МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы психологического диагноза и прогноза

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.04.01. Психология
ПрофильПсихологическая диагностика и экспертиза
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv37_04_01_Психология_ПДиЭ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 81
индивидуальные консультации 84
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 81 81 81 81
Консультации 84 84 84 84
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.соц.наук, доцент каф.общей и прикладной психологии, Янова Наталья Генаадьевна

Рецензент(ы):
д.псих.наук, зав.каф.социальной психологии, Ральникова Ирина Александровна

Рабочая программа дисциплины
Основы психологического диагноза и прогноза

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 37.04.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 841)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г., доцент, канд.психол.н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., доцент, канд.психол.н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс направлен на знакомство с теорией и практикой постановки психологического диагноза, его местом и ролью в структуре функционального диагноза, связями с медицинским и социальным диагнозом, стандартами в диагностике психических заболеваний и расстройств, методами диагностической беседы и интервью, методами психологического анализа в оценке психических отклонений, нарушений и расстройств.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен осуществлять диагностическую деятельность в образовательной практике
ПК-4 Способен осуществлять диагностическую деятельность в социальной практике.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Подходы, принципы и уровни постановки психологического диагноза, роль психологического, медицинского и социального диагноза в структуре функционального диагноза, задачи психологичсекой, клинической и медицинской диагностики «полной нормы», основы синдромального анализа в диагностике, основы клинического и медицинского подхода к оценке актуального психического статуста
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в диагностических моделях психологического анализа личности, применять диагностические критерии в оценке психической адаптации/дезадаптации личности, проводить оценку психического статуса осуществлять постановку психологического диагноза и прогноза, применять методы беседы и интервью в диагностическом процессе
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.базовыми навыками диагностического процесса в психологическом анализе: структуры темперамента, личности и характера, эмоциональной сферы и аффективных расстройств, интеллектуальной сферы и когнитивных нарушений, совладающего поведения, психогенной и социальной дезадаптации личности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие основы экспертных методов диагностики
1.1. Диагностические возможности экспертных (клинических) методов. Сам. работа 2 2 ПК-2, ПК-4 Л1.2, Л3.1
1.2. Области применения экспертных методов в психологической практике. Сам. работа 2 2 ПК-2, ПК-4 Л1.5
1.3. Клиническая и медицинская психодиагностика в психологической практике. Лекции 2 1 ПК-2, ПК-4 Л1.3
1.4. Консультации по разделу1 Консультации 2 10 ПК-2, ПК-4
Раздел 2. Теория и практика постановки психологического диагноза.
2.1. Понятие психологического диагноза и прогноза Лекции 2 1 ПК-2, ПК-4 Л1.2, Л3.1
2.2. Уровни постановки психологического диагноза Практические 2 1 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л3.2
2.3. Холистический подход к функциональному диагнозу, структура функционального диагноза. Лекции 2 1 ПК-2, ПК-4 Л1.4, Л1.5
2.4. Синдромальный анализ: симптомы и синдромы. Нозология, типология, этиология. Практические 2 1 ПК-2, ПК-4 Л1.3, Л2.7
2.5. Диагностический признак и диагностическая категория: диагностический вывод. Практические 2 1 ПК-2, ПК-4 Л1.5
2.6. Понятие диагностической нормы. Диагностика «полной нормы». Проблема нормы в постановке диагноза и прогноза Практические 2 1 ПК-2, ПК-4 Л2.2, Л1.5
2.7. Психологические нарушения, отклонения, расстройства. Лекции 2 1 ПК-2, ПК-4 Л1.3, Л2.4
2.8. Стандарты классификации в диагностике психических нарушений и расстройств Лекции 2 1 ПК-2, ПК-4 Л1.3, Л2.4
2.9. Этика и деонтология в постановке психологического диагноза. Сам. работа 2 5 ПК-2, ПК-4 Л1.5
2.10. Консультации по разделу 2 Консультации 2 10 ПК-2, ПК-4
Раздел 3. Проблема оценки уровня психической адаптации/дезадаптации
3.1. Достоверность диагностических критериев. Психотический, пограничный и невротический уровни организации и развития личности как критерии диагностики. Лекции 2 1 ПК-2, ПК-4 Л1.3, Л2.6
3.2. Психологический диагноз и «чтение характера». Дифференциальная и типологическая диагностика. «Позитивная» и «негативная» диагностика. Практические 2 1 ПК-2, ПК-4
3.3. Консультации по разделу 3 Консультации 2 10 ПК-2, ПК-4
Раздел 4. Модели психологического анализа в психодиагностике
4.1. Диагностический процесс: психодиагностическая беседа и психодиагностическое интервью. Практические 2 1 ПК-2, ПК-4 Л1.3, Л2.7
4.2. Первичная психодиагностика (локус жалобы, самодиагноз, проблема, запрос). Актуальный психологический статус как предмет оценки. Адаптационно-компенсаторный комплекс как предмет оценки. Копинг и механизмы защиты как предмет оценки. Патохарактерологический симптомокомплекс как предмет оценки. Практические 2 1 ПК-2, ПК-4 Л2.7
Раздел 5. Оценка структуры личности: парадигмы и методы
5.1. Системно-структурно-функциональные связи в оценке личности. Парадигмы и методы оценки. Практические 2 1 ПК-2, ПК-4 Л1.1
5.2. Синдромальный анализ «неврозов и психозов»: типы психопатологии и степень нарушений «слабого» и «сильного» регистра. Примеры диагностических опросников (MMPI 1-2). Практические 2 1 ПК-2, ПК-4 Л1.3, Л2.1
5.3. Диагностический практикум по разделу:‌ MMPI 1,2. Сам. работа 2 10 ПК-2, ПК-4 Л2.1
5.4. Консультации по разделу 5 Консультации 2 14 ПК-2, ПК-4
Раздел 6. Индивидуально-типологическая диагностика темперамента и характера
6.1. Высокореактивные и низкореактивные индивиды, оценка связи конституции, темперамента и характера в диагностических конструктах. Практические 2 1 ПК-2, ПК-4
6.2. «Взрослая» и «детская» психодиагностика акцентуаций характера. Диагностика уровня невротизации и психопатизации (УНП). Оценка ригидности личности (ТОР). Практические 2 1 ПК-2, ПК-4 Л2.6
6.3. Диагностический практикум по разделу:‌ УНП, НЧЛ, ТОР. Сам. работа 2 10 ПК-2, ПК-4 Л1.2
6.4. Консультации по разделу 6 Консультации 2 10 ПК-2, ПК-4
Раздел 7. Психодиагностика личности и характера
7.1. Типологическое измерение характера и уровня развития личности. Типологическая диагностика характера (нозологические группы организации характеров и их классификации). Примеры типологических профилей (психопатический, шизоидный, параноидный, мазохистский, обсессивно-компульсивный и др.) Практические 2 1 ПК-2, ПК-4 Л2.5, Л1.4
7.2. Невротические черты личности и невротический характер, неврозоподобное состояние и невроз – оценка в психодиагностических конструктах . Профиль темной триады личности (шкалы нарциссизма, перфекционизма и макевиавелизма) Практические 2 1 ПК-2, ПК-4
7.3. Диагностический практикум по разделу: оценка симптоматического и характерологического невроза.‌ Сам. работа 2 10 ПК-2, ПК-4 Л2.4
Раздел 8. Психодиагностика эмоциональной сферы и аффективных расстройств
8.1. Диагностика тревоги и тревожности (конструкты HAS, STAI,MAS, ИТТ, МОД), оценка «мягких и больших» депрессивных состояний ( шкалы HADS, HDRS, MADRS, MMPI, ОДС, шкалы А.Бека), астенического симптомокомплекса (УНА), социальной фрустрированности (УСФ). Практические 2 1 ПК-2, ПК-4
8.2. Диагностический практикум по разделу: методики оценки эмоциональной сферы личности и аффективных расстройств. Сам. работа 2 6 ПК-2, ПК-4
8.3. Консультации по разделу 8 Консультации 2 10 ПК-2, ПК-4
Раздел 9. Дифференциальная диагностика психогенной дезадаптации
9.1. Диагностически значимые изменения психических процессов, состояний, свойств в норме и патологии. Психосоматические и нозогенные расстройства личности. Неврозоподобные и психопатоподобные состояния. Практические 2 1 ПК-2, ПК-4 Л2.4
9.2. Неравновесные (неустойчивые) психические состояния. Психосоматические состояния, понятие ВКБ, диагностика адаптивных и дезадаптивных типов отношения к болезни (ТОБОЛ). Адаптивная адаптация (гармоничный, эргопатический и анозогностический типы отношений). Интерпсихическая дезадаптация (тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический, апатический, дисфорический типы отношений) и интрапсихическая дезадаптация (сенситивный, эгоцентричный, паранойяльный типы отношений). Сам. работа 2 6 ПК-2, ПК-4 Л2.4, Л2.3
9.3. Диагностический практикум по разделу:‌ ВКБ и оценка функциональных и невункциональных состояний. Сам. работа 2 10 ПК-2, ПК-4 Л2.3
9.4. Консультации по разделу 9 Консультации 2 10 ПК-2
Раздел 10. Психодиагностика совладающего поведения
10.1. Классификации проблемно-ориентированного и эмоционально-ориентированного копинга и копинг-стратегий в диагностических конструктах опросников (WCC, ОСП). Практические 2 1 ПК-2, ПК-4
10.2. Диагностический практикум по разделу:‌ методики диагностики копинг-стратегий поведения. Сам. работа 2 10 ПК-2, ПК-4
Раздел 11. Психодиагностика в ситуации «клиент-консультант»
11.1. Диагностика критериев оценки консультативной беседы (модель Дж.Бьюдженталя). Типология техник интервенции и диагностика их коммуникативного репертуара. Лекции 2 1 ПК-2, ПК-4
11.2. Психосемиотика терапевтического дискурса. Семантический и семиотический уровень психологического анализа.Психодиагностика «понимания» проблемы клиентом и постановка гипотез в разных типах консультирования (Consulting, Counseling, Solution talk). Лекции 2 1 ПК-2, ПК-4
11.3. Психологический практикум: модельная симуляция структурного интервью. Сам. работа 2 10 ПК-2, ПК-4
11.4. Консультации по разделу 9 Консультации 2 10 ПК-2, ПК-4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приложение

