МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-исследовательский семинар: методы научных исследований в экономике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильПрикладная экономика
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv38_04_01_Экономика_ПЭ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.эк. наук, Доц, Обиремко С.И.

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, Доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Научно-исследовательский семинар: методы научных исследований в экономике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 939)

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.07.2029 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Шваков Евгений Евгеньевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.07.2029 г. № 9
Заведующий кафедрой Шваков Евгений Евгеньевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Усвоение магистрантами основных методологических подходов, применяемых в ходе самостоятельных научных исследований в области экономики, в целях написания и защиты выпускной квалификационной работы на степень магистра экономики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять знания (на продвинутом уровне) фундаментальной экономической науки при решении практических и (или) исследовательских задач;
ОПК-1.1 Знать основные положения фундаментальной экономической науки и возможности их использования в профессиональной деятельности
ОПК-1.2 Уметь применять основные положения фундаментальной экономической науки при решении профессиональных задач, в том числе в новой или незнакомой среде и в междисциплинарном контексте
ОПК-1.3 Владеть методами фундаментальной экономической науки решения профессиональных задач
ОПК-2Способен применять продвинутые инструментальные методы экономического анализа в прикладных и (или) фундаментальных исследованиях;
ОПК-2.1 Знать инструментальные методы экономического анализа прикладных и (или) фундаментальных исследованиях
ОПК-2.2 Уметь применять инструментальные методы экономического анализа прикладных и (или) фундаментальных исследованиях
ОПК-2.3 Владеть методологией применения инструментальных методов экономического анализа прикладных и (или) фундаментальных исследованиях
ОПК-3Способен обобщать и критически оценивать научные исследования в экономике;
ОПК-3.1 Знать содержание основных направлений экономических исследований, их современное состояние и роль в формировании системы экономических знаний
ОПК-3.2 Уметь оценивать научные исследования в экономике с позиций их соответствия современным направлениям экономических исследований
ОПК-3.3 Владеть навыками сравнительного анализа и критического осмысления современных экономических исследований
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные методы научных исследований, применяемых при изучении экономических процессов.
Понимать значимость саморазвития для достижения высоких результатов в научных исследованиях и самореализации.
Основные подходы к составлению программы исследований для выявления перспективных направлений на базе критической оценки уже имеющихся результатов, полученных отечественными и зарубежными исследователями.
Подходы к обоснованию актуальности, теоретической и практической значисмости темы исследования
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать методы научных исследований, применяемых при изучении экономических процессов.
Уметь заинтересовать себя в систематической работе над собой для достижения высоких результатой исследовательской деятельности.
Критически оценивать уже достигнутые другими исследователями результаты научных разработок по избранной теме, выявлять нерешенные проблемы и составлять программу исследований в перспективном направлении.
Четко формулировать актуальность, теоретическую и практическую значимость проведенного исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками выявления наиболее важных для раскрытия темы методов научного исследования.
Способностью к саморазвитию.
Способностью к объективной оценке уже достигнутых результатов исследований, к выделению наиболее перспективных направлений дальнейших исследований.
Навыками критического подхода к теоретической и практической значимости своих исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы теории и методологии исследовательской деятельности
1.1. Цель, задачи, принципы научного исследования. Практические 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л1.1
1.2. Цель и задачи научного исследования Сам. работа 2 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л1.2
1.3. Понятие методологии. Система и виды методов исследования.Основные теории в области методологии научных иссследований. Практические 2 0 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.4. Теории методологии.История методологических исследований. Сам. работа 2 10 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Основные методы научного исследования в экономике Практические 2 0 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.6. Основные методы научных исследований в экономике Сам. работа 2 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л1.3
1.7. Методика научной работы. Язык науки. Ключевые понятия эк. исследования Практические 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.3
1.8. Научный стиль изложения. Сам. работа 2 10 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Программа исследования как ее теоретико-организующая основа.
2.1. Основы разработки программы исследования. Практические 2 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.2
2.2. Основы разработки программы исследования. Сам. работа 2 10 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л1.3
2.3. Выбор методологических подходов к раскрытию темы работы Практические 2 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л1.3
2.4. Выбор методологических подходов к раскрытию темы работы - по теме конкретной работы Сам. работа 2 12 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.5. Логика раскрытия темы работы Практические 2 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.3
2.6. Логика раскрытия темы работы. Составление плана работы Сам. работа 2 12 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л1.3
2.7. Проблема новизны исследования. Методология междисциплинарного подхода. Практические 2 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.8. Формулировка новизны исследования. Возвожности использования междисциплинарного подхода в исследовании темы.. Сам. работа 2 12 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.9. Зачет Сам. работа 2 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

1. Статистическое исследование это …
а) получение оптимальных результатов деятельности предприятий в определенных пределах на базе проведенного статистического анализа
б) процесс изучения предприятий посредством системы статистических методов и количественных характеристик, т.е. системы статистических показателей (правильный ответ)
в) целенаправленная деятельность, заключающаяся в получении наилучших результатов при соответствующих условиях, имеющих место на предприятиях
г) качественная оценка деятельности предприятий , направленная на эффективное их развитие.

