МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы экспертных исследований и виды экспертиз

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.04.01. Психология
ПрофильПсихологическая диагностика и экспертиза
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv37_04_01_Психология_ПДиЭ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 81
индивидуальные консультации 84
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 81 81 81 81
Консультации 84 84 84 84
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Основы экспертных исследований и виды экспертиз

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 37.04.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 841)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г., доцент, канд.психол.н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., доцент, канд.психол.н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобретение студентом знаний, умений и навыков основных видов экспетно-диагностической деятельности психолога

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 Способен осуществлять экспертную деятельность в образовательной практике с учетом междисциплинарного и межведомственного взаимодействия
ПК-5 Способен осуществлять экспертную деятельность в социальной практике с учетом междисциплинарного и межведомственного взаимодействия.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы экспертной деятельности психолога
основные виды предметных психологических экспертиз
различия однородных и комплексных психологических экспертиз
функционал психолога в разных видах экспертиз
3.2.Уметь:
3.2.1.создавать методические диагностические комплексы в соответствии с задачами экспертного исследования
квалифицированно проводить иссследование в разных видах экспертиз
составлять экспертное заключение по результатам экспертного исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.готовностью к межведомственному и междисциплинарному взаимодействию со специалистами службы охраны психического здоровья, медико-социальных служб и служб правопорядка, работниками экспертных организаций и социальных служб помощи населению в организации проведении экспертных исследований

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ОСНОВЫ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Институт экспертизы в социально-правовой практике: значение и основные направления. Лекции 3 1 ПК-3, ПК-5
1.2. Экспертиза как область психологической диагностики в системе социально-правовых отношений. Сам. работа 3 4 ПК-3, ПК-5
1.3. Психологические основы экспертной деятельности Сам. работа 3 8 ПК-3, ПК-5
1.4. Понятие экспертизы, консультативной и экспертной деятельности психолога. Практические 3 1 ПК-3, ПК-5
1.5. Использование психологических знаний в экспертной практике. Сам. работа 3 8 ПК-3, ПК-5
1.6. Экспертно-диагностическая деятельность психолога Сам. работа 3 8 ПК-3, ПК-5 Л1.2
1.7. Методологические основы экспертной практики Сам. работа 3 8 ПК-3, ПК-5 Л2.1
1.8. Психологические методы экспертного оценивания Практические 3 1 ПК-3, ПК-5
1.9. Организационные особенности экспертных психологических исследований. Лекции 3 1 ПК-3, ПК-5
1.10. Психологическая экспертиза в профессиональной деятельности. Сам. работа 3 8 ПК-3, ПК-5
1.11. Функции и задачи психолога в экспертно-диагностической деятельности. Сам. работа 3 8 ПК-3, ПК-5 Л2.1
1.12. Права и обязанности психолога как специалиста и эксперта. Сам. работа 3 8 ПК-3, ПК-5
1.13. Консультации по разделу 1 Консультации 3 44 ПК-3, ПК-5
Раздел 2. ВИДЫ ЭКСПЕРТИЗ
2.1. Однородные и комплексные экспертизы: предметные виды Лекции 3 1 ПК-5
2.2. Медико-социальная экспертиза Практические 3 2 ПК-5
2.3. Психолого-медико-педагогическая экспертиза. Практические 3 2 ПК-3, ПК-5
2.4. Военно-врачебная экспертиза Практические 3 2 ПК-5 Л2.2
2.5. Судебно-психологическая экспертиза. Лекции 3 1 ПК-3, ПК-5 Л3.1
2.6. Комплексная судебно-психолого-психиатрическая экспертиза. Лекции 3 1 ПК-5
2.7. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопризводстве Лекции 3 1 ПК-5 Л1.1
2.8. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопризводстве Лекции 3 1 ПК-5 Л1.3
2.9. Особенности судебной психологической экспертизы по уголовным, гражданским и арбитражным делам Практические 3 2 ПК-5
2.10. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых Практические 3 2 ПК-5
2.11. Психолого-лингвистическая экспертиза Лекции 3 1 ПК-5
2.12. Психолого-педагогическая экспертиза информационной продукции Практические 3 2 ПК-5
2.13. Структура и выводы экспертного заключения. Практические 3 2 ПК-5
2.14. Консультации по разделу 2 Консультации 3 40 ПК-5
2.15. Письменные самостоятельные работы по разделу 2 Сам. работа 3 21 ПК-5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сахнова Т.В. Основы судебно-психологической экспертизы по гражданским делам: М, 1997
Л1.2 Под ред.Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие : Курс лекций Генезис, 2009
Л1.3 Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: Научно-практическое пособие. Смысл, Гардарика, 1998.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сафуанов Ф.С. Клиническая психология в экспертной практике: М, 2002
Л2.2 Коченов М.М., Мельник В.В., Романов В.В. Судебно-психологическая экспертиза в практике органов военной юстиции: М, 1982.
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Ситковская О.Д. Судебно-психологическая экспертиза аффекта: Методическое пособие М, 1983
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭУКД в системе Moodle portal.edu.asu.ru
Э2 Психологическая экспертиза: организационная практика ural-sud-expert.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины