МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Зоология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный планv06_03_01_Биология ОЗО-2020,2019-САЙТ
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 306
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 14 18 14 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6 6 6 6 6 24 24
Лабораторные 12 12 12 12 12 12 12 12 48 48
Сам. работа 54 54 99 99 90 90 63 63 306 306
Часы на контроль 0 0 27 27 0 0 27 27 54 54
Итого 72 72 144 144 108 108 108 108 432 432

Программу составил(и):
д.б.н., профессор, Овчаренко Н.Д.;к.б.н., доцент, Шапетько Е.В.;к.б.н., доцент, Антоненко Т.В.;ст. преподаватель, Кучина Е.А.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Журавлев В.Б.

Рабочая программа дисциплины
Зоология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
А. В. Мацюра


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой А. В. Мацюра


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с многообразием животных, механизмами их адаптации к окружающей среде, планетарной ролью и большим практическим значением для человека; на их примере продемонстрировать ход эволюционного процесса и другие биологические закономерности.
Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен:
– изучить место и роль животных в общей организации жизни;
– изучить систему и филогению животного мира;
– знать характеристику и систематическую структуру типов животных;
– приобрести навыки опознавания представителей основных таксонов, в том числе наиболее практически значимых, мировой и региональной фауны;
– приобрести навыки анатомо-морфологического исследования типичных зоологических объектов с использованием соответствующего оборудования и приборов;
– получить представление об основных этапах филогенетического развития животных и закономерностях их эволюции.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью понимать базовые представления о разнообразии биологических объектов, значение биоразнообразия для устойчивости биосферы, способностью использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов
ОПК-6 способностью применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые представления о фаунистических объектах
понимать значение биологического разнообразия для стабильности экологических систем
основные принципы современной систематики и общие морфофизиологические особенности позвоночных животных на разных уровнях организации и в пределах основных таксонов
основные принципы современной систематики и общие морфофизиологические особенности беспозвоночных животных на разных уровнях организации и в пределах основных таксонов; их роль в природе, различных экосистемах и народном хозяйстве. Понятие о филогенетических связях
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать способы наблюдения
использовать способы описания фаунистических систем
культивировать животных для вивария
выделять общие и частные морфофизиологические особенности характерные для разных систематических групп беспозвоночных и позвоночных животных
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками идентификации зоологических объектов
методами проведения наблюдений, описания и сравнительного анализа при изучении животных
составления коллекций позвоночных животных
методами проведения наблюдений, описания и сравнительного анализа при изучении животных с использованием живых объектов, коллекционного материала, микропрепаратов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Предмет и задачи зоологии. Система животного мира. Многообразие животных
1.1. Предмет и задачи зоологии. Краткая история становления зоологии как науки. Классификация животных Лекции 1 1 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л1.5
1.2. Основы систематики животного мира. Сам. работа 1 4 ОПК-3, ОПК-6 Л2.3
Раздел 2. Раздел 2. Подцарство Рrotozoa–Простейшие
2.1. Общая характеристика подцарства простейшие - их морфология, основы физиологии, образ жизни, географическое распространение, происхождение. Лекции 1 1 ОПК-3 Л2.3
2.2. Свободноживущие и паразитические простейшие Лабораторные 1 2 ОПК-6 Л2.3
2.3. Циклы развития паразитических простейших. Теории и происхождение многоклеточных Сам. работа 1 8 ОПК-3, ОПК-6 Л2.3
Раздел 3. Раздел 3. Подцарство Metazoa –Многоклеточные
3.1. Отличительные особенности организации многоклеточных Лекции 1 1 ОПК-3 Л2.3
Раздел 4. Раздел 4. Тип Spongia –Губки
4.1. Общая характеристика организации животных типа Губки Лекции 1 1 ОПК-3 Л2.3
4.2. Особенности строения представителей губок по классам Лабораторные 1 2 ОПК-6 Л2.3
4.3. Работа с терминологическим словарем Сам. работа 1 10 ОПК-3, ОПК-6 Л2.3
Раздел 5. Раздел 5. Тип Coelenterata –Кишечнополостные
5.1. Общая морфофизиологическая характеристика типа Кишечнополостные Лекции 1 1 ОПК-3 Л2.3, Л1.1
5.2. Морфология кишечнополостных по классам Лабораторные 1 2 ОПК-6 Л2.3
5.3. Сравнительная характеристика морфологии жизненных форм. Таблица. Сам. работа 1 10 ОПК-3, ОПК-6 Л2.3
Раздел 6. Раздел 6. Тип Ctenophora –Гребневики
6.1. Тип Ctenophora –Гребневики Сам. работа 1 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.3
Раздел 7. Раздел 7. Тип Plathelminthes – Плоские черви
7.1. Общая характеристика организации плоских червей Лекции 1 1 ОПК-3 Л2.3
7.2. Разноообразие паразитических плоских червей Лабораторные 1 6 ОПК-6 Л2.3
7.3. Сравнительная характеристика циклов развития паразитических плоских червей Сам. работа 1 20 ОПК-3, ОПК-6 Л2.3
Раздел 8. Раздел 8. Тип Nemathelminthes – Круглые черви
8.1. Морфофизиология собственно круглых червей Лекции 2 1 ОПК-3 Л2.3
8.2. Строение основных представителей собственно круглых червей Лабораторные 2 2 ОПК-6 Л2.3
8.3. Общая характеристика организации первичнополостных животных Лекции 2 1 ОПК-3 Л2.3
8.4. Сравнительный обзор био- и геогельминтов Сам. работа 2 20 ОПК-3, ОПК-6 Л2.3
Раздел 9. Раздел 9. Тип Annelida –Кольчатые черви
9.1. Характеристика кольчатых червей как целомических животных Лекции 2 1 ОПК-3 Л2.3
9.2. Сравнительная морфология групп целомических животных Лабораторные 2 2 ОПК-6 Л2.3
9.3. Работа с терминологическим словарем. Схематические рисунки внутреннего строения кольчатых червей. Сам. работа 2 20 ОПК-3, ОПК-6 Л2.3
Раздел 10. Раздел 10. Тип Mollusca –Моллюски
10.1. Общая характеристика типа моллюски Лекции 2 1 ОПК-3 Л2.3
10.2. Сравнительная морфология представителей разных классов в типе Моллюски Лабораторные 2 2 ОПК-6 Л2.3
10.3. Практическое значение моллюсков Сам. работа 2 19 ОПК-3, ОПК-6
Раздел 11. Раздел 11. Тип Echinodermata –Иглокожие
11.1. Общая характеристика типа Иглокожие Лекции 2 1 ОПК-3 Л2.3
11.2. Сравнительная морфология представителей разных классов в типе Иглокожие Сам. работа 2 20 ОПК-3, ОПК-6 Л2.3
Раздел 12. Раздел 12. Тип Arthropoda –Членистоногие
12.1. Общая характеристика Членистоногих как самой многочисленной группы Лекции 2 1 ОПК-3 Л2.3
12.2. Особенности морфологии представителей разных классов Лабораторные 2 2 ОПК-6 Л2.3
12.3. Систематический обзор насекомых Сам. работа 2 20 ОПК-3, ОПК-6
Раздел 13. Теории происхождения одноклеточных и многоклеточных животных. Филогенетические связи типов
13.1. Теории происхождения одноклеточных и многоклеточных животных. Филогенетические связи типов. Сам. работа 3 8 ОПК-3, ОПК-6 Л2.4
Раздел 14. Происхождение хордовых животных. Отличие от беспозвоночных.
14.1. Происхождение хордовых животных. Лекции 3 1 ОПК-3 Л2.4, Л1.3
14.2. Отличие позвоночных от беспозвоночных. Сам. работа 3 8 ОПК-3, ОПК-6 Л2.4, Л1.3
Раздел 15. Подтип Туникаты. Особенности организации асцидий, сальп и аппендикулярий.
15.1. Основные черты организации подтипа. Класс Асцидии. Класс Сальпы. Сальпы и боченочники. Класс Аппендикулярии как группа личиночнохордовых неотенического происхождения. Лекции 3 1 ОПК-3 Л2.4, Л1.3, Л2.5
15.2. Класс Асцидии - особенности биологии. Класс Сальпы - особенности метагенеза. Класс Аппендикулярии - черты уникальности. Лабораторные 3 2 ОПК-6 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.5
15.3. Гипотезы о происхождении и эволюции личиночнохордовых. Сам. работа 3 16 ОПК-3, ОПК-6 Л1.3, Л2.5
Раздел 16. Подтип Бесчерепные. Черты сходства с беспозвоночными.