2. Ниже приведенное утверждение: В основе проведения статистического исследования лежит ____________________ оценка и анализ развития массовых общественных явлений
Ответ: количественная

3. Ниже приведенное утверждение: Статистическое исследование изучает только _______________________ социально-экономические явления и процессы
Ответ: массовые

4. Правильная последовательность этапов статистического исследования: b – первичная обработка статистической информации; a – сбор статистической информации; e – интерпретация полученных результатов d – оценка статистической значимости рассчитанных показателей; c - расчет и анализ обобщающих статистических показателей: _____________________
Ответ: a,b,c,d,e

5. Суть метода статистического наблюдения заключается в сборе и
_____________ исследуемых признаков по каждой единице наблюдения
Ответ: регистрации

6. Ниже приведенное утверждение: Под признаком статистического исследования понимается_______________________ единицы изучаемой статистической совокупности
Ответ: свойство
7. Ниже приведенное утверждение: Вариация признак характеризует _______________ значений изучаемого признака от одной единицы совокупности к другой
Ответ: колеблемость (отклонение)

8. Ниже приведенное утверждение: Статистический показатель это ___________________ оценка свойства изучаемого явления
Ответ: количественная

9. Расхождение между расчетными значениями признака в выборочной совокупности и действительными значениями признака в генеральной совокупности это____________________________
Ответ: ошибка репрезентативности (представительности)

10. Ниже приведенное утверждение: Перечень вопросов, на которые должны быть получены ответы по каждой единицы наблюдения это _____________________ статистического наблюдения
Ответ: программа

11. Группировка, в которой изучаются структура совокупности, называется ___________________
Ответ: структурной

12. Сводка статистических материалов - это:
а) расчленение изучаемой совокупности на группы и подгруппы;
б) обобщение и систематизация первичных данных в целях получения
обобщающих характеристик изучаемого явления по ряду существующих для
него признаков (правильный ответ);
в) подсчет итогов по совокупности в целом и в разрезе групп и подгрупп и
изображение сгруппированных материалов в виде таблиц.

13. Группировка, выявляющая взаимосвязи между изучаемыми признака¬
ми называется:
а) типологической;
б) аналитической (правильный ответ);
в) структурной.

14. Для выявления влияния стажа работы рабочих предприятия на сте¬пень выполнения ими норм выработки построена группировка. Эта группиров-ка ______________________
Ответ: аналитическая

15. Величина интервала определяется как __________________ между верхней и нижней границами интервала
Ответ: разность
16. Основными элементами статистической таблицы являются _______________________
Ответ: подлежащее и сказуемое

17. Подлежащее статистической таблицы характеризует _______________ статистического исследования
Ответ: объект

18. Сумма удельных весов, рассчитанных по одной совокупности, должна быть равна _________ (ответ введите в виде целого числа).
Ответ: 100

19. Для сравнения вариации двух совокупностей необходимо вычислить _________________
Ответ: коэффициент вариации

20. Вариационный ряд - это ряд распределения, построенный по _____________________ признаку
Ответ: количественному

21. В отчетном периоде по сравнению с базисным товарооборот предприятия сервисного обслуживания увеличился в 1,4 раза, а издержки обращения возросли на 18%. Динамика относительного уровня издержек обращения в процентах к товарообороту (ответ введите с точностью до 0,1%)______
Ответ: снижение на 15,7%

22. В 2021 г. предприятие по оказанию сервисных услуг населению увеличило выручку от реализации от оказанных услуг по сравнению с 2020 г. на 10%, а в 2022 г. выручка от реализации по оказанию сервисных услуг населению на данном предприятии по сравнению с 2021 г. снизилась на 5%. Выручка от реализации по оказанию сервисных услуг населению в 2022 г. на этом предприятии по сравнению с 2020 г. _________% (ответ введите с точностью до 0,1 %).
Ответ: 104,5

23. Гистограмма применяется для графического изображения ______________ рядов распределения
Ответ: интервальных

