МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физиология сердечно-сосудистой системы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv06_03_01_Биология ОЗО-2020,2019-САЙТ
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 63
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Лабораторные 12 12 12 12
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., профессор, Филатова О.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Физиология сердечно-сосудистой системы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление студентов с современным состоянием «Физиологии кровообращения» как раздела физиологии и перспективами ее развития в будущем.
Задачи изучения дисциплины: Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:
уметь выделить знания о функциях системы кровообращения, как целой системы органов
иметь представление о функциях сердца и сосудистой системы;
ориентироваться в выпускаемой научной и учебно-методической литературе по данному предмету.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы физиологических исследований.
как использовать современные лабораторные и полевые методы исследований для изучения строения организма человека и животных, их онтогенеза, физиологии, биохимии, приспособлениям к условиям окружающеей среды.
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно работать с приборами.
использовать современные лабораторные и полевые методы исследований для изучения строения организма человека и животных, их онтогенеза, физиологии, биохимии, приспособлениям к условиям окружающеей среды.



3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками интерпритации результата
современными лабораторными и полевыми методами исследований для изучения строения организма человека и животных, их онтогенеза, физиологии, биохимии, приспособлениям к условиям окружающеей среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История развития физиологии кровообращения
1.1. История развития физиологии кровообращения Лекции 7 1 ПК-1 Л1.2, Л3.1
1.2. Основные открытия в области физиологии кровообращения в послегарвеевский период. Сам. работа 7 3 ПК-1 Л1.2, Л3.1, Л2.1
Раздел 2. Общие принципы организации системы кровообращения
2.1. Общие принципы организации системы кровообращения Лекции 7 1 ПК-1 Л1.2, Л3.1, Л1.1
2.2. Сердце и его работа Сам. работа 7 3 ПК-1 Л1.2, Л3.1, Л2.1
Раздел 3.
3.1. Гомеостаз и сердечно-сосудистая система Лекции 7 0 ПК-1 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.2. Определение длительности сердечного цикла у человека в покое и при физической нагрузке. Лабораторные 7 0 ПК-1 Л1.2, Л3.1
3.3. Физические основы кровообращения. Лимфатическая система. Сам. работа 7 10 ПК-1 Л1.2, Л3.1
Раздел 4. Строение и общая физиология сердца
4.1. Электрическая и механическая деятельность сердца. Лекции 7 1 ПК-1 Л1.2, Л3.1, Л1.1
4.2. Фазовый анализ сердечного цикла. Лабораторные 7 1 ПК-1 Л1.2, Л3.1
4.3. Необходимые условия для эффективной насосной функции сердца. Сам. работа 7 4 ПК-1 Л1.2, Л3.1, Л2.1
Раздел 5. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца
5.1. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца Лекции 7 0 ПК-1 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.2. Экзогенные рефлексы на сердце. Лабораторные 7 3 ПК-1 Л1.2, Л3.1
5.3. Влияние других гуморальных и метаболических факторов на деятельность сердца. Сам. работа 7 5 ПК-1 Л1.2, Л3.1
Раздел 6. Сердечный насос
6.1. Сердечный цикл. Минутный объем сердца. Регуляция ударного объема. Лекции 7 1 ПК-1 Л1.2, Л3.1, Л1.1
6.2. Вычисление работы сердца. Лабораторные 7 2 ПК-1 Л1.2, Л3.1
6.3. Энергетический обмен сердца. Сам. работа 7 10 ПК-1 Л1.2, Л3.1, Л2.1
Раздел 7. Электрокардиограмма
7.1. Основные харатеристики электрокардиограммы. Лекции 7 1 ПК-1 Л1.2, Л3.1, Л1.1
7.2. Электрокардиография. Математический анализ сердечного цикла. Лабораторные 7 0 ПК-1 Л1.2, Л3.1, Л2.1
7.3. Возможности метода ЭКГ. Сравнительная электрокардиология. Сам. работа 7 6 ПК-1 Л1.2, Л3.1
Раздел 8. Периферическая сосудистая система
8.1. Основы строения сосудистой сети. Основные функции сосудов. Лекции 7 0 ПК-1 Л1.2, Л3.1, Л1.1
8.2. Определение артериального давления. Определение объемной скорости кровотока Лабораторные 7 4 ПК-1 Л1.2, Л3.1
8.3. Факторы определяющие артериальное давление. Сам. работа 7 6 ПК-1 Л1.2, Л3.1, Л2.1
Раздел 9. Регуляция венозного и артериального давления
9.1. Регуляция венозного и артериального давления Лекции 7 1 ПК-1 Л1.2, Л3.1, Л1.1
9.2. Определение венозного давления. Влияние холода на артериальное давление Лабораторные 7 2 ПК-1 Л1.2, Л3.1
9.3. Кратковременная регуляция артериального давления. Долговременная регуляция артериального давления. Сам. работа 7 10 ПК-1 Л1.2, Л3.1
Раздел 10. Деятельность сердечно-сосудистой системы при действии физиологических стрессов и при патологии
10.1. Влияние процесса дыхания, силы тяжести, физической нагрузки на деятельность сердечно-сосудистой системы. Гемодинамический шок. Сам. работа 7 6 ПК-1 Л1.2, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение ФОС
