МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическое тестирование и психометрика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.04.01. Психология
ПрофильПсихологическая диагностика и экспертиза
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv37_04_01_Психология_ПДиЭ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 81
индивидуальные консультации 84
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 81 81 81 81
Консультации 84 84 84 84
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
канд.соц.наук, Доцент, Янова Наталья Геннадьевна

Рецензент(ы):
канд.псих.наук, Зав.каф., Волкова Татьяна Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Психологическое тестирование и психометрика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 37.04.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 841)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2021 г. № 5
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2021 г. № 5
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: обеспечить психометрическую компетентность психолога на уровне базовых навыков тестолога-диагноста и психометриста (по разделам психометрики, не представленных в учебных программах курсов «Психодиагностика» и «Математические методы в психологии»).
Задачи: получить представление о теории и методах измерения в психологии, развитии теории тестирования в классической и неклассической психологии, сформировать знания, умения, навыки в области психометрического анализа, повысить компетентность в работе с психометрической документацией и статистикой.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность для решения профессиональных задач с применением экспертно-диагностических методов
ПК-2 Способен осуществлять диагностическую деятельность в образовательной практике
ПК-4 Способен осуществлять диагностическую деятельность в социальной практике.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.аксиоматику психометрической парадигмы в классической теории тестирования; области психометрического анализа; психометрические основы конструирования и разработки тестов, в том числе нормативных и критериальных; психометрические различия психологических и педагогических тестов, основы IRT –тестологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять правила разработки, стандартизации и рестандартизации тестовых норм; проводить психометрическую оценку тестов; проводить процедуры эмпирической валидизации и осуществлять их интерпретацию для нормативных и критериальных тестов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.психометрическими принципами построения тестовых инструментов; навыками разработки и модификации исследовательских и психодиагностических методик; навыками психометрических процедур для модификации тестов и адаптации зарубежных методик.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психометрику.
1.1. Общая и дифференциальная психометрика: теоретические и прикладные направления в области психометрики. Лекции 2 1 ПК-2, ПК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л3.2
1.2. Линейные и нелинейные модели в теории тестирования. Лекции 2 1 ПК-2, ПК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Измерения в психологии: подходы и методы (soft&hard computing). Лекции 2 1 ПК-2, ПК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основы психометрического анализа.
2.1. Области психометрического анализа. Анализ валидности. Лекции 2 1 ПК-2, ПК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.4
2.2. Психометрический паспорт теста. Лекции 2 1 ПК-2, ПК-4, ПК-1 Л1.1
2.3. Области психометрического анализа. Анализ надежности. Лекции 2 1 ПК-2, ПК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.4
2.4. Ежегодник рецензий и обзоров: правила методической документации теста Практические 2 1 ПК-2, ПК-4, ПК-1 Л2.4
Раздел 3. Основы конструирования и разработки тестов.
3.1. Методика разработки нормативно-ориентированных тестов Лекции 2 1 ПК-2, ПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.2
3.2. Методика разработки критериально-ориентированных тестов Лекции 2 1 ПК-2, ПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.3
3.3. Процедура эмпирической валидизации тестов, психометрический парадокс Сам. работа 2 8 ПК-2, ПК-4, ПК-1 Л2.4, Л1.2
3.4. Консультации раздела 3 Консультации 2 14 ПК-2, ПК-4, ПК-1
Раздел 4. Психометрические проблемы тестовых норм: нормирование и приравнивание.
4.1. Правила разработки и рестандартизации тестовых норм. Процедуры нормирования и приравнивания. Практические 2 1 ПК-2, ПК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.2
4.2. Оценка тестовых норм в нормативном и критериальном тесте (виды норм, относительность, модели интерпретации). Практические 2 1 ПК-2, ПК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.3
4.3. Консультации раздела 4 Консультации 2 10 ПК-2, ПК-4, ПК-1
