МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Большой практикум по зоологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость10 ЗЕТ
Учебный планv06_03_01_Биология ОЗО-2020,2019-САЙТ
Часов по учебному плану 360
в том числе:
аудиторные занятия 88
самостоятельная работа 272
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6, 7, 8, 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) 4 (8) 5 (9) Итого
Недель 18 14 18 14
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 22 22 22 22 22 22 22 22 88 88
Сам. работа 50 50 86 86 86 86 50 50 272 272
Итого 72 72 108 108 108 108 72 72 360 360

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, И.В. Кудряшова

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Овчаренко Н.Д.

Рабочая программа дисциплины
Большой практикум по зоологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели:
- изучить современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой;
- изучить современные полевые и лабораторные методы исследования для работы с зоологическими объектами;
- использовать современное оборудование и методы для выполнения научных и клинико-диагностических исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 способностью применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой
ПК-1 способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях;
- Методы изучения биологических объектов и систем; основные приборы и приспособления, применяемые при изучении живых организмов и их реакции на воздействие среды;
- Устройства и приспособления для экспериментального изучения биологических объектов в полевых и лабораторных условиях и способен их применять;
- Современные методы работы с оборудованием для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ;
- Современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ;
- Методы анализа результатов современных методов исследования зоологических объектов.


3.2.Уметь:
3.2.1.- применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях;
- проводить исследования индивидуально или в составе группы;
- выбирать оптимальные методы сбора и получения биологической информации, полевого материала;
- эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ;
- настраивать и калибровать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ;
- осуществлять подбор необходимой современной аппаратуры и оборудования для выполнения экспериментов с зоологическими объектами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами изучения биологических объектов и систем; основные приборы и приспособления, применяемые при изучении живых организмов и их реакции на воздействие среды;
- навыками применения основных средств полевого и лабораторного изучения биологических объектов и систем; навыками представления полученных результатов, подготовки отчетов, публикаций;
- навыками оценки состояния природных объектов; методами сбора и обработки первичной научной информации;
- методами постановки эксперимента с целью исследований зоологических объектов с использованием современного оборудования;
- современными экспериментальными методами работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях;
- приемами и методами обработки и обобщения результатов научных исследований зоологических объектов с использованием современного оборудования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Простейшие
1.1. Проблемы систематики простейших. Голые амебы: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила. Раковинные амебы: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила. Лабораторные 6 4 ОПК-6 Л2.1, Л3.2, Л1.1
1.2. Жгутиконосцы: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила. Кинетофрагминофоры: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила. Лабораторные 6 4 ОПК-6 Л2.1, Л3.2
1.3. Олигохименофоры: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила. Полихименофоры и суктории: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила. Лабораторные 6 6 ОПК-6 Л3.2, Л1.2
1.4. Проблема очистки воды и понятие сапробности. Методы очистки сточных вод. Сооружения биологической очистки воды. Аэротенки и принципы их работы. Особенности экосистемы активного ила. Трофические уровни. Состояния активного ила. Лабораторные 6 8 ОПК-6 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.5. Фауна простейших активного ила. Индикаторные организмы. Сравнительные анализ участия различных групп простейших в процессах очистки воды. Сам. работа 6 50 ОПК-6 Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Сегментарный состав головы насекомых по современным представлениям.
2.1. Типы постановки головы у насекомых. Лабораторные 7 8 ОПК-6 Л2.1, Л3.2
2.2. Номенклатура частей головы насекомых. Лабораторные 7 8 ОПК-6 Л2.1, Л3.2, Л1.1
2.3. Типы усиков Сам. работа 7 12 ОПК-6 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.4. Номенклатура частей ротового аппарата. Сам. работа 7 14 ОПК-6 Л2.1, Л3.1, Л1.2
2.5. Видоизменения частей в разных типах ротовых аппаратов в связи с режимом питания. Номенклатура частей груди. Сам. работа 7 12 ОПК-6 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Строение насекомых
3.1. Строение склеритного кольца. Сам. работа 7 14 ОПК-6 Л2.1, Л3.2, Л1.1
3.2. Номенклатура частей груди. Лабораторные 7 6 ОПК-6 Л2.1, Л3.2, Л1.1
3.3. Строение крыльев. Номенклатура частей крыла Сам. работа 7 14 ОПК-6 Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л1.2
3.4. Типы конечностей. Сегментный состав брюшка. Придатки брюшка и их видоизменения. Примечание: все части тела необходимо показывать на изученных объектах и изготовленных самостоятельно препаратах. Сам. работа 7 20 ОПК-6 Л2.1, Л3.2, Л1.1
Раздел 4. Особенности строение насекомых
4.1. Наружные половые органы самцов и самок Лабораторные 8 6 ОПК-6 Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.2. Наружные половые органы самцов и самок Сам. работа 8 28 ОПК-6 Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л1.2
4.3. Яйца насекомых: диагностические признаки, характер, способ и форма откладки, положение яиц по отношению к субстрату. Лабораторные 8 8 ОПК-6 Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.4. Яйца насекомых: диагностические признаки, характер, способ и форма откладки, положение яиц по отношению к субстрату. Сам. работа 8 28 ОПК-6 Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2
4.5. Личинки насекомых: их типы, особенности морфологии в связи с различной средой обитания и пищевой специализацией. Лабораторные 8 8 ОПК-6 Л1.2
4.6. Личинки насекомых: их типы, особенности морфологии в связи с различной средой обитания и пищевой специализацией. Сам. работа 8 30 ОПК-6 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 5. Куколки насекомых: их типы, особенности морфологии, защитные приспособления.
5.1. Куколки насекомых: их типы, особенности морфологии, защитные приспособления. Лабораторные 9 22 ОПК-6 Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1
5.2. Куколки насекомых: их типы, особенности морфологии, защитные приспособления. Сам. работа 9 50 ОПК-6 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
БПР (Фомичев)

