МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Микроэкономика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильЭкономика и финансы
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планv38_03_01_Экономика_ЭиФ-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
;канд.экон.наук, Доцент, Каплинская И.Е.

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, Доцент, Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Микроэкономика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 954)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р экон.наук проф. Е.Е.Шваков


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д-р экон.наук проф. Е.Е.Шваков


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины:формирование у обучающихся системного представления о механизмах функционирования экономики на микроэкономическом уровне, принципов взаимодействия субъектов экономической системы.

Задачи дисциплины (модуля):
• изучение экономических законов и принципов взаимодействия субъектов экономической системы
• освоение основных экономических теорий, позволяющих моделировать поведение экономических субъектов на микроровне
• усвоение теоретических знаний о хозяйственной деятельности, механизме функционирования рынка, поведении агентов рыночного хозяйства
• рассмотрение основных микроэкономических процессов
• получение углубленных знаний о принципах и законах функционирования рыночной экономики и ее основных субъектов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять знания (на промежуточном уровне) экономической теории при решении прикладных задач;
ОПК-1.1 Знает основные положения экономической теории, используемой при решении прикладных задач, разработке и принятии решений, определении мер регулирующего воздействия, в том числе с учетом исторического опыта
ОПК-1.2 Умеет решать прикладные задачи на основе знаний основных положений экономической теории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности функционирования современной экономики на микроуровне; основные понятия, категории и инструменты микроэкономического анализа; методы построения стандартных теоретических и эконометрических моделей на основе описания экономических процессов и явлений на уровне отдельных хозяйствующих субъектов;
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микроуровне; использовать методы микроэкономики для решения практических задач: выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных экономических ситуаций, предлагать способы решения микроэкономических проблем и оценивать ожидаемые результаты; анализировать и содержательно интерпретировать результаты, полученные после построения теоретических моделей.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей; современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микроуровне

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы рыночной экономики. Теория поведения потребителя
1.1. Факторы производства и ресурсы. Проблема выбора в экономике. Модель рынка. Субъекты рынка. Рынок и конкуренция. Прорвалы рынка. Рынок и государство. Спрос, предложение, равновесие. Эластичность. Кардиналистская и ординалистская функции полезности. Выбор потребителя. Лекции 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость.Равновесие на рынках благ. Эластичность спроса и предложения. Кардиналистская функция полезности. Выбор пстребителя. Кривые безразличия, бюджетные линии. Равновесие потребителя. Кривые доход-потребление, цена-потребление. Кривые Энгеля Практические 4 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Спрос, предложение, равновесие и их изменение.Теории поведения потребителя. Сам. работа 4 21 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Теория фирмы
2.1. Фирма - субъект экономики.Чистая конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Общий, средний, предельный продукт переменного фактора. Изокосты и изокванты.Эффекты масштаба.Издержки производства и выбор фирмы. Максимизация прибыли (чистая конкуренция, монополия, олигополия). Лекции 4 4
2.2. Общий, средний, предельный продукт переменного фактора. Изокосты и изокванты.Эффекты масштаба. Выбор производителя.Издержки производства и выбор фирмы. Максимизация прибыли (чистая конкуренция, монополия, олигополия). Практические 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Производственная функция и ее свойства. Отдача от масштаба и изменение пропорций. Издержки производства и выбор фирмы. Максимизация прибыли. Сам. работа 4 20 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Рынок ресурсов. Доходы домашних хозяйств
3.1. Специфика ресурсных рынков. Спрос и предложение на ресурсных рынках. Рынок труда, рынок капитала, рынок земли и землепользования. Доходы домашних хозяйств. Дифференциация доходов. Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Виды ресурсных рынков.Рынок труда и заработная плата, ее факторы. Рынок капитала. Дисконтиррованная стоимость. Предельная норма окупаемости. Земельная рента. Цена земли.Доходы домашних хозяйств. Факторы их дифференциации, измерение дифференциации. Практические 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Монополия, конкуренция на рынках ресурсов. Дифференциация доходов ДХ. Кривая Лоренца. Децильный коэффициент.Социальная политика государства. Сам. работа 4 20 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Общее равновесие и эффективность. Риски и неопределенность в экономике. Государство в экономике
4.1. Понятие общего равновесия. Модель Вальраса. Экономические риски. Рынок "лимонов". Эффективность распределения и производства.Ящик Эджворта.Эффективность выпуска. Государство как субъект экономики.Внешние эффекты. Общественные блага. Лекции 4 4
4.2. Эффективность распределения и производства.Ящик Эджворта.Эффективность выпуска. Практические 4 4
4.3. Ящик Эджворта.Эффективность выпуска. Государство как субъект экономики.Внешние эффекты. Общественные блага. Сам. работа 4 20

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7064.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен применять знания (на промежуточном уровне) экономической теории при решении прикладных задач

