Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и эконометрики |
---|---|
Направление подготовки | 38.04.01. Экономика |
Профиль | Прикладная экономика |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | v38_04_01_Экономика_ПЭ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 13 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 88 | 88 | 88 | 88 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономики и эконометрики
Протокол от 01.07.2029 г. № 9
Заведующий кафедрой Шваков Евгений Евгеньевич
1.1. | Усвоение магистрантами основных методологических подходов, применяемых в ходе самостоятельных научных исследований в области экономики, в целях написания и защиты выпускной квалификационной работы на степень магистра экономики. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ОПК-1 | Способен применять знания (на продвинутом уровне) фундаментальной экономической науки при решении практических и (или) исследовательских задач; |
ОПК-1.1 | Знать основные положения фундаментальной экономической науки и возможности их использования в профессиональной деятельности |
ОПК-1.2 | Уметь применять основные положения фундаментальной экономической науки при решении профессиональных задач, в том числе в новой или незнакомой среде и в междисциплинарном контексте |
ОПК-1.3 | Владеть методами фундаментальной экономической науки решения профессиональных задач |
ОПК-2 | Способен применять продвинутые инструментальные методы экономического анализа в прикладных и (или) фундаментальных исследованиях; |
ОПК-2.1 | Знать инструментальные методы экономического анализа прикладных и (или) фундаментальных исследованиях |
ОПК-2.2 | Уметь применять инструментальные методы экономического анализа прикладных и (или) фундаментальных исследованиях |
ОПК-2.3 | Владеть методологией применения инструментальных методов экономического анализа прикладных и (или) фундаментальных исследованиях |
ОПК-3 | Способен обобщать и критически оценивать научные исследования в экономике; |
ОПК-3.1 | Знать содержание основных направлений экономических исследований, их современное состояние и роль в формировании системы экономических знаний |
ОПК-3.2 | Уметь оценивать научные исследования в экономике с позиций их соответствия современным направлениям экономических исследований |
ОПК-3.3 | Владеть навыками сравнительного анализа и критического осмысления современных экономических исследований |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
УК-1.1 | Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода |
УК-1.2 | Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели |
УК-1.3 | Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные методы научных исследований, применяемых при изучении экономических процессов. Понимать значимость саморазвития для достижения высоких результатов в научных исследованиях и самореализации. Основные подходы к составлению программы исследований для выявления перспективных направлений на базе критической оценки уже имеющихся результатов, полученных отечественными и зарубежными исследователями. Подходы к обоснованию актуальности, теоретической и практической значисмости темы исследования |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Использовать методы научных исследований, применяемых при изучении экономических процессов. Уметь заинтересовать себя в систематической работе над собой для достижения высоких результатой исследовательской деятельности. Критически оценивать уже достигнутые другими исследователями результаты научных разработок по избранной теме, выявлять нерешенные проблемы и составлять программу исследований в перспективном направлении. Четко формулировать актуальность, теоретическую и практическую значимость проведенного исследования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками выявления наиболее важных для раскрытия темы методов научного исследования. Способностью к саморазвитию. Способностью к объективной оценке уже достигнутых результатов исследований, к выделению наиболее перспективных направлений дальнейших исследований. Навыками критического подхода к теоретической и практической значимости своих исследований. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы теории и методологии исследовательской деятельности | ||||||
1.1. | Цель, задачи, принципы научного исследования. | Практические | 2 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Цель и задачи научного исследования | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.2, Л1.2 |
1.3. | Понятие методологии. Система и виды методов исследования.Основные теории в области методологии научных иссследований. | Практические | 2 | 0 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
1.4. | Теории методологии.История методологических исследований. | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Основные методы научного исследования в экономике | Практические | 2 | 0 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.6. | Основные методы научных исследований в экономике | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.2, Л1.3 |
1.7. | Методика научной работы. Язык науки. Ключевые понятия эк. исследования | Практические | 2 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л1.3 |
1.8. | Научный стиль изложения. | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Программа исследования как ее теоретико-организующая основа. | ||||||
2.1. | Основы разработки программы исследования. | Практические | 2 | 4 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Основы разработки программы исследования. | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.2, Л1.3 |
