МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv06_03_01_Биология ОЗО-2020,2019-САЙТ
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 65
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 65 65 65 65
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., зав. кафедрой, Соколова Г.Г.

Рецензент(ы):
д.б.н., директор ИВЭП СО РАН, Пузанов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Экология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - знакомство студентов с основными понятиями экологии и закономерностями приспособлениями живых организмов к окружающей среде, типами взаимоотношений организмов друг с другом; составом, структурой и динамикой экосистем надорганизменного уровня, принципами рационального использования и охраны природных ресурсов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.6

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-10 способностью применять базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципы оптимального природопользования и охраны природы, мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы
ОПК-14 способностью и готовностью вести дискуссию по социально-значимым проблемам биологии и экологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические основы общей, системной и прикладной экологии и охраны окружающей среды;
- экологические закономерности влияния факторов на живые организмы;
- наиболее значимые глобальные и региональные экологические проблемы и готов вести по ним дискуссию;
- свободно ориентируется в экологической проблематике и природопользовании.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать современные методы анализа для оценки качества среды;
- использовать теоретические знания для решения конкретных экологических задач;
- анализировать экологически значимые проблемы;
- анализировать, обобщать и критически оценивать экологические знания, вести полноценную дискуссию по экологическим проблемам разного уровня.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами оценки экологического состояния среды;
- методами анализа и прогнозирования экологических ситуаций;
- аргументированно и обоснованно излагает и защищает свое мнение по экологической проблеме;
- навыками проведения дискуссии по основным экологическим проблемам.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в экологию
1.1. История изучения, цели и задачи, основные экологические проблемы. Лекции 5 1 ОПК-10, ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Аутэкология
2.1. Закономерности действия экологических факторов. Влияние абиотических факторов на живые организмы. Лекции 5 0,5 ОПК-10, ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.2
2.2. Свет как экологический фактор. Вода как экологический фактор. Температура как экологический фактор. Практические 5 1 ОПК-10, ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.2
2.3. Эдафические и орографические факторы. Сам. работа 5 1 ОПК-10, ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.2
2.4. Основные среды жизни и приспособления к ним живых организмов. Лекции 5 0,5 ОПК-10, ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.2
2.5. Водная, наземно-воздушная, почвенная среды обитания. Организмы как среда обитания. Сам. работа 5 1 ОПК-10, ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.2
2.6. Жизненные формы живых организмов. Биологические ритмы. Сам. работа 5 11 ОПК-10, ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Демэкология
3.1. Понятие популяции. Популяционная структура вида. Лекции 5 1 ОПК-10, ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.2
3.2. Пространственная, возрастная, половая и этологическая структура популяции Практические 5 1 ОПК-10, ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.2
3.3. Жизненные стратегии. Гомеостаз и динамическое равновесие популяции. Сам. работа 5 1 ОПК-10, ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.2
3.4. Типы жизненных стратегий. Демографические таблицы. Устойчивость популяции. Сам. работа 5 2 ОПК-10, ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.2
3.5. Виды популяций. Динамические и статистические параметры популяции. Генетическая структура популяции. Типы биотических отношений организмов. Сам. работа 5 8 ОПК-10, ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.2
Раздел 4. Синэкология
4.1. Видовой состав биоценозов. Пространственная структура. Лекции 5 1 ОПК-10, ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.2
4.2. Видовое разнообразие сообществ. Ярусность, мозаичность и синузиальность сообществ. Понятие о консорции. Практические 5 2 ОПК-10, ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.2
4.3. Классификация биоценозов. Биологическая продуктивность. Сам. работа 5 1 ОПК-10, ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.2
4.4. Экотопические, фитоценотические и другие типы классификаций. Сам. работа 5 2 ОПК-10, ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.2
4.5. Динамика и сукцессионные изменения биоценозов Сам. работа 5 1 ОПК-10, ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.2
4.6. Суточная и сезонная изменчивость биоценозов. Разногодичные изменения. Сукцессии. Сам. работа 5 2 ОПК-10, ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.2
4.7. Видовое разнообразие и видовая насыщенность биоценозов. Структураная организация биоценозов. Сам. работа 5 10 ОПК-10, ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.2
