Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | v06_03_01_Биология ОЗО-2020,2019-САЙТ |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 65 | 65 | 65 | 65 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.
1.1. | освоение теоретических основ обучения биологии, ознакомление с современными методическими подходами и интерактивными технологиями обучения биологии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.3 |
ПК-7 | способностью использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Требования к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по биологии, устанавливаемые государственным образовательным стандартом. Различные подходы к изучению основных тем школьного курса. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Анализировать эффективность применяемых различных типов уроков, а также приемов и методов обучения. Учитывать физиологические и психологические особенности детей разного возраста при подборе биологического содержания. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками разработки и проведения мероприятий, направленных на повышение уровня биолого-экологической грамотности школьников |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в методику преподавания биологии | ||||||
1.1. | Методика преподавания биологии как наука | Лекции | 8 | 1 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.2. | Краткая история становления и развития методики обучения биологии | Практические | 8 | 1 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.3. | Цели и задачи методики обучения биологии | Практические | 8 | 1 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.4. | Виды обучения биологии | Практические | 8 | 1 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.5. | Содержание предмета "Биология" | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 2. Приемы и методы обучения биологии | ||||||
2.1. | Система методов обучения биологии | Лекции | 8 | 1 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.2. | Приемы и методы обучения биологии | Практические | 8 | 1 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.3. | Характеристика отдельных методов обучения биологии | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.4. | ИКТ в биологии | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.5. | Интерактивные технологии обучения биологии в школе | Лекции | 8 | 2 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.6. | Биологический эксперимент в школе | Практические | 8 | 2 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.7. | Выбор методов обучения для разного возраста обучающихся | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.8. | Проблемный подход в обучении биологии | Лекции | 8 | 1 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.9. | Разработка проблемного урока | Сам. работа | 8 | 5 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.10. | Организация самостоятельной работы учащихся | Сам. работа | 8 | 5 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.11. | Контрольно-оценочные средства | Практические | 8 | 1 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.12. | Организация проектной деятельности учащихся | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.13. | Раработка контрольно-оценочных средств разного уровня | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 3. Формы организации обучения биологии | ||||||
3.1. | Общая характеристика и система форм обучения биологии | Лекции | 8 | 1 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
3.2. | Урок биологии (цели, содержание, план урока) | Практические | 8 | 2 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
3.3. | Экскурсия как важная форма обучения биологии. Биологические кружки | Сам. работа | 8 | 5 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
3.4. | Внеурочная работа и ее место в системе обучения биологии | Практические | 8 | 1 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
3.5. | Экологическое воспитание | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
3.6. | Экзамен | 8 | 27 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Тестовые задания 1. Методы обучения делятся на … А) развивающие, самостоятельные, практические б) инструктивные, словесные, вспомогательные в) словесные, наглядные, практические г) наглядные, инструктивные, объяснительные 2. Основной целью изучения нового материала является: а) контроль знаний б) закрепление знаний в) овладение биологическими понятиями г) повторение ранее изученного 3. Лабораторная работа «Строение растительной клетка чешуи кожицы лука» относится к работам с … а) анатомическим содержанием б) физиологическим содержанием в) морфологическим содержанием г) систематическим содержанием 4. Из перечисленного выделите словесный метод обучения: а) демонстрация таблицы б) лабораторная работа в) наблюдение опыта г) лекция 5. Способом устной проверки знаний является: а) работа по карточкам б) фронтальный опрос в) биологический диктант г) тестовая проверка Ключ к тестам № вопроса ответ 1 В 2 В 3 В 4 Г 5 Б Задания открытого типа 1. Назовите 3 функции обучения – …….. Образовательная, воспитательная, развивающая 2. Согласны ли Вы с утверждением, что организация работы с учебником относится к логическим приемам обучения Да Нет 3. Методические приемы обучения делятся на три группы …….. Логические, технические, организационные 4. Согласны ли Вы с утверждением, что коллекции семян это натуральные средства обучения Да Нет 5. Основной формой обучения является …. Урок 6. Согласны ли Вы с утверждением, что кружок юных натуралистов является формой организации внеклассной работы Да Нет 7. Основателем учения о происхождении видов путем естественного отбора является … Дарвин 8. Согласны ли Вы с утверждением, что рассказ учителя – это метод, используемый для закрепления новых знаний учащихся Да Нет 9. Наглядные средства обучения, относящиеся к натуральным (предметным): живые объекты (растения и животные) 10. К искусственным изобразительным наглядным пособиям относятся: таблицы, муляжи, модели 11. Метод, позволяющий опросить всех учащихся при минимальных затратах времени … Тестовые задания 12. Согласны ли Вы с утверждением, что уход за комнатными растениями