Раздел 5. Психометрические вопросы адаптации зарубежных тестов
5.1. Правила адаптации личностных опросников Практические 2 1 ПК-2, ПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.3
5.2. Психометрические процедуры адаптации опросника Сам. работа 2 10 ПК-2, ПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.3, Л3.3
5.3. Консультации раздела 5 Консультации 2 14 ПК-2, ПК-4, ПК-1
Раздел 6. Психометрика дифференциальной и типологической диагностики.
6.1. Психометрический статус дифференциально-диагностического тестового опросника Сам. работа 2 8 ПК-2, ПК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.2
6.2. Экспериментальные планы исследований в разработке дифференциально-диагностического тестового опросника Сам. работа 2 8 ПК-2, ПК-4, ПК-1 Л3.1, Л3.2
6.3. Экспериментальные планы исследований в разработке типологического тестового опросника Сам. работа 2 8 ПК-2, ПК-4, ПК-1 Л3.1
6.4. Психометрический статус типологического тестового опросника Сам. работа 2 7 ПК-2, ПК-4, ПК-1 Л2.1
6.5. Консультации раздела 6 Консультации 2 14 ПК-2, ПК-4, ПК-1
Раздел 7. Психометрический практикум: по классам психометрических задач
7.1. Разработка нормативно-ориентированного теста на примере стандартизованного тестового самоотчета. Сам. работа 2 8 ПК-2, ПК-4, ПК-1 Л2.4
7.2. Разработка критериально-ориентированного теста на примере domain-referenced test или mastery test Сам. работа 2 8 ПК-2, ПК-4, ПК-1
7.3. Психометрическая оценка тестовых методик Сам. работа 2 8 ПК-2, ПК-4, ПК-1 Л2.4
7.4. Психометрическая оценка адаптации зарубежных тестовых методик Сам. работа 2 8 ПК-2, ПК-4, ПК-1
7.5. Консультации раздела 7 Консультации 2 14 ПК-2, ПК-4, ПК-1
Раздел 8. Психологическое тестирование
8.1. Понятие психологический профиль личности. Практические 2 1 ПК-2, ПК-4, ПК-1
8.2. Теория большой пятерки в тестологии Практические 2 1 ПК-2, ПК-4, ПК-1
8.3. Понятие и структура интеллекта в тестологии Практические 2 1 ПК-2, ПК-4, ПК-1
8.4. Многомерные тесты личности. Практические 2 1 ПК-2, ПК-4, ПК-1
8.5. Проективные тесты. Практические 2 1 ПК-2, ПК-4, ПК-1
8.6. Личностные опросники. Практические 2 1 ПК-2, ПК-4, ПК-1
8.7. Клинические методики и шкалы. Практические 2 1 ПК-2, ПК-4, ПК-1
8.8. Тестирование детей и взрослых. Практические 2 1 ПК-2, ПК-4, ПК-1
8.9. Индивидуальное и групповое тестирование Практические 2 1 ПК-2, ПК-4, ПК-1
8.10. Тестирование в экспертизе. Практические 2 1 ПК-2, ПК-4, ПК-1
8.11. Тестирование в образовании. Практические 2 1 ПК-2, ПК-4, ПК-1
8.12. Тестирование в консультировании. Практические 2 1 ПК-2, ПК-4, ПК-1
8.13. Консультации раздела 8 Консультации 2 18 ПК-2, ПК-4, ПК-1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену
Для студентов, не имеющих степень бакалавра по психологии:
1. Количественный и качественный подходы в психодиагностике: стандартизованные и экспертные методы.
2. Общая психодиагностика и дифференциальная психометрика. Предмет, задачи, функции.
3. Фундаментальная психометрическая основа тестовых процедур.
4. Статистическая природа тестовых шкал: статистические принципы построения тестового инструмента.
5. Значение нормального закона распределения в тестологии
6. Надежность и гарантия выборочных измерений. Проблема выборки в разработке тестового инструмента.
7. Проблема меры в психологии. Интерпретация результатов теста. Использование статистических норм в качестве диагностических. Количественный и качественный подход к тестовым нормам.
8. Тестовые нормы. Правила психометрической разработки тестовых норм. Проблемы и дискуссии.
9. Проблема отбора и комплектации выборки нормирования. Критерии формирования выборки в психодиагностике.
10. Принципы и механизмы разработки тестов: нормативный и критериальный поход к тестированию.
11. Основания и традиции нормативного подхода в тестологии. Проблемы и ограничения.
12. Основания и перспективы критериально-ориентированных тестов. Специфика области применения.
13. Надежность теста, виды надежности, связь однородности теста и надежности ретеста. Надежность отдельных пунктов.
14. Валидность и виды валидности. Соотношение валидности и надежности. Эмпирическая валидность. Процедура эмпирической валидизации. Конструктная валидность. Конвергентная валидность. Экспертная валидность. Критериальная валидность (анализ пунктов по критерию валидности).
15. Дополнительные факторы оценки достоверности теста: знание, социальная желательность, индивидуальная тактика. Приемы «защиты» достоверности теста.
16. Психометрический паспорт теста.
17. Принципы и правила работы с «паспортом теста».
18. Возможности статистических методов анализа валидности и надежности тестовых инструментов в дифференциальной диагностике.
19. Возможности статистических методов анализа валидности и надежности тестовых инструментов в типологической диагностике.
20. Психометрические методы в адаптации тестов.
21. Психометрические методы в рестандартизации тестов.