24. Группировка предприятий сервисного обслуживания по формам собственности является примером_______________________ группировки
Ответ: типологической

25. Объединение выполнило план по прибыли на 104 %. По сравнению с прошлым годом прирост размера прибыли по объединению составил 7 %. Относительная величина планового задания (ответ введите с точностью до 0,1 %) равна__________
Ответ:102,9%

26. Органическое топливо переводим в условное с теплотой сгорания 7000 ккал/кг. Какому количеству условного топлива будут адекватны 100 т торфа, теплота сгорания которой 5733,7 ккал/кг. (ответ введите с точностью до 0,1 %) :_______
Ответ: 81,9

27. Показатели обеспеченности населения учреждениями здравоохранения, торговли, сервисного обслуживания – это относительная величина ________________
Ответ: интенсивности

28. Средняя величина признака равна 20, а коэффициент вариации -25 %. Дисперсия признака равна _______ (ответ введите в виде целого числа).
Ответ: 25

29. Имеется ряд распределения: Тарифный разряд рабочих: 2 3 4 5 6
Число рабочих: 8 16 17 12 7
Мода равна ____ разряду (ответ введите в виде целого числа).
Ответ: 4

30. Имеется ряд распределения: Тарифный разряд рабочих: 2 3 4 5 6
Число рабочих: 8 16 17 12 7
Медиана равна ____ разряду (ответ введите в виде целого числа).
Ответ: 4

31. Для значений признака: 3, 5, 6, 9, 11, 12, 13 мода _____________
Ответ : отсутствует

32. Средняя величина признака равна 22, а дисперсия признака – 36. Коэффициент вариации равен __________( ответ введите с точностью до 0,1 %)
Ответ: 27,3

33. Средний квадрат отклонений индивидуальных значений признака от их средней величины – это ________________
Ответ: дисперсия

34. Стоимость реализованной продукции за текущий период увеличилась на 15%.Цены на продукцию за этот период также увеличились на 15%. Количество реализованной продукции ______________
Ответ: не изменилось
35. Количество реализованной продукции за текущий период увеличилось на 20 %. Цены на продукцию за этот период также увеличились на 20 %.Стоимость реализованной продукции ________________ (ответ введите в виде целого числа).
Ответ: увеличилась на 44%

36. Фонд заработной платы рабочих и служащих в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличился на 15%, средняя заработная плата возросла на 10%. Численность работающих изменилась на ______ % (ответ введите с точностью до 0,1).
Ответ: +4,5

37. Ниже приведенное утверждение: Значения признака, повторяющиеся с наибольшей частотой, это структурная средняя величина под названием ___________________
Ответ: мода

38. Охарактеризуйте вид ряда распределения продавцов магазина по уровню образования

Квалификация
продавцов Число
продавцов Удельный вес продавцов
(% к итогу)
не имеют образования
окончили ПТУ 50
150 25
75




Ответ: атрибутивный

39. Ниже приведенное утверждение: Медиана это _______ ________ упорядоченного ряда распределения
Ответ: середина

40. Ниже приведенное утверждение: Статистический ряд динамики характеризует __________________ явления во времени
Ответ: изменение

41. Вид ряда динамики, уровни которого характеризуют размер прибыли предприятий сферы обслуживания населения региона за каждый год периода 2010 – 2022 гг., называется ________________
Ответ: интервальный

42. Тенденцию динамики характеризует ______________________
Ответ: темп прироста

43. План по реализации бытовых услуг по каждому из трех предприятий сервисного обслуживания составил: 200, 270, 400 тыс. рублей. Выполнение плана по реализации бытовых услуг по этим предприятиям соответственно
составило в процентах: 85, 70, 101. Чему равняется средний процент выполнения плана реализации бытовых услуг в целом по трем предприятиям сервисного обслуживания: _________ (ответ введите с точностью до 0,1 %)
Ответ: 87,7

44. Количественной оценкой тесноты и направления линейной связи между двумя случайными величинами является _________________
Ответ: линейный коэффициент корреляции

45. Ниже приведенное утверждение: Если линейный коэффициент корреляции стремится к минус единице, то в зависимости от направления действия, между двумя случайными величинами имеет место __________________ линейная связь
Ответ: обратная

46. При функциональной зависимости линейный коэффициент корреляции должен быть равен строго _______
Ответ: 1

47. Оценкой степени влияния факторной переменной на образование общей вариации результативной переменной является____________
____________________________________
Ответ: эмпирический коэффициент детерминации

48. Если при линейной зависимости двух случайных величин, линейный коэффициент корреляции равен 0, 86, то эмпирический коэффициент детерминации будет равен _______
Ответ: 0,74

