МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Пищевая химия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv06_03_01_Биология ОЗО-2020,2019-САЙТ
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 63
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.-х.н., Доцент, Бородулина И.Д.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Пищевая химия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения литературы - формирование представлений: о химическом составе пищевых систем, их полноценности и экологической безопасности; о превращениях макро- и микронутриентов в готовый продукт; об основах рационального питания.
Задачи:
познакомиться с составом незаменимых факторов питания: незаменимыми аминокислотами, их сбалансированности; полиненасыщенными жирными кислотами; витаминами; пищевыми волокнами, а также с составом посторонних веществ;
изучить процессы изменения пищевых компонентов в технологическом потоке производства готового продукта;
рассмотреть современные методы комплексного выделения основных компонентов из пищевого сырья;
сформировать представление о методах анализа и исследования пищевых систем;
изучить основы рационального питания.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.3.ДВ.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- методы исследования пищевых компонентов;
- качественные и количественные методы изучения пищевых компонентов
3.2.Уметь:
3.2.1.- подбирать адекватные методы для изучения компонентов пищи;
- ставить цели и задачи при выполнении научно-исследовательской работы, подбирать адекватные методы для исследования биологической и пищевой ценности продуктов питания
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками работы на современном лабораторном оборудовании;
- самостоятельно проводить исследования на современном лабораторном оборудовании

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Химический состав пищевых систем (сырье, продукты, полупродукты)
1.1. Общая характеристика белков и аминокислот пищевых систем Лекции 6 1 ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Выделение и фракционирование белка из растительных объектов Практические 6 1 ПК-1 Л1.1, Л2.2
1.3. Углеводы, их физиологическое значение. Жирнокислотный состав масел и жиров. Лекции 6 2 ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Определение углерода в составе пищевых продуктов Практические 6 1 ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Определение количества сахаров в продуктах и сырье растительного происхождения Практические 6 0 ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Минеральные вещества, витамины, ферменты Лекции 6 1 ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.7. Определение минеральных веществ Практические 6 1 ПК-1 Л1.1, Л2.2
1.8. Определение содержания аскорбиновой кислоты в продуктах растительного и животного происхождения Практические 6 1 ПК-1 Л1.1, Л2.2
1.9. Определение содержания влаги Практические 6 1 ПК-1 Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Изменения макро-и микронутриентов в технологическом потоке
2.1. Превращения макро-и микронутриентов при производстве продуктов питания Лекции 6 1 ПК-1 Л1.1, Л2.2
2.2. Органолептическая оценка мяса и мясных продуктов Практические 6 0 ПК-1 Л1.1, Л2.2
2.3. Физиологические аспекты химии пищевых веществ. Теории и концепции питания. Сам. работа 6 10 ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Гидролиз триацилглицеринов. Сам. работа 6 10 ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Основы рационального питания
3.1. Основы рационального питания. Функциональные ингредиенты и продукты Лекции 6 1 ПК-1 Л1.1, Л2.2
3.2. Рекомендуемые нормы потребления пищевых веществ и энергии. Пищевой рацион современного человека Лекции 6 0 ПК-1 Л1.1, Л2.2
3.3. Органолептическая оценка мяса и мясных продуктов Практические 6 1 ПК-1 Л1.1, Л2.2
3.4. Определение пищевой и энергетической ценности пищевых продуктов Практические 6 1 ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.5. Определение аминокислотного скора Практические 6 1 ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.6. Составление карты пищевой и энергетической ценности пищевых продуктов Практические 6 1 ПК-1 Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов. Пищевые добавки
4.1. Искусственные и генетически модифицированные пищевые продукты. Чужеродные вещества и пути их поступления Лекции 6 0 ПК-1 Л1.1, Л2.2
4.2. Антиалиментарные факторы питания. Общие сведения о пищевых добавках Лекции 6 0 ПК-1 Л1.1, Л2.2
4.3. Определение свежести мяса Практические 6 1 ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.4. Обнаружение крахмала в продуктах питания Практические 6 1 ПК-1 Л1.1, Л2.2
4.5. Оценка качества молока и молочных продуктов Практические 6 1 ПК-1 Л1.1, Л2.2
4.6. Спектральные и электрохимические методы определения минеральных веществ. Методы определения кислот в пищевых продуктах. Сам. работа 6 21 ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.7. Ферментативные методы анализа пищевых продуктов. Безопасность пищевых продуктов. Сам. работа 6 22 ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.8. Экзамен 6 27 ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Перечень заданий / вопросов
1. По какому показателю можно судить о степени гидролиза
жира:
а. перекисному числу
г. числу Поленске
б. числу омыления
д. кислотному числу
в. йодному числу
е. эфирному числу

