Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.04.01. Психология |
Профиль | Психологическая диагностика и экспертиза |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | v37_04_01_Психология_ПДиЭ-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 81 | 81 | 81 | 81 |
Консультации | 84 | 84 | 84 | 84 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., доцент, канд.психол.н.
1.1. | Курс направлен на знакомство с теорией и практикой постановки психологического диагноза, его местом и ролью в структуре функционального диагноза, связями с медицинским и социальным диагнозом, стандартами в диагностике психических заболеваний и расстройств, методами диагностической беседы и интервью, методами психологического анализа в оценке психических отклонений, нарушений и расстройств. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ПК-2 | Способен осуществлять диагностическую деятельность в образовательной практике |
ПК-4 | Способен осуществлять диагностическую деятельность в социальной практике. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Подходы, принципы и уровни постановки психологического диагноза, роль психологического, медицинского и социального диагноза в структуре функционального диагноза, задачи психологичсекой, клинической и медицинской диагностики «полной нормы», основы синдромального анализа в диагностике, основы клинического и медицинского подхода к оценке актуального психического статуста |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ориентироваться в диагностических моделях психологического анализа личности, применять диагностические критерии в оценке психической адаптации/дезадаптации личности, проводить оценку психического статуса осуществлять постановку психологического диагноза и прогноза, применять методы беседы и интервью в диагностическом процессе |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | базовыми навыками диагностического процесса в психологическом анализе: структуры темперамента, личности и характера, эмоциональной сферы и аффективных расстройств, интеллектуальной сферы и когнитивных нарушений, совладающего поведения, психогенной и социальной дезадаптации личности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общие основы экспертных методов диагностики | ||||||
1.1. | Диагностические возможности экспертных (клинических) методов. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-2, ПК-4 | Л1.2, Л3.1 |
1.2. | Области применения экспертных методов в психологической практике. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-2, ПК-4 | Л1.5 |
1.3. | Клиническая и медицинская психодиагностика в психологической практике. | Лекции | 2 | 1 | ПК-2, ПК-4 | Л1.3 |
1.4. | Консультации по разделу1 | Консультации | 2 | 10 | ПК-2, ПК-4 | |
Раздел 2. Теория и практика постановки психологического диагноза. | ||||||
2.1. | Понятие психологического диагноза и прогноза | Лекции | 2 | 1 | ПК-2, ПК-4 | Л1.2, Л3.1 |
2.2. | Уровни постановки психологического диагноза | Практические | 2 | 1 | ПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л3.2 |
2.3. | Холистический подход к функциональному диагнозу, структура функционального диагноза. | Лекции | 2 | 1 | ПК-2, ПК-4 | Л1.4, Л1.5 |
2.4. | Синдромальный анализ: симптомы и синдромы. Нозология, типология, этиология. | Практические | 2 | 1 | ПК-2, ПК-4 | Л1.3, Л2.7 |
2.5. | Диагностический признак и диагностическая категория: диагностический вывод. | Практические | 2 | 1 | ПК-2, ПК-4 | Л1.5 |
2.6. | Понятие диагностической нормы. Диагностика «полной нормы». Проблема нормы в постановке диагноза и прогноза | Практические | 2 | 1 | ПК-2, ПК-4 | Л2.2, Л1.5 |
2.7. | Психологические нарушения, отклонения, расстройства. | Лекции | 2 | 1 | ПК-2, ПК-4 | Л1.3, Л2.4 |
2.8. | Стандарты классификации в диагностике психических нарушений и расстройств | Лекции | 2 | 1 | ПК-2, ПК-4 | Л1.3, Л2.4 |
2.9. | Этика и деонтология в постановке психологического диагноза. | Сам. работа | 2 | 5 | ПК-2, ПК-4 | Л1.5 |
2.10. | Консультации по разделу 2 | Консультации | 2 | 10 | ПК-2, ПК-4 | |
Раздел 3. Проблема оценки уровня психической адаптации/дезадаптации | ||||||
3.1. | Достоверность диагностических критериев. Психотический, пограничный и невротический уровни организации и развития личности как критерии диагностики. | Лекции | 2 | 1 | ПК-2, ПК-4 | Л1.3, Л2.6 |
3.2. | Психологический диагноз и «чтение характера». Дифференциальная и типологическая диагностика. «Позитивная» и «негативная» диагностика. | Практические | 2 | 1 | ПК-2, ПК-4 | |
3.3. | Консультации по разделу 3 | Консультации | 2 | 10 | ПК-2, ПК-4 | |
Раздел 4. Модели психологического анализа в психодиагностике | ||||||
4.1. | Диагностический процесс: психодиагностическая беседа и психодиагностическое интервью. | Практические | 2 | 1 | ПК-2, ПК-4 | Л1.3, Л2.7 |
4.2. | Первичная психодиагностика (локус жалобы, самодиагноз, проблема, запрос). Актуальный психологический статус как предмет оценки. Адаптационно-компенсаторный комплекс как предмет оценки. Копинг и механизмы защиты как предмет оценки. Патохарактерологический симптомокомплекс как предмет оценки. | Практические | 2 | 1 | ПК-2, ПК-4 | Л2.7 |
