МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Большой практикум по биохимии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость10 ЗЕТ
Учебный планv06_03_01_Биология ОЗО-2020,2019-САЙТ
Часов по учебному плану 360
в том числе:
аудиторные занятия 88
самостоятельная работа 272
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6, 7, 8, 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) 4 (8) 5 (9) Итого
Недель 18 14 18 14
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 22 22 22 22 22 22 22 22 88 88
Сам. работа 50 50 86 86 86 86 50 50 272 272
Итого 72 72 108 108 108 108 72 72 360 360

Программу составил(и):
старший преподаватель, Балабова Д.В.

Рецензент(ы):
к.с.-х.н., уч.сек.ФГБНУ ФАНЦА, Никитина Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Большой практикум по биохимии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - знакомство с важнейшими принципами и методами экспериментальной биохимии, освоение методов выделения, очистки и определения концентрации органических соединений.
Задачи дисциплины:
- знать строение и физико-химические свойства органических веществ;
- знать теоретические основы отдельных биохимических методов;
- уметь использовать учебно-лабораторное оборудование;
- применять полученные знания для постановки и проведения экспериментальной работы;
- уметь обрабатывать и интерпретировать полученные результаты.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 способностью применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой
ПК-1 способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- современные методы исследований в области биохимии;
- экспериментальные методы работы с биологическими объектами;
- современную аппаратуру и оборудование в области биохимии;
- современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских работ;
- современные методы обработки полученных научных данных;
- приемы составления научно-технических отчетов, обзоров и т.д.
3.2.Уметь:
3.2.1.— эксплуатировать современную аппаратуру для проведения исследований в области биохимии;
- обосновано выбирать и применять методы исследований для достижения поставленной цели;
- эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских работ;
- продуманно выбирать и применять методы и приемы для проведения научно-исследовательских работ;
- самостоятельно излагать и анализировать имеющуюся информацию;
- грамотно представлять результаты собственных исследований.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- планирования и проведения экспериментальных работ с биологическими объектами;
- работы с биологическими объектами в полевых условиях и биохимических лабораториях с использованием современной аппаратуры;
- правильного планирования и выполнения научно-исследовательских работ;
- эксплуатации современной аппаратуры и оборудования при проведении собственной исследовательской работыработы;
- критического анализа информации, полученной при проведении исследований;
- представления результатов собственных исследований и самостоятельного составления научно-технических отчетов, обзоров и т.д.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Техника безопасности при работе в биохимической лаборатории
1.1. Правила работы с приборами. Первая медицинская помощь Лабораторные 6 4 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.2. Общие правила работы в биохимической лаборатории Сам. работа 6 24 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Белки
2.1. Методы качественного исследования простых белков Лабораторные 6 6 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.2. Физико-химические свойства белков Лабораторные 6 6 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.3. Методы количественного определения белков и пептидов Лабораторные 6 6 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.4. Представление об уровнях структурной организации белковой молекулы. Роль структурной организации в функционировании белка. Сам. работа 6 26 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 3. Ферменты
3.1. Свойства ферментов Лабораторные 7 2 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
3.2. Определение ферментов Лабораторные 7 2 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
3.3. Методы количественного определения активности ферментов Лабораторные 7 2 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
3.4. Модификаторы активности ферментов Лабораторные 7 4 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
3.5. Химическая природа ферментов. Механизм действия ферментов Сам. работа 7 26 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 4. Нуклеиновые кислоты
4.1. Химический состав нуклеиновых кислот Лабораторные 7 4 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
4.2. Количественные методы определения нуклеиновых кислот Лабораторные 7 4 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
4.3. Представление о биосинтезе ДНК и РНК, ферменты биосинтеза Сам. работа 7 30 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 5. Липиды
5.1. Химический состав липидов Лабораторные 7 2 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
5.2. Определение констант жиров Лабораторные 7 2 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
5.3. Представление о путях превращения липидов в тканях (β-окисление и синтез жирных кислот, синтез триацилглицеролов, глицерофосфолипидов, холестерола). Сам. работа 7 30 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 6. Углеводы
6.1. Методы качественного анализа углеводов Лабораторные 8 6 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
6.2. Методы количественного определения моно-, ди- и полисахаридов Лабораторные 8 6 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
6.3. Представление об основных путях превращения глюкозы в организме (аэробный и анаэробный гликолиз, пентозофосфатный путь, глюконеогенез), их биологическая роль. Сам. работа 8 44 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 7. Витамины и пигменты
7.1. Водорастворимые витамины Лабораторные 8 2 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
7.2. Жирорастворимые витамины Лабораторные 8 4 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
7.3. Методы анализа содержания пигментов Лабораторные 8 4 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
7.4. Механизм действия биологически активных веществ растений на организм человека Сам. работа 8 42 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 8. Элементы
8.1. Методы определения макроэлементов Лабораторные 9 12 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
8.2. Методы определения микроэлементов Лабораторные 9 10 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
8.3. Физиологическая роль минеральных веществ для живых организмов. Сам. работа 9 50 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Перечень заданий / вопросов
Белки
1) Вторичная структура белков (альфа-спираль) формируется с помощью химической связи:
1. Ван-дер-Вальсовых взаимодействий;
2. водородной между атомами кислорода и азота пептидных групп;
3. пептидной;
4. ионной;
5. водородной между боковыми радикалами аминокислот.