2. На какой стадии переработки жиросодержащего сырья возможно ускорение липолитического процесса:
а. хранение
г. вытопка
б. транспортировка
д. измельчение
в. прессование е. рафинация

3. Ферментативное окисление жира происходит при участии:
а. липазы
г. карбоксилазы
б. гидратазы
д. фосфорилазы
в. липоксигеназы
е. фосфатазы

9. Редуцирующие углеводы растительного сырья:
а. сахароза
г. мальтоза
б. гликоген д. галактоза
в. лактоза
е. фруктоза

10. Редуцирующие углеводы животного сырья:
а. сахароза
б. глюкоза
в. лактоза
д. галактоза
г. амилоза
е. фруктоза

11. Усваиваемые полисахариды:
а. целлюлоза г. гемицеллюлоза
б. крахмал
д. лигнин
в. гликоген
е. пектин

12. К пищевым волокнам относятся:
а. клетчатка
б. крахмал
в. гликоген
г. гемицеллюлоза
д. лигнин
е. пектин

13. Сходство в строении крахмала и гликогена:
а. степень разветвленности полимеров одинакова
б. оба являются олигосахарами
в. оба являются гомополисахарами
г. оба являются гетерополисахаридами
д. выполняют роль запасных питательных веществ.
е. содержат à-Д-(1,6) гликозидные связи.

14. Физиологическое значение пищевых волокон:
а. источники энергии
б. пластический материал
в. адсорбент токсинов
г. предотвращают свертывание крови
д. эссенциальные факторы
е. пребиотики

