МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Энзимология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv06_03_01_Биология ОЗО-2020,2019-САЙТ
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Лабораторные 12 12 12 12
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Шарлаева Е.А.

Рецензент(ы):
к.б.н., уч. сек. ФГБНУ ФАНЦА, Никитина Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Энзимология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - формирование представлений о фундаментальной роли ферментов в обмене веществ и энергии, молекулярных механизмах регуляции и интеграции метаболических процессов в живых организмах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- методы и оборудование, используемые для обнаружения ферментов в биологическом материале и определения их активности;
- методы обнаружения, выделения, очистки и применения ферментов.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать лабораторное оборудование для обнаружения действия ферментов и определения их активности;
- эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для обнаружения, выделения и очистки ферментов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками обнаружения действия ферментов в биологическом материале и определения их активности;
- навыками выполнения лабораторных и научно-исследовательских работ по энзимологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Введение в энзимологию. Понятие о ферментах
1.1. Становление энзимологии как науки. Предмет и задачи энзимологии. Лекции 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.2. Структурно-функциональная организация ферментов Лекции 5 1 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.3. Изоферменты. Небелковые ферменты (рибозимы). Применение ферментов в медицине, фармацевтике, промышленности, сельском хозяйстве и т.д. Сам. работа 5 10 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.4. Локализация ферментов: тканевое, клеточное и субклеточное распределение ферментов. Врожденные и приобретенные энзимопатии. Сам. работа 5 10 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.5. Природа ферментов и их основные свойства: действие амилазы на крахмал; обнаружение каталазы в растительных тканях; специфичность действия ферментов. Лабораторные 5 4 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. 2. Классификация и номенклатура ферментов
2.1. Принципы классификации и номенклатуры ферментов Лекции 5 1 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.2. Классификация ферментов по типу катализируемой реакции. Классификация коферментов Сам. работа 5 10 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.3. Обнаружение действия ферментов: действие сахаразы; действие пероксидазы; действие каталазы; действие липазы; действие уреазы; качественная реакция на дегидрогеназы мышц; качественная реакция на дегидрогеназы молока; определение эффективности пастеризации молока пробой на лактопероксидазу. Лабораторные 5 4 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. 3. Свойства ферментов. Основы кинетики ферментативных реакций.
3.1. Свойства ферментов. Основы кинетики ферментативных реакций. Лекции 5 1 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
3.2. Механизмы регуляции ферментативной активности Сам. работа 5 12 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
3.3. Свойства ферментов: специфичность действия ферментов; термолабильность ферментов; влияние реакции среды на действие ферментов слюны; влияние активаторов и ингибиторов на действие ферментов. Лабораторные 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. 4. Механизм действия ферментов
4.1. Общие принципы ферментативного катализа. Механизм действия ферментов Лекции 5 1 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
4.2. Теория Михаэлиса-Ментен. Способы графического определения константы Михаэлиса и максимальной скорости реакции Сам. работа 5 14 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
4.3. Методы количественного определения активности ферментов: определение активности каталазы крови ; определение активности каталазы сырого молока; определение активности каталазы в растительном материале; количественное определение активности α-амилазы слюны. Лабораторные 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. 5. Методы выделения, очистки и конструирования ферментов. Иммобилизованные ферменты.
5.1. Методы выделения и очистки ферментов Методы конструирования ферментов с необходимыми свойствами. Сам. работа 5 16 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
5.2. Иммобилизованные ферменты: принципы и методы иммобилизации, свойства. Применение иммобилизованных ферментов в промышленности, медицине, биомониторинге окружающей среды и т.д. Сам. работа 5 18 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примеры вопросов для устного опроса:
1. Каковы сходства и отличия ферментов от катализаторов неорганической природы?
2. Доказательства белковой природы фермента. Выделение и очистка ферментов.
3. Чем обусловлена специфичность ферментов? Какое биологическое значение она имеет?
4. Перечислите факторы, влияющие на скорость ферментативной реакции.
5. Как можно обнаружить присутствие фермента в биологическом материале?
6. Каков принцип определения активности ферментов?
7. По изменению концентрации каких веществ можно измерить скорость реакций, катализируемых протеолитическими ферментами? Какие реакции для этого можно использовать?
8. Качественное обнаружение и количественное определение активности ферментов. Единицы измерения количества и активности ферментов.
9. Структурно-функциональная организация ферментов. Кофакторы и коферменты.
10. Какие ферменты называются аллостерическими?
11. Назовите последовательные этапы ферментативного катализа
12. Каков механизм каталитического действия ферментов, не содержащих кофактор/кофермент; ферментов, взаимодействующих с растворимым коферментом; ферментов, с ковалентно связанным коферментом?
13. Методы обнаружения ферментов в биологическом материале.
14. Методы определения активности ферментов в биологических жидкостях человека.
15. Методы выделения и очистки ферментов
16. Современное оборудование, используемое для выделения, очистки и определения ферментов.