2.3. | Выбор методологических подходов к раскрытию темы работы | Практические | 2 | 4 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
2.4. | Выбор методологических подходов к раскрытию темы работы - по теме конкретной работы | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
2.5. | Логика раскрытия темы работы | Практические | 2 | 4 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л1.3 |
2.6. | Логика раскрытия темы работы. Составление плана работы | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.2, Л1.3 |
2.7. | Проблема новизны исследования. Методология междисциплинарного подхода. | Практические | 2 | 4 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
2.8. | Формулировка новизны исследования. Возвожности использования междисциплинарного подхода в исследовании темы.. | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
2.9. | Зачет | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Статистическое исследование это … а) получение оптимальных результатов деятельности предприятий в определенных пределах на базе проведенного статистического анализа б) процесс изучения предприятий посредством системы статистических методов и количественных характеристик, т.е. системы статистических показателей (правильный ответ) в) целенаправленная деятельность, заключающаяся в получении наилучших результатов при соответствующих условиях, имеющих место на предприятиях г) качественная оценка деятельности предприятий , направленная на эффективное их развитие. 2. Ниже приведенное утверждение: В основе проведения статистического исследования лежит ____________________ оценка и анализ развития массовых общественных явлений Ответ: количественная 3. Ниже приведенное утверждение: Статистическое исследование изучает только _______________________ социально-экономические явления и процессы Ответ: массовые 4. Правильная последовательность этапов статистического исследования: b – первичная обработка статистической информации; a – сбор статистической информации; e – интерпретация полученных результатов d – оценка статистической значимости рассчитанных показателей; c - расчет и анализ обобщающих статистических показателей: _____________________ Ответ: a,b,c,d,e 5. Суть метода статистического наблюдения заключается в сборе и _____________ исследуемых признаков по каждой единице наблюдения Ответ: регистрации 6. Ниже приведенное утверждение: Под признаком статистического исследования понимается_______________________ единицы изучаемой статистической совокупности Ответ: свойство 7. Ниже приведенное утверждение: Вариация признак характеризует _______________ значений изучаемого признака от одной единицы совокупности к другой Ответ: колеблемость (отклонение) 8. Ниже приведенное утверждение: Статистический показатель это ___________________ оценка свойства изучаемого явления Ответ: количественная 9. Расхождение между расчетными значениями признака в выборочной совокупности и действительными значениями признака в генеральной совокупности это____________________________ Ответ: ошибка репрезентативности (представительности) 10. Ниже приведенное утверждение: Перечень вопросов, на которые должны быть получены ответы по каждой единицы наблюдения это _____________________ статистического наблюдения Ответ: программа 11. Группировка, в которой изучаются структура совокупности, называется ___________________ Ответ: структурной 12. Сводка статистических материалов - это: а) расчленение изучаемой совокупности на группы и подгруппы; б) обобщение и систематизация первичных данных в целях получения обобщающих характеристик изучаемого явления по ряду существующих для него признаков (правильный ответ); в) подсчет итогов по совокупности в целом и в разрезе групп и подгрупп и изображение сгруппированных материалов в виде таблиц. 13. Группировка, выявляющая взаимосвязи между изучаемыми признака¬ ми называется: а) типологической; б) аналитической (правильный ответ); в) структурной. 14. Для выявления влияния стажа работы рабочих предприятия на сте¬пень выполнения ими норм выработки построена группировка. Эта группиров-ка ______________________ Ответ: аналитическая 15. Величина интервала определяется как __________________ между верхней и нижней границами интервала Ответ: разность 16. Основными элементами статистической таблицы являются _______________________ Ответ: подлежащее и сказуемое 17. Подлежащее статистической таблицы характеризует _______________ статистического исследования Ответ: объект 18. Сумма удельных весов, рассчитанных по одной совокупности, должна быть равна _________ (ответ введите в виде целого числа). Ответ: 100 19. Для сравнения вариации двух совокупностей необходимо вычислить _________________ Ответ: коэффициент вариации 20. Вариационный ряд - это ряд распределения, построенный по _____________________ признаку Ответ: количественному 21. В отчетном периоде по сравнению с базисным товарооборот предприятия сервисного обслуживания увеличился в 1,4 раза, а издержки обращения возросли на 18%. Динамика относительного уровня издержек обращения в процентах к товарообороту (ответ введите с точностью до 0,1%)______ Ответ: снижение на 15,7% 22. В 2021 г. предприятие по оказанию сервисных услуг населению увеличило выручку от реализации от оказанных услуг по сравнению с 2020 г. на 10%, а в 2022 г. выручка от реализации по оказанию сервисных услуг населению на данном предприятии по