15. Свойства моно и дисахаридов в пищевых продуктах:
а. увеличивают гидрофильность белков
б. увеличивают водосвязывающую способность продукта
в. способны изменять цвет продукта
г. придают сладость
д. регулируют активность воды в продукте
е. регулируют окислительно-восстановительный потенциал.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ/ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Перечень тем
1. Основы рационального питания.
2. Пищевая и энергетическая ценность продуктов питания
3. Классификация и строение белков.
4. Ферментативные превращения белков.
5. Неферментативные превращения белков.
6. Пищевая ценность белков.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Перечень вопросов
1. Роль белков в питании человека. Азотистый баланс.
2. Пищевая и биологическая ценность белков.
3. Классификация биологически активных пептидов в соответствии с их функциями в организме и в составе пищи.
4. Фракционный состав и особенности структуры белков мяса и молока.
5. Роль «новых форм белковой пищи» в обогащении пищи лимитирующими аминокислотами.
6. Функциональные свойства белков.
7. Физико-химические и химические превращения белков в технологическом потоке производства пищевых продуктов.
8. Методы определения качественного и количественного определения белков.
9. Усваиваемые и неусваиваемые углеводы. Функции в организме человека.
10. Превращения углеводов при производстве пищевых продуктов.
11. Процессы брожения, карамелизации и меланоидинообразования.
12. Функциональное значение моно- и олигосахаров в пищевых продуктах.
13. Методы определения углеводов.
14. Основные группы липидов.
15. Физические свойства и химические превращения ацилглицеринов. Реакции гидролиза, гидрогенизации и переэтерификации.
16. Окисление жиров. Механизм действия. Факторы, влияющие на окисление масел и жиров.
17. Основные превращения фосфолипидов.
18. Методы выделения и анализа жиров. Понятия «кислотное число», «йодное число», «число омыления».
19. Роль жиров, их структурных компонентов в питании.
20. Функции минеральных веществ в организме человека.
21. Макроэлементы. Роль кальция в организме человека.
22. Микроэлементы. Роль железа в организме человека, содержание железа в пищевых продуктах.
23. Виды технологической обработки, приводящие к потере минеральных веществ.
24. Методы определения макро- и микроэлементов.
25. Физиологическая роль витаминов в организме человека.
26. Характеристика отдельных витаминов, присутствующих в определенных продуктах в максимальном количестве.
27. Витаминоподобные вещества.
28. Витаминизация пищи.
29. Характеристика кислот, входящих в состав пищевых продуктов.
30. Методы, позволяющие определять кислоты в пищевых продуктах.
31. Химическая природа и особенности ферментов как биологических катализаторов.
32. Основные кинетические параметры ферментативной реакции.
33. Ферменты, широко применяемые в пищевой промышленности.
34. Критерии оценки ферментативных препаратов с точки зрения их использования в пищевой технологии.
35. Иммобилизованные ферменты.
36. Применение ферментативного анализа как методов исследования пищевых продуктов.
37. Пищевые добавки с различными технологическими функциями.
38. Классификация пищевых красителей.
39. Основные группы загустителей и гелеобразователей.
40. Консерванты.
41. Пищевые антиокислители.
42. Критерии безопасности продуктов питания.
43. Природные токсиканты, оценка степени их опасности.
44. Антиалиментарные факторы питания.
45. Правило соответствия.
46. Основные принципы рационального питания.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Вистовская В.П. Пищевая химия: учебное пособие Алт.ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Никитина Е.В. Химия пищи: учебное пособие Казань: Изд-во Казан. Гос. Техн. ун-та, 2011 biblioclub.ru
Л2.2 Крахмалева Т.М. Пищевая химия: учебное пособие Оренбург: ОГУ, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://vp.geotar.ru
Э2 www.elibrary.ru
Э3 Курс в Moodle "Пищевая химия" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://www.biolib.de/
https://biomolecula.ru/
https://openlibrary.org/
http://cyberleninka.ru/
https://bioumo.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
315Л лаборатория физиологии растений; лаборатория цветочно-декоративных растений и дендрологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 5 шт.; компьютер: марка Intel Dual Core - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen MW - 1 единица; вытяжной шкаф автономный SPO3A1; печь муфельная ЭКПС10; термостат с охлаждением ТСО – 1/80; центрифуга лабораторная с ротором BioSan; термостат жидкостный с магнитной мешалкой WB-4MS BioSan; бокс абактериальной воздушной среды БАВнп-01 Ламинар-С; микроскоп Альтами 104 - 4 шт.; холодильник Atlant – 1 шт.; автоматические дозаторы Black Thermo 15 шт.; набор реактивов и лабораторной посуды для физиологии растений

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программой курса предусмотрены следующие формы организации учебного процесса: лекции (вводная, тематические), лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов. Предполагаемые формы самостоятельной работы студентов: различные виды домашних заданий, подготовка к лабораторным занятиям, выполнение рефератов.
В курсе «Пищевая химия» предусмотрено использование словесных (лекция, объяснение, беседа, дискуссия, обсуждение) и наглядных (демонстрация схем, таблиц) методов обучения.
Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на лабораторных занятиях в форме письменных контрольных работ, устных ответов на поставленные вопросы и их аргументации. Уровень знаний и способность самостоятельно мыслить могут быть оценены при обсуждении тематических выступлений, в ходе дискуссии или беседы. Самостоятельная работа контролируется либо на лабораторных занятиях, либо в часы индивидуальных консультаций преподавателя.