Для студентов, имеющих степень бакалавра по психологии:
1. Линейные и нелинейные модели в теории тестирования.
2. Классическая (линейная) модель тестирования в квалиметрии.
3. Примеры нелинейных моделей в теории тестирования (модель Раша).
4. Теория измерения латентных переменных: психометрика и педагогическая квалиметрия.
5. Вопросы и проблемы конструирования шкал субъективных оценок.
6. Психометрическая характеристика надежности и валидности шкал субъективных оценок.
7. Вопросы и проблемы конструирования экспертных шкал.
8. Экспериментальные модели формирования шкалы экспертных оценок.
9. Оценка экспертных шкал по видам надежности и валидности.
10. Основные алгоритмы разработки нормативно-ориентированных тестов.
11. Сравнение процедуры эмпирической валидизации для нормативных и критериальных тестов.
12. Проверка критериальной валидности: вопросы контаминации, общности и специфичности критериев.
13. Методика и вариации разработки нормативно-ориентированных тестов (примеры).
14. Методика и вариации разработки критериально-ориентированных тестов по их видам (примеры).
15. Правила разработки, стандартизации и рестандартизации тестовых норм.
16. Интерпретация результатов нормативного теста: психометрические принципы и ограничения.
17. Схема адаптации личностных опросников.
18. Психометрическая проверка эквивалентности экспериментального перевода шкалы и ее оригинала.
19. Проблемы перевода с языка оригинала на язык пользователя: психометрическая оценка рассогласования.
20. Оценка конвергентной и дискриминантной валидности тестового конструкта в варианте адаптации.
21. Психодиагностические задачи дифференциально-диагностического и типологического теста.
22. Особенности психометрической реализации тестов для дифференциальной диагностики.
23. Особенности психометрической реализации тестов для типологической диагностики.
24. Экспериментальные планы исследований в разработке дифференциального тестового опросника.
25. Экспериментальные планы исследований в разработке типологического тестового опросника.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Проблемы методологии нормативного подхода к тестированию.
2. Проблемы методологии критериального подхода к тестированию.
3. Принципы разработки психологических тестов.
4. Принципы разработки педагогических тестов.
5. Дифференциальная способность теста: психометрические характеристики.
6. Прогностическая способность теста: психометрические характеристики.
7. Психометрика дифференциальных опросников в психодиагностике.
8. Психометрика типологических опросников в психодиагностике.
9. Критериально-ориентированный тест в современной психодиагностической практике.
10. Психометрические основания и статистическая природа тестовых шкал.
11. Проблемы измерения тестовых шкал в психодиагностике.
12. Проблемы валидности и надежности в многомерных личностных тестах.
13. Процедуры эмпирической валидизации. Критериальная валидность теста.
14. Психометрический парадокс (характеристика двух типов) в разработке личностных опросников.
15. Величина Фергюсона: диагностические возможности в оценке валидности.
16. Дискриминантная сила пункта теста: методы измерения и оценки.
17. Проблемы и правила адаптации зарубежных психодиагностических методик.
18. Стандартизованный самоотчет: правила, приемы, методы разработки.
19. Измерение латентных переменных и тестология.
20. Компетентностный подход в образовании: вопросы измерения и диагностики.



5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Р. Майкл Фер, Верн Р. Бакарак Психометрика. Введение/ пер. с англ. Furr, R.M., & Bacharach, V.R. sychometrics: An introduction. Thousand Oaks, CA: Sage: Издание для ВУЗов ЮУрГУ, 2011
Л1.2 Носс И.Н. ПСИХОДИАГНОСТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Супрун А.П., Янова Н.Г., Носов К.А. Метапсихология: релятивистская психология, квантовая психология и психология креативности: URSS, 2010
Л2.2 Акимова М.К. - отв. ред. ПСИХОДИАГНОСТИКА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Акимова М.К. - отв. ред. ПСИХОДИАГНОСТИКА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Анастази А. Урбина С. Психологическое тестирование: Учебное пособие Питер, 2011
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Янова Н.Г. Статистические методы анализа данных в психологических исследованиях : учебно-методическое пособие АлтГУ, 2007
Л3.2 Янова Н.Г. Измерение и прогнозирование в психологии: учебное пособие Азбука, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4193
Л3.3 Янова Н.Г. Психодиагностика [Электронный ресурс]: учеб. программа и методические рекомендации /: учебно-методическое пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журналы на иностранном языке:
Э2 1) PSYCHOMETRIKA
Э3 Editor-in-Chief: Roger E. Millsap
Э4 ISSN: 0033-3123 (print ISSN: 1860-0980 (electronic version)
Э5 http://www.springer.com/psychology/journal/11336
Э6 2) ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕХНИКА http://www.nbpublish.com/ptmag/ptmag.php?in=about&sec=1
Э7 Янова, Н. Г. Психометрика [Электронный ресурс]: учеб. программа и методические рекомендации / Н.Г. Янова ; АлтГУ. – Электрон. текст. дан. (0,84 Мб). – Барнаул: АлтГУ, 2017. – 1 электрон. опт. диск (DVD). - № гос. регистрации 0321703659. elibrary.asu.ru
Э8 урс Психологическое тестирование и психометрика в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Текущая лицензионная версия SPSS
Лицензионная версия Statistica 6.0Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭУМКД по курсу Психометрика