Тестовые задания закрытого типа

1) При изучении препарата ланцетника, для ознакомления с его морфологией и анатомией применяют метод:
А) Электронной микроскопии
Б) Прижизненного окрашивания
В) Рентгеноструктурный анализ
Г) Культивирование клеток и тканей
Ответ: Б

2) Какой метод применяется для изучения биологических объектов в специально созданных искусственных условиях?
А) Метод наблюдения
Б) Мониторинг
В) Экспериментальный метод
Г) Статистический метод
Ответ: В

3) При изучении научного обзора герпетофауны Южной Сибири Вы обнаружили грубейшую ошибку в фаунистическом списке – приводился отряд, не представленный в фауне Северной Азии. Какой это отряд?
A) Serpentes
Б) Lacertilia
B) Caudata
Г) Gymnophiona
Ответ: Г

4) Анализируя научный обзор по вопросу происхождения и ранней эволюции млекопитающих, Вы определили, что для палеозойских предков млекопитающих не был характерен следующий признак:
А) Чешуйчатые покровы тела
Б) Дифференцированные зубы
В) Наличие кожных желёз
Г) Конечности, расположенные под туловищем, а не по бокам
Ответ: А

5) В пояснительной записке указывается, что пневматичность костей у бескилевых птиц развита слабо. С чем это связано?
А) С водным образом жизни
Б) С переходом к наземному (нелетающему) образу жизни
В) С развитием мощной летательной мускулатуры
Г) С миниатюризацией большинства представителей группы

6) Какая современная аппаратура НЕ подходит для изучения морфологии пауков:
А) Просвечивающий электронный микроскоп
Б) Сканирующий электронный микроскоп
В) Стереоскопический световой микроскоп
Г) Монокулярный световой микроскоп
Ответ: А

7) В таксономическом обзоре пауков рода Acantholycosa Южной Сибири указывается, что большинство представителей рода являются неоэндемиками. Перед Вами стоит задача критически проанализировать полученную из обзора информацию и применить её на практике, найти новый вид из данного рода. В какой природной зоне или высотном поясе Вы будете искать?
А) Степная зона
А) Лесостепь
Б) Лесной пояс гор
Г) Нивальная зона гор
Ответ: Г

