Сущность концепции экологических сетей.
43. Нормативно-правовые основы создания экологических сетей.
44. Участие населения в процессе организации и управления ООПТ.
45. Взаимодействие ООПТ и туризма: экологические выгоды и издержки.
Приложения
Приложение 1.   ФОС ООПТ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Черных Д.В. Особо охраняемые природные территории и основы территориальной охраны природы: учеб. пособие.: Барнаул: АГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1802
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории: Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biodat.ru
Э2 http://zapoved.ru
Э3 http://www.biodiversity.ru
Э4 Курс в Moodle "Особо охраняемых природные территории" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://ecoportal.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной форме или в интерактивной форме в компьютерном классе);
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта или экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы письменное тестирование 30 мин; презентации  отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.