относится к методу проверки практических умений и навыков учащихся. Да Нет 13. Групповая работа – это… работа группы учеников под руководством учителя 14. Согласны ли Вы с утверждением, что введение игровых элементов в обучение биологии положительно влияет на дисциплину учащихся Да Нет 15. Содержание учебников определяется … Программой 16. Согласны ли Вы с утверждением, что урок-экскурсия – это урок, проводимый вне класса и школы, в природе, на производстве, музее, выставке. Да Нет 17. Главное требование, предъявляемое к оценке знаний учащихся – это …. объективность 18. Согласны ли Вы с утверждением, что закрепление знаний не входит в структуру урока Да Нет 19. Кружок юных натуралистов – это …….. работа. внеклассная 20. Согласны ли Вы с утверждением, что развивающая функция метода обучения в первую очередь направлена на развитие познавательных процессов? Да Нет 21. Организационные приемы служат для ….. направления внимания, восприятия, работы учащихся 22. Согласны ли Вы с утверждением, что учебная дискуссия относится к наглядным методам Да Нет 23. Внеклассная работа – это … форма организации работы учащихся вне урока под руководством учителя 24. Согласны ли Вы с утверждением, что урок-путешествие является нетрадиционным уроком Да Нет 25. В дидактических играх познавательные задачи ставятся перед учащимися … не прямо, а в завуалированной форме 26. Согласны ли Вы с утверждением, что направляющая роль в беседе принадлежит одному ученику Да Нет 27. Гербарии – это … засушенные растения со всеми органами 28. Согласны ли Вы с утверждением, что на уроках вводные беседы проводятся для восстановления в памяти школьников имеющихся знаний Да Нет 29. Беседа – это метод обучения, в виде … диалога учителя и учащихся 30. Согласны ли Вы с утверждением, что основной целью лабораторного занятий является непосредственное ознакомление учащихся с предметами и явлениями природы при демонстрации опытов учителем Да Нет 31. По дидактическим целям беседы бывают … вводные и обобщающие 32. Согласны ли Вы с утверждением, что закрепление нового материала – это лишнее в этапах урока Да Нет 33. Рассказ – это ……. изложение учебной информации Последовательное 34. Согласны ли Вы с утверждением, что изучение жизненного цикла грибов, является обязательным в школьном курсе биологии. Да Нет 35. Фронтальная работа – это… одновременная работа учеников всего класса под руководством учителя 36. Примерная образовательная программа является приложением к … ФГОС 37. В процессе наблюдения формируются следующие умения …. наблюдательность, умение видеть, подмечать явления природы 38. В курсе зоологии первым изучается тип … простейшие 39. Сайт, на котором содержится актуальная информация о растениях, называется … плантариум 40. В …. расписано время и содержание каждой темы. рабочей программе дисциплины 41. Ресурс, с помощью которого можно определить название любого живого организма по фотографии в режиме реального времени … I naturalist 42. Согласны ли Вы с утверждением, что учитель биологии сам определяет темы практических и лабораторных работ. Да Нет 43. Тема биосинтез белка разбирается в разделе …. общая биология 44. Подробное содержание всех этапов конкретного урока описано в …. конспекте урока 45. Согласны ли Вы с утверждением, что знать значение фотосинтеза для живых организмов и их эволюции – это метопредметные результаты обучения. Да Нет |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Развитие биологических понятий в школьном предмете 2. Цели и задачи методики обучения биологии и экологии 3. Виды обучения биологии и экологии 4. Цели и планируемые результаты обучения биологии в федеральном государственном стандарте основного и среднего общего образования 5. Содержание предмета "Биология" 6. Экологическое воспитание 7. Особенности эксперимента по биологии в различных ее разделах 8. Применение интерактивных методов в школьной биологии 9. ИКТ в биологии 10. Выбор методов обучения 11. Организация самостоятельной работы учащихся 12. Проблемный подход в обучении биологии 13. Организация проектной деятельности учащихся 14. Разработка и реализация методик, технологий и приемов обучения биологии в дополнительном образовании 15. Биологические кружки 16. Экскурсия как важная форма обучения биологии |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См Приложения ФОС |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н. Д. Андреева, И. Ю. Азизова, Н. В. Малиновская ; под ред. Н. Д. Андреевой. | МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Арбузова Е.Н. | Методика обучения биологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/AC614019-B9D9-4897-80E7-F5F35457BDFA |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Фокин, Ю. Г. | Теория и технология обучения. Деятельностный подход: учеб. пособие для вузов | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
Л2.2 | Н.С. Карташова, Е.В. Кулицкая | Инновационное обучение биологии в общеобразовательных заведениях : учебное пособие для студентов бакалавриата | Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Теремов, А.В. | Знаково-символическая система в обучении биологии : учебное пособие | «Прометей», 2013 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Окно в ситуационную методику | www.casemethod.ru | ||
Э2 | СПС КонсультантПлюс | www.consultant.ru | ||
Э3 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э4 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э5 | Курс в системе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/ Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/ Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
326Л | лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт. |
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Методика преподавания биологии». Дисциплина «Методика преподавания биологии» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Методика преподавания биологии». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, а также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем. Выполнение всех практических заданий является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде выполнения практического задания и реферата. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |