Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | v06_03_01_Биология ОЗО-2020,2019-САЙТ |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Лабораторные | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 63 | 63 | 63 | 63 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.
1.1. | Ознакомить студентов с базовыми понятиями флористики и методологией анализа флор; сформировать навыки критического анализа состава и структуры флоры, представления результатов флористического исследования, составления пояснительных записок и отчетов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.6 |
ПК-2 | способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Теоретические основы изучения и анализа флор, классификации новейших элементов флоры, охраняемые виды растений; теоретические основы сравнительной флористики, представления об эволюции флор (флорогенезе), трансформации флор. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Критически анализировать информацию полученную при изучении флоры в результате полевых и лабораторных исследований, работать с картами флористического районирования; критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты работ с использованием современных математических методов и компьютерных программ. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Составления научных отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок; владеть способами математической обработки флор методом корреляционного анализа с использованием коэффициентов ранговой корреляции и с использованием мер включения и сходства на видовом уровне; навыками подготовки карт флористического районирования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Флористика (флорология) | ||||||
1.1. | Флористика (флорология. Таксономическая структура флоры. Типологическая структура флоры. | Лекции | 6 | 1 | ПК-2 | Л1.3, Л2.2, Л1.2 |
1.2. | Флора – как базовое понятие флористики. Таксономическая и типологическая структура флоры | Лабораторные | 6 | 4 | ПК-2 | Л1.3, Л2.2, Л1.2 |
1.3. | Историко-типологические элементы флор. | Лекции | 6 | 1 | ПК-2 | Л1.3, Л2.2, Л1.2 |
1.4. | Выполнение индивидуального задания по анализу флор. Составление опорного конспекта по разделу. Красная книга Российской Федерации. Красная книга Алтайского края. | Сам. работа | 6 | 21 | ПК-2 | Л1.3, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 2. Анализы флор | ||||||
2.1. | Стадиальный анализ флоры. Флорогенетический анализ флоры | Лекции | 6 | 1 | ПК-2 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
2.2. | Ценогенетический анализ флоры | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-2 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
2.3. | Типологический анализ флоры | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-2 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
2.4. | Составление опорного конспекта по разделу. Индивидуальное задание по реликтовым элементам | Сам. работа | 6 | 21 | ПК-2 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 3. Сравнительное изучение флор. Ботанико-географические районы России. | ||||||
3.1. | Сравнительное изучение флор. Типы флор. | Лекции | 6 | 1 | ПК-2 | Л1.3, Л2.2, Л1.2 |
3.2. | Математические методы в сравнительной флористике. | Лабораторные | 6 | 4 | ПК-2 | Л1.3, Л2.2, Л1.2 |
3.3. | Флористическое районирование территории Российской Федерации. | Лекции | 6 | 2 | ПК-2 | Л1.3, Л2.2, Л1.2 |
3.4. | Характеристика ботанико-географических районов Алтайского края. Зеленая книга Сибири. Черная книга флоры Сибири. | Сам. работа | 6 | 21 | ПК-2 | Л1.3, Л2.2, Л1.2 |
3.5. | Экзамен | 6 | 27 | ПК-2 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение ФОС |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Флористика_06_03_01_Биология ОЗО-1234.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Б. Т. Янин | Палеобиогеография: Учебник | М. : Академия, 2009 | 17 |
Л1.2 | М. М. Силантьева, Н. В. Елесова | Типологические особенности флор: учеб. пособие : | АлтГУ, 2014 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/979 |
Л1.3 | Шумилова Л.В. | Фитогеография.: | Изд-во ТГУ, 1979 | 69 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | П. Зитте, Э. В. Вайлер, Й. В. Кадерайт | Ботаника: учебник для вузов. Т.3. Раздел 13. Филогенез и история эволюции растительных сообществ: | Академия, 2007 | 7 |
Л2.2 | М. М. Силантьева | Конспект флоры Алтайского края: | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л2.3 | П. Зитте, Э. В. Вайлер, Й. В. Кадерайт | Ботаника: учебник для вузов. Т. 3. Раздел 14 Ареалы растений: | Академия, 2007 | 7 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Ботаническая литература | www.siteknig.com | ||
Э2 | Ботаническая литература | http://www. herba.msu.ru/shipunov/.../sch-ru.htm | ||
Э3 | СПС КонсультантПлюс | www.consultant.ru | ||
Э4 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э5 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э6 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э7 | Библиотека флора и фауна – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии | herba.msu.ru | ||
Э8 | Библиотека (цифровая) по биоразнообразию (растениям, животным) и другим разделам биологии | www.biodiversitylibrary.org | ||
Э9 | Интернет-архив цифровой библиотеки – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии | archive.org | ||
Э10 | Библиотека (цифровая) по различным областям биологии (статьи и др.) | bcn.uprrp.edu | ||
Э11 | Российская научная электронная библиотека концепции открытой науки | cyberleninka.ru | ||
Э12 | Плантариум - открытый онлайн атлас-определитель растений и лишайников России и сопредельных стран | www.plantarium.ru | ||
Э13 | Курс в Moodle "Флористика" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
На компьютере должны быть установлены средства MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/ Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/ Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru Плантариум - открытый онлайн атлас-определитель растений и лишайников России и сопредельных стран: http://www.plantarium.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
016Л | склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
214Л | лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт. |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Флористика». Дисциплина «Флористика» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о теоретических основах изучения и анализа флор, классификации новейших элементов флоры, об охраняемых видов растений, а также о теоретических основах сравнительной флористики, представлений об эволюции флор (флорогенезе), трансформации флор. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума, продумать ответы на контрольные вопросы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. |