МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология научного исследования в биохимии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планv06_03_01_Биология ОЗО-2020,2019-САЙТ
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 144
Виды контроля по семестрам
курсовая работа: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 144 144 144 144
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
Ст.преп., Балабова Д.В.;д.б.н., зав. кафедрой, Соколова Г.Г.

Рецензент(ы):
д.б.н., Зав.каф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Методология научного исследования в биохимии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - изучить основы организации научно-исследовательской деятельности, получить навыки работы с библиографическими источниками научной информации и освоить принципы построения, структурирования и представления выпускной квалификационной работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-14 способностью и готовностью вести дискуссию по социально-значимым проблемам биологии и экологии
ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы ведения дискуссии по социально-значимым проблемам биологии и экологии;
- методы и технологии проведения дискуссий по социально-значимым проблемам биологии и экологии;
- приемы составления научно-технических отчетов, обзоров;
- правила оформления научно-технической документации, отчетов, обзоров.
3.2.Уметь:
3.2.1.- разрабатывать и готовить методические материалы для проведения дискуссий;
- самостоятельно организовывать и проводить дискуссии по проблемам экологии и биологии;
- излагать получаемую информацию в области экологии;
- критически анализировать полученную информацию в области экологии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками проведения дискуссий с разновозрастной аудиторией;
- навыками организации и проведения круглых столов по социально значимым экологическим и биологическим проблемам;
- навыками составления и оформления проектов, научно-технических отчетов, обзоров;
- навыками изложения и анализа получаемой информации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология научного исследования
1.1. Методология научного исследования в биологии Лабораторные 6 4 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.2. Методы научных исследований в биохимии Сам. работа 6 10 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. ПОЛОЖЕНИЕ О КУРСОВОЙ И ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТАХ
2.1. Основные требования, предъявляемые к курсовой работе и ВКР. Лабораторные 6 6 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.2. Составление плана научного исследования. Этапы научно-исследовательской работы. Сам. работа 6 34 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Структура курсовой работы
3.1. Содержание курсовой работы. Выделение основных глав. Лабораторные 6 8 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1
3.2. Работа с литературой. Информационный поиск: виды, методика проведения. Поиск по ключевым словам, по тематическим рубрикам, по автору. Нумерационный поиск. Ретроспективный и текущий поиск. Сам. работа 6 30 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Структура выпускной квалификационной работы
4.1. Содержание ВКР. Выделение основных глав. Лабораторные 6 6 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1
4.2. Результаты исследования и их обсуждение Сам. работа 6 30 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Правила оформления курсовой и выпускной квалификационной работ
5.1. Правила построения и оформления таблиц, графиков, диаграмм, схем и рисунков в тексте научной работы. Формулы в тексте. Лабораторные 6 12 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1
5.2. Группировка литературных источников и правила оформления библиографических списков. Сам. работа 6 40 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Примерные тестовые задания
1. Научное исследование начинается:
а) с выбора темы в) с определения методов исследования
б) с литературного обзора г) с оценки состояния разработанности проблемы
2. Как соотносятся объект и предмет исследования?
а) не связаны друг с другом в) объект содержит в себе предмет исследования
б) объект входит в состав предмета исследования г) зависит от темы исследования
3. Выбор темы исследования определяется:
а) актуальностью в) отражением темы в литературе
б) интересами исследователя д) по указанию преподавателя
4. Формулировка цели исследования отвечает на вопрос:
а) что исследуется? в) для чего исследуется?
б) кем исследуется? д) определяется руководителем темы НИР
5. Задачи представляют собой этапы работы:
а) по достижению поставленной цели б) дополняющие цель
в) для дальнейших изысканий г) по разработке концепции исследования
6. Методы исследования бывают:
а) теоретические и эмпирические в) экспериментальные и эмпирические
б) конструктивные и системные г) прикладные и фундаментальные.