Приложения
Приложение 1.   ФОС ФССС.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Филатова О.В. Физиология сердечно-сосудистой системы: учебное пособие Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 под ред. Андрея Глебовича Камкина, Андрея Александровича Каменского Фундаментальная и клиническая физиология: учебник М.: Академия, 2004 10
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. А. Д. Ноздрачева Общий курс физиологии человека и животных. Том 2.: учебник М.: Высшая школа, 1991 91
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Филатова О. В., Железкова А. А. Физиология кровообращения: метод. указания с тестовыми заданиями Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 2
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 ЭУМКД Физиология сердечно-сосудистой системы portal.edu.asu.ru
Э5 База данных издательства Springer link.springer.com
Э6 Онлайн-библиотека биологической литературы www.biolib.de
Э7 Электронная библиотека университета Оснабрюк Германия rzblx1.uni-regensburg.de
Э8 Электронная библиотека (раздел – биология) openlibrary.org
Э9 Российская научная электронная библитотека концепции открытой науки cyberleninka.ru
Э10 Курс на Moodle "Физиология сердечно-сосудистой системы" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. ЭУМКД Физиология сердечно-сосудистой системы (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=460)
5. База данных издательства Springer (https://link.springer.com/)
6. Онлайн-библиотека биологической литературы (http://www.biolib.de/)
7. Электронная библиотека университета Оснабрюк Германия (http://rzblx1.uni-regensburg.de/ezeit/fl.phtml?bibid=UBOS&colors=7&lang=de&notation=W)
8. Электронная библиотека (раздел – биология) (https://openlibrary.org/)
9. Российская научная электронная библитотека концепции открытой науки (http://cyberleninka.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
229Л препараторская - учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочее место преподавателя – 3; лабораторный стол – 1 шт.; раковина; сейф для хранения оборудования; компьютер: марка Intel Celeron 1.8 модель LG Flatron L 17535-SF - 1 единица; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; реограф-полианализатор РГПА-6/12 «Реан-Поли»; кушетка; индикатор глазного давления; ширма ПВХ односекционная; тазомер акушерский; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; принтер лазерный Canon LBP 810; принтер лазерный XEROX Pfaser 3110.
227Л лаборатория физиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 8 шт.; весовой стол; химической посуды; реактивы; 2 раковины; компьютер: марка Aquarius модель Pro P30 S46 - 1 единица; стационарный проектор: марка Casio XJ модель M140 - 1 единица; стационарный экран: марка Digis Optimal-C 1:1 111" (200*200) модель MW DSOC-1103 - 1 единица; монитор: марка Acer модель AL 1917; шкаф вытяжной ЛАБ-900 ШВ-Н ЛОиП; сухожаровой шкаф; весы электронные ВСП-0,5/0,1-1; термометры автоматические и водные; автоматический гематологический анализатор в комплекте Mythic 22; глюкометр ONE TOUCH ULTRA; коагулометр автоматический MaxmatPL Coag с принадлежностями; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; капнометр ультразвуковой КП-01 ЕЛАМЕД; электрокардиограф ЭК1Т-07; индикатор глазного давления; динамометр кистевой ДК-100; спирометр сухой портативный; тазомер акушерский; ростомер электронный РЭП; термометр Checktemp; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; холодильник «Саратов»; спиртовые горелки; дозаторы автоматические 0,5*5 мл, 1-10 мкл, 10-100 мкл, 100-1000 мкл; камера УФ-бактерицидная КВ-02-«Я»-ФП; облучатель-рециркулятор УФ-бактерицидный «СИБЭСТ-20»; полка ультравиола-ультрафиолет; тонометры МТ-20; штатив Rekam QPod S-500; комплект лабораторной посуды и реактивы для проведения лабораторных работ по физиологии.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины "Физиология сердечно-сосудистой системы".
Дисциплина "Физиология сердечно-сосудистой системы" включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические или (лабораторные) занятия, самостоятельную работу.
Изучение данной дисциплины строится по модели смешанного обучения, при котором работа в аудитории (лекции, лабораторные работы), сочетается с самостоятельной работой в электронной среде (СДО Moodle, https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=460).
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете "Физиология сердечно-сосудистой системы". Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы.Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета (или экзамена).
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различныхметодов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом или лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплиныили по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.