16.1. Организация, развитие и биология ланцетника. Лекции 3 1 ОПК-3 Л1.3, Л2.5
16.2. Отличительные черты строения бесчерепных по сравнению с позвоночными. Лабораторные 3 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.5, Л1.4
16.3. Систематика подтипа. Сам. работа 3 16 ОПК-3, ОПК-6 Л1.3, Л2.5
Раздел 17. Подтип Vertebrata. Класс Cyclostomata. Систематика группы. Строение речной миноги.
17.1. Класс Круглоротые. Лекции 3 1 ОПК-3 Л1.3, Л2.5
17.2. Характеристика круглоротых как бесчелюстных, отличающихся особым строением органов дыхания и пищеварения. Лабораторные 3 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.3, Л2.5
17.3. Место круглоротых в системе позвоночных. Современные отряды. Сам. работа 3 20 ОПК-3, ОПК-6 Л2.2, Л1.3, Л2.5
Раздел 18. Систематика кл. Chondrichthyes. Отличительные особенности акул, скатов и химер. Изучение внешней и внутренней морфологии акул и скатов.
18.1. Отличительные особенности акул, скатов и химер. Лекции 3 1 ОПК-3 Л1.3, Л2.5
18.2. Систематика кл. Chondrichthyes. Лабораторные 3 2 ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.5
18.3. Подкласс Цельноголовые Сам. работа 3 10 ОПК-3, ОПК-6 Л1.3, Л2.5
Раздел 19. Внешняя и внутренняя морфология костных рыб на примере окуня.
19.1. Отличительные особенности костных рыб по сравнению с хрящевыми. Лекции 3 1 ОПК-3 Л1.3, Л2.5
19.2. Проведение вскрытия костной рыбы. Лабораторные 3 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.3, Л2.5
19.3. Отличительные особенности костных рыб по сравнению с хрящевыми. Сам. работа 3 12 ОПК-3, ОПК-6 Л1.3, Л2.5
Раздел 20. Систематика кл. Osteichthyes. Основные надотряды. Определение костных рыб.
20.1. Подкласс Лопастеперые. Подкласс Лучеперые. Группа Костистые рыбы. Надотряды костистых рыб. Лабораторные 3 2 ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.5
Раздел 21. Изучение внешнего и внутреннего строения земноводных на примере остромордой лягушки. Проведение вскрытия.
21.1. Общая морфологическая и биологическая характеристика амфибий. Лекции 4 1 ОПК-3 Л1.3, Л2.5
21.2. Особенности строения в связи с двойственностью приспособлений к водному и наземному образу жизни. Лабораторные 4 4 ОПК-6 Л1.1, Л1.3, Л2.5, Л2.6
21.3. Географическое распространение земноводных. Хозяйственное значение земноводных. Сам. работа 4 9 ОПК-3, ОПК-6 Л1.3, Л2.5
Раздел 22. Систематика кл. Amphibia. Определение хвостатых и бесхвостых земноводных
22.1. Разделение земноводных на отряды: хвостатые и бесхвостые. Лабораторные 4 2 ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.5
22.2. Отряд Безногие. Характеристика семейств, их главнейших представителей. Сам. работа 4 14 ОПК-3, ОПК-6 Л1.3, Л2.5
Раздел 23. Внешняя и внутренняя морфология пресмыкающихся на примере прыткой ящерицы. Проведение вскрытия.
23.1. Морфологическая и биологическая характеристика рептилий. Лекции 4 1 ОПК-3 Л1.3, Л2.1
23.2. Особенности метаболизма рептилий. Систематика рептилий. Лабораторные 2 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.3, Л2.1
23.3. Географическое распространение рептилий. Экономическое значение рептилий. Сам. работа 4 10 ОПК-3, ОПК-6 Л1.3, Л2.1
Раздел 24. Систематика кл.Reptilia. Определение черепах, ящериц и змей.
24.1. Подкласс Черепахи. Подкласс Архозавры. Подкласс Чешуйчатые. Отряды: ящерицы, змеи, хамелеоны. Лабораторные 2 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.3, Л2.1
24.2. Подкласс Клювоголовые. Котилозавры. Вымирание древних пресмыкающихся и причина этого явления. Сам. работа 4 4 ОПК-3, ОПК-6 Л1.3, Л2.1
Раздел 25. Изучение внешнего и внутреннего строения птиц на примере сизого голубя. Проведение вскрытия. Черты приспособленности птиц к полету.