8) При обзоре данных по продолжительности хрящевых рыб, было выявлено, что наибольшую продолжительность жизни имеет:
А) Белая акула
Б) Черноморский катран
В) Гренландская полярная акула
Г) Китовая акула
Ответ: В

9) Критический анализ массива данных, полученных в ходе полевых работ по изучению хвостатых амфибий Голарктики продемонстрировал связь пожизненного сохранения жаберного дыхания с:
А) Неотенией
Б) Приспособлением к обитанию в засушливых территориях
В) Питанием водными беспозвоночными
Г) Размножением в водоёмах
Ответ: А

10) В ходе изучения выделительной системы личинок амфибий, экспериментальные методы показали, что основным продуктом белкового обмена у них служит:
А) Аммиак
Б) Мочевина
В) Мочевая кислота
Г) Азот
Ответ: А



Тестовые задания открытого типа


1) Перечислите основные элементы современного светового микроскопа (не менее 4)
(окуляр, тубус, револьверная головка, объектив, предметный столик, конденсор)

2) Среди чешуйчатых рептилий, изученных Вами в ходе обширных полевых исследований, все представители, исключая змей и амфисбен, имели тропибазальный череп. Что характерно для такого строения черепа?
(узкое основание черепа и сближенные глазницы, головной мозг расположен кзади от межглазничной перегородки)

3) Вам предложено критически проанализировать полученную Вами информацию об отряде Рукокрылые и найти в ней три биологические ошибки: “Рукокрылые широко распространены по всему земному шару, исключая Австралию и Антарктиду. Несмотря на наличие кожистых крыльев, они приспособлены лишь к планирующему полёту. Большинство из них насекомоядны, а при ориентировке решающее значение у них имеет орган зрения”
(исключая Антарктиду, но не Австралию, приспособлены к активному полёту, ориентируются с помощью эхолокации)

4) Изучая аналитическую карту высотно-ландшафтного распределения позвоночных животных в Восточных Гималаях, Вы обнаружили, что птицы в этом регионе были неоднократно зафиксированы на бОльших абсолютных высотах, чем млекопитающие. С какими прогрессивными особенностями организации дыхательной системы это может быть связано?
(наличие воздушных мешков, объём которых в несколько раз превосходит объём легких и системы “двойного дыхания”)

5) В современных аналитических обзорах по мировой гипогейной ихтиофауне авторами выделяется ряд специфических адаптаций, наблюдаемых у видов, населяющих пещерные водоёмы. Перечислите не менее трёх адаптаций.
(редукция глаз, депигментация, потеря чешуи, укрупнение плавников, удлинение циркадных ритмов, низкий уровень метаболизма)

6) Прокартировав ландшафтное распределение рептилий в Алтайском крае, Вы пришли к выводу, что в равнинной части региона ядовитые змеи отсутствуют. Верно ли это суждение?
(нет)

7) Во время лабораторной работы Вам предоставили миногу. Сделайте описание её органов дыхания.
(Органы дыхания представлены жаберными лепестками. Жаберные ходы ведут в жаберные мешки, где обильно ветвятся кровеносные сосуды. На противоположном конце жаберных мешков расположены внутренние жаберные ходы, которые ведут в глотку.)

8) Объясните, почему открытие личинки асцидии, сделанное с помощью экспериментальных методов работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, имело ключевое значение для понимания места оболочников на филогенетическом древе животных?
(Личинка асцидии имеет набор органов, типичных для хордовых, в том числе хорду и нервную трубку. Что позволяет отнести оболочников к хордовым.)