Раздел 5. Биосфера
5.1. Круговороты веществ в биосфере. Лекции 5 1 ОПК-10, ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.2
5.2. Круговороты газообразных веществ и осадочные циклы. Практические 5 2 ОПК-10, ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.2
5.3. Учение В.И. Вернадского о биосфере Сам. работа 5 1 ОПК-10, ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.2
5.4. Сам. работа 5 2 ОПК-10, ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
5.5. Содержание химических элементов в земной коре и живых организмах. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Сам. работа 5 1 ОПК-10, ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
5.6. Понятие демографического взрыва. Демографические концепции роста народонаселения. Практические 5 1 ОПК-10, ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
5.7. Типы веществ, слагающие биосферу. Роль и функции живого вещества в биосфере. Биогеохимические принципы В.И. Вернадского. Сам. работа 5 10 ОПК-10, ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.2
Раздел 6. Охрана окружающей среды
6.1. Принципы организации особо охраняемых природных территорий. Красные книги. Лекции 5 1 ОПК-10, ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.2
6.2. Виды ООПТ. Красные и зеленые книги. Практические 5 2 ОПК-10, ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.2
6.3. Международная деятельность в области охраны окружающей среды. Международные природоохранные организации. Сам. работа 5 1 ОПК-10, ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.2
6.4. Международная деятельность в области охраны окружающей среды. Международные природоохранные организации. Практические 5 1 ОПК-10, ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.2
6.5. Заповедники и национальные парки. Памятники природы, заказники, зоны покоя и другие формы охраняемых территорий. Сам. работа 5 10 ОПК-10, ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.2
6.6. Экзамен Экзамен 5 27 ОПК-10, ОПК-14 Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Примерные тестовые задания
Задание 1 (Выберите правильное утверждение)
1. Хроматическая адаптация характерна для морских водорослей.
2. Колорадский жук – хищник.
3. Несколько видов не могут занимать одну и ту же экологическую нишу.
4. Действие низкой температуры ослабляется сильным ветром.
5. В почвенной среде суточные и сезонные колебания температур зависят от глубины.
Задание 2 (Вставьте пропущенное слово)
1. Растения, произрастающие на слабокислых почвах, называются ……..
2. Закон толерантности сформулировал ……..
3. Водомерки относятся к экологической группе ……
4. Вода относится к ………. факторам среды.
5. Организмы, переносящие значительные колебания температуры, называются ……….
Задание 3 (Выберите один правильный ответ из 4-х предложенных)
1. Как называются организмы, разрушающие органические вещества?
а) продуценты в) редуценты
б) некрофаги г) консументы
2. Кто сформулировал закон конкурентного исключения?
а) Ю. Либих в) В. Вильямс
б) Г. Гаузе г) В. Шелфорд
3. Виды организмов с широкой диапазоном толерантности называются:
а) стенобионты; в) стенотермы;
б) эврибионты; г) эвритермы.
4. Какая из пар растений НЕ встречаются в одном сообществе ?
а) береза и сосна в) черемуха и береза
б) дуб и рябина г) осина и сирень
5. Между какими видами существуют отношения «паразит–хозяин»?
а) волк и заяц в) суслик и мышь-полевка
б) лиса и медведь г) медведь и блоха
Задание 4 (Выберите несколько правильных ответов из 6 предложенных)
1. Почвенная среда обитания обладает следующими признаками:
а) высокая плотность в) высокая освещенность д) хорошая аэрация
б) низкое содержание кислорода г) низкая освещенность е) низкая плотность
2. Приспособления растений к водной среде обитания:
а) наличие аэренхимы г) отсутствие аэренхимы
б) отсутствие механической ткани д) слабо развитая корневая система
в) развитие механической ткани е) хорошо развития корневая система
3. Какие организмы синтезируют органические вещества ?
а) автотрофы в) фототрофы д) хемотрофы
б) гетеротрофы г) сапротрофы е) биотрофы
4. Какие из указанных пар растений относятся к одной жизненной форме ?
а) сирень и тополь в) смородина и крыжовник д) одуванчик и лютик
б) осина и береза г) ель и малина е) сосна и барбарис
5. Приспособления у растений для уменьшения транспирации:
а) толстая кутикула в) устьица на верхней стороне листа д) углубление устьиц
б) уменьшение листьев г) устьица на нижней стороне листа е) свертывание листьев
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Перечень тем
1. Свет как экологический фактор для растений
2. Свет как экологический фактор для животных
3. Температура как экологический фактор для растений
4. Температура как экологический фактор для животных
5. Вода как экологический фактор для растений
6. Вода как экологический фактор для животных
7. Почвы как среда обитания растений
8. Почвы как среда обитания животных
9. Влияние свойств воздушной среды на растения
10. Влияние свойств воздушной среды на животных
11. Популяционная структура животных
12. Популяционная структура растений
13. Закономерности распространения биоценозов и их классификации
14. Видовой состав и пространственная структура биоценозов
15. Взаимоотношения живых организмов (на примере конкуренции, паразитизма, хищничества, комменсализма, симбиоза и др.)