7. Какие из перечисленных методов относятся к теоретическим:
а) анализ и синтез в) эксперимент
б) наблюдение г) анкетирование
8. На титульном листе необходимо указать:
а) тему в) содержание работы
б) количество страниц в работе г) название издательства.
9. Во введении необходимо изложить:
а) актуальность темы в) полученные результаты
б) источники, по которым написана работа г) вопросы апробации предложенной разработки
10. Выводы содержат:
а) только конечные результаты без доказательств в) результаты с обоснованием и аргументацией
б) кратко повторяют весь ход работы г) результаты экспериментов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Перечень тем
1. Правила составления и оформления библиографического списка.
2. Классификация и характеристика научных методов исследования.
3. Информационный поиск и его виды.
4. Статистические методы обработки результатов научных исследований.
5. Иллюстративный материал, его виды, способы оформления и представления в тексте.
6. Планирование научного исследования и его этапы.
7. Структуры выпускной квалификационной работы, характеристика ее составных частей.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Перечень вопросов
1. Уровни научного исследования.
2. Объект и предмет научного исследования (на примере конкретной темы).
3. Проблема, гипотеза и теория: сущность и взаимосвязь.
4. Цель исследования. Постановка задач.
5. Классификация методов научного исследования. Теоретические (анализ, синтез, конкретизация, моделирование, корреляция и др.) и эмпирические (изучение литературы и документов, наблюдение, обследование, опрос, анкетирование, эксперимент, обобщение, экспертная оценка) методы исследования.
6. Статистические методы обработки результатов.
7. Планирование научно-исследовательской работы. Выбор темы исследования.
8. Составление плана научного исследования. Этапы научно-исследовательской работы.
9. Основные источники научно-технической информации. Виды научных изданий. Виды учебных изданий. Справочно-информационные издания. Библиотечные каталоги.
10. Работа с литературой. Информационный поиск: виды, методика проведения. Поиск по ключевым словам, по тематическим рубрикам, по автору. Нумерационный поиск. Ретроспективный и текущий поиск.
11. Группировка и систематизация материалов. Подготовка научного текста и его структурирование.
12. Структура выпускной квалификационной работы (введение, обзор литературы, материалы и методы исследования, результаты исследования, библиографический список, приложения).
13 Способы представления иллюстративного материала. Правила построения и оформления таблиц, графиков, диаграмм, схем и рисунков в тексте научной работы. Формулы в тексте.
14. Сравнение основных видов библиографического описания и библиографических списков. Группировка литературных источников и правила оформления библиографических списков.
15. Стилистика научной работы: язык и стиль научного текста.
16. Правила сокращения слов в тексте. Правила употребления количественных и порядковых числительных, дат.
17. Оформление ссылок на литературные источники информации.
18. Оформление титульного листа для выпускной квалификационной работы.
19. Подготовка презентации научного доклада. Требования к презентации.
20. Защита выпускной квалификационной работы.
21. Правила написания и оформления научных статей.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. Ф. Шкляр Основы научных исследований: учебное пособие Москва : Дашков и К°, 2022 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684505
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.М. Новиков; Д.А. Новиков Методология научного исследования: Учебное пособие Москва : Либроком, 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Методология научного исследования в биохимии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
пакет прикладных программ Microsoft Office (версия 2010, лицензии № 60357319)
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://ecoportal.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
213Л лаборатория биоэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; рабочий стол – 2 шт.; шкаф для хранения наглядных материалов – 2 шт.; компьютеры: марка Aquarius Pro модель P30S46 - 1 единица; марка КламаС Офис - 1 единица; электрокардиограф одно-трехканальный ЭКЗТ-01-Р-Д; микроскоп МБС-10; пламенный фотометр ПФА-378; рефрактометр портативный Refracto30PX Mettler Toledo; бинокуляр - 6 шт.; учебные пособия, лабораторные практикумы, определители растений и животных.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Зачет – процедура, проводимая по установленным правилам для оценки знаний, умений, компетенций по какому-либо учебному предмету, модулю и т.д. Зачет является заключительным этапом изучения дисциплины. Процедура проведения зачета может быть организована по-разному. Цель экзамена – проверить теоретические знания обучаемых, их навыки и умение применять полученные знания при решении практических задач. Зачет проводится в объеме программы учебной дисциплины. Форма и порядок проведения зачета определяются кафедрой. Для проведения зачета на кафедре разрабатываются: вопросы к зачету, практические задания (при необходимости). Студенту предлагется 2–4 теоретических вопроса из пройденного материала разных разделов программы и при необходимости одна практическая задача. Для подготовки к ответу слушателям отводится не более 35–60 минут. По окончании ответа на вопросы билета преподаватель может задавать дополнительные и уточняющие вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на экзамен.
Контрольная работа – средство проверки умений применять полученные знания для обоснованного ответа, решения задач, формулировки проблем и пр. Это письменное задание, выполняемое в течение заданного времени в аудиторных условиях работы (продолжительность выполнения от 30 минут до 2 часов). Как правило, контрольная работа предполагает наличие определенных ответов.
Тестирование обеспечивает объективность, быстроту, однозначность, технологичность оценивания и научную обоснованность результатов. Методика тестирования позволяет охватить большое количество критериев оценки и допускает компьютерную обработку данных. Тестирование проводится по определенной теме или модулю, на него отводится от 30 до 60 минут. Каждый вариант тестовых заданий включает 25–50 вопросов. За каждый правильно отвеченный вопрос дается 1 балл. Перевод баллов в оценку приведен выше.
Реферат – продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) литературы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения. Реферат – краткое изложение научной и специальной литературы по определенной проблеме или анализ источников, цель которого – научить студента пользоваться литературой, статистическими данными, критически осмысливать теорию и практику рассматриваемых проблем, привить умение четко и логично излагать материал в письменном виде. Реферат является самостоятельной разработкой какой-либо теоретической проблемы. Реферат обязательно должен иметь характер научного исследования, направленного на самообразование и более глубокое изучение учебной дисциплины.
Выбор темы реферата осуществляется студентом самостоятельно из числа тем, предложенных преподавателем в начале семестра. Преподавателем обязательно устанавливается дата сдачи реферата. Объём реферата должен составлять 1,5–2,0 печатных листа (1 п.л.= 16 страницам печатного текста формата А4, при 14 шрифте и 1,5 межстрочном интервале). Поля страницы: левое – 3 см, верхнее и нижнее – по 2 см, правое – 1,5 см. Все страницы реферата должны быть пронумерованы.
Реферат должен иметь следующую структуру:
Введение (1–2 стр.), содержащее актуальность выбранной темы, определение цели и задач работы, краткая оценка степени изученности проблемы.
Основная часть разделяется на 2–3 главы, примерно равных по объёму. В них раскрывается поставленная проблема, при соблюдении логики в переходе от одного вопроса к другому и чёткости завершающих их выводов. При использовании документов, цифр или фактов, рисунков и схем нужно обязательно давать ссылку на источник данной информации. При оформлении реферата применяют таблицы и графики, которые должны сопровождаться анализом.
Заключение занимает 1–2 страницы и содержит основные обобщённые выводы по всему реферату.
Библиографический список составляется в алфавитном порядке и должен включать не менее 7–10 наименований.
На последнем этапе проходит защита реферата, в ходе которой студент знакомит слушателей с выбранной им проблемой, её актуальностью, даёт оценку степени изученности, кратко излагает содержание реферата и основные выводы по теме. После чего слушатели могут задать докладчику вопросы по теме реферата и должны получить на них ответы. В итоге обсуждения студенту выставляется оценка за проделанную работу. Лучшие рефераты могут быть рекомендованы для студенческих научных конференций.
Критерии оценки реферата: степень раскрытия поставленной проблемы; логика и стиль изложения; самостоятельность в подходах и выводах; количество используемых источников; оформление реферата и научного аппарата.