сравнению с 2021 г. снизилась на 5%. Выручка от реализации по оказанию сервисных услуг населению в 2022 г. на этом предприятии по сравнению с 2020 г. _________% (ответ введите с точностью до 0,1 %). Ответ: 104,5 23. Гистограмма применяется для графического изображения ______________ рядов распределения Ответ: интервальных 24. Группировка предприятий сервисного обслуживания по формам собственности является примером_______________________ группировки Ответ: типологической 25. Объединение выполнило план по прибыли на 104 %. По сравнению с прошлым годом прирост размера прибыли по объединению составил 7 %. Относительная величина планового задания (ответ введите с точностью до 0,1 %) равна__________ Ответ:102,9% 26. Органическое топливо переводим в условное с теплотой сгорания 7000 ккал/кг. Какому количеству условного топлива будут адекватны 100 т торфа, теплота сгорания которой 5733,7 ккал/кг. (ответ введите с точностью до 0,1 %) :_______ Ответ: 81,9 27. Показатели обеспеченности населения учреждениями здравоохранения, торговли, сервисного обслуживания – это относительная величина ________________ Ответ: интенсивности 28. Средняя величина признака равна 20, а коэффициент вариации -25 %. Дисперсия признака равна _______ (ответ введите в виде целого числа). Ответ: 25 29. Имеется ряд распределения: Тарифный разряд рабочих: 2 3 4 5 6 Число рабочих: 8 16 17 12 7 Мода равна ____ разряду (ответ введите в виде целого числа). Ответ: 4 30. Имеется ряд распределения: Тарифный разряд рабочих: 2 3 4 5 6 Число рабочих: 8 16 17 12 7 Медиана равна ____ разряду (ответ введите в виде целого числа). Ответ: 4 31. Для значений признака: 3, 5, 6, 9, 11, 12, 13 мода _____________ Ответ : отсутствует 32. Средняя величина признака равна 22, а дисперсия признака – 36. Коэффициент вариации равен __________( ответ введите с точностью до 0,1 %) Ответ: 27,3 33. Средний квадрат отклонений индивидуальных значений признака от их средней величины – это ________________ Ответ: дисперсия 34. Стоимость реализованной продукции за текущий период увеличилась на 15%.Цены на продукцию за этот период также увеличились на 15%. Количество реализованной продукции ______________ Ответ: не изменилось 35. Количество реализованной продукции за текущий период увеличилось на 20 %. Цены на продукцию за этот период также увеличились на 20 %.Стоимость реализованной продукции ________________ (ответ введите в виде целого числа). Ответ: увеличилась на 44% 36. Фонд заработной платы рабочих и служащих в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличился на 15%, средняя заработная плата возросла на 10%. Численность работающих изменилась на ______ % (ответ введите с точностью до 0,1). Ответ: +4,5 37. Ниже приведенное утверждение: Значения признака, повторяющиеся с наибольшей частотой, это структурная средняя величина под названием ___________________ Ответ: мода 38. Охарактеризуйте вид ряда распределения продавцов магазина по уровню образования Квалификация продавцов Число продавцов Удельный вес продавцов (% к итогу) не имеют образования окончили ПТУ 50 150 25 75 Ответ: атрибутивный 39. Ниже приведенное утверждение: Медиана это _______ ________ упорядоченного ряда распределения Ответ: середина 40. Ниже приведенное утверждение: Статистический ряд динамики характеризует __________________ явления во времени Ответ: изменение 41. Вид ряда динамики, уровни которого характеризуют размер прибыли предприятий сферы обслуживания населения региона за каждый год периода 2010 – 2022 гг., называется ________________ Ответ: интервальный 42. Тенденцию динамики характеризует ______________________ Ответ: темп прироста 43. План по реализации бытовых услуг по каждому из трех предприятий сервисного обслуживания составил: 200, 270, 400 тыс. рублей. Выполнение плана по реализации бытовых услуг по этим предприятиям соответственно составило в процентах: 85, 70, 101. Чему равняется средний процент выполнения плана реализации бытовых услуг в целом по трем предприятиям сервисного обслуживания: _________ (ответ введите с точностью до 0,1 %) Ответ: 87,7 44. Количественной оценкой тесноты и направления линейной связи между двумя случайными величинами является _________________ Ответ: линейный коэффициент корреляции 45. Ниже приведенное утверждение: Если линейный коэффициент корреляции стремится к минус единице, то в зависимости от направления действия, между двумя случайными величинами имеет место __________________ линейная связь Ответ: обратная 46. При функциональной зависимости линейный коэффициент корреляции должен быть равен строго _______ Ответ: 1 47. Оценкой степени влияния факторной переменной на образование общей вариации результативной переменной является____________ ____________________________________ Ответ: эмпирический коэффициент детерминации 48. Если при линейной зависимости двух случайных величин, линейный коэффициент корреляции равен 0, 86, то эмпирический коэффициент детерминации будет равен _______ Ответ: 0,74 49. Средняя зависимость одной случайной величины от другой называется ______________ Ответ: регрессией 50. Величина коэффициента регрессии показывает: а) среднее изменение результата при изменении фактора на единицу (правильный ответ) б) характер связи между фактором и результатом в) тесноту связи между фактором и результатом г) тесноту связи между исследуемыми факторами 51. Величина, показывающая на сколько процентов изменится в среднем результативная переменная при изменении факторной переменной на 1% называется ___________________________ Ответ: коэффициент эластичности 52. Ниже приведенное утверждение: Оценка значимости уравнения парной линейной регрессии дается с помощью __________________ Ответ: F критерия Фишера 53. Ниже приведенное утверждение: Оценка значимости параметров уравнения регрессии дается с помощью _________________________ Ответ: t-статистики Стьюдента 54. Если по одной и той же выборке рассчитаны регрессии У на Х и Х на У, то совпадут ли в этом случае линии регрессии:____ Ответ: нет 55. Главными компонентами уравнения регрессии являются ________ _____________________ Ответ: статистически значимые факторы |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Метод. науч. иссл..docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В.