49. Средняя зависимость одной случайной величины от другой называется ______________
Ответ: регрессией

50. Величина коэффициента регрессии показывает:
а) среднее изменение результата при изменении фактора на единицу (правильный ответ)
б) характер связи между фактором и результатом
в) тесноту связи между фактором и результатом
г) тесноту связи между исследуемыми факторами

51. Величина, показывающая на сколько процентов изменится в среднем результативная переменная при изменении факторной переменной на 1% называется ___________________________
Ответ: коэффициент эластичности
52. Ниже приведенное утверждение: Оценка значимости уравнения парной линейной регрессии дается с помощью __________________
Ответ: F критерия Фишера

53. Ниже приведенное утверждение: Оценка значимости параметров уравнения регрессии дается с помощью _________________________
Ответ: t-статистики Стьюдента

54. Если по одной и той же выборке рассчитаны регрессии У на Х и Х на У, то совпадут ли в этом случае линии регрессии:____
Ответ: нет
55. Главными компонентами уравнения регрессии являются ________
_____________________
Ответ: статистически значимые факторы

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС Метод. науч. иссл..docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.С. Мокий, Т.А. Лукьянова Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/52148653-1BC1-4CA0-A7A4-E5AFEBF5E662
Л1.2 Дрещинский В.А. Методология научных исследований: М.: Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л1.3 Мокий, М. С. Методология научных исследований : учебник для вузов: Юрайт, 2020 URL: https://urait.ru/bcode/457487
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кравцова Е.Д., Городищева А.Н. Логика и методология научных исследований : учебное пособие Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Горелов, Н. А. Методология научных исследований: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный portal.edu.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства Лань e.lanbook.com
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" www.biblioclub.ru
Э4 Банк России www.cbr.ru
Э5 Министерство Финансов РФ www.minfin.ru
Э6 Министерство экономического развития www.economy.gov.ru
Э7 Госкомстат России gks.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
Acrobat Reader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа охватывает два вида учебных занятий: практические занятия и самостоятельная работа. Посещение занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе над изучаемым
материалом и при подготовке к семинарским занятиям
Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).

Методические рекомендации студентам по изучению рекомендованной литературы
Эти методические рекомендации раскрывают рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы (в том числе самостоятельной работы над рекомендованной литературой) с учетом специфики выбранной студентом очной формы.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Рекомендуется получить в Библиотечно-информационном центре института учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на аудиторных занятиях, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины.
Вторым видом работы , выполняемым при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания и навыки в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать требуемые умения и навыки.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов.

Методические рекомендации по подготовке рефератов
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
Всписок литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.

Методические рекомендации по подготовке доклада
Доклад – это вид краткого, но информативного сообщения о сути рассматриваемого вопроса, различных мнениях об изучаемом предмете. В некоторых случаях допускается изложение собственной точки зрения автора в рамках тематической проблематики, например, в выступлениях на семинарах. Написание доклада предполагает научно-исследовательскую работу, требующую от студента способности к самостоятельным изысканиям, умения преподносить информацию, доступно и квалифицированно отвечать на вопросы. Публичный доклад может быть представлен в письменной и устной форме. Если есть возможность выбора, студенты нередко отдают предпочтение последнему варианту, экономя время и силы.
Готовясь к докладу или реферативному сообщению необходимо составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью.
Стандарты оформления письменного доклада схожи с правилами представления реферата. Отдельного ГОСТа для студенческого доклада не существует, поэтому ориентироваться следует на методические рекомендации вуза или кафедры. Если особых требований к структуре, содержанию и оформлению доклада не предъявляется, можно опираться на известные ГОСТы – 7.32-2001, 7.9-95, используемые при написании курсовых, дипломов, рефератов и других видов исследовательских работ и отчетов.
Методические рекомендации по подготовке эссе
При написании эссе:внимательно прочтите тему;определите тезис, идею, главную мысль, которую собираетесь доказывать;подберите аргументы, подтверждающие ваш тезис(логические доказательства, доводы; примеры, ситуации, случаи, факты из собственной жизни или из литературы; мнения авторитетных людей, цитаты). Придумайте вступление (введение) к рассуждению (опираясь на тему и основную идею текста, возможно, включив высказывания великих людей, крылатые выражения, пословицы или поговорки, отражающие данную проблему. Изложите свою точку зрения.
Сформулируйте общий вывод.
Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы.

Подробнее методические рекомендации по изучению курса представлены в ЭУМК на образовательном портале http://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=2564