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Децильный коэффициент в некоторой стране равен 10. Какова доля дохода 10% самого богатого населения, если известно, что доля доходов 10% самого бедного населения - 3%?
а. 70%
б. 30%
в. 23%
г. 13%
Ответ: б
2. Что из перечисленного изучает мировая экономика
а. спрос и предложение на товары
б. издержки предприятия
в. экономический рост
г. основные формы внешнеэкономических связей
Ответ: г
3. Монополия – это рыночная структура, где
а. действует только один покупатель
б. существует небольшое число конкурирующих между собой производителей
в. имеется только одна крупная фирма – производитель
г. отсутствуют какие-либо барьеры для вхождения в отрасль
Ответ: в
4. Олигополия предполагает, что:
а. на рынке действует один продавец
б. на рынке аналогичную продукцию предлагают несколько производителей
в. на рынке действуют большое число производителей аналогичной продукции
г. на рынке существует один покупатель продукции
Ответ: б
5. Законы спроса и предложения действуют на:
а. товарном рынке;
б. рынке ресурсов;
в. валютном рынке;
г. любом рынке.
Ответ: г
6. При росте доходов потребителей спрос на качественный товар:
а. уменьшается;
б. увеличивается;
в. остаётся неизменным;
г. не хватает информации.
Ответ: б
7. Предельная полезность представляет собой:
а. полезность последующей дополнительно приобретаемой единицы блага;
б. максимальное стремление обладать благом;
в. полезность всего запаса благ;
г. цену, определяемую величиной предельных издержек.
Ответ: а
8. Потребитель стремится максимизировать:
а. предельную полезность;
б. среднюю полезность;
в. общую полезность;
г. все перечисленные полезности.
Ответ: в
9. Инвестиции – это:
а. целенаправленное вложение капитала на определенный срок;
б. изучение экономических процессов с целью вложения средств;
в. процесс принятия решений в условиях экономической неопределенности;
г. расходование средств на текущее потребление.
Ответ: а
10. Снижение процентной ставки вызовет:
а. рост предложения заемных средств, или ссудного капитала;
б. сокращение спроса на заемные средства;
в. рост объема предложения заемных средств;
г. рост объема спроса на заемные средства.
Ответ: г
11. Что произойдет на рынке товара, если государство повышает на данный товар величину косвенного налога?
а. Равновесная цена растет, равновесный объем растет;
б. Равновесная цена растет, равновесный объем падает;
в. Равновесная цена падает, равновесный объем растет;
г. Равновесная цена падает, равновесный объем падает.
Ответ: б
12. Величина экономической прибыли:
а. всегда имеет положительный знак;
б. может быть больше бухгалтерской прибыли;
в. это разница между выручкой и экономическими издержками.
Ответ: в
13. При монополистической конкуренции фирма максимизирует свою общую прибыль при объеме производства, для которого:
а. TR=TC;
б. MR=P;
в. MR=AR;
г. MR=MC.
Ответ: г
14. Оценить степень дифференциации доходов можно с помощью:
а. кривой Лаффера;
б. кривой предельной полезности;
в. кривой трансформации;
г. кривой Лоренца.
Ответ: г
15. Экономические блага:
а. ограничены
б. создаются в процессе производства
в. требуют затрат ресурсов
г. все ответы правильные
Ответ: г

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Сфера общественной жизни, связанная с процессами производства, распределения, обмена и потребления благ называется_________.(экономика)
2. Стоимость блага, измеренная с точки зрения упущенной возможности произвести определенное количество другого блага в условиях ограниченности ресурсов, характеризуется понятием______________стоимость. (альтернативная)
3. Тип хозяйства, базирующийся на частной собственности и частном интересе, в котором независимые субъекты принимают самостоятельные решения на основе информации и стимулов ближайшего окружения называют __________ экономика. (рыночная)
4. Денежное выражение меновой стоимости блага – это ________ товара. (цена)
5. Благо, произведенное с целью продажи на рынке в обмен на деньги, называется __________. (товар)
6. Форма экономической состязательности субъектов экономики за получение наибольших выгод называется _____________. (конкуренция)
7. Ситуация, когда на рынке имеется единственный производитель товара, не имеющего близких заменителей, характеризуется как чистая ________________. (монополия)
8. Закон спроса гласит: чем выше_____________, тем ниже величина спроса. (цена)
9. Желание и способность покупателя купить определенное количество товара при тех или иных значениях цен называется __________. (спрос)
10. Желание и способность фирм производить и предлагать к продаже то или иное количество товара при тех или иных значениях цен называется ______________. (предложение)
11. Если функции спроса и предложения на рынке товара А имеют вид: Qd = 5-P и Qs=-3+P, то равновесная цена (PE) будет равна __________ден. ед. (дать ответ в виде целого числа). (4)
12. Если на рынке товара А объём спроса (Qd) равен 20 единиц и объём предложения (Qs) равен 15 единиц образуется дефицит в объёме ___________единиц (дать ответ в виде целого числа). (5)
13. Совокупный продукт фирмы (ТР) равен 100 при затратах труда (L) равных 10. Средний продукт фирмы при данном уровне использования фактора будет равен _________(дать ответ в виде целого числа). (10)
14. Допустим, общие издержки фирмы заданы уравнением: ТС=5Q2+3Q+12, тогда постоянные издержки равны ______________(дать ответ в виде числа). (12)
15. Если переменные издержки фирмы (VС) равны 150 и объём производства (Q) равен 10, то средние переменные издержки равны __________ (дать ответ в виде целого числа). (15)
16. Если постоянные издержки фирмы (FС) равны 200 и объём производства (Q) равен 100, то средние постоянные издержки равны ___________ (дать ответ в виде целого числа). (2)
17. Если цена единицы продукции (Р) равна 100 руб., объём продаж (Q) равен 250 шт., то сумма выручки (TR) равна ____________(дать ответ в виде целого числа). (25000)
18. Если функции спроса и предложения на рынке труда заданы уравнениями QD=25-3W и QS=-15+2W, то величина равновесной заработной платы (WE) составит __________ (дать ответ в виде целого числа). (8)
19. Если функции спроса и предложения на рынке труда заданы уравнениями QD =16-2W и QS =-20+4W, то равновесное количество труда на рынке составит ____________ (дать ответ в виде целого числа). (4)
20. Если номинальная заработная плата увеличилась на 10%, а рост цен составил 6%, то реальная заработная плата увеличилась на _____% (дать ответ в виде целого числа). (4)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.