Раздел 5. Оценка структуры личности: парадигмы и методы | ||||||
5.1. | Системно-структурно-функциональные связи в оценке личности. Парадигмы и методы оценки. | Практические | 2 | 1 | ПК-2, ПК-4 | Л1.1 |
5.2. | Синдромальный анализ «неврозов и психозов»: типы психопатологии и степень нарушений «слабого» и «сильного» регистра. Примеры диагностических опросников (MMPI 1-2). | Практические | 2 | 1 | ПК-2, ПК-4 | Л1.3, Л2.1 |
5.3. | Диагностический практикум по разделу: MMPI 1,2. | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-2, ПК-4 | Л2.1 |
5.4. | Консультации по разделу 5 | Консультации | 2 | 14 | ПК-2, ПК-4 | |
Раздел 6. Индивидуально-типологическая диагностика темперамента и характера | ||||||
6.1. | Высокореактивные и низкореактивные индивиды, оценка связи конституции, темперамента и характера в диагностических конструктах. | Практические | 2 | 1 | ПК-2, ПК-4 | |
6.2. | «Взрослая» и «детская» психодиагностика акцентуаций характера. Диагностика уровня невротизации и психопатизации (УНП). Оценка ригидности личности (ТОР). | Практические | 2 | 1 | ПК-2, ПК-4 | Л2.6 |
6.3. | Диагностический практикум по разделу: УНП, НЧЛ, ТОР. | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-2, ПК-4 | Л1.2 |
6.4. | Консультации по разделу 6 | Консультации | 2 | 10 | ПК-2, ПК-4 | |
Раздел 7. Психодиагностика личности и характера | ||||||
7.1. | Типологическое измерение характера и уровня развития личности. Типологическая диагностика характера (нозологические группы организации характеров и их классификации). Примеры типологических профилей (психопатический, шизоидный, параноидный, мазохистский, обсессивно-компульсивный и др.) | Практические | 2 | 1 | ПК-2, ПК-4 | Л2.5, Л1.4 |
7.2. | Невротические черты личности и невротический характер, неврозоподобное состояние и невроз – оценка в психодиагностических конструктах . Профиль темной триады личности (шкалы нарциссизма, перфекционизма и макевиавелизма) | Практические | 2 | 1 | ПК-2, ПК-4 | |
7.3. | Диагностический практикум по разделу: оценка симптоматического и характерологического невроза. | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-2, ПК-4 | Л2.4 |
Раздел 8. Психодиагностика эмоциональной сферы и аффективных расстройств | ||||||
8.1. | Диагностика тревоги и тревожности (конструкты HAS, STAI,MAS, ИТТ, МОД), оценка «мягких и больших» депрессивных состояний ( шкалы HADS, HDRS, MADRS, MMPI, ОДС, шкалы А.Бека), астенического симптомокомплекса (УНА), социальной фрустрированности (УСФ). | Практические | 2 | 1 | ПК-2, ПК-4 | |
8.2. | Диагностический практикум по разделу: методики оценки эмоциональной сферы личности и аффективных расстройств. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-2, ПК-4 | |
8.3. | Консультации по разделу 8 | Консультации | 2 | 10 | ПК-2, ПК-4 | |
Раздел 9. Дифференциальная диагностика психогенной дезадаптации | ||||||
9.1. | Диагностически значимые изменения психических процессов, состояний, свойств в норме и патологии. Психосоматические и нозогенные расстройства личности. Неврозоподобные и психопатоподобные состояния. | Практические | 2 | 1 | ПК-2, ПК-4 | Л2.4 |
9.2. | Неравновесные (неустойчивые) психические состояния. Психосоматические состояния, понятие ВКБ, диагностика адаптивных и дезадаптивных типов отношения к болезни (ТОБОЛ). Адаптивная адаптация (гармоничный, эргопатический и анозогностический типы отношений). Интерпсихическая дезадаптация (тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический, апатический, дисфорический типы отношений) и интрапсихическая дезадаптация (сенситивный, эгоцентричный, паранойяльный типы отношений). | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-2, ПК-4 | Л2.4, Л2.3 |
9.3. | Диагностический практикум по разделу: ВКБ и оценка функциональных и невункциональных состояний. | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-2, ПК-4 | Л2.3 |
9.4. | Консультации по разделу 9 | Консультации | 2 | 10 | ПК-2 | |
Раздел 10. Психодиагностика совладающего поведения | ||||||
10.1. | Классификации проблемно-ориентированного и эмоционально-ориентированного копинга и копинг-стратегий в диагностических конструктах опросников (WCC, ОСП). | Практические | 2 | 1 | ПК-2, ПК-4 | |
10.2. | Диагностический практикум по разделу: методики диагностики копинг-стратегий поведения. | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-2, ПК-4 | |
Раздел 11. Психодиагностика в ситуации «клиент-консультант» | ||||||
11.1. | Диагностика критериев оценки консультативной беседы (модель Дж.Бьюдженталя). Типология техник интервенции и диагностика их коммуникативного репертуара. | Лекции | 2 | 1 | ПК-2, ПК-4 | |
11.2. | Психосемиотика терапевтического дискурса. Семантический и семиотический уровень психологического анализа.Психодиагностика «понимания» проблемы клиентом и постановка гипотез в разных типах консультирования (Consulting, Counseling, Solution talk). | Лекции | 2 | 1 | ПК-2, ПК-4 | |