25.1. Класс Птицы. Обзор организации птиц как амниот, приспособившихся к полету. Лекции 4 2 ОПК-3 Л1.3, Л2.1
25.2. Проведение вскрытия птицы. Анатомо-морфологичепские особенности. Лабораторные 4 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.3, Л2.1
25.3. Географическое распространение. Миграция и ориентация птиц. Экономическое значение. Домашние птицы и их происхождение. Сам. работа 4 10 ОПК-3, ОПК-6 Л1.3
Раздел 26. Систематика кл. Aves. Определение птиц
26.1. Систематика птиц. Подклассы: ящерохвостые, веерохвостые. Лекции 4 1 ОПК-3 Л1.1, Л1.3, Л2.1
26.2. Разделение веерохвостых птиц на основные группы: бескилевые, или ходящие птицы. Характеристика и краткий обзор главнейших отрядов. Лабораторные 4 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.3, Л2.1
26.3. Происхождение птиц. Сам. работа 4 8 ОПК-3, ОПК-6 Л1.3, Л2.1
Раздел 27. Внешняя и внутренняя морфология млекопитающих на примере серой крысы. Проведение вскрытия. Уникальные черты строения млекопитающих.
27.1. Морфо-физиологическая организация млекопитающих как высшего класса позвоночных. Лекции 4 1 ОПК-3 Л2.2, Л1.3, Л2.1
27.2. Проведение вскрытия. Морфо-физиологическая организация млекопитающих как высшего класса позвоночных. Лабораторные 4 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.3, Л2.1
27.3. Промысловые млекопитающие России. Домашние млекопитающие и их происхождение. Географическое распространение млекопитающих. Сам. работа 4 8 ОПК-3, ОПК-6 Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в Приложении ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в Приложении ФОС


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
/СМ. в Приложении ФОС
Приложения
Приложение 1.   ФОС Зоология.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. Н. Карташев, В. Е. Соколов, И. А. Шилов Практикум по зоологии позвоночных: учеб. пособие для вузов/ М. : Аспект Пресс, 2004 25
Л1.2 Черепанов Г.О., Иванов А.О. Палеозоология позвоночных: учеб. пособие М.: Академия, 2007
Л1.3 Константинов В.М., Наумов С.П., Шаталова С.П. Зоология позвоночных: учеб. для вузов М.: Академия, 2000 52
Л1.4 Иорданский Н. Н. Эволюция жизни : учебное пособие для академического бакалавриата М. : Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 Овчаренко Н.Д., Кучина Е.А., Кудряшова И.В., Черевко Л.С. Практикум по зоологии беспозвоночных : учебное пособие АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/1040/read.7book?sequence=1&isAllowed=y
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. П. Наумов, Н. Н. Карташе Зоология позвоночных: учеб. для вузов. Ч.2: М. : Высш. шк, 1979 76
Л2.2 Абдурахманов Г.М. Основы зоологии и зоогеографии: Учебник для вузов М.: Академия, 2001 15
Л2.3 под ред. В. М. Константинова Лабораторный практикум по зоологии позвоночных: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2004 29
Л2.4 Лопатин И.К. Функциональная зоология: учеб. пособие для вузов Минск : Вышсш. школа, 2002. 5
Л2.5 Н. П. Наумов, Н. Н. Карташев. Зоология позвоночных: учеб. для вузов. Ч.1: М. : Высш. шк, 1979 68
Л2.6 Ф. Я. Дзержинский Сравнительная анатомия позвоночных животных: учеб. для вузов М. : Аспект Пресс, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Бесплатная электронная биологическая библиотека [Электронный ресурс]. www.zoomet.ru
Э2 Информационный проект по вопросам российской природы [Электронный ресурс]. www.biodat.ru.
Э3 Зоология позвоночных. ч.1. Низшие хордовые. Анамнии elibrary.asu.ru
Э4 Курс в Moodle "Зоология позвоночных. Общий курс" portal.edu.asu.ru
Э5 Курс в Moodle "Зоология бемпозвоночных" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
404Л лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
423Л препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные.
405Л лаборатория беспозвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя – 2; лабораторные электрифицированные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 1 шт.; доска меловая 1 шт.; раковина; шкафы для хранениятаблиц и коллекций беспозвоночных животных – 6 единиц; тумбочки – 3 единицы; телевизор JVC-290С, микромер окулярный винтовой, бинокуляры МБС-10, видеоокуляр DCM-310, микроскопы: Альтами 104, МБС-10, микромед, Микмед-1 вар. 1; коллекции беспозвоночных животных, микропрепараты по зоологии беспозвоночных и БИР
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины Зоология.
Дисциплина Зоология включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Зоология». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума и продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.

В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.