МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания биологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv06_03_01_Биология ОЗО-2020,2019-САЙТ
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 65
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 65 65 65 65
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доц., Сперанская Н.Ю.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания биологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение теоретических основ обучения биологии, ознакомление с современными методическими подходами и интерактивными технологиями обучения биологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Требования к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по биологии, устанавливаемые государственным образовательным стандартом. Различные подходы к изучению основных тем школьного курса.
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать эффективность применяемых различных типов уроков, а также приемов и методов обучения. Учитывать физиологические и психологические особенности детей разного возраста при подборе биологического содержания.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками разработки и проведения мероприятий, направленных на повышение уровня биолого-экологической грамотности школьников

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в методику преподавания биологии
1.1. Методика преподавания биологии как наука Лекции 8 1 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.2. Краткая история становления и развития методики обучения биологии Практические 8 1 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.3. Цели и задачи методики обучения биологии Практические 8 1 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.4. Виды обучения биологии Практические 8 1 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.5. Содержание предмета "Биология" Сам. работа 8 8 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Приемы и методы обучения биологии
2.1. Система методов обучения биологии Лекции 8 1 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.2. Приемы и методы обучения биологии Практические 8 1 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.3. Характеристика отдельных методов обучения биологии Сам. работа 8 6 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.4. ИКТ в биологии Сам. работа 8 6 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.5. Интерактивные технологии обучения биологии в школе Лекции 8 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.6. Биологический эксперимент в школе Практические 8 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.7. Выбор методов обучения для разного возраста обучающихся Сам. работа 8 8 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.8. Проблемный подход в обучении биологии Лекции 8 1 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.9. Разработка проблемного урока Сам. работа 8 5 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.10. Организация самостоятельной работы учащихся Сам. работа 8 5 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.11. Контрольно-оценочные средства Практические 8 1 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.12. Организация проектной деятельности учащихся Сам. работа 8 8 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.13. Раработка контрольно-оценочных средств разного уровня Сам. работа 8 8 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 3. Формы организации обучения биологии
3.1. Общая характеристика и система форм обучения биологии Лекции 8 1 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.2. Урок биологии (цели, содержание, план урока) Практические 8 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.3. Экскурсия как важная форма обучения биологии. Биологические кружки Сам. работа 8 5 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.4. Внеурочная работа и ее место в системе обучения биологии Практические 8 1 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.5. Экологическое воспитание Сам. работа 8 6 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.6. Экзамен 8 27 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания

1. Методы обучения делятся на …
А) развивающие, самостоятельные, практические
б) инструктивные, словесные, вспомогательные
в) словесные, наглядные, практические
г) наглядные, инструктивные, объяснительные

2. Основной целью изучения нового материала является:
а) контроль знаний
б) закрепление знаний
в) овладение биологическими понятиями
г) повторение ранее изученного

3. Лабораторная работа «Строение растительной клетка чешуи кожицы лука» относится к работам с …
а) анатомическим содержанием
б) физиологическим содержанием
в) морфологическим содержанием
г) систематическим содержанием

4. Из перечисленного выделите словесный метод обучения:
а) демонстрация таблицы
б) лабораторная работа
в) наблюдение опыта
г) лекция

5. Способом устной проверки знаний является:
а) работа по карточкам
б) фронтальный опрос
в) биологический диктант
г) тестовая проверка

Ключ к тестам
№ вопроса ответ
1 В
2 В
3 В
4 Г
5 Б








Задания открытого типа

1. Назовите 3 функции обучения – ……..
Образовательная, воспитательная, развивающая

2. Согласны ли Вы с утверждением, что организация работы с учебником относится к логическим приемам обучения
Да
Нет

3. Методические приемы обучения делятся на три группы ……..
Логические, технические, организационные

4. Согласны ли Вы с утверждением, что коллекции семян это натуральные средства обучения
Да
Нет

5. Основной формой обучения является ….
Урок

6. Согласны ли Вы с утверждением, что кружок юных натуралистов является формой организации внеклассной работы
Да
Нет

7. Основателем учения о происхождении видов путем естественного отбора является …
Дарвин

8. Согласны ли Вы с утверждением, что рассказ учителя – это метод, используемый для закрепления новых знаний учащихся
Да
Нет

9. Наглядные средства обучения, относящиеся к натуральным (предметным):
живые объекты (растения и животные)

10. К искусственным изобразительным наглядным пособиям относятся:
таблицы, муляжи, модели

11. Метод, позволяющий опросить всех учащихся при минимальных затратах времени …
Тестовые задания

12. Согласны ли Вы с утверждением, что уход за комнатными растениями относится к методу проверки практических умений и навыков учащихся.
Да
Нет

13. Групповая работа – это…
работа группы учеников под руководством учителя

14. Согласны ли Вы с утверждением, что введение игровых элементов в обучение биологии положительно влияет на дисциплину учащихся
Да
Нет