9) Критически проанализируйте следующую информацию: “Млекопитающие подкласса Первозвери (Prototheria) и Сумчатые (Marsupialia) демонстрируют множество примеров конвергентной эволюции. Различные виды первозверей и сумчатых, обитающие в сходных условиях, имеют сходные жизненные формы, несмотря на отсутствие близкого родства между этими двумя группами млекопитающих”. Верно ли это?
(нет)

10) Почему при написании отчёта по полевым исследованиям экологии птиц изучаемой территории нельзя учитывать только гнездящиеся виды?
(пролётные и зимующие виды птиц участвуют в трофических цепях также как и гнездящиеся)

11) В современных аналитических обзорах, посвященных филогении тетрапод, класс Рептилий (Reptilia) в традиционных границах, считают парафилетическим, а не монофилетическим. С чем это связано?
(Это связано с тем, что монофилетическая группа должна включать всех потомков общего предка. Птицы являются потомками рептилий, следовательно, класс рептилий, в традиционных границах не включающий птиц, является не монофилетическим, а парафилетическим.)

12) В результате биологических исследований в области анатомии амфибий, было установлено, что на разных стадиях жизненного цикла, представители этой группы животных имеют разное количество камер сердца. Изложите своё объяснение подобных результатов.
(Личинки амфибий имеют двухкамерное сердце, подобно рыбам. В то время как взрослые земноводные имеют трёхкамерное сердце. Это связано с тем, что личинки амфибий ведут водный образ жизни и имеют жаберное, а не лёгочное или кожное дыхание. А взрослые амфибии дышат лёгкими и/или кожей.)

13) В пояснительной записке сказано, что катадромные костные рыбы, такие как угорь, живут в море, а нерестятся в реках. Содержит ли пояснительная записка ложную информацию?
(Да)

14) Согласно данным, полученным учёными благодаря современным экспериментальным методам, у хрящевых рыб ведущую роль при обнаружении добычи играет не зрение и слух, а другие сенсорные системы. Что это за системы, и какими органами они представлены?
(Сейсмосенсорная система, представленная органами боковой линии и обонятельные органы, представленные парными обонятельными мешками)

15) В своём аналитическом отчёте по изучению размножения и онтогенеза миксин Вы указали, что миксины развиваются без превращения, обитают исключительно в морях и океанах и никогда не заходят в пресные водоёмы для размножения. Верны ли результаты Ваших биологических исследований?
(Да)

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Проблемы систематики простейших.
2. Голые амебы: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила.
3. Раковинные амебы: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила.
4. Жгутиконосцы: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила.
5. Кинетофрагминофоры: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила.
6. Олигохименофоры: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила.
7. Полихименофоры и суктории: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила.
8. Проблема очистки воды и понятие сапробности.
9. Методы очистки сточных вод. Сооружения биологической очистки воды. Аэротенки и принципы их работы.
10. Особенности экосистемы активного ила. Трофические уровни. Состояния активного ила.
11. Фауна простейших активного ила. Индикаторные организмы. Сравнительные анализ участия различных групп простейших в процессах очистки воды.
12. Расчленение тела насекомых на сегменты и тагмы. Анализ частей и придатков тела.
13. Набор головных сегментов. Номенклатура основных частей головы. Происхождение основных придатков головы.
14. Исходный план строения ротового аппарата. Номенклатура частей ротового аппарата. Типы ротовых аппаратов.
15. Типы усиков.
16. Скелетные особенности грудных сегментов. Номенклатура грудных склеритов и швов.
17. Сравнительный анализ строения груди у насекомых с различным типом локомоции.
18. Сегментация конечностей. Типы конечностей.
19. Типы крыльев. Номенклатура жилок.
20. Особенности жилкования крыльев у различных групп насекомых.
21. Типы крыловых моторов. Механизмы сцепления крыльев.
22. Сегментный состав брюшка. Особенности скелетной основы и мускулатуры брюшных сегментов. Брюшные придатки.
23. Наружные половые органы самцов и самок.
24. Яйца насекомых: диагностические признаки, характер, способ и форма откладки, положение яиц по отношению к субстрату.
25. Личинки насекомых: их типы, особенности морфологии в связи с различной средой обитания и пищевой специализацией.
26. Куколки насекомых: их типы, особенности морфологии, защитные приспособления.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. Н. Карташев, В. Е. Соколов, И. А. Шилов Практикум по зоологии позвоночных: учеб. пособие для вузов/ М. : Аспект Пресс, 2004 25
Л1.2 Константинов В.М., Наумов С.П., Шаталова С.П. Зоология позвоночных: учеб. для вузов М.: Академия, 2000 52
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. В. М. Константинова Лабораторный практикум по зоологии позвоночных: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2004 29
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Лопатин И.К. Функциональная зоология: учеб. пособие для вузов Минск : Вышсш. школа, 2002. 5
Л3.2 И. Х. Шарова Зоология беспозвоночных: учеб. для вузов М.: ВЛАДОС, 1999
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Большой практикум по зоологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
https://scholar.google.ru/ - Гугл Академия