Примеры практических заданий:
1. Предложите лабораторный эксперимент, доказывающий белковую природу ферментов. Опишите его схему.
2. Предложите схему обнаружения каталазы в растительных тканях. Напишите уравнение реакции разложения пероксида водорода под действием каталазы.
3. Определите амилазную активность слюны до и после приема пищи. Объясните полученные результаты.
4. Используя пекарские дрожжи, предложите схему выделения сахаразы. Докажите ее присутствие в полученном препарате.
5. Предложите схему получения препарата уреазы из соевой муки. Докажите наличие ферментативной активности у полученного препарата.

Критерии оценивания практических заданий:
Отлично (зачтено)- работа выполнена студентом самостоятельно, даны полные, развернутые комментарии, приводятся обоснования принятых решений.
Хорошо (зачтено) - основные требования выполнены, но при этом допущены недочеты: неточности в изложении материала, даны не полные обоснования ответов.
Удовлетворительно(зачтено) - ответы даны частично, нет обоснования принятых решений, имеют фактические ошибки.
Неудовлетворительно(незачтено) - Ответ дан неверно.

Примеры тестовых заданий:
1. Активный центр простых ферментов формируется из:
а) одной аминокислоты
б) остатков нескольких аминокислот
в) остатков нескольких аминокислот и небелковых компонентов
г) небелковых компонентов
ОТВЕТ: б
2. Киназы катализируют реакции:
а) переноса фосфатной группы от молекулы донора к акцептору;
б) образования С–О-связей;
в) разрыва С–С-связей;
г) присоединения воды.
ОТВЕТ: а
3. Конкурентные ингибиторы:
а) образуют ковалентные связи с активным центром фермента;
б) взаимодействуют с аллостерическим центром;
в) взаимодействуют с активным центром фермента, образуя слабые
связи;
г) воздействуют на субстрат, изменяя его конформацию.
ОТВЕТ: в
4. Необратимые ингибиторы:
а)структурные аналоги субстрата;
б)образуют с ферментом ковалентные связи;
в)образуют с ферментом слабые связи;
г)взаимодействуют с регуляторным центром;
ОТВЕТ: б
5. Ферменты, обладающие относительной субстратной специфичностью:
а) присоединяют субстрат ковалентно в активном центре;
б) катализируют только одно превращение субстрата из всех воз¬можных;
в) катализируют один тип реакции с более чем одним структурно подобным субстратом;
г) взаимодействуют только с одним субстратом;
ОТВЕТ: в
6. Характер зависимости скорости ферментативной реакции от температуры определяется:
а) ионной силой раствора
б) значением рН
в) денатурацией белковой части ферментов
г) тепловой денатурацией субстрата
ОТВЕТ: в
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Вистовская В.П., Иркитова А.Н., Бородулина И.Д., Мякишева Е.П. Практикум по биохимии: Учебное пособие Барнаул: Изд-во Алт. ун-та., 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 Комов В.П., Шведова В.Н. Биохимия: учеб. для вузов. Юрайт, 2015 34
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Комов В.П. Шведова В.Н. Биохимия: учебник для вузов Дрофа, 2004 51
Л2.2 Н. А. Тюкавкина, Ю. И. Бауков Биоорганическая химия: учеб. для вузов М. : Дрофа, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.elibrary.ru
Э2 www.nkj.ru
Э3 www.cancerquest.org
Э4 Курс в Moodle "Энзимология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://www.biolib.de/
https://biomolecula.ru/
https://openlibrary.org/
http://cyberleninka.ru/
https://bioumo.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
314Л лаборатория биохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы - 10 шт.; вытяжной шкаф автономный АД С-4В1; мойка – 2 шт.; цифровой фотоэлектроколориметр АР-101; мешалка магнитная MSN300 с подогревом BioSan; рН метр лабораторный Эксперт рН; термостат жидкостный GFL-1002 с микропроцессором; анализатор влажности ADMS-70; анализатор мочи DocUReader 2 Pro 77 Elektronika; автоматические дозаторы Black Thermo - 10 шт.; набор химической посуды для биохимии и молекулярной биологии, шкаф для хранения документов – 1 шт., шкаф лабораторный - 2 шт.; хроматограф для ВЭЖХ LC -20 Prominense Shimadzu; спектрофотометр сканирующий UV - 1800 Shimadzu; весы Невские; весы аналитические Vibra AF – R220CE; набор реактивов и химической посуды для биохимии и молекулярной биологии

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В рамках курса "Энзимология" предусмотрены следующие формы работы: лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Энзимология». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. Выполнение лабораторных работ является обязательным условием успешного освоения курса. Студенты должны выполнить все лабораторные работы, оформить письменные отчеты и сдать работы преподавателю. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на лабораторных занятиях в форме устного опроса, представления доклада с презентацией, выполнения практических заданий. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.