11.3. | Психологический практикум: модельная симуляция структурного интервью. | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-2, ПК-4 | |
11.4. | Консультации по разделу 9 | Консультации | 2 | 10 | ПК-2, ПК-4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС_Основы псих.диагноза и прогноза.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Анастази А. Урбина С | Психологическое тестирование: Учебник | Питер, 2009 | |
Л1.2 | Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. | Словарь-справочник по психодиагностике: Учебник | Питер, 2007 | |
Л1.3 | Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю | Медицинская психодиагностика. Теория, практика и обучение: | Academia, 2007 | |
Л1.4 | Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В | Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности: Монография | Речь, 2012 | |
Л1.5 | Двинин А.П., Романченко И.А. | Современная психодиагностика: Учебное пособие | Речь, 2012 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Л. Н. Собчик | Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ: Практикум по психодиагностике | Речь, 2004 | |
Л2.2 | Яньшин П.В. | Клиническая психодиагностика личности: Учебное пособие | Речь, 2007 | elibrary.ru |
Л2.3 | Прохоров А.О. | Практикум по психологии состояний : Практикум | Речь, 2004 | |
Л2.4 | Под ред.С. Никифорова | Диагностика здоровья: Психологический практикум | Речь, 2007 | |
Л2.5 | Гуревич К.М. | Дифференциальная психология и психодиагностика: Учебное пособие | Изд-во Питер, 2008 | |
Л2.6 | А. В. Батаршев | Диагностика черт личности и акцентуаций: практ. руководство: Серия "Учебные пособия" | Психотерапия, 2006 | |
Л2.7 | Вассерман Л.И., Трифонова Е.А., Щелкова О.Ю. | Психологическая диагностика и коррекция в соматической клинике: научно-практическое руководство | Речь, 2012 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Янова Н.Г. | Психодиагностика: учебно-метод.пособие | АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
Л3.2 | Янова Н.Г. | Измерение и прогнозирование в психологии: учебное пособие | Азбука, 2017 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4193 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Психодиагностика | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Психодиагностическое обследование: Потенциал для консультирования и психотерапии | psyjournal.ru | ||
Э3 | Психодиагностика в психологическом консультировании: задачи и подходы | psyjournal.ru | ||
Э4 | Ассанович, М.А. Методологические подходы к научному измерению в клинической психодиагностике [Электронный ресурс] : монография / М.А. Ассанович. — Электрон. дан. — Минск : Новое знание, 2017. — 224 с. | e.lanbook.com | ||
Э5 | Энциклопедия диагностики | psylab.info | ||
Э6 | Курс в Moodle "Основы психологического диагноза и прогноза" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Лицензионное программное обеспечение: • Windows 7 Professional; • Office 2010 Professional • 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt • AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf • DjVu reader, http://djvureader.org/ Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) Интернет-ресурсы профессиональных порталов: http://psyjournals.ru/topic/diagnostics/index.shtml http://www.ht.ru/ http://www.psy-diagnoz.com http://www.imaton.com/metodiki/catalog/ http://www.psytest.ru/ http://vsetesti.ru Журналы на иностранном языке: 1. APPLIED PSYCHOLOGICAL MEASUREMENT http://www.sagepub.com/journalsProdDesc.nav?prodId=Journal200934& 2. ASSESSMENT http://www.sagepub.com/journalsProdDesc.nav?prodId=Journal201629& 3. PSYCHOLOGICAL ASSESSMENT http://www.sciencedirect.com/science/journal/10403590 4. EUROPEAN JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL ASSESSMENT http://www.sciencedirect.com/science/journal/10155759 5. PSYCHOLOGICAL METHODS http://www.sciencedirect.com/science/journal/1082989X 6. DIAGNOSTICA http://elibrary.ru/title_about.asp?id=15319 |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Курс предполагает реальное взаимодействие психолога-консультанта и клиента. Поэтому важнейшими методами являются наблюдение за поведением клиента и беседа с ним на разговорном житейском языке. Правильность психологического заключения зависит не только от того, насколько удачно подобраны диагностические методики, но и от того, насколько успешно личное взаимодействие психолога с клиентом.Важнейшей составляющей курса является ориентир на качественные и экспертные методы диагностики и оценки. Психологический диагноз должен быть адекватным задачам, встающим в консультативной практике. Поэтому нельзя считать достаточным выявление психологических характеристик индивида с помощью специальных методик. Они должны рассматриваться в контексте целостного процесса развития индивида, в свете особенностей его онтогенеза, определяющих его специфические трудности и проблемы. Данным обстоятельством определяется специфика литературы по организации диагностической беседы и интервью. Список рекомендуемой литературы по курсу представлен в Приложении. |