МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Государственное стратегическое планирование и прогнозирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильПрикладная экономика
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планv38_04_01_Экономика_ПЭ-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 89
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Сабына Елена Николаевна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Государственное стратегическое планирование и прогнозирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 939)

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н.,профессор Мищенко В.В


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н.,профессор Мищенко В.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование у магистрантов теоретических знаний и практических навыков по методологии планирования социально-экономического развития территорий, умений применять полученные знания в своей практической деятельности.
Задачами изучения являются: сформировать теоретические знания в области планирования социально-экономического развитии территорий;
изучить действующие нормативные документы в сфере планирования социально-экономического развития территорий.
выработать умения использовать нормативные документы в сфере планирования социально-экономической деятельности в своей повседневной работе.
практическое освоение методик анализа планов и программ социально-экономического развития территорий.
обучения умению оценивать планы и программы социально-экономического развития территорий с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных экономических последствий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен проводить бизнес-анализ развития территориальных систем различного уровня
ПК-1.1 Знает методологию бизнес-анализа развития территориальных систем различного уровня
ПК-1.2 Умеет проводить бизнес-анализ развития территориальных систем различного уровня
ПК-1.3 Владеет навыками представления результатов бизнес-анализа развития территориальных систем различного уровня
ПК-3Способен руководить процессом проведения бизнес-анализа развития территориальных систем различного уровня
ПК-3.1 Знает приемы и методы управления бизнес-анализом развития территориальных систем различного уровня
ПК-3.2 Умеет организовать бизнес-анализ развития территориальных систем различного уровня
ПК-3.3 Владеть способами и приёмами управления бизнес-анализом развития территориальных систем различного уровня
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает методологию бизнес-анализа развития территориальных систем различного уровня.
Знает приемы и методы управления бизнес-анализом развития территориальных систем различного уровня.

3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет проводить бизнес-анализ развития территориальных систем различного уровня.
Умеет организовать бизнес-анализ развития территориальных систем различного уровня.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками представления результатов бизнес-анализа развития территориальных систем различного уровня.
Владеть способами и приемами управления бизнес-анализом развития территориальных систем различного уровня.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологичекие и теоретические основы планирования социально-экономического развития территории
1.1. Научные основы планирования Лекции 3 2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Научные основы планирования Практические 3 2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Научные основы планирования Сам. работа 3 9 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Методология планирования Сам. работа 3 10 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Методология планирования Лекции 3 2
1.6. Методология планирования Практические 3 2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Организация планирования социально-экономического развития Практические 3 2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Прогнозирование социально-экономического развития Лекции 3 2
1.9. Прогнозирование социально-экономического развития Практические 3 2
1.10. Организация планирования социально-экономического развития Сам. работа 3 12 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.11. Организация социально-экономического развития Лекции 3 2
1.12. Исторический опыт социально-экономического планирования в СССР и за рубежом. Сам. работа 3 8 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Стратегическое планирование и программирование социально-экономического развития территорий
2.1. Стратегическое планирование Лекции 3 2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Стратегическое планирование Сам. работа 3 14 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Стратегическое планирование Практические 3 2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Программно-целевое планирование Практические 3 2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Программно-целевое планирование Сам. работа 3 14 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Программно-целевое планирование Практические 3 2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.7. Территориальное планирование Сам. работа 3 8 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.8. Национальные проекты Практические 3 4
2.9. Национальные проекты Сам. работа 3 14

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8993
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1: Способен проводить бизнес-анализ развития территориальных систем различного уровня
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Кто является участником стратегического планирования на федеральном уровне?
а) Государственная Дума;
б) Общественная палата;
в) Высший арбитражный суд;
г) Генеральная прокуратура.
Ответ а
Вопрос 2. К числу обязательных участников стратегического планирования на уровне субъекта РФ не относятся...
а) высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
б) общественные организации;
в) законодательный (представительный) орган государственной власти
субъекта РФ.
Ответ: б
Вопрос 3. Результат анализа сильных и слабых сторон территорий, а также определения возможностей и препятствий ее развития, это:
а)оперативный анализ
б)мониторинг
в)SWOT – анализ
Ответ в
Вопрос 4. Какое из перечисленных министерств является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим координацию и методическое обеспечение разработки и корректировки документов стратегического планирования?
а) Министерство обороны России;
б) Минюст России;
в) Министерство иностранных дел России;
г) Минэкономразвития России.
Ответ г
Вопрос 5. Какой из указанных документов одновременно являются документами бюджетного планирования и документами стратегического планирования?
а)Бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период;
б)Стратегический прогноз Российской Федерации;
в) Стратегия национальной безопасности.
Ответ а
Вопрос 6. Прогноз характеризует научное предвидение на уровне:
а) только качественных характеристик;
б) и качественных, и количественных характеристик;
в) количественных характеристик;
Ответ б
Вопрос 7. Что означает прогноз
а) вероятность наступления экономического события
б) определение потребности
в) определение производственной мощности
г) определение роли предприятия в развитии региона
Ответ а
Вопрос 8. Какая из форм научного предвидения является наименее достоверной?
а) гипотеза
б) прогноз
в) план
Ответ а
Вопрос 9. Какой из ниженазванных методов принадлежит к методу коллективных экспертных оценок?
а) метод «мозгового штурма»;
б) метод «откровений»;
в) метод разведки
Ответ а
Вопрос 10. Фактор, оказывающий наиболее существенное влияние на прогнозирование реальных доходов населения
а)налоги
б) индекс цен
в) продолжительность жизни
Вопрос 11.
Ответ б
Вопрос 12. Какая форма планирования должна превалировать в рыночной экономике?
а) директивная, но на уровне макроэкономики
б) индикативная, но на уровне предприятий
в) директивно-индикативная в зависимости от сфер и решаемых задач
Ответ в
Вопрос 13. Кем определяется срок реализации муниципальной программы?
а) предприятиями
б) городской прокуратурой
в) местной администрацией
Ответ в
Вопрос 14. Какой вид обеспечения не предусматриваются Федеральным законом № 172-ФЗ?
а) кадровое
б) научно-техническое
в) ресурсное
г) процессуальное
Ответ г
Вопрос 15. Какой из перечисленных органов в соответствии с Федеральным законом № 172-ФЗ осуществляет руководство государственной политикой в сфере стратегического планирования в сфере стратегического планирования?
а) Президент РФ
б) Счетная палата
в) федеральные министерства
Ответ а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1.В рыночной экономике используется в больше мере индикативное или директивное планирование?
индикативное
2. Основной нормативно-правовой акт, регулирующий систему стратегического планирования в РФ?
ФЗ №172 "О стратегическом планировании в РФ"
3. Отличительной характеристикой прогноза является ?
вероятностный характер
4. Назовите не менее трех принципов планирования?
непрерывности, оптимальности, реалистичности...
5. Назовите виды планирования в зависимости от временного интервала, горизонта
краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное
6.В советском союзе использовалось какое планирование?
директивное
7. Назовите основной стратегической документ Алтайского края?
Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2035 г
8.Назовите не менее трех национальные проектов
«Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Культура», «Безопасные и качественные дороги», «Жилье и городская среда», «Экология», «Наука и университеты» «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Производительность труда» «Международная кооперация и экспорт», «Цифровая экономика Российской Федерации», «Туризм и индустрия гостеприимства», Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры
9.Назовите не менее трех примеров государственный программ
Государственная программа «Развитие здравоохранения»
Государственная программа «Развитие образования»
Государственная программа «Социальная поддержка граждан»
Государственная программа «Доступная среда»
Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»
Государственная программа «Содействие занятости населения»
Государственная программа «Развитие культуры»
Государственная программа «Охрана окружающей среды»
Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта»
Государственная программа «Реализация государственной национальной политики»
Государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»
Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика»
Государственная программа «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности»
Государственная программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса»
Государственная программа «Развитие авиационной промышленности»
Государственная программа «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений»
Государственная программа «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности»
Государственная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности»
Государственная программа «Космическая деятельность России»
Государственная программа «Развитие атомного энергопромышленного комплекса»
Государственная программа «Информационное общество»
Государственная программа «Развитие транспортной системы»
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
Государственная программа «Развитие рыбохозяйственного комплекса»
Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий»
Государственная программа «Воспроизводство и использование природных ресурсов»
Государственная программа «Развитие лесного хозяйства»
Государственная программа «Развитие энергетики»
Государственная программа «Обеспечение обороноспособности страны»
Государственная программа «Обеспечение государственной безопасности»
Государственная программа «Обеспечение защиты личности, общества и государства»
Государственная программа «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»
Государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»
Государственная программа «Управление государственным материальным резервом»
Государственная программа «Обеспечение химической и биологической безопасности Российской Федерации»
Государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа»
Государственная программа «Развитие Северо-Кавказского федерального округа»
Государственная программа «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами»
Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»
Государственная программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя»
Государственная программа «Социально-экономическое развитие Калининградской области»
Государственная программа «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»
Государственная программа «Внешнеполитическая деятельность»
Государственная программа «Юстиция»
Государственная программа «Эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса»
Государственная программа «Поддержка и продвижение русского языка за рубежом»
Государственная программа «Содействие международному развитию»
Государственная программа «Национальная система пространственных данных»
Государственная программа «Развитие туризма»
Государственная программа «Строительство».
10.Назовите основной нормативно-правовой акт, определяющий цели развития Российской Федерации
Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
11.Назовите не менее трех целей развития РФ до 2030 г.
а) сохранение населения, здоровье и благополучие людей;
б) возможности для самореализации и развития талантов;
в) комфортная и безопасная среда для жизни;
г) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;
д) цифровая трансформация.
12.Назовите не менее трех документов стратегического планирования в рамках целепологания
Ежегодное Послание Президента Российской Федерации, Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности, Стратегия научно-технологического развития, Стратегия Пространственного развития
13. На что направлен национальный проект
направленный на достижение национальных целей и их целевых показателей, и обеспечивающий достижение общественно - значимых результатов и их показателей
14.Как называется документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
государственная программа
15. Как называется документ стратегического планирования определяющий цели на ближайший год?
Бюджетное послание Президента РФ
16.Метод планирования, который задает процедуру стратегического анализа внешней и внутренней среды, поскольку позволяет выявить факторы внешней среды, представляющие возможности и угрозы для развития территории при одновременной оценке сильных и слабых сторон его внутренней среды
SWOTанализ
17.Метод планирования, который основан на определении и использовании системы прогрессивных норм и нормативов, учитывающих мероприятия по повышению технического и организационного уровня производства, по использованию сырья и материалов, повышению производительности труда?
нормативный метод
18.Обязательная официальная процедура, обеспечивающая для общественности возможность выразить свое мнение в отношении проектов нормативно-правовых актов, а также других важных вопросов государственной и общественной жизни, по результатам знакомства с доступной, в том числе официальной информацией, проводимая до представления данных нормативно-правовых актов на утверждение
общественное обсуждение
19.Как называется деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, планов деятельности федеральных органов исполнительной власти и иных планов в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания
планирование
20.Как называется документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о внешних и внутренних условиях, направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный или долгосрочный период?
прогноз социально-экономического развития Российской Федерации
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-3: Способен руководить процессом проведения бизнес-анализа развития территориальных систем различного уровня
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1.Разработка прогнозов и планов различного временного аспекта и их
увязка между собой - это принцип:
а) социальной ориентации;
б) повышение эффективности производства;
в) непрерывности;
г) системности.
ответ г
2.Какой принцип предполагает первоочередное решение важных задач:
а) приоритетности;
б) непрерывности;
в)целенаправленности;
г) альтернативности;
д) системности.
ответ а
3.Какой характер носят прогноза
а) заданный
б)вероятностный
в) однозначный
ответ б
4.Директивное планирование применяется в
а) в наименее развитых странах
б) в рыночной экономике
в) условиях командно-административной экономики
Ответ в
5. Разработку балансов предполагает балансовый метод
а)материальных
б) трудовых
в) финансовых
г) все ответы верны
Ответ г
6. Прогноз представляет собой
а) порядок работы, намеченный на определенный период
б) расчет основных показателей
в) предвидение, предсказание, основанное на определенных данных
Ответ в
7.Основной принцип планирования
а) научной обоснованности
б) заданности
в) пропорциональности
Ответ а
8.Основной нормативно-правовой акт, который регулирует осуществление планирование на уровне РФ
а) О планировании в РФ
б) Об индикативном планировании в РФ
в) О стратегическом планирование в РФ
Ответ в
9. При общей оценке эффективности национальных программ и проектов руководствуются
а) уровнем социальной и экономической эффективности
б)технологическим уровнем продукции
в) наличием отечественных ресурсов
Ответ а
10. План – это документ, содержащий:
а) целевые показатели
б) мероприятия и сроки их выполнения
в) порядок выполнения мероприятий
г) все ответы верны
Ответ г
11… относятся к микроэкономическим прогнозам
а) региональные прогнозы
б) макроэкономические прогнозы
в) прогнозы предприятий и организаций
Ответ в
12. опираются на использование математического аппарата
а) алгоритмические методы прогнозирования
б)методы экспертных оценок
в)интуитивные методы прогнозирования
Ответ а
13Метод, который используется обязательно при разработке стратегий
а)SWOT анализ
б)PEST анализ
в)метод средних скользящих
Ответ а
14. Действующая стратегия Алтайского края разработана до
а) 2025г.;
б) 2035 г.
в) 2055 г.
Ответ б
15.Документом стратегического планирования разрабатываемым на субъекта РФ является:
а)стратегия социально-экономического развития
б)стратегия безопасности
в)бюджетное послание
Ответ а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Метод, который заключается в прогнозировании, например, уровня и структуры спроса путем принятия за эталон фактические данные отдельных рынков называется
метод аналогий
2. Соотношение спроса, предложения, цены в конкретный момент называется … рынка
конъюнктура
3.Верно ли, что страхование — система экономических отношений, включающая образование специального фонда средств и использование его для возмещения ущерба от неблагоприятных событий
да
4. Метод, основанный на выработке решений, на основе совместного обслуживания проблемы экспертами называется
мозговой штурм
5.Бизнес-план это
это чёткая программа действий предприятия, рассчитанная на определённый срок
6.Назовите любой один из разделов, который идет в начале бизнес-плана
титульный лист или содержание или резюме.
7.Часть территории Российской Федерации, которая включает в себя территории двух и более субъектов Российской Федерации, социально-экономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития при разработке документов стратегического планирования
макрорегион
8.Как называется деятельность участников стратегического планирования по разработке научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития, об угрозах национальной безопасности Российской Федерации, о направлениях, результатах и показателях социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
прогнозирование
9. Как называется планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения
территориальное планирование
10.Как называется определение направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
целеполагание
11. Организация решила арендовать, новый станок. Плата за аренду рассматривается как затраты ...
постоянные
12. Физический износ считается неустранимым, если ...
если его невозможно физический устранить
13. Микросреда фирмы - это...
это то на что может влиять фирма (субъекты и обьекты)
14.Понятие конкурентоспособности продукции означает соответствие товара ...
покупателям
15.Событие, чрезвычайные обстоятельства, которые не могут быть предусмотрены,
предотвращены или устранены какими – либо мероприятиями (например,
стихийное бедствие) и которые освобождают от имущественной ответственности за неисполнение договора или причинение вреда.
форс мажор
16.Количество продукции, при котором фирма не имеет ни прибыли, ни убытка.
точка безубыточности
17. Период времени, необходимый для того, чтобы
доходы, генерируемые инвестициями, покрыли затраты на инвестиции
Срок окупаемости
18. Возможность (опасность) наступления такого события, в результате которого субъект, принявший
решение, теряет полностью или частично свои ресурсы, недополучает
ожидаемый доход или несет дополнительные материальные и финансовые
расходы
риск
19. В планировании заключается в том, что планы непрерывно приходят на смену друг другу по схеме скользящего планирования, а именно – оперативный план накладывается на тактический, а они, в свою очередь – на стратегический план
непрерывности
20. Юридическое или физическое лицо, принимающее решение о вложении собственных, заемных или привлеченных имущественных и интеллектуальных ценностей в инвестиционный проект и выступающее в роли вкладчика, кредитора.
инвестор
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра (для обучающихся, не получивших экзамена по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса
Вопросы
1. Понятие планирования
2. Виды планирования.
3. Принципы планирования.
4. Методы планирования: нормативный и балансовый
5. Национальные проекты.
6. Государственные программы.
7. Территориальное планирование.
8. Планирование в советский период.
9. Экспертные методы планирования
10. Стратегия Алтайского края
11. Понятие прогноза.
12. Виды документов стратегического планирования в рамках целеполагания.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Прокопов Ф.Т. - отв. ред. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 И. Н. Ильина [и др.] ; под общ. ред. Ф. Т. Прокопова Региональная экономика и управление развитием территорий: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Сушенцева Н.В., Псарев В.И., Гончаров И.А. Вопросы территориального планирования: учеб.-метод. пособие Новосибирск: Сиб. кн. изд-во, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лимонов Л.Э. - под общ. ред., Жихаревич Б.С. - под ред., Одинг Н.Ю. - под ред., Русецкая О.В. - под ред. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ В 2 Т. ТОМ 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Лимонов Л.Э. - под общ. ред., Жихаревич Б.С. - под ред., Одинг Н.Ю. - под ред., Русецкая О.В. - под ред. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ В 2 Т. ТОМ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://transeconom.boom.ru – материалы по транзитивной экономике.
Э2 2. http://www.forecast.ru – Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (г. Москва).
Э3 3. http:// www.beafnd.org – Фонд «Бюро экономического анализа» (г. Москва).
Э4 4. http://www.cbr.ru – Центральный банк Российской Федерации.
Э5 5. http://www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития и торговли Российской федерации.
Э6 6. http://www.csr.ru – Центр стратегических разработок.
Э7 7. http://www.iet.ru – Институт экономики переходного периода (г. Москва).
Э8 8. http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал – ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ – учебные материалы.
Э9 9. http://www.ido.nstu.ru – Образовательный портал НГТУ, учебные материалы, факультет бизнеса, стратегическое планирование.
Э10 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения


Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.