Журналы на иностранном языке:

1) PSYCHOMETRIKA
Editor-in-Chief: Roger E. Millsap
ISSN: 0033-3123 (print ISSN: 1860-0980 (electronic version)
http://www.springer.com/psychology/journal/11336

2) ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕХНИКА http://www.nbpublish.com/ptmag/ptmag.php?in=about&sec=1

Монографии на иностранном языке:

1. Measurement for the Social Sciences
The C-OAR-SE Method and Why It Must Replace Psychometrics
Rossiter, John R.2011
http://www.springer.com/business+%26+management/marketing/book/978-1-4419-7157-9

2. New Developments in Psychometrics
Proceedings of the International Meeting of the Psychometric Society IMPS 2001
Yanai, H.; Okada, A.; Shigemasu, K.; Kano, Y.; Meulman, J.J. (Eds.)2003
http://www.springer.com/statistics/social+sciences+%26+law/book/978-4-431-70343-3

3. Contributions to Mathematical Psychology, Psychometrics, and Methodology
Series: Recent Research in Psychology
Fischer, Gerhard H.; Laming, Donald (Eds.)1994
http://www.springer.com/psychology/book/978-0-387-94169-1

4. A.A. RUPP, J.L. TEMPLIN, & R.A. HENSON (2010) Diagnostic Measurement: Theory, Methods, and Applications.
New York: The Guilford Press. 348 pages. ISBN: 978-1606235270
Аннотация: http://www.springerlink.com/content/4819556r236x7210/

5. M.D. RECKASE (2009) Multidimensional Item Response Theory (Statistics for Social and Behavioral Sciences).
New York: Springer. 354 pages. ISBN: 978-0387899756
Аннотация: http://www.springerlink.com/content/671n387r2185n330/

6. R.J. DE AYALA (2009) The Theory and Practice of Item Response Theory.
New York: The Guilford Press.  448 pages. ISBN: 978-1-59385-869-8
Аннотация: http://www.springerlink.com/content/c7n7042423406k15/

7. R.W. LISSITZ (2009) The Concept of Validity. Revisions, New Directions, and Applications. Charlotte, NC: Information Age Publishing, Inc. 263 pages. ISBN 978−1−60752−227−0
Аннотация: http://www.springerlink.com/content/5n4520hlt02w4141/

8. H. Wainer, E.T. Bradlow, & X. Wang (2007) Testlet Response Theory and Its Applications.
New York: Cambridge University Press. 267 pages. ISBN: 978-0-521-68126-1.
Аннотация: : http://www.springerlink.com/content/12533657u258075t/
9. D.N.M. de Gruijter & L.J.T. van der Kamp (2008) Statistical Test Theory for the Behavioral Sciences. Boca Raton: Chapman & Hall/CRC. 264+xv pages. ISBN 978-1-58488-958-8
Аннотация: http://www.springerlink.com/content/g4225h46h78m68pq/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

методические указания представлены в пособии Янова Н.Г. Измерение и прогнозирование в психологии, Азбука, 2017-155с. /раздел Психометрика, с.14-31

Примечание: объединение студентов в группы для выполнения практических работ осуществляется в свободном порядке с учетом уровня базовой подготовки студентов и дальнейшей специализации.

Рекомендации студентам:
Группа 1 рекомендуется магистрантам, не имеющим базового профессионального образования по психологии.
Группа 2 рекомендуется магистрантам, имеющим начальную психометрическую подготовку по курсу «Психодиагностика» и ориентированным на научную и практическую деятельность в области тестологии и исследовательского дизайна.
Группы 3 и 4 рекомендуется магистрантам, предполагающим выбор профессиональной карьеры с интенсивным применением тестовых диагностических методов.