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
404Л лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных
405Л лаборатория беспозвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя – 2; лабораторные электрифицированные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 1 шт.; доска меловая 1 шт.; раковина; шкафы для хранениятаблиц и коллекций беспозвоночных животных – 6 единиц; тумбочки – 3 единицы; телевизор JVC-290С, микромер окулярный винтовой, бинокуляры МБС-10, видеоокуляр DCM-310, микроскопы: Альтами 104, МБС-10, микромед, Микмед-1 вар. 1; коллекции беспозвоночных животных, микропрепараты по зоологии беспозвоночных и БИР
423Л препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные.
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основными формами проведения Большого практикума по зоологии беспозвоночных являются:
• В части, связанной с изучением простейших – работа с временными препаратами с использованием микроскопа, их последующая зарисовка и обозначение важнейших структур; изготовление сред для разведения сырых культур простейших, наблюдение за сукцессионными изменениями, происходящими в сосудах с пробами из различных типов водоемов.
• В части, связанной с изучением внешней морфологии насекомых – анатомирование насекомых; работа с препаратами различных частей тела насекомых и микропрепаратами органов с использованием стереоскопического микроскопа, последующая зарисовка и обозначение важнейших структур; работа с влажными и сухими коллекциями, изготовление препаратов.
В обязанности преподавателя входят: оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса.
Активность на лабораторных занятиях оценивается по следующим критериям:
• выполнение практических заданий и контрольных работ;
• ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем;
• проверка качества выполненных рисунков и правильности обозначений;
• проверка качества изготовленных препаратов.
Оценивание заданий, выполненных на практическом занятии, входит в накопленную оценку.

Оценивание выполнения практического задания Изучение зоологических объектов традиционно проходит с обязательной зарисовкой препаратов и обозначением на рисунках соответствующих структур. Чтобы получить зачет по дисциплине, студент должен выполнить все практические задания и представить альбом с выполненными рисунками по темам лабораторных занятий. Тема зачитывается при предъявлении результатов практических заданий (среды с культурой простейших, изготовленного препарата и т.д.), а также альбома с набором предусмотренных рисунков, выполненных с реальных препаратов, на которых изображены и обозначены все важные структуры. В случае отсутствия на лабораторном занятии студент имеет возможность отработать тему занятия, обратившись на кафедру и получив микроскоп, набор препаратов и практическое задание.
Самостоятельная работа студента
Для успешного усвоения курса необходимо не только посещать аудиторные занятия, но и вести активную самостоятельную работу. При самостоятельной проработке курса студенты должны:
• изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу,
• составлять схемы и конспекты методик используемых на занятии;
• вести глоссарии, осваивать необходимую терминологию;
• готовиться к контрольным работам.
Оценивание выполнения самостоятельной работы
Осуществляется в ходе выполнения практических заданий и индивидуального собеседования.
Оценивание самостоятельной работы входит в накопленную оценку.
Проведение зачета
Во время зачета студенты получают билет, в котором содержится один вопрос. Вопросы составлены таким образом, что студент должен продемонстрировать не только конкретные знания по дисциплине, но и способность логически рассуждать, анализировать, обобщать материал. На подготовку отводится 15-20 мин. Оценивание происходит по бинарной системе с учетом выполнения практических заданий и самостоятельной работы.