5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине "Микроэкономика" представлены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7064.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в дистанционном формате в форме тестирования. Итоговый экзаменационный тест представлен в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7064.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Итоговая оценка:
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
• «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Корнейчук Б.В. Микроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л1.2 Гребенников П.И., Тарасевич Л.С., Леусский А.И. Микроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Розанова Н.М. МИКРОЭКОНОМИКА. РУКОВОДСТВО ДЛЯ БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛОВ В 2 Т. ТОМ 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс MOODLE "Микроэкономика" в образовательной среде АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от
08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от
22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ),
(бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader
(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf),
(бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION
(https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/),
(бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/),
(бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/),
(до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/),
(бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/),
(бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для освоения дисциплины и самостоятельной работы студентов

Работа студентов над курсом предполагает как аудиторную, так и внеаудиторную формы. Аудиторная работа студентов складывается из работы на лекционных и семинарских занятиях.
На лекциях необходимо внимательно прослушивать лекционный материал, вести записи основных положений лекции - в письменном (бумажном) или электронном виде. В конце лекции можно задать вопросы по прочитанному преподавателем материалу для более полного усвоения спорных и сложных вопросов. Целесообразно ПЕРЕД лекциями прочитать соответствующие теме лекции главы из учебников, чтобы иметь возможность более полно и глубоко воспринимать материалы лекций.
На семинарских (практических) занятиях рекомендуется проявлять позитивную активность, принимать участие в дискуссиях, задавать вопросы, высказывать свое мнение при обсуждении тех или иных вопросов тем, конкретных ситуаций, выступать с докладами, участвовать в решении задач, в обсуждении бизнес идей в рамках разрабатываемых проектов, отвечать на поставленные преподавателем вопросы. При этом необходимо вести записи, расширяющие знания студентов по соответстьвующим темам, накапливая материал для успешной сдачи зачета. Для лучшей организации работы целесообразно иметь две тетради (или их электронный аналог- для лекций и для практических занятий. Необходимо сохранять эти тетради не только до момента сдачи зачета, но и до окончания ВУЗа.
К аудиторным занятиям необходимо готовиться. Для этого существует самостоятельная внеаудиторная работа. Она включает в себя работу в библиотеках, дома с учебниками и пособиями, обращение к электронным ресурсам сети интернета.Результаты самостоятельной работы могут приобретать форму личных записей (в тетради) или существовать в виде электронных заметок, фиксирующих основные наработки студента. В электронном виде следует по возможности сохранять написанные доклады, рефераты, отдельные текстовые фрагменты, таблицы, графики, рисунки, результаты решения задач и проч., помогающих уяснить соответствующие темы семинаров. Существенную роль в изучении курса играет постоянное еженедельное отслеживание текущих экономических новостей, позволяющих расширить экономический кругозор студентов, заинтересовать их изучением экономических процессов и дающих возможность постоянно актуализировать содержание семинарских занятий и обеспечивающех непосредственную связь теории и практики. Следует также отметить, что часть самостоятельной работы направлена на изучение вопросов к зачету, которые не были раскрыты ни в лекционном, ни в практическом курсе вследствии недостатка времени для аудиторной работы. Значительная часть проектной деятельности в области социального предпринимательства также осуществляется самостоятельно.
В результате изучения дисциплины бакалавр должен:
• усвоить содержание основной учебной литературы и лекций по курсу;
• познакомиться и научиться анализировать научные статьи и другие источники при работе по темам рефератов и докладов;
• научиться самостоятельно использовать теоретические модели для оценки тех или иных ситуаций в экономике;
• приобрести навыки решения различных задач, иллюстрирующих важнейшие положения экономической науки, и навыки разработки бизнес-идей и их обоснования;
• быть готовым к участия в обсуждении проблем экономики на семинарских занятиях, используя ;
• выработать навыки ведения научно-исследовательской работы при подготовке докладов, рефератов;
, приобрести навыки публичных выступлений, создания презентаций, умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, приводя необходимые аргументы.