2) Изоэлектрическая точка белков это значение:
1. рН среды, равный 7,0;
2. рН среды, при котором белок имеет отрицательный заряд;
3. рН среды, при котором белок имеет положительный заряд;
4. рН среды, при котором суммарный электрический заряд белковой молекулы равен "0";
5. денатурации белка.

3) Денатурация белков приводит к:
1. нарушению пространственной структуры с сохранением нативных свойств;
2. восстановлению пространственной структуры после устранения действия денатурирующего агента;
3. образованию белков из аминокислот;
4. нарушению пространственной структуры белковой молекулы с потерей нативных физико- химических свойств и биологической активности;
5. нарушению первичной структуры белка и потере биологической активности.

4) Металлопротеинами называются:
1. сложные белки, в состав которых входят ионы металлов;
2. простые белки, адсорбирующие металлы;
3. простые белки, участвующие в транспорте металлов;
4. сложные белки, катализирующие окислительно-восстановительные реакции;
5. сложные белки, осаждаемые концентрированными растворами нейтральных солей щелочных металлов.
5) Диализ – это метод, связанный с:
1. нарушением пространственной структуры белков;
2. осаждением белков;
3. очисткой белков, основанной на их неспособности проходить через полупроницаемые мембраны;
4. очисткой белков, основанной на способности белков проходить через полупроницаемые мембраны;
5. определением молекулярной массы белковых молекул.

Нуклеиновые кислоты
1) Первичная структура РНК и ДНК представляет собой:
1. суперспираль;
2. альфа-спираль;
3. двойную полинуклеотидную цепь;
4. линейную полинуклеотидную цепь;
5. бета-структуру.

2) Вторичная структура ДНК представляет собой:
1. линейную полипептидную цепь;
2. линейную полинуклеотидную цепь;
3. бета-структуру;
4. конформацию клеверного листа;
5. двойную спираль.

3) Биологическая роль ДНК, следующая:
1. питательная;
2. строительная;
3. энергетическая;
4. хранение и передача генетической информации;
5. сократительная.

4) Азотистые основания и пентозы в нуклеотидах соединены:
1. водородной связью;
2. N-гликозидной связью;
3. ионной связью;
4. гидрофобной;
5. пептидной связью.
5) Характерной особенностью строения нуклеиновых кислот является:
1. наличие бета-аминокислот;
2. способность проходить через биологические мембраны;
3. присутствие нуклеотидов в качестве мономерных звеньев;
4. высокая молекулярная масса;
5. наличие непротеиногенных аминокислот.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ И ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Перечень тем
1. Протеомика – новое направление в биохимии и молекулярной биологии. Протеом человека.
2. Методы установления первичной структуры белков.
3. Современные методы количественного определения белка в биологических жидкостях.
4. Понятие о супервторичной структуре белков. Основные типы надвторичных структур - структурные мотивы.
5. Изучение третичной и четвертичной структуры белков. Рентгеновская и нейтронная кристаллография.
6. Денатурация белков. Денатурирующие воздействия (химические физические и биологические агенты). Свойства денатурированных белков
7. Кофакторы ферментов.
8. Особенности строения, кинетики и регуляции активности аллостерических ферментов.
9. Водо- и жирорастворимые витамины. Антивитамины.
10. Эффект Пастера - регуляция интенсивности распада глюкозы кислородом.
11. Метаболизм фруктозы и галактозы и его нарушения.
12. Полисахариды (структурные и резервные). Гомо- и гетерополисахариды, их строение и биологическая роль.
13. Эссенциальные (незаменимые) факторы питания липидной природы.
14. Физиологическая роль минеральных веществ для живых организмов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ
Перечень заданий /вопросов
1. Предмет биологической химии, объекты изучения, основные задачи, практическое значение для изучения биологических дисциплин.
2. Классификация углеводов и их биологическая роль для живых организмов.
3. Методы, применяемые в биологической химии, для выделения белковых соединений.
4. Биологическая роль ферментов и механизм их действия на живые организмы.
5. Факторы, влияющие на биологическую активность ферментов.
6. В чем сходство и различие в химическом строении РНК и ДНК?
7. Классификация ферментов.
8. Чем обусловлено изменение окраски с желтого до кирпично-красного при взаимодействии раствора Д- глюкозы с раствором гидроксида меди Cu(OH)2? Напишите соответствующие химические реакции.
9. Наличие каких функциональных групп в аминокислотах доказывает ксантопротеиновая реакция, напишите реакцию химического взаимодействия.
10. Биологическая роль слюны в процессе пищеварения.
11. Приведите пример и объясните химическую природу обратимого осаждения белков.
12. На примере взаимодействия двух аминокислот покажите механизм образования пептидной химической связи в молекуле белка.
13. Классификация витаминов и их биологическая роль для живых организмов.
14. В чем сходство и различие в строении молекул крахмала и клетчатки.
15. Чем отличается действие биологических ферментов от действия неорганических катализаторов?
16. Каким образом можно полисахариды разделить на элементарные составные части и определить их строение. Напишите соответствующие реакции.
17. Заменимые и незаменимые аминокислоты.
18. Полисахариды, строение, химические свойства, биологическая роль.
19. Объясните понятие «изоэлектрическая точка» белка.
20. Наличие каких функциональных групп доказывает биуретовая реакция?
21. Дисахариды, строение, химические свойства, биологическая роль.
22. Полисахариды, строение, химические свойства, биологическая роль.
23. Объясните понятие «изоэлектрическая точка» белка.
24. Наличие каких функциональных групп доказывает биуретовая реакция?
25. Дисахариды, строение, химические свойства, биологическая роль.
26. Напишите качественную реакцию на ароматические аминокислоты, содержащиеся в белковых соединениях.
27. Влияние pH среды на осаждение белков.
28. Методы очистки белковых соединений от низкомолекулярных примесей.
29. Напишите реакцию алкилирования моносахаридов.
30. Коллоидно-химические свойства белковых соединений.
31. Влияние pH среды на активность ферментов.
32. Биологическая роль липидов для живых организмов.
33. Классификация аминокислот.
34. Классификация простых белков
35. Исходя из строения крахмала, объясните причину изменения окраски при взаимодействии его с йодом.
36. Классификация сложных белков.
37. Объясните причину осаждения белковых соединений при различных значениях pH среды.
38. Какие свойства ферментов доказывают их белковую природу?
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Вистовская В.П., Иркитова А.Н., Бородулина И.Д., Мякишева Е.П. Практикум по биохимии: Учебное пособие Барнаул: Изд-во Алт. ун-та., 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 Рогожин В.В. Практикум по биохимии: Учебное пособие СПб.: Изд-во "Лань", 2013 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ершов Ю. А. Биохимия: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Юрайт, 2017 biblio-online.ru
Л2.2 Н. А. Тюкавкина, Ю. И. Бауков. Биоорганическая химия: учеб. для вузов М. : Дрофа, 2005
Л2.3 Ершов Ю.А. Биохимия человека: Учебник М.: Изд-во Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Э2 Новосибирский государственный университет www.nsu.ru
Э3 Университетская библиотека ONLINE biblioclub.ru
Э4 Журнал «Биохимия» protein.bio.msu.ru
Э5 Журнал «Наука и жизнь» www.nkj.ru
Э6 Курс в Moodle "Большой практикум по биохимии" portal.edu.asu.ru
Э7 Информационно-справочный ресурс по биологии www.cellbiol.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://www.biolib.de/
https://biomolecula.ru/
https://openlibrary.org/
http://cyberleninka.ru/
https://bioumo.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
314Л лаборатория биохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы - 10 шт.; вытяжной шкаф автономный АД С-4В1; мойка – 2 шт.; цифровой фотоэлектроколориметр АР-101; мешалка магнитная MSN300 с подогревом BioSan; рН метр лабораторный Эксперт рН; термостат жидкостный GFL-1002 с микропроцессором; анализатор влажности ADMS-70; анализатор мочи DocUReader 2 Pro 77 Elektronika; автоматические дозаторы Black Thermo - 10 шт.; набор химической посуды для биохимии и молекулярной биологии, шкаф для хранения документов – 1 шт., шкаф лабораторный - 2 шт.; хроматограф для ВЭЖХ LC -20 Prominense Shimadzu; спектрофотометр сканирующий UV - 1800 Shimadzu; весы Невские; весы аналитические Vibra AF – R220CE; набор реактивов и химической посуды для биохимии и молекулярной биологии

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Большой практикум по биохимии предназначен для студентов третьего и четвертого курса биологического факультета, выбравших направление «Биохимия».

