Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.04.01. Психология |
Профиль | Психологическая диагностика и экспертиза |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | v37_04_01_Психология_ПДиЭ-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 11 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 12 | 4 | 12 |
Практические | 8 | 20 | 8 | 20 |
Сам. работа | 36 | 34 | 36 | 34 |
Консультации | 60 | 42 | 60 | 42 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., доцент, канд.психол.н.
1.1. | Цель: углубление представлений о психологическом консультировании по проблемам здоровья и самочувствия |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
УК-2 | Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | понятие психологического консультирования, его цели, задачи; принципы, приемы психологического консультирования по вопросам здоровья и самочувствия. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | консультировать клиентов разного возраста по проблемам, связанным со здоровьем и самочувствием. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | техническими приемами, опытом консультирования клиентов разного возраста по проблемам, связанным со здоровьем и самочувствием. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Психология здоровья. Психологическое здоровье личности. | Лекции | 5 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
1.2. | Психологическое консультирование по вопросам здоровья и самочувствия. | Лекции | 5 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
1.3. | Специфика раскрытия понятий: личность, здоровье, психологическое здоровье личности, психологическая проблема, цель помощи с позиций бихевиорально-когнитивного, экзистенциально-гуманистического, психоаналитического и др. направлений. | Практические | 5 | 6 | Л1.1, Л2.1 | |
1.4. | Фазы консультативной беседы: знакомство с клиентом и начало беседы, сбор информации о проблеме клиента, работа с проблемой, поиск способов решения проблемы, завершение беседы. | Практические | 5 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.5. | Специфика раскрытия понятий: личность, здоровье, психологическое здоровье личности, психологическая проблема, цель помощи с позиций бихевиорально-когнитивного, экзистенциально-гуманистического, психоаналитического и др. направлений. | Сам. работа | 5 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
1.6. | Фазы консультативной беседы: знакомство с клиентом и начало беседы, сбор информации о проблеме клиента, работа с проблемой, поиск способов решения проблемы, завершение беседы. | Сам. работа | 5 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 2. | ||||||
2.1. | Психологическое консультирование клиентов в случае неизлечимой болезни. | Практические | 5 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
2.2. | Психологическое консультирование клиентов в случае хронических заболеваний. | Практические | 5 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
2.3. | Психосаматические вопросы психологии здоровья. | Практические | 5 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
2.4. | Консультирование клиентов, переживающими тревогу, агрессию, вину, стыд, страх. | Практические | 5 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
2.5. | Техники работы с клиентом, переживающим утрату. | Практические | 5 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
2.6. | Консультирование в случае эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. | Практические | 5 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
2.7. | Особенности консультирования клиентов, испытывающих трудности в социализации и адаптации. | Лекции | 5 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
2.8. | Тревога в структуре невротической личности.Тревога с точки зрения различных психотерапевтических подходов. Основные отличия тревоги и страха.Уровни физиологического и психологического проявления тревоги. Механизм возникновения тревоги. Стратегии работы с клиентом, проявляющим тревогу. | Сам. работа | 5 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
2.9. | Понятие внутрипсихического конфликта. Модель внутрипсихического конфликта: источник, типология. Полярность как универсальный невротический механизм внутрипсихического конфликта. Стратегии работы с внутрипсихическими конфликтами. | Сам. работа | 5 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
2.10. | Страх: понятие, виды, природа, индикаторы. Выявление социальных страхов при взаимодействии с социумом. Техника работы с проективными и конфлюэнтными страхами. Работа со страхом, как обучение клиента поддерживать самого себя и опираться на собственную силу. | Сам. работа | 5 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
2.11. | Вина: понятие, механизм формирования. Виды вины. Невротическая вина.Стратегии работы с человеком, испытывающим истинную, невротическую, экзистенциальную вину. | Сам. работа | 5 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
2.12. | Стыд как аффект принадлежности и зависимости.Опыт стыда. Стратегии и издержки его преодоления. Работа со стыдом в психотерапевтической практике. | Сам. работа | 5 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
2.13. | Агрессия: понятие, природа, способы психологического воздейсвия в индивидуальной психологической беседе. | Сам. работа | 5 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
2.14. | Консультирование по поводу психологических трудностей в планировании, выполнении различных видов деятельности, осуществлении выбора, постановке целей, поиске способов реализации целей, урегулировании конфликтов. | Сам. работа | 5 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
2.15. | Особенности психологического консультирования клиентов с синдромом эмоционального выгорания. | Сам. работа | 5 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
2.16. | Технические приемы, позволяющие консультанту оптимизировать процесс социализации и адаптации клиента. | Сам. работа | 5 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
2.17. | Консультации | 5 | 42 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС 37.04.01 Индивидуальное ПК экз 2019.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. | Профессиональное психологическое консультирование: учебное пособие | М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",20 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Л.Ю. Шавшаева, Л.С. Самсоненко | Психологическое сопровождение деятельности педагога в дополнительном профессиональном образовании: учебно-методическое пособие | Флинта // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС «Университетская библиотека online» | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э3 | курс в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Методические рекомендации студенту Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется: 1. Обязательное посещение лекционных занятий, ведение конспектов лекций, применение информации, полученной на лекциях при подготовке домашних заданий, творческих заданий, прохождения тестов по предмету, сдачи экзамена. 2. Обязательное посещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины. 3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждение домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др. 4. При подготовке доклада студенту рекомендуется: 1. Составить план выступления; 2. При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме; 3. Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.) 4. Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада; 5. Время доклада 10 минут; 6. После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории; 7. Приветствуется использование электронной презентации; 8. Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену. |