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Анастази А. Урбина С Психологическое тестирование: Учебник Питер, 2009
Л1.2 Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике: Учебник Питер, 2007
Л1.3 Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю Медицинская психодиагностика. Теория, практика и обучение: Academia, 2007
Л1.4 Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности: Монография Речь, 2012
Л1.5 Двинин А.П., Романченко И.А. Современная психодиагностика: Учебное пособие Речь, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Н. Собчик Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ: Практикум по психодиагностике Речь, 2004
Л2.2 Яньшин П.В. Клиническая психодиагностика личности: Учебное пособие Речь, 2007 elibrary.ru
Л2.3 Прохоров А.О. Практикум по психологии состояний : Практикум Речь, 2004
Л2.4 Под ред.С. Никифорова Диагностика здоровья: Психологический практикум Речь, 2007
Л2.5 Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика: Учебное пособие Изд-во Питер, 2008
Л2.6 А. В. Батаршев Диагностика черт личности и акцентуаций: практ. руководство: Серия "Учебные пособия" Психотерапия, 2006
Л2.7 Вассерман Л.И., Трифонова Е.А., Щелкова О.Ю. Психологическая диагностика и коррекция в соматической клинике: научно-практическое руководство Речь, 2012
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Янова Н.Г. Психодиагностика: учебно-метод.пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л3.2 Янова Н.Г. Измерение и прогнозирование в психологии: учебное пособие Азбука, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4193
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Психодиагностика elibrary.asu.ru
Э2 Психодиагностическое обследование: Потенциал для консультирования и психотерапии psyjournal.ru
Э3 Психодиагностика в психологическом консультировании: задачи и подходы psyjournal.ru
Э4 Ассанович, М.А. Методологические подходы к научному измерению в клинической психодиагностике [Электронный ресурс] : монография / М.А. Ассанович. — Электрон. дан. — Минск : Новое знание, 2017. — 224 с. e.lanbook.com
Э5 Энциклопедия диагностики psylab.info
Э6 Курс в Moodle "Основы психологического диагноза и прогноза" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Лицензионное программное обеспечение:
• Windows 7 Professional;
• Office 2010 Professional
• 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
• AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
• DjVu reader, http://djvureader.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


Интернет-ресурсы профессиональных порталов:
http://psyjournals.ru/topic/diagnostics/index.shtml
http://www.ht.ru/
http://www.psy-diagnoz.com
http://www.imaton.com/metodiki/catalog/
http://www.psytest.ru/ http://vsetesti.ru


Журналы на иностранном языке:
1. APPLIED PSYCHOLOGICAL MEASUREMENT
http://www.sagepub.com/journalsProdDesc.nav?prodId=Journal200934&
2. ASSESSMENT
http://www.sagepub.com/journalsProdDesc.nav?prodId=Journal201629&
3. PSYCHOLOGICAL ASSESSMENT
http://www.sciencedirect.com/science/journal/10403590
4. EUROPEAN JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL ASSESSMENT
http://www.sciencedirect.com/science/journal/10155759
5. PSYCHOLOGICAL METHODS
http://www.sciencedirect.com/science/journal/1082989X
6. DIAGNOSTICA http://elibrary.ru/title_about.asp?id=15319


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс предполагает реальное взаимодействие психолога-консультанта и клиента. Поэтому важнейшими методами являются наблюдение за поведением клиента и беседа с ним на разговорном житейском языке. Правильность психологического заключения зависит не только от того, насколько удачно подобраны диагностические методики, но и от того, насколько успешно личное взаимодействие психолога с клиентом.Важнейшей составляющей курса является ориентир на качественные и экспертные методы диагностики и оценки.
Психологический диагноз должен быть адекватным задачам, встающим в консультативной практике. Поэтому нельзя считать достаточным выявление психологических характеристик индивида с помощью специальных методик. Они должны рассматриваться в контексте целостного процесса развития индивида, в свете особенностей его онтогенеза, определяющих его специфические трудности и проблемы. Данным обстоятельством определяется специфика литературы по организации диагностической беседы и интервью.

Список рекомендуемой литературы по курсу представлен в Приложении.