МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Деньги, кредит, банки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильЭкономика и финансы
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv38_03_01_Экономика_ЭиФ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Н.О. Деркач;

Рецензент(ы):
д.э.н., Е.Е. Шваков

Рабочая программа дисциплины
Деньги, кредит, банки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 954)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 14.03.2022 г. № 5
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Межов Степан Игоревич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 14.03.2022 г. № 5
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Межов Степан Игоревич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями изучения дисциплины являются формирование знаний и практических навыков по вопросам денежных и кредитных отношений, в области общих вопросов организации и регулирования денежного обращения, значения и направления использования денег, а также функционирования субъектов кредитной системы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен анализировать и содержательно объяснять природу экономических процессов на микро- и макроуровне;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные принципы формирования экономической информации; классификацию аналитических показателей; методики расчета экономических показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации
3.2.Уметь:
3.2.1.классифицировать, систематизировать экономическую информацию для ее подготовки к аналитической работе
формирует систему показателей для проведения анализа; оценивает экономические показатели деятельности хозяйствующих субъектов; решает аналитические задачи с помощью основных методик, способов и приемов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками расчета экономических показателей организации; навыками использования методики комплексного анализа основных показателей хозяйственной деятельности организаций различных форм собственностей

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Необходимость и предпосылки возникновения и применения денег. Сущность и функции денег. Роль и развитие денег в условиях рыночной экономики.
1.1. Необходимость и предпосылки возникновения и применения денег.Сущность и функции денег. Лекции 6 2 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Происхождение денег и их эволюция, сущность и функции денег, виды денег Практические 6 2 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Роль и развитие денег в условиях рыночной экономики. Сам. работа 6 12 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Денежная система Лекции 6 2 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Теории денежных системм. Типы денежных системм. Практические 6 2 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Денежные системы отдельных стран, их эволюция Сам. работа 6 12 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Денежный обоброт, его виды и показатели Лекции 6 1 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Денежный обоброт, его виды и показатели Практические 6 2 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Развитие денежной теории в трудах И. Фишера, М. Фридмэна и других зарубежных и российских экономистов. Сам. работа 6 10 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Платежная система и организация расчетов Лекции 6 1 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Организация наличного денежного обращения Практические 6 1 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Безналичный денежный оборот и система безналичных рачетов. Практические 6 1 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Платежные агенты Сам. работа 6 10 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Инфляция: причины,сущность, формы проявления. Лекции 6 1 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.15. Инфляция: причины,сущность, формы проявления. Практические 6 2 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.16. Закономерности инфляционного процесса. Регулирование инфляции: методы, границы, противоречия. Сам. работа 6 10 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Необходимость и сущность кредита, функции и законы кредита. Формы и виды кредита.
2.1. Необходимость и сущность кредита, функции и законы кредита.Формы и виды кредита. Лекции 6 1 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Необходимость и сущность кредита, функции и законы кредита.Формы и виды кредита. Практические 6 2 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Необходимость и сущность кредита, функции и законы кредита.Формы и виды кредита. Сам. работа 6 10 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Банки и банковская система.Центральные банки и основы их деятельности.Функции центральных банков.Коммерческие банки и их деятельность
3.1. Виды банков.Коммерческие банки и их деятельность(операциии услуги). Лекции 6 1 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Виды банков.Коммерческие банки и их деятельность(операциии услуги). Практические 6 2 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Виды банков.Коммерческие банки и их деятельность(операциии услуги). Сам. работа 6 10 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Центральные банки и основы их деятельности.Функции центральных банков. Лекции 6 1 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Центральные банки и основы их деятельности.Функции центральных банков. Практические 6 2 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.6. Центральные банки и основы их деятельности.Функции центральных банков. Сам. работа 6 8 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

См. Приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС3++ДКБ_Э.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Звонова Е. А., Топчий В. Д. ; Под общ. ред. Звоновой Е.А. ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ. Учебник и практикум: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Мартыненко Н.Н. - Отв. ред., Соколов Ю.А. - Отв. ред. ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. Е. Дворецкая Деньги, кредит, банки : учебник для академического бакалавриата : М. : Издательство Юрайт, 2016 https://biblio-online.ru/viewer/9295C6DF-5CC9-4D66-B4B7-AE525F016957/dengi-kredit-banki#page/6
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Е. Е. Шваков, А. А. Мартенс, Е. О. Горяинова Деньги. Кредит. Банки : практикум АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральный портал «Российское образование» www.edu.ru
Э2 информационный портал журнала «Банковское обозрение» bo.bdc.ru
Э3 информационный банковский портал www.bankir.ru
Э4 Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru
Э5 Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации www.cbr.ru
Э6 Федеральный портал «Российское образование» www.edu.ru
Э7 Курс в Moodle «Деньги. Кредит. Банки» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), бессрочно
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf ),бессрочноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:

СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:

1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

ФОРМЫ ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

К основным видам контроля по дисциплине «Деньги, кредит, банки» можно отнести:
- устный опрос;
- письменные работы.

Каждый из видов контроля осуществляется с помощью определенных форм.
Формы устного контроля
Устный опрос как вид контроля и метод оценивания формируемых компетенций задействован при применении следующих форм контроля: собеседование, коллоквиум, зачет, экзамен.
Собеседование – специальная беседа преподавателя со студентом на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, рассчитанная на выяснение объема знаний студента по определенному разделу, теме, проблеме и т.п.
Зачет и экзамен представляют собой формы промежуточной аттестации студента, определяемые учебным планом подготовки по направлению ВПО.
Формы письменного контроля
Письменные работы включают: тесты, контрольные работы, эссе, рефераты.
Тест является простейшей формой контроля, направленной на проверку владения терминологическим аппаратом и конкретными знаниями в области дисциплины.
Тест состоит из небольшого количества элементарных задач; может предоставлять возможность выбора из перечня ответов; занимает часть учебного занятия (10-30 минут). Частота тестирования определяется преподавателем.