16. Аллелопатия как способ взаимовлияния живых организмов друг на друга
17. Круговороты газообразных веществ
18. Круговороты – осадочные циклы
19. Особо охраняемые природные территории
20. Демографические проблемы населения Земли
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Перечень вопросов к зачету
1. Экология как наука: предмет и задачи, объекты изучения, системный подход в изучении живого, методы экологических исследований, разделы экологии.
2. Среда и условия существования живых организмов. Экологические факторы среды и их классификация. Закономерности действия экологических факторов.
3. Понятие толерантности, границы толерантности. Зоны оптимума и пессимума. Экологическая пластичность живых организмов.
4. Совместное действие и компенсация экологических факторов. Лимитирующий фактор.
5. Закон минимума Ю. Либиха и его ограниченность. Закон толерантности В. Шелфорда.
6. Вода как экологический фактор для живых организмов. Экологические группы организмов по отношению к воде. Приспособления организмов к недостатку и избытку влаги.
7. Свет как экологический фактор для живых организмов. Приспособления организмов к различным условиям освещения. Фототаксис, биолюминесценция. Фотопериодизм. Хроматическая адаптация, листовая мозаика. Фотопериодизм.
8. Температура как экологический фактор. Экологические группы живых организмов по отношению к температуре. Приспособления к различным температурным режимам. Эффективные температуры развития организмов. Правила Алена и Бергмана.
9. Почва как среда обитания. Экологические группы растений по отношению к эдафическим факторам. Влияние почвенных факторов на животных.
10. Воздух как экологический фактор. Состав атмосферного воздуха и его значение для животных и растений. Влияние ветра, атмосферного давления и плотности воздуха на живые организмы.
11. Представление об экологической нише. Индикационное значение живых организмов.
12. Основные пути приспособления живых организмов к условиям среды: активный и пассивный пути, избегание неблагоприятных последствий. Адаптивные биологические ритмы организмов (суточные, годичные, приливно-отливные).
13. Основные среды жизни (почвенная, наземно-воздушная, водная, живые организзмы как среда обитания) и приспособления организмов к этим условиям.
14. Принципы экологической классификации живых организмов. Понятие жизненной формы, классификация жизненных форм.
15. Понятие о популяции. Популяционная структура вида. Виды популяций. Основные характеристики популяции: численность, плотность, структурная организация.
16. Возрастная и половая структура популяций. Пространственная и этологическая структура популяций. Понятие эффекта группы.
17. Динамика популяций. Рождаемость, смертность и миграции в популяциях. Скорость роста популяций. Виды популяций в зависимости от темпов роста.
18. Колебания численности популяции и причины, ее вызывающие. Циклические колебания численности популяций и причины, их вызывающие. Типы динамики численности популяций: стабильный, взрывной, флуктуирующий.
19. Факторы регуляции численности популяции: модифицирующие и регулирующие факторы, инерционные механизмы. Внутрипопуляционная регуляция численности популяции: поведенческие и физиологические механизмы, биотические взаимоотношения.
20. Полиморфизм популяций и его значение. Гомеостаз и динамическое равновесие популяций.
21. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Экотоп и биотоп. Функциональный состав и основные компоненты биоценозов и биогеоценозов.
22. Общая характеристика биотических факторов и типы биотических взаимоотношений организмов в природе. Значение биотических взаимоотношений организмов в природе.
23. Конкуренция и ее последствия. Закон конкурентного исключения Г. Гаузе. Условия сосуществования конкурирующих видов. Влияние конкуренции на видовое разнообразие, численность и распространение видов, структуру сообществ.
24. Общие черты и различия паразитизма и хищничества. Отношения организмов в системах паразит-хозяин и хищник-жертва. Приспособления организмов к данным типам взаимоотношений.
25. Математические модели Лотки-Вольтерра. Опыты Гаузе. Циклические изменения численности видов, связанных пищевыми взаимоотношениями.
26. Видовой состав сообществ. Видовое разнообразие и значимость видов в биоценозе.
27. Пространственная структура сообщества. Ярусность, мозаичность, синузиальность. Понятие о консорциях. Схема строения консорций.
28. Границы сообществ. Пограничный эффект. Экотоны. Простые и сложные сообщества, полночленные и неполночленные биоценозы, насыщенные и ненасыщенные биоценозы.
29. Динамика сообществ: суточная, сезонная, разногодичная. Понятие об экологических сукцессиях. Причины сукцессионных изменений. Классификация сукцессий.
30. Общие закономерности сукцессий. Основные этапы сукцессионных изменений. Концепция климакса. Сериальные и климаксовые сообщества. Устойчивость сообществ.
31. Прогрессивные и регрессивные сукцессии. Антропогенные изменения сообществ и их последствия.
32. Биологическое продуцирование в биосфере. Основные группы продуцентов и консументов водных и наземных экосистем и их вклад в образовании биомассы. Роль редуцентов в экосистем.
33. Пищевые цепи и пищевые сети. Пищевые цепи и их виды. Понятие об экологических пирамидах. Пирамиды численности, биомассы и энергии.
34. Разнообразие биологических сообществ и их классификация. Понятие о биомах. Отличия агроценозов от естественных сообществ. Биологическая структура Мирового океана. Континентальные водоемы и их характеристика.
35. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Границы биосферы. Характеристика биосферы. Вещества, слагающие биосферу. Роль и функции живого вещества в биосфере. Биогеохимические принципы В.И. Вернадского. Формы концентрации жизни в биосфере. Возникновение и развитие ноосферы.
36. Биогеохимические функции живых организмов. Биологический и геологический круговороты веществ. Круговорот воды и ее баланс на планете.
37. Биосферные круговороты кислорода, углерода, азота, фосфора, серы, кальция, калия и других элементов.
38. Демографические проблемы и возможности биосферы. Основные концепции по проблемам народонаселения. Понятие демографического взрыва и связанные с ним проблемы.
39. Природные ресурсы, их рациональное использование и охрана. Классификация ресурсов.
40. Загрязнение биосферы. Источники и виды загрязнений. Последствия загрязнения для окружающей среды и живых организмов.
41. Пути сохранения разнообразия живого. Принципы организации сети охраняемых территорий. Формы особо охраняемых природных территорий и их характеристика. Красные книги. Основные положения и принципы охраны живых организмов.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Степановских А. С. Биологическая экология. Теория и практика: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
Л1.2 Шилов И.А. Экология: учебник для вузов Москва: Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.3 Отто, О. В. Экология: учеб. пособие: Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дмитриев В.В., Жиров А.И., Ласточкин А.Н. Прикладная экология: учеб. для вузов М.: Академия, 2008
Л2.2 Пономарева И.Н., Соломин В.П., Корнилова О.А., Пономарева И.Н. Общая экология: учеб. пособие для вузов Ростов н/Д: Феникс, 2009
Л2.3 Байлагасов, Л.В. Региональное природопользование: учебное пособие Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экология www.lib.asu.ru
Э2 elibrary.ru
Э3 www.eco.rian.ru
Э4 www.biodat.ru
Э5 Курс в Moodle "Экология" portal.edu.asu.ru
Э6 "Автоматические инструменты измерений и методы анализа данных наземного агроэкологического мониторинга" online.edu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://ecoportal.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к итоговому контролю усвоения дисциплины.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной форме или в интерактивной форме в компьютерном классе);
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта или экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы письменное тестирование 30 мин; презентации  отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.
Методические указания для индивидуальных практических заданий.
Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.
Форма отчётности: презентация работы в мультимедийной программе, либо в заданиях 2-5 – письменная работа.
Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям:
1.полнота раскрытия темы;
2.глубина и полнота анализа литературы;
3.наличие анализа, собственной авторской позиции;
4.использование современных литературных источников по проблеме;
5.структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования);
6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
При работе балльно-рейтинговой технологии:
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью.
Примерные критерии оценки:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
-оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
-оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».
Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, презентации, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.
Обязательной формой самостоятельной работы студентов при освоении курса является реферат, который должен быть оформлен согласно требованиям отпечатанном виде. В свою структуру реферат должен включать следующие обязательные разделы: введение, основная часть, состоящая из не менее 2-х глав, заключения, списка литературы и, возможно, приложения.
Особое внимание требуют разделы «введение» и «заключение». В разделе «введение» студенту необходимо отразить степень актуальности изучаемой им проблемы и меру ее разработанности в трудах теоретиков науки. В разделе «заключение» следует сделать выводы по основной части, дать авторские оценки изучаемой проблемы, отразить возможные тенденции, прогнозы, рекомендации. В качестве реферативной темы может быть выбрана любая из списка, предложенного преподавателем, а также тема должна быть согласована с преподавателем и обоснован ее выбор. Объем реферата должен ограничиваться рамками от 17 до 25 страниц машинописного текста.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.