15. Содержание учебников определяется …
Программой

16. Согласны ли Вы с утверждением, что урок-экскурсия – это урок, проводимый вне класса и школы, в природе, на производстве, музее, выставке.
Да
Нет

17. Главное требование, предъявляемое к оценке знаний учащихся – это ….
объективность

18. Согласны ли Вы с утверждением, что закрепление знаний не входит в структуру урока
Да
Нет

19. Кружок юных натуралистов – это …….. работа.
внеклассная

20. Согласны ли Вы с утверждением, что развивающая функция метода обучения в первую очередь направлена на развитие познавательных процессов?
Да
Нет

21. Организационные приемы служат для …..
направления внимания, восприятия, работы учащихся

22. Согласны ли Вы с утверждением, что учебная дискуссия относится к наглядным методам
Да
Нет

23. Внеклассная работа – это …
форма организации работы учащихся вне урока под руководством учителя

24. Согласны ли Вы с утверждением, что урок-путешествие является нетрадиционным уроком
Да
Нет

25. В дидактических играх познавательные задачи ставятся перед учащимися …
не прямо, а в завуалированной форме

26. Согласны ли Вы с утверждением, что направляющая роль в беседе принадлежит одному ученику
Да
Нет

27. Гербарии – это …
засушенные растения со всеми органами

28. Согласны ли Вы с утверждением, что на уроках вводные беседы проводятся для восстановления в памяти школьников имеющихся знаний
Да
Нет

29. Беседа – это метод обучения, в виде …
диалога учителя и учащихся

30. Согласны ли Вы с утверждением, что основной целью лабораторного занятий является непосредственное ознакомление учащихся с предметами и явлениями природы при демонстрации опытов учителем
Да
Нет

31. По дидактическим целям беседы бывают …
вводные и обобщающие

32. Согласны ли Вы с утверждением, что закрепление нового материала – это лишнее в этапах урока
Да
Нет

33. Рассказ – это ……. изложение учебной информации
Последовательное

34. Согласны ли Вы с утверждением, что изучение жизненного цикла грибов, является обязательным в школьном курсе биологии.
Да
Нет

35. Фронтальная работа – это…
одновременная работа учеников всего класса под руководством учителя

36. Примерная образовательная программа является приложением к …
ФГОС

37. В процессе наблюдения формируются следующие умения ….
наблюдательность, умение видеть, подмечать явления природы

38. В курсе зоологии первым изучается тип …
простейшие

39. Сайт, на котором содержится актуальная информация о растениях, называется …
плантариум

40. В …. расписано время и содержание каждой темы.
рабочей программе дисциплины

41. Ресурс, с помощью которого можно определить название любого живого организма по фотографии в режиме реального времени …
I naturalist

42. Согласны ли Вы с утверждением, что учитель биологии сам определяет темы практических и лабораторных работ.
Да
Нет

43. Тема биосинтез белка разбирается в разделе ….
общая биология

44. Подробное содержание всех этапов конкретного урока описано в ….
конспекте урока

45. Согласны ли Вы с утверждением, что знать значение фотосинтеза для живых организмов и их эволюции – это метопредметные результаты обучения.
Да
Нет

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Развитие биологических понятий в школьном предмете
2. Цели и задачи методики обучения биологии и экологии
3. Виды обучения биологии и экологии
4. Цели и планируемые результаты обучения биологии в федеральном государственном стандарте основного и среднего общего образования
5. Содержание предмета "Биология"
6. Экологическое воспитание
7. Особенности эксперимента по биологии в различных ее разделах
8. Применение интерактивных методов в школьной биологии
9. ИКТ в биологии
10. Выбор методов обучения
11. Организация самостоятельной работы учащихся
12. Проблемный подход в обучении биологии
13. Организация проектной деятельности учащихся
14. Разработка и реализация методик, технологий и приемов обучения биологии в дополнительном образовании
15. Биологические кружки
16. Экскурсия как важная форма обучения биологии

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См Приложения ФОС
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. Д. Андреева, И. Ю. Азизова, Н. В. Малиновская ; под ред. Н. Д. Андреевой. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Арбузова Е.Н. Методика обучения биологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/AC614019-B9D9-4897-80E7-F5F35457BDFA
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фокин, Ю. Г. Теория и технология обучения. Деятельностный подход: учеб. пособие для вузов Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.2 Н.С. Карташова, Е.В. Кулицкая Инновационное обучение биологии в общеобразовательных заведениях : учебное пособие для студентов бакалавриата Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л2.3 Теремов, А.В. Знаково-символическая система в обучении биологии : учебное пособие «Прометей», 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Окно в ситуационную методику www.casemethod.ru
Э2 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э4 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э5 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
326Л лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт.
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Методика преподавания биологии».
Дисциплина «Методика преподавания биологии» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Методика преподавания биологии». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, а также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем.
Выполнение всех практических заданий является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде выполнения практического задания и реферата.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.