Защита лабораторных работ
При защите лабораторных работ студент должен показать высокий уровень владения материалом темы занятия; знания методики проведения лабораторных работ; четко соблюдать последовательность выполнения заданий, демонстрировать способность к доказательности и аргументированности ответов по теме и своей точки зрения, выявлять причинно-следственные связи между объектами и явлениями, формулировать выводы и объяснять результаты работы, привлекая дополнительную информацию, участвовать в дискуссиях.
При оценке выполнения лабораторной работы учитывается:
- правильность и аккуратность выполнения, наличие анализа результатов, грамотного вывода по работе;
- знание теоретического материала по выполненной работе и методики выполнения;
- степень самостоятельности в выполнении работы;
- ответы на вопросы выходного контроля.
Форма отчета: защита лабораторных работ.

Тестирование
На тестирование отводится 30 минут. Каждый вариант тестовых заданий включает 20 вопросов, с выбором одного правильного ответа. За каждый правильно выбранный ответ на вопрос дается 1 балл. Перевод в бальную оценку представлен выше.

Правила подготовки и оформления доклада-презентации
Оценочное средство в виде подготовки доклада с последующей презентацией используется при проведении практических и лабораторных занятий. Студентам предлагается самостоятельно освоить одну из тем, проанализировать проблему, подготовить доклад, на его основе сделать презентацию доклада в слайдах с помощью программы POWER POINT и выступить перед студенческой аудиторией с результатами своей работы. Максимальное количество баллов за доклад-презентацию - 5.
Темы студентами выбираются по желанию из списка, предложенного преподавателем, или формулируются студентом совместно с преподавателем.
Подготовку доклада-презентации можно осуществлять парами. Презентация к докладу по проблемному вопросу должна быть в формате ppt или pdf, также необходим конспект доклада. Конспект должен содержать название доклада и имена докладчиков. Сам доклад должен длиться не более 10 минут. После его окончания проводится дискуссия с аудиторией. При подготовки доклада необходимо учитывать следующие правила:
- понимание материала: вы должны полностью понимать то, о чем говорите.
- знание искусства выступлений: прочесть соответствующие руководства:
- идеальные источники: не ограничивайтесь предложенными источниками, найдите наиболее подходящие и удобные для вас материалы.
- одобрение преподавателя: предварительная версия конспекта доклада и слайды должны быть согласованы с преподавателем за несколько дней до выступления.
- пробное выступление: при подготовке доклада необходимо сделать пробное выступление (например, друг перед другом, если доклад готовится вдвоем).
Объем презентации должен составлять от 15 до 20 слайдов и включать: титульный лист; план; введение; содержание; заключение; список литературы (не менее 5 источников) и ссылки на источники из Интернета.
Защита презентации происходит на одном из практических занятий. В течение 10 минут студент демонстрирует и рассказывает содержание работы по презентации.
Методические указания по подготовке учебных презентаций указаны в электронном учебном пособии:
Ваганов А.В. Подготовка и создание презентаций по практическим курсам «Информационные технологии в биологии и экологии [электронный доступ]
http://ssbg.asu.ru/down-vaganov/didakt_mat/Praesento_Vaganov_A.V._2012.pdf
http://ssbg.asu.ru/praesento.html

При выставлении оценки за выполненный студентом доклад и подготовленную презентацию учитывается полнота раскрытия проблемного вопроса, доступность изложения, научность представленных материалов, современная оценка проблемы, соответствие материала всем указанным пунктам плана, объем и количество использованной литературы, правильность оформления и эстетичность представленной презентации.

Зачет
По окончании дисциплины выставляется оценка по рейтингу. В том случае, если студент не смог получить оценку по рейтингу, ему необходимо подготовить ответы на вопросы к зачету, представленные выше.
Вопросы предполагают контроль общих методических знаний и умений, способность студентов проиллюстрировать их примерами, индивидуальными материалами, составленными студентами в течение курса. При подготовке к зачету студент может воспользоваться методическими разработками, основной и дополнительной литературой. Зачет предполагает переосмысление изученного материала. Оценивается ответ по следующим параметрам:
1. Уровень сформированных компетенций.
2. Уровень усвоения теоретических положений дисциплины, правильность формулировки основных понятий и закономерностей.
3. Уровень знания фактического материала в объеме программы.
4. Логика, структура и грамотность изложения вопроса.
5. Умение связать теорию с практикой.
6. Умение делать обобщения, выводы.