С. Мокий, Т.А. Лукьянова | Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | М.: Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/52148653-1BC1-4CA0-A7A4-E5AFEBF5E662 |
Л1.2 | Дрещинский В.А. | Методология научных исследований: | М.: Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
Л1.3 | Мокий, М. С. | Методология научных исследований : учебник для вузов: | Юрайт, 2020 | URL: https://urait.ru/bcode/457487 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кравцова Е.Д., Городищева А.Н. | Логика и методология научных исследований : учебное пособие | Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Горелов, Н. А. | Методология научных исследований: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства Лань | e.lanbook.com | ||
Э3 | Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" | www.biblioclub.ru | ||
Э4 | Банк России | www.cbr.ru | ||
Э5 | Министерство Финансов РФ | www.minfin.ru | ||
Э6 | Министерство экономического развития | www.economy.gov.ru | ||
Э7 | Госкомстат России | gks.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip Acrobat Reader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ: - работа с преподавателем; - самостоятельная работа. Работа охватывает два вида учебных занятий: практические занятия и самостоятельная работа. Посещение занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе над изучаемым материалом и при подготовке к семинарским занятиям Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1й – организационный; 2й - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). Методические рекомендации студентам по изучению рекомендованной литературы Эти методические рекомендации раскрывают рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы (в том числе самостоятельной работы над рекомендованной литературой) с учетом специфики выбранной студентом очной формы. Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса. Рекомендуется получить в Библиотечно-информационном центре института учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на аудиторных занятиях, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины. Вторым видом работы , выполняемым при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания и навыки в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать требуемые умения и навыки. Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины. В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов. Методические рекомендации по подготовке рефератов Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. Всписок литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. Методические рекомендации по подготовке доклада Доклад – это вид краткого, но информативного сообщения о сути рассматриваемого вопроса, различных мнениях об изучаемом предмете. В некоторых случаях допускается изложение собственной точки зрения автора в рамках тематической проблематики, например, в выступлениях на семинарах. Написание доклада предполагает научно-исследовательскую работу, требующую от студента способности к самостоятельным изысканиям, умения преподносить информацию, доступно и квалифицированно отвечать на вопросы. Публичный доклад может быть представлен в письменной и устной форме. Если есть возможность выбора, студенты нередко отдают предпочтение последнему варианту, экономя время и силы. Готовясь к докладу или реферативному сообщению необходимо составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Стандарты оформления письменного доклада схожи с правилами представления реферата. Отдельного ГОСТа для студенческого доклада не существует, поэтому ориентироваться следует на методические рекомендации вуза или кафедры. Если особых требований к структуре, содержанию и оформлению доклада не предъявляется, можно опираться на известные ГОСТы – 7.32-2001, 7.9-95, используемые при написании курсовых, дипломов, рефератов и других видов исследовательских работ и отчетов. Методические рекомендации по подготовке эссе При написании эссе:внимательно прочтите тему;определите тезис, идею, главную мысль, которую собираетесь доказывать;подберите аргументы, подтверждающие ваш тезис(логические доказательства, доводы; примеры, ситуации, случаи, факты из собственной жизни или из литературы; мнения авторитетных людей, цитаты). Придумайте вступление (введение) к рассуждению (опираясь на тему и основную идею текста, возможно, включив высказывания великих людей, крылатые выражения, пословицы или поговорки, отражающие данную проблему. Изложите свою точку зрения. Сформулируйте общий вывод. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы. Подробнее методические рекомендации по изучению курса представлены в ЭУМК на образовательном портале http://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=2564 |